Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2002

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

 

Технология. Программа по труду для сельской школы

Введение

Уважаемые коллеги! Мы с вами живем во времена перемен. Не обошли они и начальную школу. Наш старый, добрый предмет "трудовое обучение", переживший и попытки "закрывания", и попытки соединения его с математикой или изобразительным искусством, теперь называется модным словом "технология". Нам это не мешает, потому что любой труд представляет собой именно цепочку технологических операций. А труд как учебный предмет требует организации интеллектуальной деятельности (надо же понять, в самом деле, чем будем заниматься) до начала практической работы, чтобы технологическая цепочка была осознанной, давала возможность формирования и знаний, и умений.

Так что же нового предлагает вашему вниманию эта программа? Разве мало программ по труду для малышей?

Программ несколько, у каждой есть свои особенности. Но все они ориентированы на обычные условия обучения, когда каждый учитель работает в классе с детьми одного возраста.

Но есть ведь и другие условия. Во множестве сельских школ учащихся каждого класса очень мало. Поэтому их приходится соединять вместе. Известно, что учащихся первого и четвертого классов стараются обучать отдельно, а вот второклассники и третьеклассники чаще всего сидят вместе. Такая ситуация не просто создает учителю массу организационных и методических проблем. Она требует коренной переработки содержания образования по предмету, потому что совершенно ясно, что, когда учитель говорит что-то, например, для второклассников, его слушают и третьеклассники тоже.

Поэтому, разрабатывая содержание программы, автор выделил, во-первых, девизы обучения: "Учусь учиться" – для первоклассников, "учусь работать в бригаде" – для второго класса, "учусь организовывать работу" – для третьего и "учусь работать без помощников" – для четвертого.

Эти девизы показывают, что в первом классе учащиеся должны овладеть основными приемами учебной деятельности. Недостаточно будет научиться делать игрушки под диктовку учителя. Обязательно придется размышлять над каждым этапом работы, привыкать к самостоятельности, к постоянному поиску информации, даже если ее источником все равно будет учитель. То есть прежде чем учитель что-то объяснит, он должен создать ситуацию, чтобы ученик спросил: "А почему?"

Девизы второго и третьего классов взаимосвязаны, потому что дети будут постоянно работать вместе, бригадой, где старший (хотя и сам при этом учится) выступает как руководитель, а младший – как член бригады.

Девиз четвероклассника говорит ему: "Ты уже большой, за все должен отвечать сам, будешь работать как взрослый".

Совершенно очевидно, что сами девизы, будучи жестко связаны с содержанием программы (они особенно ярко отражаются в таких разделах, как "Нравственная область обучения"), лишь придают ей специфическую направленность, окраску. Вся же учебная информация тщательным образом структурирована во всех классах и во всех разделах технического труда. Самым подробным образом представлена не только технологическая часть (инструменты и приспособления, материалы, операции), но и организационно-методическая. В ней рассматривается организация работы не только по образцу, но и при решении конструкторских и технологических задач, при проведении наблюдений. В разделе "Организация самостоятельной практической деятельности" учитель найдет точные указания и по оборудованию рабочего места, и по планированию операций, соблюдению правил безопасной работы и уборке рабочего места. Заканчивается этот раздел перечнем рекомендуемых изделий и тематикой проектных работ.

Два последних раздела – "Нравственная область обучения" и "Развитие специальной лексики" – обращают внимание учителя на воспитание ребенка именно через трудовую деятельность и необходимость введения в активный словарь технических терминов.

Все изложенное выше относится к программе технического труда. Есть и вторая часть программы – труд сельскохозяйственный (автор – научный сотрудник рао, Л.В. Баранчикова). Эта часть ориентирована именно на сельскую школу, в которой, как правило, в отличие от городской есть материальные условия для выращивания растений.

Более подробно особенности и, той и другой частей программы изложены в объяснительной записке к ней.

Методическим обеспечением программы "Технология" является комплект учебников-тетрадей Т.М. Геронимус "Я все умею делать сам", выпускаемый издательством аст-пресс.

Татьяна ГЕРОНИМУС,
доцент мгпу

Пояснительная записка

За последнее десятилетие изменились жизненные приоритеты всего общества, произошла ломка многих стереотипов. На первое место вышла самостоятельность во всем, умение переориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации. Стало понятно, что образование должно осуществляться в первую очередь, в интересах личности, которая не будет больше замкнута ни в рамках какой-то деятельности, ни даже в рамках одной страны.

В соответствии с изменившимися приоритетами возникла необходимость реконструировать все школьные дисциплины, в том числе дисциплину под названием "Трудовое обучение" как базовую в вопросах подготовки учащегося к самостоятельной производительной деятельности во взрослой жизни.

Новое название – "Технология" – не изменяет кардинально цель обучения, поскольку уроки труда всегда содержательно представляли собой технологию ручной обработки материалов. И смысл учебной деятельности по этому предмету остается тем же – детей учат трудиться, как трудятся взрослые, то есть лично осознавать задачу, лично разбираться в возможности ее реализации, лично выполнять все, что нужно, чтобы получить продукт, лично отвечать за качество своего труда. А учитель лишь управляет этой деятельностью, ничего не навязывая в виде постоянных объяснений.

И все же, что меняется в концепции трудового обучения? Будет ли в новом содержании глобальное увлечение исполнительским трудом, изучением технологических операций в ущерб творчеству, которое всегда декларировалось в любой программе? Конечно, нет, поскольку технология и творчество – две стороны продуктивной деятельности, они вообще друг без друга не существуют, поэтому нельзя отдавать приоритет ни одной из них.

Главной задачей должна быть установка на обеспечение методических и организационных условий для самостоятельной трудовой деятельности ребенка, в процессе которой малыш научится моделировать работу взрослого человека: от осознания поставленной задачи до выбора путей ее решения и до ее исполнения в материальном виде, внесения в нее элементов творчества. Для этого нужно организовать учебную трудовую деятельность маленького человека как взрослого, когда работает каждый. На этой базе настоящего, спланированного развития самостоятельности каждого ребенка нужно вводить решение системы творческих конструкторских и технологических задач. Это позволит организовать не только коллективное, но и индивидуальное творчество, соединив его с технологической грамотностью, обеспечивающей качество изделия и составляющей главный нравственный показатель любого труда.

Особенности обучения техническому труду по новым программам состоят, с одной стороны, в привлечении новых материалов. Кроме традиционных бумажных и природных материалов широко используются полимерные пленки, пенопласт и поролон, жесткие пластики. Изделия из текстильных материалов дополняются неткаными деталями (например, флизелином), технология "кокон" предусматривает использование нитки, пропитанной силикатным клеем. Поэтому видоизменяются такие широко известные операции, как разметка, резание, сборка.

С другой стороны, методика обучения приобретает все более различимые черты сотрудничества. Перед ребенком теперь недостаточно поставить учебную задачу, нужно обеспечить ее серьезное осознание даже в первом классе на всех уровнях – задачу на урок, задачу на каждый его этап, задачу на овладение исполнительскими умениями, творческую задачу.

Наряду с уроками-практикумами, на которых делают изделия, необходимо проводить уроки общественно полезного труда, экскурсии, уроки-игры, видеоуроки.

Существенным отличием данной программы является также ее ориентированность на совместную трудовую деятельность второклассников и третьеклассников, которые в условиях сельской малочисленной школы могут заниматься в одном классном помещении с одним учителем. В данном случае третьеклассники, осваивающие свой блок учебной информации, выступают также в роли наставников-бригадиров по отношению к учащимся второго класса, участвуют в их проектной деятельности.

Таким образом, от фронтальной формы в первом классе учитель перейдет к бригадной во втором-третьем и к индивидуальной – в четвертом.

ПРОГРАММА "ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД"1

1-й класс (50 ч)

ДЕВИЗ "УЧУСЬ УЧИТЬСЯ"

I. Вопросы технологии ручной обработки материалов

1. И н с т р у м е н т ы разметочные, режущие, колющие и сборочные (карандаши простые ТМ, линейка, портновский мел, ножницы, иглы швейные, булавки с колечком, фальцовка, кисточка для клея). Их названия, разновидности, назначение, правила безопасного использования.

П р и с п о с о б л е н и я: шаблоны, пресс.

2. Натуральные и искусственные м а т е р и а л ы и п о л у ф а б р и к а т ы для изготовления изделий. Растительные природные материалы (листья, цветы, лепестки, семена, стебли). Приемы сбора, подготовки к работе, хранения.
Бумажные материалы (коробочный и гофрированный картон, газетная, альбомная, аппликационная и крепированная бумага).
Текстильные материалы: льняной лоскут, нитки для вышивания.
Клей ПВА.

Названия, разновидности, область использования, физические свойства названных материалов.

Полуфабрикаты: деревянные катушки и картонные шпульки от швейных ниток, коробки от спичек.

Названия, технологические и конструктивные возможности использования в изделиях, возможность сочетания с деталями из названных выше материалов.

3. О п е р а ц и и.

Разметка по шаблону, сгибанием и складыванием, на глаз.
Резание ножницами однослойной и многослойной заготовок по линиям разметки. Резание по расправленному фальцу, на глаз.
Фальцевание (складывание) листов правильной геометрической формы, скручивание на оправке квадратиков жесткой тонкой бумаги (торцевание).
Склеивание бумажных деталей за всю поверхность и в одной точке, переплетение бумажных полос (соединение щелевым замком).
Приклеивание плоских засушенных природных материалов и картонной фоновой детали, соединение объемных природных материалов пластилиновым налепом.
Продергивание бахромы и мережечной дорожки на прямоугольной льняной заготовке, прокладывание стежков "вперед иголку" по мережечной дорожке.

Суть каждой операции, место в ряду родственных, приемы выполнения.

II. Организация теоретической подготовки учащихся

При изготовлении изделий по образцу

  • Осознание цели учебного предмета и дидактической задачи урока.

  • Овладение приемами коллективного анализа конструкции образа изделия и составления плана практических действий. Обнаружение в плане операции, не встречавшейся раньше.

  • Индивидуальный анализ картинок из учебника "Маленький мастер", иллюстрирующих ход новой операции. Наблюдение за рабочими движениями учителя, демонстрирующего фронтально или в бригаде новую операцию. Коллективное формулирование вывода о фрагментах плана будущей практической работы. Чтение самодельных демонстрационных инструкционных карт.

  • Планирование вариантов оснащения рабочего места для каждого урока.

  • Коллективное обсуждение возможных травмоопасных ситуаций, анализ соответствующих текстов и изображений из учебника "Маленький мастер", формулирование конкретных правил безопасной работы в связи с ситуацией.

Актуализация знаний по окончании практической работы.

При решении конструкторских и технологических задач

  • Коллективное решение конструкторских задач на изменение внешнего вида изделий из объемных природных материалов: заменяем деталь, увеличивая размер игрушки, придавая ей другую форму, отражающую настроение; добавляем новые детали, изменяющие характер фигурки по заданию.

  • Коллективное решение конструкторской задачи на изменение внешнего вида бумажной игрушки: обсуждаем возможность увеличения количества имеющихся деталей, изменяя размер и цвет дополнительных (без изменения их формы и технологии изготовления), варианты монтажа новых деталей вместе с имеющимися.

  • Коллективное обсуждение задания на обоснованную замену материала для изделия. Обсуждение предложений, аргументов в их пользу. Принятие индивидуального решения для практической реализации.

При проведении наблюдений

  • Определение по внешнему виду физических свойств используемых материалов: цвет, блеск, прозрачность, фактура поверхности. Сравнение эластичности, толщины и жесткости картона, катушечной нитки и шерстяной пряжи, поролона и полимерной пленки (елочного дождика). Наблюдение за изменением внешнего вида бумаги и ткани при сминании и разглаживании, при намокании и высыхании.

III. Организация самостоятельной практической деятельности

Самостоятельное оборудование рабочего места.

Выполнение по плану в индивидуальном ритме всех операций без пошагового инструктирования со стороны учителя. Использование предметных демонстрационных инструкционных карт.

Соблюдение порядка и правил безопасной работы инструментами в течение всего урока.

Плановая уборка рабочего места по окончании практической работы в заданное время.

Перечень изделий для творческой разработки и изготовления по образцам.

П л о с к и е: аппликации из сухих листьев, семян, цветов и лепестков, цветной бумаги в картонном квадрате, прямоугольнике, овале, круге.

Папка из гофрированного картона для сбора и засушивания листьев.

Именная настольная карточка-визитка, двусторонние картонные елочные подвески.

Плетеная бумажная салфетка с каймой.

Сервировочная льняная салфетка с бахромой, вышитая швом "вперед иголку" по мережечной дорожке, мартинички-кисточки из ниток.

Складные бумажные игрушки (кот, собачка, цветы, рыбка и др.).

Ажурные изделия, вырезанные из сложенного квадрата (снежинки и салфетки).

В ы п у к л ы е: торцованные мозаичные бумажные аппликации, гофрированная бабочка, рождественская звезда из соломки.

О б ъ е м н ы е: коробочка для мозаичной крошки (отделка спичечного коробка), поролоновый игольник (вставка из губки в небольшую пластмассовую форму), шкатулка для рукоделия (оклейка фрагментов картонной коробки лоскутками ткани).

Объемные игрушки из плодов и семян.

Игрушки из деревянных катушек и картонных шпулек от швейных ниток (стол, ваза для цветов, зайчик, пушка, солдатик, Баба Яга и др.).

Розы, согнутые из полосы крепированной бумаги.

Пасхальные сувениры и елочные игрушки из целой яичной скорлупы, украшенные текстильной и бумажной аппликацией.

Ребристые елочные подвески из симметричных бумажных деталей (груша, яблоко, шар и т. д.).

Елочные подвески, согнутые из квадратов и полос бумаги (самоцветы, птичка, звездочки-снежинки и др.).

Примерная тематика проектных работ

  • Наблюдайкин на уроке труда.

  • Сказка в гости к нам пришла.

Нравственная область обучения

Тщательная отделка изделия, доведение работы до конца, желание проявить самостоятельность во всем, догадаться, а не спрашивать, забота об удобстве и привлекательности рабочего места, объективная оценка результатов своего труда, желание помочь товарищу, экономное расходование материалов, бережное отношение к инструментам.

Развитие специальной лексики

За первый год обучения ребенок должен освоить на уровне различения и правильного использования новые слова:

рабочее место, материал, инструмент, укладка.

конструкция, деталь, форма, план; заготовка, фоновая деталь, бахрома, мережечная дорожка; аппликация, композиция, орнамент, мозаика, стежок, крой;

фальцовка, портновский мел, булавка с колечком, нитепродеватель; шаблон, пресс; правила безопасной работы;

гофрированный картон, крепированная бумага; льняной лоскут, мулине; клей ПВА;

разметка, гофрирование, сгибание и складывание, торцевание, надрезание, прорезание, продергивание мережки, вышивание швом "вперед иголку", переплетение;

квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал; симметричная деталь; плоскость, ребро, фальц;

наблюдение, вывод; цвет, блеск, прозрачность, толщина, жесткость, эластичность.

2-й класс (44 ч)

ДЕВИЗ "УЧУСЬ РАБОТАТЬ В БРИГАДЕ"

I. Вопросы технологии ручной обработки материалов

1. И н с т р у м е н т ы разметочные, режущие, колющие и сборочные (карандаши простые 2М, Т, линейка, угольник, циркуль, портновский мел; ножницы, макетный нож; иглы швейные, для вышивания; булавки с колечком, шило; фальцовка, кисточка для клея).

Ножницы "зигзаг", дырокол (или пробойник и молоток)1, шлифовальный брусочек.

П р и с п о с о б л е н и я: шаблоны, выкройки, контрольные копии для аппликаций, картонные кольца разного диаметра, фальцлинейка, подрезная доска, пресс, оправка.

Э л е к т р о п р и б о р ы: электрический утюг с терморегулятором.

Их названия, конструктивные особенности, разновидности, назначение, правила безопасного использования.

2. Натуральные и искусственные м а т е р и а л ы и п о л у ф а б р и к а т ы для изготовления изделий.

Растительные природные материалы (листья, цветы, лепестки, семена, стебли, плоды). Приемы сбора, подготовки к работе, хранения.

Бумажные материалы: цветной и гофрированный картон, калька, альбомная, календарная, аппликационная и крепированная, наждачная бумага.

Цветная упаковочная полимерная пленка, полиэтилен, поролон, искусственная кожа.

Текстильные материалы: лоскуты – льняные и драповые гладкокрашеные, набивные хлопчатобумажные. Нитки для вышивания, швейные, ирис, шерстяная пряжа от старых изделий, узкая лента. Вата.

Клей ПВА.

Названия, разновидности, область использования, физические свойства названных материалов.

Полуфабрикаты: плоские пуговицы с двумя отверстиями, деревянные катушки и картонные шпульки от швейных ниток, упаковочные коробки и картонные трубки разного размера, использованные открытки, конфетти и серпантин, бумажные салфетки. Пластмассовые и картонные банки цилиндрической формы, пластмассовые трубочки для коктейля, блестки, елочный дождик.

Названия, технологические и конструктивные возможности использования в изделиях, возможность сочетания с деталями из названных выше материалов.

3. О п е р а ц и и.

Чтение эскиза круглой детали. Разметка циркулем, на глаз, по месту, по линейке, по шаблону, по выкройке, на просвет, через копировальную бумагу.

Вырывание бумажной заготовки по размеченному контуру, резание бумажной крошки и засушенных листьев на глаз. Вырезание, разрезание, надрезание и прорезание ножницами бумажной заготовки. Разрезание ножницами многослойной нитяной заготовки для помпона.

Складывание-деление круглой заготовки на 8 секторов, изгибание на фальцовке бумажной заготовки, складывание, гофрирование прямоугольной заготовки, утюжка лоскута, вышивание стебельчатым швом по разметке. Выравнивание поверхности полуфабриката из природного материала на шлифовальном брусочке (подготовка к склеиванию).

Склеивание за всю поверхность и в одной точке бумажных деталей и подготовленных полуфабрикатов из природных материалов клеем ПВА. Наклеивание резаной мозаичной бумажной крошки и ломаной яичной скорлупы по разметке на плоскую и выпуклую поверхность. Связывание мотка многослойной нитяной заготовки узлом "в петлю". Склеивание текстильных деталей расплавленным полиэтиленом3, сшивание швом "через край".

Суть каждой операции, место в ряду родственных, приемы выполнения.

II. Организация теоретической подготовки учащихся

При изготовлении изделий по образцу

  • Осознание цели бригадной организации практической работы. Овладение вариантами разделения объема действий между членами бригады. Разграничение функций помощника бригадира, учетчика, технического контролера. Приемы подведения итогов работы в бригаде.

  • Коллективное оснащение рабочих мест в бригаде, анализ возможных травм оопасных ситуаций, соотнесение их с правилами безопасной работы по учебнику "Маленький мастер". Бригадная разработка плана, обнаружение незнакомой операции, выдвижение предположений о ее сути и приемах выполнения. Самостоятельный поиск ответа по учебнику "Маленький мастер" и карточкам "Учимся мастерить".

  • Консультирование у бригадира.

  • Выполнение операций по плану, подведение итогов, актуализация знаний.

При решении конструкторских и технологических задач

  • Коллективное обсуждение конструкторской задачи на получение макета изделия (например, кольцеобразная подставка для кисточки, варианты прямоугольных подставок, мебель из спичечных коробков). Получение материального результата методом манипулятивного конструирования. Составление плана практических действий по изготовлению изделия. Защита проекта в бригаде.

  • Распределение обязанностей в бригаде. Изготовление изделия.

  • Овладение приемами индивидуальной творческой деятельности на базе использования инструкционных карточек "Я все умею делать сам". Самостоятельный анализ инструкционной карточки из альбома "Я все умею делать сам", обсуждение наиболее сложных фрагментов. Самостоятельное изготовление изделия.

При проведении наблюдений и опытов

  • Исследование строения разных видов бумаги и картона. Сравнение их структуры между собой и со структурой ткани и ваты.

  • Сравнение жесткости и прочности бумаги и ткани, бумаги и полиэтилена; фактуры, толщины и мягкости ткани и искусственной кожи.

  • Проведение опытов по определению направления волокон в бумаге, влиянии сминания на ее прочность.

III. Организация самостоятельной практической деятельности

Самостоятельное оборудование вариантов индивидуального рабочего места для выполнения всех необходимых операций. Участие в оборудовании места коллективного пользования (для глажения лоскутов, склеивания деталей полиэтиленом, для пробивания отверстий, резания макетным ножом).

Выполнение части общей работы в бригаде в заданном ритме, с определенной нормой выработки. Предъявление полуфабриката изделия в процессе работы для контроля и учета выработки.

Выполнение всего комплекса операций в индивидуальном ритме при фронтальной организации практической работы. Подконтрольное выполнение опасных операций на рабочем месте коллективного пользования. Самостоятельное использование индивидуальных инструкционных карточек из альбома-тетради "Я все умею делать сам".

Соблюдение порядка и правил безопасной работы инструментами на индивидуальном рабочем месте и месте коллективного пользования в течение всего занятия.

Утилизация обрезков материалов (выравнивание контура, раскладка по цветам, нарезание бумажной крошки для мозаики).

Плановая уборка рабочего места по окончании практической работы в заданное время.

Перечень изделий для творческой разработки и изготовления по образцам.

П л о с к и е: аппликации из целых и рассеченных засушенных листьев, разглаженной соломки, бумажные аппликации с вырванными деталями, мозаичные аппликации4;

декоративная прихватка с аппликацией, приклеенной на полиэтилен, отделанная плоскими пуговицами, пришитыми в прокол; льняная салфетка, вышитая стебельчатым швом, закладка из искусственной кожи;

елочная подвеска "Зимнее солнышко"5, двусторонний картонный подвес для прищепок.

В ы п у к л ы е: бумажные аппликации из изогнутых, сфальцованных и складных (по типу оригами) деталей;

кольцеобразная подставка под кисточку, складные рамки для фотографий и аппликаций;

звездочки-подвески из серпантиновых колец, нитяной гномик на картонном кольце;

гофрированная бумажная ширма и воротничок Пьеро, корона Снежной королевы, браслет, сплетенный из складных бумажных звеньев;

отделочные детали для нитяного кокона6.

О б ъ е м н ы е: складная коробка из трехлепестковой заготовки, картонный стаканчик для инструментов7, отделанный мозаикой из яичной скорлупы;

куклы-наперстки, елочка-подвеска из бумажных конусов, ажурный елочный фонарик, декоративный подсвечник из деревянной катушки с ажурным колпаком, хлопушка;

объемные игрушки из природных материалов, соединенных клеем ПВА, пластилином или сцеплением;

украшения праздничного стола: именные карточки и фигурки из бумажных салфеток, "веселые струйки"8, пасхальные сувениры и куклы-головки из целой яичной скорлупы, украшенной бумажной аппликацией; мартишоры – человечки из ниток;

мебель из спичечных коробков, "зоопарк на столе"9, тематические игрушки из различных полуфабрикатов (цирк, детская площадка, индейцы, Мойдодыр)10.

Примерная тематика проектных работ

  • В стране "Коллекция"

  • На детской площадке. Зоопарк на столе

Нравственная область обучения

Осознание ответственности каждого члена бригады за качество получаемого продукта, за скорость и бездефектность работы, готовность разделить ответственность за неудачу с товарищем. Стремление к рационализации труда. Воспитание уважения к наставнику-бригадиру.

Развитие специальной лексики

За второй год обучения ребенок должен освоить на уровне различения и правильного использования новые слова:

индивидуальное рабочее место, наладка комплекта инструментов; конструкция, деталь, форма, размер, способ соединения;
бригада, бригадир, исполнительское и творческое задание;
помпон, прихватка;
проект;
циркуль, ножницы "зигзаг", макетный нож, полотно ножа, шкала линейки;
оправка, пробойник, подрезная доска, фальцлинейка, шлифовальный брусок;
ткань гладкокрашеная и набивная, трикотаж, шерстяная пряжа; калька, наждачная бумага; полиэтилен, поролон, искусственная кожа;
полуфабрикаты;
разметка на просвет, по трафарету, циркулем, по выкройке, через копировальную бумагу, по месту; изгибание, гофрирование, утюжка, вышивание швами "стебельчатый" и "через край";
условные обозначения на эскизе круглой детали; радиус, окружность, круг, сектор;
наблюдение и опыт; прочность, мягкость.

3-й класс (44 ч)

ДЕВИЗ "УЧУСЬ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ РАБОТУ"

I. Вопросы технологии ручной обработки материалов

1. И н с т р у м е н т ы разметочные, режущие, колющие и сборочные (простые карандаши Т, М, портновский мел, линейка, угольник, циркуль; ножницы, переплетный нож, напильник, буравчик; иглы швейные, булавки с колечком, шило круглое; кисточки для клея 5, 10 и 15 мм, фальцовка).

П р и с п о с о б л е н и я: контрольные копии рисунков для разметки на просвет и через копировальную бумагу, выкройки. Подрезная доска, фальцлинейка, настольные тиски11, наждачный брусок, приспособление для сушки врастяжку12.

Э л е к т р о п р и б о р ы: электрический утюг с терморегулятором. Электрическая плитка, емкости для воды13.

Их названия, разновидности, назначение, правила безопасного использования

2. Натуральные и искусственные м а т е р и а л ы и п о л у ф а б р и к а т ы для изготовления из-делий.

Растительные природные материалы: засушенные листья, цветы и соцветия, лепестки. Семена, плоды. Кора, соломка, ветки и корни; древесные грибы, спилы небольшого диаметра.

Приемы сбора, хранения и подготовки к работе.

Бумажные материалы: цветной и гофрированный картон, ватман, калька, цветная бумага для аппликаций; бумага, окрашенная в массе, крепированная, календарная, наждачная бумага.

Текстильные материалы: лоскуты толстой мягкой шерстяной ткани, льняной гладкокрашеной, набивной хлопчатобумажной, шелковой и смесовой. Нитки швейные, мулине, шерстяная пряжа14, обрезки кружев и эластичной тесьмы.

Искусственные и синтетические материалы: медная проволока, полимерные пленки, искусственная кожа, поролон15.

Клей ПВА, конторский силикатный "Жидкое стекло".

Названия, разновидности, область использования, физические свойства названных материалов.

Полуфабрикаты для изготовления игрушек: картонные и жестяные банки небольших размеров, картонные цилиндры от рулонных материалов, бумажный шпагат, целая яичная скорлупа.

Названия, технологические и конструктивные возможности использования в изделиях, возможность сочетания с деталями из названных выше материалов.

3. О п е р а ц и и: чтение эскиза прямоугольной детали. Разметка по линейке и угольнику, шаблону, трафарету, выкройке, на глаз, на просвет, через копировальную бумагу, по месту.

Вырезание ножницами по линиям разметки текстильных, бумажных, кожаных деталей. Надрезание (рицовка) и вырезание макетным ножом внутренних контуров и линий складывания в толстых бумажных материалах. Остругивание деревянной шпильки переплетным ножом. Вырывание бумажных деталей по линиям разметки.

Прокалывание шилом гофра16 на подрезной доске. Сверление природных материалов буравчиком в тисках.

Грунтовка полуфабрикатов17. Изгибание бумажной детали на фальцовке в разных направлениях, фальцевание, многослойное складывание, гофрирование, тиснение.

Вышивание по льняному лоскуту тамбурным швом. Обматывание нитью приспособления в несколько слоев18.

Связывание деталей, пришивание пуговиц в прокол, сшивание швами "строчка" и потайным, переплетение деталей.

Склеивание деталей за всю поверхность, за фрагмент и в одной точке.

Утюжка лоскутов и готовых изделий, сушка под прессом, врастяжку и на оправке.

Суть каждой операции, место в ряду родственных, приемы выполнения.

II. Организация теоретической подготовки учащихся

При изготовлении изделий по образцу

Осознание важности бригадной организации практической работы и деликатности руководства ею. Руководство второклассниками при оснащении рабочего места, инструктирование по вопросам безопасности труда, совместное подведение итогов и актуализация знаний.

Индивидуальная практическая деятельность: самостоятельный анализ инструкционной карточки из альбома "Я все умею делать сам", изготовление изделия без посторонней помощи.

Участие в подведении итогов и актуализации знаний.

При решении конструкторских и технологических задач

Руководство коллективным обсуждением конструкторской задачи на получение макета изделия (например, кольцеобразная подставка для кисточки, мебель из спичечных коробков). Получение материального результата методом манипулятивного конструирования. Руководство составлением и усовершенствованием плана практических действий по изготовлению изделия. Замена трудоемких операций на более простые. Инструктирование второклассников в парах по вопросам овладения новой операцией.

Распределение обязанностей в бригаде. Контроль за изготовлением изделия.

Самостоятельная индивидуальная деятельность: анализ творческого задания в инструкционных карточках из альбома "Я все умею делать сам", разработка конструкции, самостоятельное изготовление.

При проведении наблюдений и опытов

  • Исследование основных технологических этапов изготовления бумаги в промышленности.

  • Исследование изменения линейных размеров и прочности бумаги при намокании.

III. Организация самостоятельной практической деятельности

Руководство оборудованием мест коллективного пользования (для глажения лоскутов, склеивания деталей полиэтиленом, для пробивания отверстий, резания макетным ножом).

Выполнение личного задания и части общей работы в бригаде в заданном ритме, с определенной нормой выработки. Руководство контролем и учетом выработки членов бригад-второклассников.

Выполнение всего комплекса операций в индивидуальном ритме при индивидуальной практической работе. Контроль за выполнением второклассниками опасных операций на рабочем месте коллективного пользования. Текущее инструктирование.

Соблюдение порядка и правил безопасной работы инструментами на индивидуальном рабочем месте и месте коллективного пользования в течение всего занятия.

Утилизация обрезков материалов (выравнивание контура, раскладка по цветам, нарезание бумажной крошки и нарывание бумажных лоскутков и полосок для мозаики).

Плановая уборка личных рабочих мест по окончании практической работы в заданное время, руководство уборкой места коллективного пользования.

Примерная тематика проектных работ

Наша дружная бригада.

Чудесная скорлупа. Кукольный театр.

Нравственная область обучения

Воспитание дружеского, доброжелательного отношения к младшим "подмастерьям", уважения к их труду. Желание помочь учиться, проявлять инициативу и самостоятельность.

Осознание сути работы бригадира: помощь не есть работа за другого.

Добровольное принятие на себя дополнительной нагрузки по руководству бригадой второклассников.

Стремление к высококачественной и ритмичной работе.

Развитие специальной лексики

За третий год обучения ребенок должен освоить на уровне различения и правильного использования новые слова:

дополнительное рабочее место, инструменты и электроприборы коллективного пользования;

бригада, задание, учет, технический контроль, подведение итогов, исполнительское и творческое задание;

проект, защита;

круглое шило, переплетный нож, напильник, буравчик;

древесные грибы, спилы; цветная бумага, окрашенная в массе, бумажный шпагат; силикатный клей;

прищипывание, тиснение, прокалывание, сверление, остругивание; вышивание тамбурным швом; сшивание швом "строчка"; сушка врастяжку, на оправке;

условные обозначения на эскизе и техническом рисунке прямоугольной детали; линия сгиба, контурная, размерная;

наблюдение и опыт; предположение и его проверка; вывод.

4-й класс (44 ч)

ДЕВИЗ "УЧУСЬ РАБОТАТЬ БЕЗ ПОМОЩНИКОВ"

I. Вопросы технологии ручной обработки материалов

1. И н с т р у м е н т ы разметочные, режущие, колющие и сборочные (карандаши простые Т, ТМ, 2М, линейка, угольник, циркуль; ножницы канцелярские, ножницы для ткани, ножницы "зигзаг", кусачки; ножи макетный и переплетный, сверла, дрель, напильник, наждачный брусок; шилья круглое и трехгранное, иглы швейные, для штопки и вышивания; плоскогубцы, фальцовка, кисточки для клея, красок 5, 10, 20 мм).

П р и с п о с о б л е н и я: распылитель для красящего раствора, самодельные шаблоны и трафареты, контрольные копии рисунков, сколки19 и тампоны для разметки припорохом, подрезная доска и фальцлинейка, стусло для поперечного пиления, выпиловочный столик, струбцина, тиски настольные, ширина губок 8–10 см, пяльцы, степлер, бульки, формы для папье-маше, напальчники.

Э л е к т р о п р и б о р ы: электрический утюг с терморегулятором.

Их названия, конструктивные особенности, правила использования и хранения.

2. Натуральные и искусственные м а т е р и а л ы и п о л у ф а б р и к а т ы для изготовления изделий.

Растительные и минеральные природные материалы: береста, древесные грибы, соломка, опавшие листья, цветы и соцветия, лепестки, плоды и семена, галька, песок, ракушки.

Приемы сбора, подготовки к работе, хранения. Названия, физические свойства названных материалов.

Бумажные материалы: ватман, календарная, копировальная, наждачная, бархатная бумага и бумага для аппликаций, ледерин. Картон переплетный и гофрированный.

Текстильные материалы: хлопчатобумажный и смесовый набивной и гладкокрашеный лоскут, ватин, кружева, тесьма "вьюнок", "сороконожка", эластичная тесьма, сутаж, шерстяная и хлопчатобумажная пряжа, клеенка на бумажной и тканевой основе20. Нитки швейные, для штопки, мулине.

Искусственные и синтетические материалы: фанера 3 мм, алюминиевая фольга, пенопласт21, искусственная кожа, синтепон.

Клей ПВА и конторский силикатный.

Названия, разновидности, область использования, физические и механические свойства названных материалов.

Полуфабрикаты – готовые формы, металлические пивные банки, пластиковые бутылки из-под напитков, пробки и крышки, различные коробки, прозрачные ложементы от лекарственных упаковок22  и др.

Названия, технологические и конструктивные возможности использования в изделиях, возможность сочетания с деталями из названных выше материалов.

3. О п е р а ц и и: чтение эскиза, разметка по линейке и угольнику, циркулем, по самодельным шаблонам и трафаретам, на просвет по контрольной копии, по сколу припорохом, по месту, на глаз; через копировальную бумагу;

Вырезание бумажных и текстильных деталей ножницами, обрезание листов по фальцлинейке переплетным ножом, прорезание контуров макетным ножом на подрезной доске, рицовка и биговка, выпиливание лобзиком деталей из пенопласта и фанеры, отпиливание ножовкой части ветки в стусле. Шлифование неровных краев распила за всю поверхность, за фрагмент, в одной точке.

Сшивание текстильных деталей швом "через край", "ручная строчка", "петельный", утюжка лоскутов, полуфабрикатов и готовых изделий. Плетение, штопка.

Сшивание бумажных деталей нитками и металлическими скобами вручную, степлером. Подвижное соединение деталей игрушек винтами и гайками.

Окрашивание деталей гуашевыми красками, закрепление высохшей краски аэрозольными лаками23.

Сушка под прессом и врастяжку.

Суть каждой операции, место в ряду родственных, приемы выполнения.

II. Организация теоретической подготовки учащихся.

При изготовлении изделий по образцу

  • Самостоятельный анализ конструкции образца, определение формы каждой детали, изготовление ее развертки из подручных материалов, снятие размеров детали с неразъемного образца, определение способа соединения деталей. Чтение эскиза развертки, расчет габаритных размеров по имеющимся частным, определение количества необходимого материала, определение мест складывания, прорезания, сшивания.

  • Самостоятельный выбор варианта отделки и материала.

  • Формулирование правил безопасного использования инструментов.

  • Составление рационального плана. Самостоятельное исследование хода выполнения новой операции по учебнику, пробное самостоятельное подконтрольное освоение этой операции.

  • Самостоятельное планирование и оснащение рабочего места, участие в подведении итогов, самостоятельное формулирование выводов.

При решении конструкторских и технологических задач

  • Доконструирование и переконструирование:

  • замена способа соединения деталей на более надежный или менее трудоемкий, расчет новых размеров деталей и всего изделия в соответствии с техническим заданием (например, соотнести с размерами имеющейся праздничной упаковки);

  • упрощение конструкции: уменьшение количества деталей, замена формы на более простую, унификация размеров в соответствии с заданием;

  • усложнение конструкции в соответствии с заданием (разработка добавочной детали – форма, размер, способ соединения с остальными).

  • Анализ конструктивных решений задачи в готовых изделиях (отличие развертки коробок одинакового размера без крышки, имеющих откидывающуюся или съемную крышку; отличие разверток коробок со складным и склеенным дном).

  • Коллективная или индивидуальная разработка конструкции изделия по заданию или собственному замыслу.

При проведении наблюдений и опытов

  • Наблюдение за изменением свойств нити, покрытой силикатным клеем, за появлением блеска, жесткости, увеличением прочности, уменьшением горючести.

  • Установление основных технологических этапов изготовления пряжи, ниток и тканей из натуральных волокон.

III. Организация самостоятельной практической деятельности

Самостоятельное оборудование вариантов индивидуального рабочего места для выполнения всех необходимых операций.

Участие в оборудовании места коллективного пользования (для глажения лоскутов, сверления буравчиком в тисках, прокалывания шилом отверстий, резания переплетным ножом по фальцлинейке, пиления ножовкой в стусле).

Выполнение всего комплекса операций в индивидуальном ритме при индивидуальной и фронтальной организации практической работы. Подконтрольное выполнение операций на рабочем месте коллективного пользования. Самостоятельное использование эскизов и инструкционных карт.

Соблюдение порядка и правил безопасной работы инструментами на индивидуальном рабочем месте и месте коллективного пользования в течение всего занятия.

Утилизация обрезков материалов (выравнивание контура, раскладка по цветам, нарезание бумажной крошки для мозаики).

Плановая уборка рабочего места по окончании практической работы в заданное время.

Перечень изделий для творческой разработки и изготовления по образцам

П л о с к и е: папочка-игольница, тетрадка-малышка, блокнот; бумажные силуэтоконтурные аппликации; флоресты в круге, овале, окне; карман-матрешка.

В ы п у к л ы е: бумажные аппликации с прорезными элементами, выпуклыми подвижными деталями (глазами); аппликации из изогнутых и сфальцованных элементов на плетеной фоновой детали, многодетальные изображения в технике "картонное кружево";

кожаный ажурный пояс и браслет из переплетенных звеньев;

тисненые изображения на фольге;

выпуклые рамки из ватмана.

О б ъ е м н ы е: подвижные многодетальные картонные игрушки (зайчик-попрыгунчик, веселые человечки и др.).

Именная карточка-салфетница, картонные коробки без крышки, с откидывающейся и съемной крышками.

Гофрированная шляпа, юбка, цилиндр.

Кошелек из искусственной кожи, грелка на чайник.

Куклы для детского кукольного театра с головками – нитяными "коконами", лепестковые цветы из крепированной бумаги.

Игрушки из многогранников (ребристый шар, "секретик").

Игрушки из помпонов: мартишоры, гусеничка, танцующий страус.

Туесок из бумажных и берестяных полос.

Изделия из пенопласта: снеговик, "иней", "фонтан", композиция "Лебединое озеро".

Фигурки-подвески из фанеры.

Подсвечник из пивной банки.

Многодетальные тематические композиции из спичечных коробков.

Ремонт одежды: штопка, пришивание вешалки.

Примерная тематика проектных работ

На карнавал!

Праздничные упаковки.

Волшебный "кокон".

Нравственная область обучения

Воспитание чувства ответственности за порученную работу, желания самостоятельно разобраться в исполнительском и творческом задании.

Воспитание устойчивого интереса к решению конструкторских и технологических задач, преобразование своего замысла в изделие. Развитие желания помочь товарищу выполнить работу на высоком уровне качества. Стремление к постоянной рационализации труда, к получению удовольствия от теоретической и практической деятельности.

Развитие специальной лексики

За четвертый год обучения ребенок должен освоить на уровне различения и правильного использования новые слова:

конструирование, конструкторская и технологическая задачи; макет и модель изделия; разъемные и неразъемные, подвижные и неподвижные способы соединения деталей;

туесок, планшет, покровный материал, сторонка, корешок, отстав, шлиц;

плоскогубцы, кусачки, острые и плоские губки; лобзик, ножовка; трехгранное шило; дрель, сверло, переплетный нож; стусло, тиски, наждачный брусок, сколок;

ледерин, ватин, синтепон, сутаж; силикатный клей;

основная нить, уток, полотняное переплетение;

разметка припорохом, рицовка и биговка, выпиливание, шлифование; швы "через край", "строчка", "петельный";

эскиз, технический рисунок, развертка, частный и габаритный размеры;

наблюдение и опыт; горючесть.

ПРОГРАММА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД24

1-й класс (14 ч)

I. Уход за комнатными растениями

О б ъ е к т ы т р у д а: цветущие комнатные растения (герань, бальзамин), растения с крупными кожистыми листьями (фикус, аспидистра), мелкими листьями (традесканция), опушенными листьями (фиалка узамбарская и др.).

Т е х н о л о г и ч е с к и е с в е д е н и я: комнатные растения, их разнообразие по внешнему виду. Происхождение комнатных растений. Условия жизни на их родине. Потребности комнатных растений в свете, тепле, влаге.

Правила и особенности ухода за имеющимися в классе (дома) растениями. Предметы ухода за комнатными растениями (емкости для воды, колышки для рыхления почвы, санитарно-гигиенический инвентарь).

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы: подбор и размещение комнатных растений для классной комнаты с учетом их величины, облика, привлекательности, условий выращивания, окраски листьев.

Полив из лейки, рыхление почвы, удаление пыли, сухих листьев, поврежденных частей, увядших цветков. Обмывание цветочного горшка и поддона.

II. Размножение комнатных растений

О б ъ е к т ы т р у д а: комнатные растения (традесканция, плющ, сциндапсус золотистый).

Т е х н о л о г и ч е с к и е с в е д е н и я: размножение комнатных растений отводками. Техника размножения отводками. Требования к посадочному материалу. Условия, необходимые для укоренения отводков.

Разрез цветочного горшка: черепок, дренаж, почва.

Оборудование: цветочные горшки (ящики), дренаж, почва, совки (ложки), емкость для воды.

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы: сортировка семян по размеру и весу. Проращивание семян. Подготовка почвы к посеву. Посев семян.

О п ы т. Влияние температуры, влажности, доступа воздуха на прорастание семян. Скорость прорастания семян растений разных видов.

Т в о р ч е с к и й п р о е к т "От худого семени не жди доброго племени" (качество семян).

Развитие специальной лексики

За первый год обучения ребенок должен освоить на уровне различения и правильного использования новые слова: дренаж, поддон.

2-й класс (22 ч)

I. РАБОТА НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ

О с е н ь

О б ъ е к т ы т р у д а: делянка начальной школы.

Т е х н о л о г и ч е с к и е с в е д е н и я: значение работ по подготовке делянки к зиме. Виды сорных растений и приспособления к распространению ими семян. Устройство, назначение и правила безопасного пользования садово-огородным инвентарем (грабли, носилки, совки). Правила личной гигиены при выполнении работ.

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы: подготовка классной делянки к осенней обработке почвы – удаление мусора, послеуборочных остатков растений. Подсчет количества сорных растений на грядке.

Э к с к у р с и я: знакомство с сорными растениями на учебно-опытном участке и в ближайшем окружении школы.

В е с н а

О б ъ е к т ы т р у д а: делянка начальной школы, семена бобовых, овощных и однолетних цветочно-декоративных культур.

Т е х н о л о г и ч е с к и е с в е д е н и я: внешнее строение цветочных культур (высота стебля, их особенноти); значение предпосевной обработки почвы для роста и развития растений, определение "спелости" почвы и сроков начала ее весенней обработки. Приемы подготовки почвы к посеву. Требования к поделке гряд.

Приемы повышения посевных качеств семян (очистка, сортировка, проверка всхожести). Сроки, приемы посева (густота, глубина заделки). Приемы ухода за растениями (полив, прополка, рыхление почвы, установка опорных колышков). Отличие всходов культурных растений от всходов сорняков. Ручные сельскохозяйственные орудия для обработки почв, посева и ухода за растениями. Правила личной гигиены и безопасного труда при обработке почвы и выращивании растений.

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы: проверка готовности почвы для ее предпосевной обработки. Рыхление, разравнивание почвы. Разметка грядок, удаление сорняков.

Разметка рядков, проведение борозд с помощью шнура, полив, посев семян с соблюдением необходимого расстояния между ними.

О п ы т: влияние глубины заделки семян на всхожесть.

II. УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

О б ъ е к т ы т р у д а: комнатные растения, имеющиеся в классе.

Т е х н о л о г и ч е с к и е с в е д е н и я: внешние признаки растений с разными потребностями во влаге: свете; технологические типы полива (обильный, умеренный, редкий); изменения внешнего вида растений при недостатке (избытке) полива, освещения и нарушении температурного режима.

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы: обследование растений с целью правильного ухода за ними; выявление необходимости очередных работ по уходу; уход за растениями в соответствии с их потребностями и показателями окружающей среды.

III. РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

О б ъ е к т ы т р у д а: комнатные растения (бегония, традесканция, фуксия, плющ).

Т е х н о л о г и ч е с к и е с в е д е н и я: черенкование как прием размножения растений. Черенки стеблевые, листовые. Правила срезки черенков. Время черенкования. Приемы подготовки черенков к посадке. Условия, необходимые для укоренения черенков.

Правила аранжировки.

О б о р у д о в а н и е: цветочные горшки, дренаж, почва (листовая, торфяная, дерновая), ножницы, палочки с тупым концом, совки, нож, санитарно-гигиенический инвентарь. Правила безопасной работы и личной гигиены.

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы: размножение стеблевыми, листовыми черенками, частью листа; подготовка горшков, ящиков и почвы к посадке; подготовка стеблевых и листовых черенков с черешком и без черешка, частей листа. Укоренение их в воде или непосредственно в почве. Пересадка укоренившихся черенков в цветочные горшки. Уход за посаженными черенками (полив, притенение). Наблюдения за ростом молодых побегов и корней.

Т в о р ч е с к и й п р о е к т. "Цветник рождается на подоконнике" (Составление в общей емкости композиции из растущих комнатных растений с учетом облика, пропорций, оттенков листьев, цветового сочетания).

Развитие специальной лексики

За второй год обучения ребенок должен освоить на уровне различения и правильного использования новые слова: корнеплоды, "спелость" почвы, черенок, черешок, аранжировка.

3-й класс (22 ч)

I. РАБОТА НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ

О с е н ь

О б ъ е к т ы т р у д а: бобовые, овощные и однолетние цветочно-декоративные растения.

Т е х н о л о г и ч е с к и е с в е д е н и я: определение спелости семян по внешнему виду. Приемы подготовки делянки к зиме.

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы: сбор, высушивание, хранение семян. Удаление мусора, послеуборочных остатков растений, перекопка почвы.

Т в о р ч е с к и е п р о е к т ы: "Как стать Нехворайкой" (народные рецепты лечения овощами).

В е с н а

О б ъ е к т ы т р у д а: делянка начальной школы, семена корнеплодов.

Т е х н о л о г и ч е с к и е с в е д е н и я: внешний вид семян различных овощных культур. Приемы повышения посевных качеств семян – закаливание. Группы корнеплодов по требовательности к тепловому режиму (теплолюбивые, холодостойкие), свету (светолюбивые, теневыносливые). Сроки, способы посева (ленточный).

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы: выбор места для посадки, подготовка семян к посеву, подготовка почвы, посев семян в чистом виде и смешанных с песком. Заделка семян.

II. УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

О б ъ е к т ы т р у д а: комнатные растения, имеющиеся в классе.

Т е х н о л о г и ч е с к и е с в е д е н и я: понятие о необходимости и правилах подкормки растений. Сроки внесения удобрений с учетом фазы развития и состояния, величины растения. Правила безопасности при внесении удобрений.

Признаки, указывающие на необходимость пересадки и перевалки растений. Правила пересадки и перевалки растений.

О б о р у д о в а н и е: цветочные горшки разных размеров, дренаж, почвенные смеси, ножи, ножницы, лейки, трамбовки, противень, санитарно-гигиенический инвентарь.

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы: внесение подкормок, приготовленных учителем. Пересадка и перевалка комнатных растений.

О п ы т: Влияние подкормки на рост растений, сроки цветения.

III. РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

О б ъ е к т ы т р у д а: растения, размножающиеся отводками (плющ, традесканция, фуксия).

Т е х н о л о г и ч е с к и е с в е д е н и я: способы вегетативного размножения растений. Правила размножения отводками. Сроки размножения, требования к посадочному материалу.

О б о р у д о в а н и е: для работы с комнатными растениями, правила безопасности и личной гигиены.

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы: отделение побегов от растения, укоренение в воде, подготовка почвы, высадка посадочного материала в цветочный горшок. Наблюдение за развитием растения.

Развитие специальной лексики

За третий год обучения ребенок должен освоить на уровне различения и правильного использования новые слова: однолетние, двулетние и многолетние растения, секатор, перевалка, укоренение.

4-й класс (22 ч)

I. РАБОТА НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ

О с е н ь

О б ъ е к т ы т р у д а: корнеплоды (свекла, морковь), многолетние цветочно-декоративные растения.

Т е х н о л о г и ч е с к и е с в е д е н и я: сроки уборки корнеплодов. Внешние признаки готовности корнеплодов к уборке.

Особенности циклов развития однолетних, двулетних и многолетних культур. Устойчивость к низким температурам. Способ размножения многолетников делением куста, корневища. Требования к посадочному материалу. Понятие о почве и ее плодородии. Задачи обработки почвы. Значение органических удобрений (навоз, компост) для повышения урожайности растений. Способы и сроки их внесения. Правила безопасной работы и личной гигиены.

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы: уборка и учет урожая корнеплодов, отбор корнеплодов на семенники, закладка их на хранение.

Осенняя обработка почвы (перекопка, внесение удобрений).

Подготовка посадочного материала многолетников, почвы, посадка в грунт.

В е с н а

О б ъ е к т ы т р у д а: многолетние цветочно-декоративные растения. Технологические сведения: приемы ухода за всходами многолетников.

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы: обрезка надземных частей, удаление сорняков, подкормка, рыхление, окучивание.

II. УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

О б ъ е к т ы т р у д а: комнатные растения, имеющиеся в классе.

Т е х н о л о г и ч е с к и е с в е д е н и я: болезни и повреждения комнатных растений, виды насекомых-вредителей. Признаки повреждения растений насекомыми-вредителями. Приемы борьбы с ними. Профилактические средства против насекомых-вредителей. Условия, вызывающие заболевания растений. Наиболее распространенные болезни комнатных растений.

О б о р у д о в а н и е: лупы. Санитарно-гигиенический инвентарь, дезинфицирующие растворы мыла, лука, марганцовокислого калия.

Правила безопасной работы и личной гигиены.

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы: осмотр растений, обнаружение и распознавание насекомых-вредителей. Ручной сбор и уничтожение вредителей и их личинок. Приготовление дезинфицирующих растительных настоев (лопух, томат, лук и др.). Защита корневой системы пленкой, промывание всех частей растения растворами. Ополаскивание чистой водой.

Т в о р ч е с к и й п р о е к т "Им тоже нужен доктор Айболит" (о лечении комнатных растений).

III. РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

О б ъ е к т ы т р у д а: растения, размножающиеся луковицами (зефирантес, амариллис); клубнями (глоксиния, клубневая бегония).

Т е х н о л о г и ч е с к и е с в е д е н и я: луковицы, клубни – органы вегетативного размножения; сроки их отделения. Требования к посадочному материалу. Агротехнические приемы посадки. Оборудование для работы с комнатными растениями, правила безопасности и личной гигиены.

П р а к т и ч е с к и е р а б о т ы: подготовка почвы, посадочного материала, высадка в цветочный горшок. Наблюдение за развитием растений.

Развитие специальной лексики

За четвертый год обучения ребенок должен освоить на уровне различения и правильного использования новые слова: мучнистая роса, серая плесень, семенники, окучивание.


1 Автор Т.М. Геронимус.

2 Только для учителя.

3 На рабочем месте учителя и под его руководством.

4 Имеется в виду мозаика из резаной крошки.

5 Зубчатый круг, оплетенный блестящим дождиком по краю.

6 Работа носит бригадный характер: "кокон" изготавливают третьеклассники, отделку на нем монтируют вместе со второклассниками.

7 Используется готовая форма (баночки из-под кофе и т. д.).

8 Цилиндрическая картонная баночка, отделанная бумажной аппликацией, с охапкой бумажных разноцветных полосок, вырезанных зигзагом.

9 Фигурки животных, сделанные из одного или двух спичечных коробков, обтянутых цветной бумагой.

10 В таких игрушках одновременно используют несколько различных полуфабрикатов: пластмассовые стаканчики, капсулы киндерсюрприза, пробки, коробки, навинчивающиеся крышки от флаконов и др.

11 Используются на дополнительном рабочем месте.

12 Окантованный квадрат из гофрированного картона 30х30 см.

13 Оборудование опытов.

14 Используется вторсырье нитки от распущенных старых изделий: шапки, шарфы, носки.

15 Используется вторсырье (обрезки от старых сумок, упаковки от цветов, старые обложки от книг, кусочки проводов).

16 Только под наблюдением учителя на коллективном рабочем месте.

17 При использовании так называемых готовых форм – катушек, картонных шпулек и т.д.

18 Помпоны и "коконы".

19 Приспособление для разметки припорохом представляет собой контурный рисунок на кальке, покрытой частыми проколами по всему контуру.

20 Используется вторсырье (остатки от шитья новых изделий, лоскуты и отделки от изделий, вышедших из употребления).

21 Используются фанерные очищенные и отшлифованные обрезки от старых изделий, пенопластовые упаковки.

22 Имеются в виду прозрачные формочки разных размеров от таблеток; они используются в аппликациях и динамичных игрушках для изготовления выпуклых глаз.

23 Выполняется в отдельном, хорошо проветриваемом помещении.

24 П Автор Л.А. Баранчикова.