Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2002

ТРАДИЦИОНАЯ ШКОЛА

Халима ДЖЕРЕШТИЕВА,
учитель высшей категории
село Учкекен Малокарачаевского района

Учимся красиво говорить и сочинять

При определении задач урока часто встречается фраза: "Развивать устную и письменную речь учащихся". Важно избежать формализма при решении этой задачи, надо научить детей грамотно излагать свои мысли, красиво говорить и писать сочинения. Учитель высшей категории из села Учкекен Малокарачаевского района Халима ДЖЕРЕШТИЕВА делится своим опытом работы по формированию правильной литературной речи у младших школьников.

Как каждый человек выбирает свой жизненный путь, так и каждый учитель должен пройти путь, опираясь на опыт тех, кто творил и творит в этой сфере, думая прежде всего о детях, которые должны получать образование, которое соответствовало бы духу времени. Пришло время, когда каждый учитель имеет право и возможность познакомиться со многими программами обучения, вырабатывать свои методы и приемы, создавать новые программы. Много фантазировать и искать приходится учителю начальных классов, чтобы увидеть и ощутить плоды своей работы. Ведь давно известно, что эффективность обучения в школе во многом определяется уровнем подготовки ребенка к школе. В национальной школе много таких детей, с которыми необходима целенаправленная работа в совершенствовании культуры речи. Плохая успеваемость продиктована тем, что многие дети плохо были подготовлены к школе – нет четкого произношения звуков, не умеют читать стихи и даже не знают их вообще, слабо развита речь или полное отсутствие русской речи.

Совершенствуя речь учащихся, большое внимание обращаю на такие факты, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи. Точность речи предполагает умение ученика не только умело передать факты наблюдения, но и найти наилучшие языковые средства. Из этих требований вытекает и совершенствование культуры речи.

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Учитель начальных классов должен работать над речью (особенно в национальной школе) на любом уроке, в походе, на перемене и т.д. Процесс этот очень сложный, творческий.

Во время любой творческой письменной работы ученик сталкивается с массой слов, правописание которых он не знает. Писать как слышишь или заглянуть в словарь? Я стараюсь, чтобы дети дружили со словарем – это значит контролировать себя, развивать свою речь, накапливать словарный запас. Работа со словарем преследует не только грамматические цели, но и знакомит детей с лексическим значением новых слов, значение которых дети понимали неправильно. Словарные упражнения учат правильному орфографическому произношению, соблюдению нормативного ударения.

Большое значение придаю работе над фразеологическими выражениями. Например, предлагаю детям выражение "белены объелся". Дети дома в словаре должны найти значение этого фразеологизма, попутно объяснить значение слова "белена". На следующем уроке дети рассказывают о своих исследованиях, а я предлагаю им прослушать отрывок из сказки А.С. Пушкина:

"– Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей!
Испугался старик, взмолился:
– Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь, насмешишь ты целое царство".

Спрашиваю у детей, как они поняли это выражение в тексте и почему поэт выбрал именно это выражение, а не употребил равнозначное по значению "совсем обезумела" и т.д.

Ввожу образные выражения, которые необходимы для яркой речи, для меткой характеристики того или иного предмета. Для этого использую карточки-половинки: на одних рисунки, на других – словосочетания.

Дети должны вспомнить пословицы и соединить карточки.

На уроках русского языка вместе с детьми составляем фантастические гипотезы. Техника фантастической гипотезы предельно ясна. Она неизменно выражена в такой форме: "Что было бы, если бы..." Детишки очень охотно фантазируют, причем каждый о своем.

Или играем во фразы. Эта игра способствует формированию у детей навыков выстраивать последовательность слов в предложении. Каждый ряд получает листок с первым словом предложения, учащиеся по цепочке записывают по одному слову так, чтобы получилось красивое большое предложение. Например, слово осенью. Первый ученик читает и пишет свои слова – "на юг", второй – "улетает" и т.д. Последний ученик возвращает листок учителю. Предложения зачитываются вслух, производится смысловой и орфографический анализ предложений и слов. Ряд, который составил лучшее предложение, получает флажок как лучший.

Немаловажное значение для расширения активного запаса слов имеет этимологический анализ словарных слов. Например, слово "агроном". Оказывается, "истоки" этого слова находятся в греческом языке. По-гречески "агрос" – поле, пашня, земля; а "номос" – закон. Получается, что агроном – знающий законы земледелия. Пришло же к нам слово "агроном" из французского языка. И теперь в русском языке много слов, первой частью которых стала часть "агро-": "агротехник", "аграрный", "агроколледж" и др.

Очень, на мой взгляд, интересно происходит на уроке игра "Собери слово". Запишите слово, в котором корень – как в слове "садовник", суффикс – как в слове "почка", приставка – как в слове "перенести", окончание – как в слове "увидела". Дети с удовольствием анализируют, ищут, даже гадают, составляя новое слово.

При изучении практически всех тем можно использовать игру "Найди "лишнее" слово". Чтобы определить, какое слово в столбце "лишнее", нужно думать, смекать, уметь объяснить, почему.

Известно, что дети любят сказки. Многие дети не только любят их читать, но
и сочиняют. Читая их сочинения, убеждаешься, что сказка – поистине не увядающий жанр. Приведу одно из сочинений. В этом году у нас долго не было снега. Помните, как у Пушкина: "Зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе..." Я объявила детям тему сочинения "Зимняя сказка". Вот одно из них.

Как я искала снег

Пришла зима, а снега все нет и нет. Вот уже середина января. Решила я пойти за снегом, найти, где все-таки спрятался снег, почему его так долго нет. Долго искала, но нигде не было снега. Вдруг в ночи увидела огонек, побежала. Вижу, стоит избушка на курьих ножках. А вокруг невиданной величины сугробы. Сугробы были так высоки, что я сама себе показалась песчинкой. Мне стало страшно, я хотела бежать обратно, но чья-то костлявая грязная рука подхватила меня, и я оказалась в избушке. На печи лежала колдунья. Она очень обрадовалась мне, стала жарко растапливать печь и при этом, потирая руки, бегала вокруг меня. Я стояла, дрожа от страха и холода, хотя в избушке было очень жарко и душно. Что же делать? Попросила у колдуньи пить и подала ей кувшин без дна. Долго старушка наполняла кувшин водой, а тем временем подули вольные ветры, унесли сугробы и меня вместе с ними. Вот так я перехитрила колдунью-старуху.
С тех пор у нас всегда идет снег, а старушка у колодца наверняка продолжает наполнять водой дырявый кувшин.

Немного расскажу о творческих тетрадях. Начиная со второго класса заводим на каждого ребенка общую тетрадь. Делим тетрадь на главы: I. "Учимся говорить красиво и правильно"; II. "Осень";
III. "Зима"; IV. "Весна"; V. "Доброта спасет мир"; VI. "Сочинения"; VII. "Изложения"; VIII. "Учимся сочинять стихи" и т.д.

Тетрадь заполняется на уроках чтения, риторики, внеклассного чтения и на других уроках.

Первая глава – это в основном словарная работа. Новые слова, выражения, которые встретились в новом тексте, выписываем, объясняем, произносим, придумываем предложения с новым словом, стараюсь включить эти слова в активный словарь детей.

Во второй главе речь идет только об осени. Из урока в урок идет накопление материала для сочинений. Постепенно появляются такие записи.

В саду поселилась осень.
Слышишь, как шепчутся, падая, листья?
Листья осыпаются частым и печальным дождем.
Шумит золотой дождь.
Облака вытягиваются по небу длинными кудрявыми прядями.

Какая бывает осень?

Ранняя – пахучая – зеленая – молодая.
Золотая осень – зрелая, пестрая, красивая, богатая.
Поздняя осень – унылая, скучная, серая, ветреная, холодная и т.д.

Обязательно пишем сочинения на темы "Листопад", "В саду поселилась осень", "Закружилась листва золотая" и др.

В четвертом классе знакомлю детей
с частями сочинения: вводная, основная, заключительная. Можно подбирать эпиграф к сочинению. Предлагаю вашему вниманию сочинения детей.

Шумит "золотой" дождь.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду...
С.Есенин

В окошко стучит золотая осень. Солнце золотит верхушки пожелтевших березок. Листья шуршат, скребутся, лопочут. По колено в листьях деревья стоят. Разноцветные листья танцуют вальс с осенним ветром. На холодной мокрой земле лежит пестрый ковер из багряных и золотых листьев. Шумит листопад, идет "золотой" дождь.
Я очень люблю золотую осень. Она дарит нам богатый урожай, красоту дивной осенней природы. Когда падают листья, в моей душе звучит музыка, музыка для танцующих листьев. Шуми, танцуй, "золотой" дождь!

Зухра,
4-й класс

Поздняя осень

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало...
А.С. Пушкин

Наступила поздняя осень. По небу плывут длинные, тяжелые и низкие облака. Солнце редко выглядывает, оно спряталось за серыми тучами. Трава пожухла. Деревья все более погружаются в сон. Пернатое царство затихло. Часто льет надоедливый дождь, но когда выглядывает солнышко, выходит на небо радуга невиданной красоты. Начались холода.
По ночам заморозки. Утром деревья стоят сказочно-белыми от инея. Скоро прискачет седая зима, кругом все станет чисто и бело.
У природы нет плохой погоды, говорят. Так и поздняя осень ждет своего принца на белом коне.

Мадина,
4-й класс

Первый снег

Выпал первый, чистый, пушистый снег. Кругом все стало белым-бело. Деревья укутались в зимние шали. Все ребята мечтали о снеге, и наконец-то он выпал. Радостно смотрели мы на снежинки. Мальчики, не двигаясь, долго стояли, чтобы на них больше садилось снежинок. Легкие узорные снежинки садились даже на ресницы. Падающий снег начинал закрывать все предметы. Я люблю, когда идет снег, поэтому пошла в поле. Чудесную картину увидела я: все вокруг меня имело вид снежного потолка. Хрупкие снежинки танцевали вальс с холодным ветром. Снег все сыпался, как стеклянный дождь. Земля умылась, оделась в белоснежный наряд.

Лиана,
4-й класс

Надо отметить, что в сочинениях детей есть что-то свое, индивидуальное, свои мысли, наблюдения, живые меткие слова, поступки.
Перед учителем часто стоит проблема: учиться не умеют и не хотят писать сочинения. Если детей не научить писать сочинения в начальных классах, то в старших классах им еще труднее будет даваться такая работа.
Я думаю, что прежде всего должен нравиться этот вид работы: надо готовить детей к теме сочинения, надо давать темы, которые будут интересны детям. Тогда дети пишут сочинения с удовольствием.
В четвертом классе, когда я говорю: "Сегодня мы будем писать сочинение – раздается дружное "Ура!".
Учите своих ребятишек говорить и писать красиво, и вы их обязательно научите!