Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2002

ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ

Виктор ВЫГОНОВ

Гобелен

В залах музеев на стенах вы наверняка не раз видели огромные шерстяные картины. И порой трудно поверить, что сцены битв, великолепные пейзажи, портреты знатных вельмож выполнены не красками, а искусным переплетением нитей.

Эти картины носят название гобелен (шпалера) – вытканный вручную ковер-картина. Свое название они получили от известных французских красильщиков Гобеленов, имя которых утвердилось за мануфактурой и ее изделиями. В 1662 г. мануфактура Гобеленов и ряд других частных шпалерных мастерских были объединены в королевскую мануфактуру, действующую и в настоящее время в предместье Сен-Марсель (Франция).

Гобелены выполнялись цветными шерстяными и шелковыми (иногда также серебряными и золотыми) нитями по рисункам (картонам) управлявшего мануфактурой Ш.Лебрена, а в XVIII в. – по рисункам художников Ф.Буше, Ж.Б. Удри. Гобелены ткали на специальных ручных станках методом выборочного ткачества, то есть по отдельным участкам, которые затем сшивали тонкой шелковой нитью. Характерная особенность шпалер — рубчатая поверхность лицевой стороны, создаваемая нитями основы, и неровная изнаночная сторона, образуемая швами и нитями утка.

Высокие художественные достоинства гобеленов XVII—XVIII вв. (с историческими, религиозными, мифологическими и литературными сюжетами) сделали их настолько популярными, что гобеленами стали называться вначале подражавшие им шпалеры других мануфактур Франции и других европейских стран. В XIX в. художественный уровень гобеленов резко падает, но с 30-х гг. XX в. искусство гобелена возрождается на новой художественно-стилевой основе. Картоны для гобеленов в конце XIX — начале XX вв. создавали художники Г.Жефруа, К.Моне, Ж.Ф. Рафаэлли.

В 1717 г. открывается первая в России шпалерная мануфактура. Вначале там работали приехавшие с Ж.Леблоном французские мастера; к каждому из них было прикреплено несколько русских учеников, причем последние уже через пять-шесть лет почти полностью заменили на производстве своих учителей, вернувшихся во Францию.

Рис. 1

Рис. 1

После смерти Петра I шпалерное производство переживает период упадка и вновь возрождается уже в начале 30-х гг. XVIII в. Изображения на шпалерах были весьма разнообразны — от натюрморта до батальных сцен и аллегорических композиций. Русские мастера в совершенстве овладели необычайно сложной и трудоемкой техникой выполнения этих изделий и внесли в их художественное решение своеобразные черты (рис. 1). Они состояли, в частности, в более плоскостной и лаконичной трактовке форм, более резком, контрастном сопоставлении тонов, чем это было характерно для французских гобеленов того времени.

В начале XIX в. искусство гобелена дошло и до Японии. Японцы изучили изготовление гобеленов во Франции и достигли высокого совершенства в их выработке. Первые гобелены изготовлялись по французским рисункам и предназначались для дворца императора.

Современные художники тоже очень активно и творчески работают в таком виде декоративного искусства, как гобелен (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

Технически гобелен выполнить не очень сложно, но это искусство требует хорошо развитого чувства цвета и умения переложить живописное изображение (краски) в изображение разноцветными нитями. Поэтому начинать нужно с выполнения небольших, примерно 20х40 см, работ.

Сделав в цвете желаемую композицию (масштаб 1:1), готовим деревянную рамку. Размер ее определяется форматом выполняемой работы плюс по 50 мм на каждую сторону для удобства работы. Например, размер картона с изображением 20х40 см, следовательно, внутренний размер рамки будет 30х50 см. Для небольших работ подойдут планки сечением 10х20 мм. Они должны быть прямыми и хорошо отшлифованными.

В зависимости от композиционного решения гобелена (вертикальный или горизонтальный) на противоположных сторонах рамки набивается ряд гвоздей (рис. 3). Для небольших работ подойдут гвозди длиной 15–20 мм и диаметром до 1 мм. Гвозди забиваются в шахматном порядке. Высота забитых гвоздей должна быть везде одинакова, примерно 5–10 мм. На гвозди крепятся нити основы.

Рис. 3

Рис. 3

Расстояние между рядами зависит от толщины употребляемой пряжи и самого замысла композиции. Гобелен можно сделать очень плотным и, наоборот, достаточно рыхлым. В нашем случае выбираем расстояние между нитями основы в 5 мм (рис. 4).

Рис. 4

Рис. 4

Для работы над гобеленом необходимо иметь тонкую вилочку с расстоянием между зубцами, равным расстоянию между нитями основы, и несколько челночков, на которые наматывается шерстяная пряжа. Изготовить вилочку и челночки можно из тонкой фанеры или пластика; хорошо отшлифуйте их кромки, чтобы они не цепляли пряжу (рис. 5). Если челночки сделать сложно, то пряжу смотайте в небольшие “восьмерки”, чтобы они могли пройти между нитями основы.

Рис. 5

Рис. 5

Основные правила выполнения гобелена таковы.

Рамку с натянутой основой ставят перед собой почти вертикально. Картон с изображением можно поставить за рамку (он будет виден сквозь основу) или рядом с рамкой.

Рис. 7

Рис. 7

Ткут рядами — сначала слева направо, потом справа налево. Узор начинают выполнять снизу. Для этого отматывают с челночка немного ниток нужного цвета и вокруг крайней левой нитки основы завязывают тугой узел, оставляя на будущей изнанке изделия длинный хвостик. Постепенно разматывая челночок, продевают его между нитями основы так, что сначала челночок проходит за основой, потом идет перед ней (рис. 6). Обратите внимание: шерстяная нитка не натянута, лежит свободно – ведь гобелен должен быть мягким, пушистым; нити основы полностью утопают в рисунке, их на готовом гобелене не видно. Провязав столько, сколько надо, шерстяной ниткой, обматываем ее вокруг последней основы (рис. 7) и поворачиваем обратно. Если необходимо одну часть ряда выполнять одним цветом, а другую – другим, то, обмотав основу в нужном месте, оставляем челночок на изнаночной стороне изделия и продолжаем ткать другим цветом, предварительно завязан на основе узелок.

Рис. 8

Рис. 8

В конце ряда так же обмотайте последнюю нитку основы и начинайте плести следующий ряд. Гобелен делается по принципу “плетенки”, как при штопке. Шерстяные нитки обматывают основу как бы восьмеркой. Если в предыдущем ряду нитка проходила перед основой, то теперь она идет за ней (рис. 8).

Сделав второй ряд, берем вилочку и, аккуратно просовывая зубцы между нитями основы, прижимаем шерстяные нитки рисунка так, чтобы второй ряд плотно вжался в первый и основа нигде не проглядывала сквозь рисунок. Эту операцию следует повторять после каждого ряда. Ряды должны так плотно прилегать друг к другу, чтобы получилась плотная ткань.

Не надо бояться узелков, переплетений, длинных хвостиков. Нужно только следить, чтобы все они попадали на изнаночную сторону. Если, например, какой-либо цвет повторяется лишь через три-четыре ряда, не обрывайте нитку. Пусть челночок с ниткой этого цвета лежит за работой. А когда понадобится, протяните нитку по изнаночной стороне вверх, обмотайте вокруг основы и начинайте ткать с того места, откуда вам нужно.

Готовый гобелен аккуратно снимите с гвоздиков. Бахрому по краям подверните на изнанку, а сам гобелен нашейте на кусок ткани.

Готовый гобелен повесьте на стену. Гобелен может быть оформлен в раму (особенно если это, например, диптих или триптих), он может представлять собой объемную иди пространственную композицию.