Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Надежда ЗАВЕРТЯЕВА,
учитель школы № 1071
г. Москва

Грибная слободка

Урок отправляет учеников с новой буквой в грибную слободку, интегрируя обучение грамоте с окружающим миром.

Тема. "Звуки [г], [г’], буква Г, г".

Цели. Познакомить с согласными звуками [г], [г’], буквой Г, г; продолжить работу по формированию навыка чтения у детей; расширять словарный запас учащихся; познакомить с новым знаком препинания; развивать интерес к чтению, логическое мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование. Карточки со словами и слогами; картинки с изображением грибов; схемы гласных и согласных звуков; схемы слогов-слияний; "Букварь" (под ред. В.Г. Горецкого).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. "Жужжащее" чтение

III. Объявление темы урока

На доске схема.

Учитель. Посмотрите на эту схему и отгадайте, какую букву я хочу представить вам сегодня.

Дети. Это буква г.

Учитель стирает в схеме * и вставляет букву г.

IV. Новый материал

У. Отправимся в сказочную "грибную слободку", где все дома – грибы, жители – тоже грибы. Чтобы там оказаться, нужно составить схему слова грибы.

К доске выходит ученик и составляет схему слова грибы. Остальные учащиеся работают на индивидуальных наборных полотнах.

Д. В слове грибы два слога.
– Первый слог – гри, второй слог – бы.
– В первом слоге три звука.
– Первый звук [г] – согласный, твердый, обозначаю на схеме синим цветом.
– Второй звук [р] – согласный, мягкий, обозначаю зеленым цветом.
– Третий звук [и] – гласный, обозначаю красным цветом.
– Второй и третий – звуки-слияние.

Учитель отмечает на схеме слог-слияние.

У. Читаю, какой слог составили – гри.

Аналогично проходит работа со слогом бы.

– Произнесите первый звук.

Д.  Это звук [г].

У. Он какой?

Д. Согласный, твердый.

У. Многие виды грибов растут кругами, их так и называют – рядовки. Это – чернушки, свинушки, опята. Составьте схему слова круги.

К доске выходит ученик и составляет схему слова круги. Остальные работают на индивидуальных наборных полотнах.

– Произнесите второй слог.

Д. Второй слог – ги.

У. Произнесите первый звук во втором слоге.

Д. Звук [г].

У. Он какой?

Д. Согласный, мягкий.

Далее следует работа на распознавание на слух выделенных звуков.
Учитель читает текст Г.Юдина "Генерал Гена".
Первый абзац – дети, услышав звуки [г], [г’], хлопают.
Второй абзац – дети запоминают слова со звуками [г], [г’].

У. Назовите слова, в которых звуки [г], [г’].

Ответы детей.

– Звуки [г], [г’] обозначаются буквой г.

Дети находят букву на ленте букв.

– С какими гласными буквами дружит буква г?

Дети работают с "Букварем", с. 79.

– Слова гриб, грибы, грибник, грибные – ключевые к тексту на с. 79. Прочитайте заглавие текста. Можно предположить, о чем будем читать?

Д. О грибах.

У. Рассмотрите иллюстрацию на с. 79. Что изображено на картинке?

Д. Пень, а вокруг него грибы.

У. Проверим нашу догадку.

Первичное чтение текста шепотом.

– Подтвердилось ли наше первоначальное предположение?

Д. Да.

Повторное чтение текста вслух по абзацам. Вопросы по ходу чтения.

У. О какой поре говорится в первом абзаце?

Д. Об осенней.

У. Кого можно встретить ранним утром в лесу?

Д. Грибников.

У. Что слышится то тут, то там?

Д. Ау!

У. Когда люди кричат "Ау!"?

Д. Заблудившись в лесу.

У. С какой интонацией должно быть прочитано предложение "Ау!"?

Д. Восклицательной.

У. Как называют грибные места?

Д. Непростые.

У. А почему их так называют?

Ответы детей.

– В конце этого абзаца встретился новый знак препинания – многоточие. Он ставится, когда текст не закончен. Автор как бы остановился и задумался... Как можно продолжить этот текст?

Дети предлагают свои варианты.

– Сколько времени бродили дети по лесу?

Д. Долго.

У. Каким словом можно заменить слово бродили?

Д. Ходили.

У. Что сделала мама? Что она сказала? Почему она так сказала? Прочитайте текст с соответствующей интонацией.

Дети выполняют задание.

– Что поучительного узнали из текста?

Д. Нужно знать грибы.

– Чтобы собирать грибы, нужно хорошо их знать.

У. На магнитной доске разбросаны слоги. Соберите слова.

На доске.

пя
ки
ки
хо
ган
вик

о
ли
сы
мор
по
ро

та
сич
еж
му
ки
бо



ро


Учащиеся составляют слова и находят эти грибы в "грибной слободке". Учитель проводит словарную работу: объясняет значение слов поганки (несъедобные грибы), боровики (белые грибы).

Далее хорошо читающий ученик делает сообщение.

Д. Чтобы собирать грибы, надо их хорошо знать. Собирать грибы нужно бережно, аккуратно срезать ножку, присыпав срез землей, для того чтобы не повредить грибницу. Грибы в старину на Руси называли "губами". Кое-где это название и сейчас сохранилось. В XV веке появилось слово грибы, родственное слову горб. Так сначала называли только те грибы, которые имели шляпки горбиком. Постепенно значение названия "грибы" расширилось до современных рамок.

V. Подведение итогов

У. С какими новыми звуками познакомились? Придумайте слова с этими звуками.

VI. Домашнее задание

У. Найдите рассказы, загадки о грибах. Подготовьте рассказ о том, как вы собирали грибы.