Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ольга ШИЛОВА,
г. Москва

"Симпатичные" задачи

Как провести урок, чтобы детям было интересно, чтобы обычная задача стала симпатичной или задачей-сюрпризом. Ответ на эти вопросы можно найти в работе Ольги ШИЛОВОЙ, г. Москва.

Тема. "Решение простых и составных задач".

Цели. Закрепить умения решать простые задачи; учить основным приемам работы над задачей (анализ условия, составление краткой записи, ход рассуждений с опорой на главные слова условия и вопроса); формировать грамотную математическую речь, вычислительные навыки на текстовых задачах; развивать такие качества, как критичность, систематичность, последовательность, осознанность, аргументированность путем различных форм и методов работы над простой и составной задачей на сложение и вычитание; способствовать развитию логического мышления, внимания, смекалки; воспитывать индивидуальность в каждом ученике.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Прочитайте, что нас ждет на этом уроке.

На доске.

План урока

1. Разминка.
2. Интересное задание.
3. Симпатичная задачка.
4. Очень трудная задача.
5. Задача-сюрприз.

У. С чего начнем?

Дети. С разминки.

У. Каждый урок мы тренируем свою память, речь, наблюдательность. И в этом нам помогают числа. Какое же число мы встретили сегодня первым?

Д. Четвертое.

У. О чем оно нам рассказало?

Д. О том, что сегодня уже четвертый день весны.

У. Да, по календарю сегодня четвертый день весны, а вот орнитологи считают, что весну приносят на своих крыльях грачи, которые прилетают к нам с 12 до 19 марта, а астрономы первым днем весны считают 21 марта – день весеннего равноденствия. Запишите названные числа. Подберите из названных чисел такую пару к числу 4, чтобы интересно было сравнивать их. А что значит "интересно сравнивать"?

Д. То есть найти больше сходного и различного.

У. Запишите эту пару в тетради, я добавлю еще один-два числа, а вы продолжите эту цепочку еще на одно-два числа, не нарушая моей закономерности.

 II. Тема урока

У. А только ли числа можно сравнивать?

Д. Нет.

У. А что еще?

Д. Все можно.

У. Ну, если все, то попробуем сравнить математические рассказы, но не любые, а только те, что зашифрованы в шараде.

Первое – предлог, второе – летний дом,
А целое порой решается с трудом.
Что это?

Д. Задача.

У. Выберите из данных рассказов задачи.

Пять монет плюс шесть монет. Сколько получится?

Д. Это не задача, так как нет главного – не нужно выбирать действие.

У. На двух липах семь гнезд. Сколько гнезд на каждой липе?

Д. Задача с недостающими данными. Решается методом подбора чисел, сумма которых равна семи.

У. На первом дереве было три новых скворечника, а на втором – столько же старых. Сколько скворечников на двух деревьях вместе?

Д. Задача, то есть есть условие и вопрос. Решение: 3 + 3 = 6 (скворечников).

У. А для меня эта задача интересна. Как вы думаете, чем?

Д. Число записано буквами, есть выражение "столько же" вместо другого числа.

У. Какова высота ели, если высота сосны – 14 м, а ель – на 6 м ниже ее?

Д. Это задача.

У. Знакома ли вам эта задача?

Д. Она похожа на домашнюю по сборнику задач для первого класса Л.А. Богуславской, М-97, с. 54, № 38.

У. Посмотрите на решение домашней задачи. В чем сходство и различие?

Д. Похожи условием, числами, вопросом, разные – главными словами в условии.

У. Найти ее краткую запись.

Дети выполняют задание.

 Сравним решения. Каково оно в моей и в домашней задаче?

Д. Они одинаковые.

У. Почему одинаковые?

Д. 14 – 6 = 8 (м), так как домашняя задача в косвенной форме.

У. Поставьте вопрос к следующему условию, такой, чтобы она решалась тем же вычитанием, как и домашняя: у ребят было 14 скворечников. Они сделали еще 6.

Дети выполняют задание.

– Подведем некоторый итог.

Перед вами памятка, которой мы будем пользоваться и дома, и в классе. Она поможет выражать свои мысли грамотно и кратко.

Памятка

– Итак, прочитайте, какие главные слова в задачах дают информацию о выборе действия сложения, вычитания.

Ответы детей.

III. Физкультминутка "Наш Незнайка"

У. Наш Незнайка потянулся
Руки в боки и нагнулся.
Встал, присел и снова встал.
На носочки встал легонько
И за парту сел тихонько.

IV. Тема урока (продолжение)

У. Проверим свои силы в самостоятельной работе. Выбирайте задачу, которую можете решить без моей помощи.

У каждого ученика вариант с посильным заданием.

Дети выполняют задание.

– Теперь я вижу, что вы готовы к следующему заданию: пока (называет ученика) будет работать над краткой записью очень трудной задачи, мы попробуем восстановить по готовой краткой записи и решению саму задачу. Подскажу, что задача была про длину лапок перелетных птиц.

Задачу, которую сформулирует каждый из вас, мы не сможем проверить, но вы должны внимательно слушать отвечающего, чтобы суметь доказать, правильно ли он ее составил.

6 + (6 – 4)

Д. У скворца лапки 6 см, у ласточки – на 4 см короче, а у грача – как у скворца и ласточки вместе. Какова длина лапок у грача?

У. По-моему, получилась очень симпатичная задачка. А теперь перейдем к очень трудной задаче.

К кормушке прилетели 15 воробьев, синиц на 7 больше, чем снегирей, а снегирей – на 6 меньше, чем воробьев. Сколько всего птиц прилетело?

– Проанализируем краткую запись такого запутанного условия.

1. Прочитайте, что известно.
2. Что сказано про синиц? Снегирей?
3. Что нужно узнать?

Правильно ли составлена краткая запись?

Определим ход решения задачи.

Дети записывают решение самостоятельно с последующей проверкой у доски. Учитель заранее готовит решение.

1. 15 – 6 = 9 (снег.)
2. ............................

– Сравните свое решение с нашим. А почему вы не хотите спросить, чем она очень трудная?

Д. В ней сравнивали синиц со снегирями, а про них мы ничего не знали.

У. Даже такая запутанная задача оказалась нам по плечу. А теперь, как обычно, когда хорошо поработаем, послушаем задачу-сюрприз.

На заборе сидели 6 воробьев. Подкрался кот и одного съел. Сколько осталось воробьев на заборе?

Д. Ноль.

V. Итог урока

У. Вы хорошо потрудились. А что было самым интересным сегодня? А трудным?

Ответы детей.