Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2002

ПРАЗДНИКИ

Татьяна АЛПАТОВА

Дом под небом голубым.

Что мы называем домом? Нашу квартиру, дом, город, страну, планету. О доме надо уметь заботиться, беречь и охранять его. Об этом – праздник, предлагаемый.

Статья опубликована при поддержке проекта "Жилой комплекс Новые водники", на который стоит обратить внимание тем. кто ищет жилье, не уступающее по качеству столичному, при этом более привлекательному по цене. Квартира в жилом комплексе "Московские Водники" – это, пожалуй, лучший ответ на запрос поисковым системам интернета "город долгопрудный купить квартиру". В этом микрорайоне есть все, чтобы его жителям было удобно и комфортно жить: прекрасные квартиры в современных мнгоэтажках с высокими потолками, металлопластиковыми окнами, светлыми кухнями, большими прихожими, застекленными балконами, благоустроенная придомовая территория и детские площадки, магазины, торгово-развлекательные, оздоровительные и спортивные центры и мн. др. необходимые объекты инфраструктуры. С подробной информацией о предлагаемой недвижимости и ее стоимости можно ознакомиться на сайте московские-водники.рф.

Учитель.

Был, говорят.
Где-то случай такой:
Ехали люди с работы домой.
Только доехали,
Вдруг – чудеса!
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются,
Смотрят кругом:
Где эта улица,
Где этот дом?
Ищут водители:
"Где наш гараж?"
Мечутся жители:
"Где наш этаж?"
Все перепуталось,
Все заблудилось!..
К счастью, такое
Лишь в сказке случилось.
Мы рассказали про это нарочно,
Чтобы проверить–
Знаешь ли точно
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Ты нам ответишь:
"Живу я в квартире,
Номер ее 244!
Дом – на Спортивной,
Рядом – кино!
Все, что кругом,
Мне знакомо давно".
– Дом на Спортивной?
Этого мало!
Город нам свой,
Назови для начала.
– Город стоит на таежной реке,
А за рекой
Виден лес вдалеке.
Тянутся к лесу озера, река!
Понял, дружище?
Вот он какой –
Светлый, прекрасный,
Большой, пребольшой
Мир, где учиться тебе и расти,
Строить, бороться, искать и найти!
Ребята, назовите свой полный адрес, где вы живете.

Дети называют.

Учитель. Это хорошо, что вы знаете свой адрес, правильно называете, а теперь послушайте, что для нас всех является одним общим домом, который надо беречь.

Дети читают стихотворение Владимира Орлова "Дом под крышей голубой".

Чтец 1.

Словно крыша над землею,
Голубые небеса.
А под крышей голубою
Реки, горы и леса.
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы,
Страны все и все народы,
И, конечно, я и ты.

Чтец 2.

Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом,
Под одною голубою,
Общей крышей мы живем.

Чтец 3.

Дом под крышей голубой
И просторный, и большой.
В этом доме мы – соседи
И хозяева с тобой!

Чтец 4.

Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жилье.
Потому что на планете
Все твое и все мое!
И пушистые снежинки,
И река, и облака,
И тропинки, и травинки,
И вода из родника.

Чтец 5.

Дом кружится возле солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло!

Чтец 6.

Чтобы жили мы на свете,
Не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья!

Звучит музыка Э.Грига.

Учитель. Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, строить дома и сажать деревья. За тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились и притерлись друг к другу. Человек очень долго пользуется природой для того, чтобы жить. И мы знаем, что человек – это часть природы. Люди порой безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они не задумывались над тем, что при этом грубо нарушали равновесие в природе, во благо одному делу, причиняли вред другому! Нужно очень бережно относиться к своему окружению: и к лесу, куда мы ходим за грибами и ягодами, и к болотам, где рассыпаны красивые бусы из клюквы, и к речке, где нам хорошо в жаркий день, и даже к тонкой березке, которой очень трудно расти под холодными северными ветрами. Обо всем этом ребята нам прочитают стихи.

Звучит музыка В.Шаинского.

Чтец 1.

На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах хрупкая роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес
Полно таинственных чудес.

Чтец 2.

По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький растет.
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.

Чтец 3.

Гремит на скалах водопад –
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки!
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке!

Чтец 4.

Чтоб был в источниках – нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
Ты – тоже часть ее чудес,
Ведь для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться!

Звучит музыка Э.Грига.

Учитель. Край, в котором мы с вами живем, – северный. Сам климат очень суровый, холодная длинная зима, мало солнца, тепла. Нам нужно очень бережно относиться ко всему живому, что нас окружает! Давайте посидим тихо! Слышите? Конечно, же это шумит ветер в верхушках деревьев, поют птицы! Давайте с вами послушаем интересный разговор!

Выходят герои: девочка Катюша и Сибирский Кедр.

Катюша. Ребята, я приглашаю вас всех на лесную полянку, встретиться с владыкой леса, могучим Кедром, который живет у нас в тайге. С виду он очень грозен, но в душе – поэт! Или я ошибаюсь, владыка леса?

Кедр.

Мне, конечно, слышать лестно,
Что зовут владыкой леса!
Но меня сомненье точит,
Потому что злые люди
Беспощадно рубят, топят,
Жгут леса...
Меня не любят!
И ничуть не уважают,
Притесняют, обижают!..
Это дико! Очень дико!
Для детей лишь я владыка!

Катюша.

Как от зла предостеречь,
Лес от гибели сберечь?

Кедр.

Вся надежда на ребят!
Пусть повсюду говорят:
"Лес – помощник наш и друг,
Не ломайте лесу рук,
Не рубите лесу ног...
Лес в беде не одинок!.."

Катюша. Если это не поможет?

Кедр.

Лес совсем исчезнуть может,
И земля пустыней станет,
Как цветок, в жаре завянет...

Катюша.

Так пускай, ребята, звонко
В Африке, на Амазонке,
На Памире и в Сибири...
Всюду там, где есть леса,
Грянут наши голоса.

Ученики (хором).

Лес – помощник наш и друг,
Не ломайте лесу рук,
Не рубите лесу ног...
Лес в беде не одинок!

Катюша.

Словно поросль молодая,
Мы упрямо подрастаем.
Лес в обиду не дадим,
От беды огородим!

Учитель. Да, мы в ответе за все, что нас окружает! Погибнет природа – и человеку будет плохо.

Дети читают стихотворение Виктора Терена "Чье гнездо лучше".

Чтец 1.

Скворцу достался дом надежный,
В четыре тесаных стены.
Там даже часики, возможно,
Тихонько тикают с весны.

Чтец 2.

А полевая перепелка
Гнездо себе сама свила.
В нем на соломе, чтоб не колко, –
Трава да перышки с крыла.
И птахе здесь ничуть не скучно!
Ей это скромное жилье
Всех прочих лучше, потому что
Оно – одно, оно – свое!

Учитель. А это что за лесной музыкант играет, да так ловко, что стоишь и слушаешь, а откуда звуки идут, и не видно! Теплее становится на сердце, раз песня слышна, значит, все хорошо!

Дети читают стихотворение Ивана Винокурова "Музыкант".

Чтец 3.

Кузнечик зеленый,
Лишь солнце пригрело,
Вдруг взялся за дело:
Он выбрал травинку,
Нашел и стручок,
Готова и скрипка,
Готов и смычок.
И возле пенька,
Где живут муравьи,
Кузнечик им песни
Играет свои!

Учитель. Пусть всем хватит места на нашей голубой планете. Давайте будем беречь все это, не нарушая природного равновесия, жить, не обижая друг друга, не обижая братьев наших меньших. И небо над нами будет голубым! Михаил Пришвин сказал: "Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину".