Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2002

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Ирина АРТЮХОВА,
канд. пед. наук,
ГосНИИ семьи и воспитания
Российской академии образования,
г. Москва

Минуточку внимания!

Начинаем цикл статей об особенностях развития внимания у младших школьников в учебной деятельности, в семье, на досуге.

Немало хлопот учителям начальных классов доставляют невнимательные дети. Иногда отсутствие внимания становится серьезным препятствием для развития и обучения ребенка: вроде он и эрудированный, и словарный запас у него неплохой, но неумение сосредоточиться, слушать, контролировать себя на разных этапах выполнения задания, ненужная спешка приводят просто к катастрофическим результатам в учебе.

В целом же у младших школьников основные свойства внимания развиты еще очень слабо по сравнению с детьми более старшего возраста или взрослыми. Это во многом обусловлено особенностями психического развития учеников начальной школы. Наиболее слабо организовано внимание первоклассников, оно имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Это объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.

Чем внимательный ученик отличается от невнимательного, скажет, конечно, любой учитель.

Есть внешние признаки, по которым можно судить о том, что ребенок в данное время за чем-то внимательно следит, что-то пытается понять, выполнить какое-либо задание. Ученик в это время находится в немного напряженной, собранной позе, у него сосредоточенное выражение лица, взгляд устремлен на говорящего (учителя, отвечающего одноклассника).

Важный признак наличия внимания – это быстрое и качественное выполнение учебного задания. Если в классной или домашней работе допущены грубые, иногда нелепые ошибки, то учитель с уверенностью может сказать, что при выполнении этого задания ученик был невнимателен.

Эти признаки важные, но не определяющие. Главный критерий – это ощущение особой ясности и отчетливости при восприятии материала, при выполнении упражнения, при решении задачи и т.п. Это ощущение знакомо, наверное, каждому человеку. То, на чем сосредоточено наше внимание (на предмете, на мыслительной задаче, на выполнении дела), оказывается в центре некоторого условного поля – поля нашего сознания. Такая избирательность дает человеку возможность в каждый данный момент воспринимать и обдумывать только одно какое-либо дело и является важнейшим признаком наличия внимания.

На сегодняшний день, к сожалению, не существует способов, позволяющих достоверно контролировать состояние нашего сознания. Поэтому и изучение внимания наталкивается на серьезные трудности.

Но все-таки давайте попытаемся разобраться, что это за феномен такой – внимание. Какими свойствами оно обладает? Как от развития различных свойств внимания зависит успеваемость ученика по разным предметам? Какими способами можно развивать свойства внимания? Подумаем над этими вопросами вместе.

Как вы знаете, психологи выделяют различные психические процессы, такие как восприятие, память, мышление. У этих процессов есть свой собственный продукт деятельности: в результате восприятия у человека появляется некий образ предмета; в результате запоминания происходит запечатление предмета, явления; результатом мышления становится решение задач или проблем.

У внимания же нет продуктов его деятельности. Оно похоже на подсобного рабочего: содействует эффективному протеканию других психических процессов. И получается, что без внимания невозможно успешное выполнение никакого дела.

Как образно сказал педагог К.Д. Ушинский, внимание есть единственная дверь нашей души, через которую непременно проходит все из внешнего мира, что только входит в сознание.

Хорошо известно, что внимание бывает произвольное и непроизвольное. Поэтому, наверное, нет необходимости подробно останавливаться на их разборе. Важно только вспомнить, что является активизирующим фактором для произвольного внимания, а что – для непроизвольного.

Для того чтобы ребенок проявил непроизвольное внимание к чему-либо, в первую очередь нужно пробудить его любопытство. Оно же является элементарной формой познавательной потребности.

Чем сильнее у ребенка выражена познавательная потребность, тем больше оснований ожидать активизации непроизвольного внимания при изменениях окружающей действительности. Что-то новое, яркое, необычное обязательно привлечет внимание малыша.

Произвольное же внимание возникает только в целенаправленной деятельности. Человек ориентируется на конечный результат своей работы, проявляет волю, сознательно удерживает свое внимание на выполнении этой работы. Возникновение произвольного внимания обязательно предполагает целеполагание. Возможно, что именно процесс целеполагания и "включает" внимание для эффективного управления протеканием деятельности.

Никакие призывы и инструкции не приведут к актуализации внимания, если ученик не испытывает настоящего интереса к выполняемому заданию. Заставить ребенка быть внимательным могут и другие мотивы: получить хорошую оценку или одобрение взрослых, добиться признания в классе, избежать наказания за плохую оценку и др.

Но наиболее ценный мотив в данном случае, конечно, познавательный. Он проявляется в виде интереса ребенка к учению. Можно утверждать, что интерес к знаниям выступает как мощная преобразующая сила всей учебной работы школьника. Увлеченность делом приводит к возникновению произвольного внимания.

Отсюда следует "простой" вывод: для того чтобы совершенствовать механизмы произвольного и непроизвольного внимания, нужно много и серьезно работать над повышением познавательной мотивации школьника.

Подтверждают этот вывод и специальные психофизиологические исследования. По данным психофизиолога Н.В. Дубровинской, младшие школьники, у которых познавательная мотивация выражена особенно сильно, отличаются от своих сверстников более совершенными и зрелыми нейрофизиологическими механизмами внимания.

Таким образом, внимание имеет глубокий личностный смысл. Потребности и мотивы, жизненные ценности и идеалы направляют и регулируют динамику внимания как ребенка, так и взрослого.

Конечно, развить познавательные мотивы школьника – задача отнюдь не простая. Можно сказать, что это вообще одна из главных задач, которая решается при обучении ребенка в школе. Тут есть свои методы, принципы, правила и т.п. Но это отдельный разговор, надеемся, что он еще впереди.

А сейчас несколько практических советов.

Учителя хорошо знают, как трудно иногда привести класс в рабочее состояние после перемены или урока физкультуры. Перевозбужденные ребята не в состоянии сразу сосредоточиться на учебной работе. Для того чтобы вызвать у детей состояние так называемого предвнимания и немного успокоить их, можно использовать следующие методические приемы.

Радуга внимания

Это задание на концентрацию внимания. Для его проведения понадобится следующее простое методическое оборудование: семь белых альбомных листков с цветным кругом в центре, его диаметр – 7 см. Цвета кругов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый. Согласно астрологическим данным каждый цвет соответствует определенному дню недели. На конкретном занятии вы работаете с таким листком, цвет которого соответствует дню недели занятия.
Лист укрепляется на доске. Включается приятная, спокойная классическая музыка. Учащиеся молча смотрят в центр листа в течение 30–40 с. Потом учитель предлагает им закрыть глаза и в течение 30 с удерживать перед собой образ листа с кругом.

Охотники племени Сиу

Учитель предлагает детям представить, что они индейцы племени Сиу, их основным занятием является охота. Охотники же должны быть очень внимательными, уметь замечать и слышать все, что происходит вокруг.
Учитель. Представьте, что вы находитесь на охоте. Давайте на время замолчим, так, чтобы в классе стало совсем тихо. Постарайтесь услышать всевозможные шумы, угадать их происхождение.
Чтобы было интереснее, учитель может специально "организовать" некоторые шумы и звуки.
Эту игру можно проводить как соревнование: выигрывает тот, кто услышит больше шумов и правильно угадает их происхождение.

Кто меня слышит...

Если в классе возник шум и ученики никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: "Кто меня слышит, поднимите правую руку".
Некоторые ученики наверняка услышат его и поднимут правую руку.
Далее учитель опять же тихо произносит: "Кто меня слышит, поднимите обе руки".
Некоторые ученики поднимают обе руки.
Учитель произносит тихо фразу, растягивая слова: "Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза".
Тут раздадутся хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя.
Учитель тихо произносит: "Кто меня слышит, встаньте".
После этого обычно встают все учащиеся, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели – внимание учащихся обращено на него.
Этот прием, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе: здесь многое построено на эффекте неожиданности.

Время для контрольной

Эта информация, возможно, поможет учителям правильно выбрать время для наиболее значимых уроков: контрольной или самостоятельной работы, каких-либо открытых уроков и т.п.
Психологи провели специальное исследование: изучались особенности внимания у одних и тех же школьников в процессе их обучения в первом, втором и третьем классах.
Для большинства первоклассников характерна единая динамика устойчивости внимания в течение дня. Начиная работу с исходно высокого уровня, они демонстрируют тенденцию к спаду внимания уже после первого урока. Иными словами, устойчивого внимания им хватает лишь на 45 минут первого урока.
При обучении во втором классе динамика внимания у этих же детей в течение дня выглядит по-другому. У большинства из них пик его активности приходится на второй-третий уроки.
Такая же картина наблюдается в третьем классе.
Объяснить это можно следующим образом.
Первоклассники, с большой готовностью идущие в школу, уже заранее настраиваются на работу, предвосхищают новое, интересное, неожиданное. Эта установка на всеобъемлющее восприятие приводит к быстрому истощению и усталости.
У второклассников непосредственный интерес к школе несколько остыл, зато стали появляться некоторые навыки учебного труда, среди них и навык управления своим вниманием, синхронизации его с задачами учебной работы.