Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Фаина ТРОХИНА,
г. Режь, Свердловская обл.

Синица на ладони

Тема. "Жизнь диких животных зимой. Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых и непроверяемых ударением".

Цель. Формировать представление о том, как зимуют дикие животные (заяц, белка, медведь, лиса), рыбы, насекомые; показать связь их жизни с состоянием неживой природы; обобщить знания о способах проверки слов с безударными гласными; совершенствовать каллиграфические навыки развивать речь и воображение; совершенствовать умения логически последовательно передавать прочитанное и четко отвечать на поставленный вопрос; развивать навыки выразительной устной речи.

Оборудование. Иллюстрации с изображением животных из серии "Дикие животные"; картинки с изображением диких животных, птиц, насекомых; схемы-следы птиц; таблички с названиями профессий; таблички-схемы причинно-следственных связей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, дорогие гости. Сегодня мы пригласили вас на необычный урок – урок-передачу "Ребятам о зверятах". Наша передача выходит в эфир второй раз. На нее мы пригласили ведущих специалистов различных областей науки о природе: фенологов, энтомологов, зоологов, орнитологов, даже дежурный синоптик гидрометеоцентра присутствует на нашей передаче. Впервые на заседание нашего ученого совета приглашены стенографисты.

Умение быстро и грамотно писать необходимо каждому человеку, именно поэтому эту работу будут выполнять все участники нашей передачи.

Стенограмма передачи будет не полной, а частичной.

А сейчас, пока не включены микрофоны и камеры, мы проведем небольшую подготовительную работу.

II. Минутка каллиграфии

У. Дорогие друзья! Сегодня, когда я шла на передачу, на снегу я увидела небольшой, но очень увлекательный узор. В нем переплелись следы различных представителей животных и птиц. Мне это показалось интересным. Я предлагаю вашему вниманию этот узор (записан на доске), а задание такое: из элементов данных следов воссоздайте две буквы: одна из них строчная, а другая заглавная. Какие это буквы?

На доске.

Дети. В, в.

У. Вспомните написание данных букв, прокомментируйте.

Ответы детей.

– Напишите строку букв, чередуя их, согласно условному обозначению.

III. Повторение пройденного

У. Подготовительную работу к стенографии нашего разговора о жизни диких животных зимой, о том, как отражена эта тема в творчестве писателей и поэтов, мы продолжим повторением правила правописания безударной гласной в корне слова. Как проверить безударную гласную в корне слова?

Д. Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово таким образом, чтобы ударение в проверочном слове падало на нужную нам гласную.

У. Всегда ли можно проверить безударную гласную?

Д. Нет, не всегда.

У. Как вы поступите, если безударные гласные в словах проверить нельзя?

Д. Их надо запомнить или проверять по словарю.

У. Назовите словарные слова, которые можно объединить одним словом – зима. Произнесите их тихо.

Д. Коньки, мороз.

У. Назовите словарные слова, которые можно объединить темой "Живая природа".

Д. Береза, воробей, ворона, горох, заяц, земляника, капуста, картофель, лисица, малина, медведь, морковь, народ, овес, овощи, огород, орех, осина, отец, петух, помидор, рабочий, ребята, собака, солдат, сорока, товарищ, ученик, учитель.

У. Итак, мы с вами готовы к работе. Включаем наш микрофон. Передачу начнем с сообщения дежурного синоптика нашего гидрометеоцентра. Дежурный синоптик, вам слово.

Д. Сегодня облачно (безоблачно) – ясно, полнеба в облаках, температура воздуха... ветер (безветренно).

У. Судя по сообщению дежурного синоптика, на дворе зима. А это значит, что в жизни живой природы произошли большие изменения. Слово предоставляется фенологам. Чем знаменит декабрь?

В работу вступают стенографисты.

Стенографист. В тетради запишите название месяца, о котором идет речь,
в сочетании со словом, которое дала ему народная мудрость. Между словами поставьте тире. Поставьте ударения, подчеркните безударные гласные.

Фенолог 1. Декабрь – студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. С водой покончено, даже быстрые реки стали. Земля и лес укутаны в снежную доху. День короче и короче. В последний раз перед долгим сном вышел прогуляться барсук. Запаса жира хватит ему до весны. В свой срок расцвели, а затем и отцвели растения-однолетки. Но растения оставили семена, насекомые – яички. В свой срок солнце пробудит их к жизни. Еще не успела зима войти в полную силу, а уже близится день рождения солнца – 23 декабря: следующий день за днем зимнего солнцестояния. Солнце вернется в мир... С солнцем возродится жизнь...

У. Какое сочетание слов вы записали?

Д. Декабрь – студень.

У. На нашу передачу пришло письмо от телезрителей, в котором они спрашивают, могут ли фенологи спрогнозировать изменения в природе в январе и феврале.

Фенолог 2. Январь, говорит наш народ, – году начало, зиме середка. Солнце на лето – зима на мороз. Лежит пурхан, без пол кафтан, без пуговиц; лежит снег, лежит, покрывает землю. Дед Мороз мост на реке мостит без топора, без гвоздей, без досок. Воды на запоре – лед. Воздух морозен и пуст. И, кажется, все кругом погружено в непробудный сон. Но в трудную пору жизнь отлично умеет притворяться мертвой. Замерли травы, кусты и деревья. Замерли, но не умерли. Под снегом они таят могучую силу жизни – силу расти и цвести. Сосны и ели хранят свои шишки, полные скрытых семян. Животные застыли, но тоже не умерли. Жизнь и зимой продолжается.

У. Записали ли вы сочетание слов здесь? Какое?

Д. Январь – пурхан.

Фенолог 3. Февраль – перезимок. Вьюги да метели под февраль налетели, бегут по следу, а следу нету. Последний, самый старший месяц зимы. Месяц волчьих – с голодухи – налетов на деревни; похищают собак, залезают в овчарни. Тощают все звери, нагулянный с осени жирок уже не греет, не питает их. Кончаются запасы и в норах. Снег все голубеет. Под непосильной тяжестью снежного слоя ломаются ветви деревьев. Тетерева и куропатки всю зиму ночуют в снегу: тепло и не увидит никто. Но скоро станет опасно так ночевать: солнце уже растапливает снег, а ночью – мороз, утром проснутся птицы, а над головой ледяная крыша. Но глухарь уже подается из чащи на поляны, чертит приспущенным крылом на снегу: "Скоро весна – дотерпи". И метет, метет поземка, засыпает февраль-дорогорушник санные пути-дороги.

У. Какими словами наградил наш народ февраль?

Д. Перезимок, дорогорушник.

У. Еще раз прочитайте написанное. По какому общему признаку можно объединить существительные декабрь, январь, февраль?

Д. Названия зимних месяцев.

У. В нашей студии присутствует человек, который большое внимание уделяет выразительному чтению стихов, мастер художественного слова. Она для вас тоже приготовила задание.

К доске выходит ученик, исполняющий роль мастера художественного слова и читает задание.

Д. Из прочитанного мною стихотворения Трутнева "В лес прилетели, запели метели" для стенографии вы должны выбрать существительные обозначающие предметы, которые являются одушевленными.

В лед превратились
Осенние лужи.
Голым березкам
Дрожится от стужи.
Холодно зайцу,
Озябли тетерки,
Еж простудился –
Раскашлялся в норке.
Кто же от голода
Их защитит?
День все короче,
А ветер сердит.
Но прилетели,
Запели метели:
"Вот вам, тетерки,
Из снега постели!
Глубже ныряйте,
Не сыщет Мороз!
Мы и шубейки
Несем для берез".
Гнутся под снегом
Березки в дугу.
Сосны стоят
По колено в снегу.
Ежик согрелся
В заснеженной норке;
В снег зарываются
На ночь тетерки.

У. Докажите, что застенографированные вами слова обозначают одушевленные предметы.

Д. Зайцы, тетерки, еж.

У. Какое из записанных слов имеет безударную гласную?

Д. Тетерки.

У. Подберите проверочное слово.

Д. Тетерев.

У. К какому классу животных существ можно отнести тетерок?

Д. Птицы.

У. На какие группы можно разделить птиц?

Д. Зимующие и перелетные.

IV. Проверка домашнего задания

У. Расскажите, как проводят зиму птицы, не покинувшие родные места.

Д. Перебираются ближе к жилью человека.

– Питаются оставшимися ягодами или семенами растений (например, рябиной), почками деревьев.

У. А бывает и так.

Учитель читает стихотворение Н.Рубцова "Воробей".

– Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
От того, что так трудно ему.

– Как помочь птицам перенести холода? Давайте послушаем советы бывалого орнитолога.

Орнитолог. Зимняя пора – трудное время для пернатых. Много их гибнет от бескормицы. Птицы перемещаются ближе к жилью человека. Голуби и воробьи всеядны, они легко находят себе пищу. Другим птицам труднее. Вот для них, ребята, и постарайтесь организовать подкормку. Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока. Надо только вырезать 2–3 отверстия и, насыпав корм, подвесить пакет к дереву. Синицам, поползням и даже дятлам эта кормушка понравится. Они не боятся, что столовая качается на ветру. Можно использовать бутылки. Между сучьями закрепляют кормовой столик с бортиками, а бутылку наполняют кормом, подвешивают почти вплотную к нему. Ее можно облепить корой, сухими листьями, мхом, чтобы блеск стекла не отпугивал птиц.

Учитель читает наизусть стихотворение Я.Акима "Синица".

Я приехал
В деревенский теплый дом.
Снег хрустит,
Мороз ядреный
За окном.
Только сел
Чайку напиться –
Слышу вдруг,
По стеклу стучит синица:
Стук-постук.
Я кормушку
Из дощечки мастерю,
Сыплю крошки.
– Пообедай, – говорю.
А синица
Не похожа на синиц:
Не дерется,
Угощает прочих птиц.
Прилетели
Воробьи да снегири –
А синица сторонится:
"На, бери!"
Хорошо жилось мне!
Утром я вставал
И свою подружку
Сразу
Узнавал.
Хоть зимой у птиц
Отменный
Аппетит,
Склюнет крошку –
И в окно ко мне глядит.

V. Индивидуальное задание

У. Классифицируйте животных по видам, используя опорные слова: "насекомые", "птицы", "животные" (дикие, домашние).

Учитель раздает детям картинки с изображением птиц, диких животных, насекомых.

– Вашему вниманию предлагается новое произведение. Застенографируйте названия птиц.

Учитель читает стихотворение И.Жупанова "Юркины друзья".

Парню не сидится
После школы дома.
В лес уходит, к птицам,
Тропкою знакомой.
И давно уж с Юркой
Встречи не боятся
Ни юрок тут юркий
И ни синь-синица.
Посвистит – на звуки
Прилетят – не тронь!
А протянет руку –
Сядут на ладонь.
Птицы рады зернам,
Цвиркают: "Откуда?"
И клюют проворно –
Это ли не чудо?
Кто пройдет – дивится.
Знают лишь деревья,
Как он смог добиться
Птичьего доверья.
Юрка не гордится –
Он в лесу, как в доме,
И поет синица
На его ладони.

У. Какие названия птиц вы застенографировали?

Д. Юрок, синица.

У. Какие еще птицы встречаются нам зимой? Продолжите список.

Д. Поползень, снегирь, свиристель.

У. Запишите побудительное предложение, которое вы услышите в тексте. К кому обращены эти слова?

Дети выполняют задание. Чтение наизусть стихотворения А.Яшина "Подкормите птиц".

Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

У. Какое предложение записали?

Д. Подкормите птиц зимой!

У. Установите причинно-следственную связь.

Д. Дерево – насекомое – дятел.

У. Объясните.

Д. Под корой дерева живут и питаются корой дерева насекомые. Насекомыми питается дятел. Так он помогает дереву. Все три звука взаимосвязаны.

VI. Работа над новым материалом

У. Зима повлияла на жизнь не только птиц, но и зверей, рыб, насекомых. Посмотрите на наш экран, правильно ли вы справились с заданием телезрителей.

– Кто здесь "лишний"? Почему?

Д. Паук, так как он не относится ни в животным, ни к птицам, ни к насекомым.

У. Наш разговор дальше поведут зоологи. Но сначала давайте угадаем, о каких животных пойдет речь в нашей передаче. Отгадки застенографируйте.

Летом гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.

Д. Медведь.

У. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?

Д. Волк.

У. Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.

Д. Заяц.

У. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
А в деревне кур крадет.

Д. Лиса.

У. В сосне дупло,
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле?

Д. Белка.

У. Какие из застенографированных вами слов являются словарными?

Д. Медведь, заяц.

У. Как зимуют дикие животные?

Учитель делает сообщение.

– Быстрый бег зайца надо считать мастерством, а не трусостью. Да, бегун он отменный. Во время погони он может мчаться по равнине со скоростью 80 километров в час. Не будь у зайца столь резвых ног, давно перевелось бы их племя на земле. В одной пословице верно подмечено: "Заяц не трус, а себя бережет". Заяц большой мастак запутывать след, чтобы сбить с толку своего врага. Питается сеном, корой деревьев.
А врагов у зайца немало. И первый – лесная красавица-лиса. Она, как елка, зимой и летом одним цветом. Только ярче стал мех на снегу. Крадется лапушка, снег нюхает, ищет мышей, выслеживает их по следам. В непогоду прячется в нору, которую устраивает на склонах холмов.
А вот волка зимой, как в другие время года, ноги кормят. А так как это животное плотоядное, то питается он мелкими животными, но не остается безразличным к лосям и оленям. Существует мнение, что волки не приносят пользу, но это не так, потому что только слабое животное волк может догнать. Волки поддерживают биологическое равновесие в природе.

А правда ли что медведь лапу сосет? (Учитель выслушивает ответы и обоб-щает).

– Существует мнение, что зимой с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая кожа нуждается в согревании. Облизывая лапы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что медведь сосет лапу, а на самом деле согревает ее губами и языком.
Зимой голодно не только птицам, но и зверям. Именно поэтому в заповедниках, заказниках егеря стараются накормить животных.

Рассказ о заповеднике Галанино Режевского района Свердловской области.

У. Как рыбы переносят зимние холода?

Зима – трудное время для рыб. Ледовый панцирь, сковывающий реки и озера, не дает проникнуть в воду атмосферному кислороду, и количество его к концу зимы в воде резко снижается. Рыба гибнет.
Чтобы обогатить воду кислородом, лучше всего расчистить все ключи и родники, впадающие в водоем. Вода, вытекающая из-под земли, почти не содержит кислорода, но как только выходит на поверхность, обогащается им. Вот почему зимой рыба скапливается именно около расчищенных родников.
Если нет родников, то пробейте близко друг от друга несколько лунок и поперегоняйте лопатой воду.
Еще один способ. Тщательно очистите от снега лед, тогда солнечные лучи проникнут на глубину к подводной растительности, которая на свету выделяет кислород.

Энтомолог. Как ведут себя насекомые в это время года?

Д. Насекомые спят.

Энтомолог. В лесу, когда наступает оттепель, вы обязательно найдете много интересного. Вот крохотные бескрылые насекомые. Они прыгают, как блохи. Да это и есть снежные блохи – особый вид ногохвостых.
Иногда на снегу можно увидеть блестящих зеленовато-бронзовых ледничков. Длина тела 3–4 мм. Передняя часть головы вытянута вперед, как клюв.
На снегу могут появиться маленькие комарики хионеи. У них совсем нет крыльев, и похожи они на паучков.

VII. Закрепление пройденного

У. Изучение насекомых-зимовщиков – очень интересное занятие.

Как могут быть связаны между собой:

белка --> память --> орехи

Рассказ зоолога.

Зоолог. Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег и мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела – я скорлупки нашел. Потом отбежала на десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупку и через несколько метров сделала третью полазку.
Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.
Но самое удивительное – она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке.

VIII. Рекламная пауза

Э.Скребицкий. "Зима" – чтение текста.

Зима. Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то что летом. Кажется, зимой на полянке никто не живет. Но это только так кажется.
Возле куста из-под снега торчит старый, трухлявый пень. Это не просто пень, это настоящий терем-теремок. Немало в нем уютных зимних квартир для разных лесных обитателей.
Под корой запрятались от холода мелкие букашки, и тут же устроился зимовать усталый жук-дровосек. А в норе между корнями, свернувшись в тугое колечко, улеглась проворная ящерица. Все забрались в старый пень, каждый занял в нем крохотную спаленку да и заснул в ней на всю долгую зиму.
...На самом краю полянки, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, будто под толстым одеялом, спят лягушки. Спят и не знают, что тут же, неподалеку, под кучей хвороста, свернувшись в клубок, заснул их злейший враг – ежик.
Тихо и пусто зимой на лесной полянке. Только изредка пролетит над ней стайка щеглов или синиц или дятел, усевшись на дереве, начнет выколачивать клювом из шишки вкусные семена.
А иной раз выскочит на полянку белый пушистый заяц. Выскочит, станет столбиком, послушает, все ли спокойно кругом, посмотрит, да и дальше в лес побежит.

IX. Домашнее задание

У. Прочитайте статью "Как зимуют разные животные" (с. 68–71).

Подготовьтесь к контрольному дик-танту по теме "Правописание безударных гласных в корне".

Прочитайте рассказ А.П. Чехова "Белолобый".

X. Итоги урока

У. Чему научились на уроке, участвуя в передаче?

– Что нового и интересного узнали, участвуя в передаче?

– Что полезного вы извлекли?