Уроки здоровья
Как заинтересовать детей вопросами
правильного питания? Как научить ребят любить
каши, кисели, соки, овощи? Как ближайших
"родственников" хлеба – пирожное, торт,
пирог – подают на стол? Как приготовить
различные полезные и вкусные напитки? На все эти
вопросы помогут ответить уроки, предложенные под
рубрикой "Уроки здоровья".
Программа "Разговор о правильном
питании" ориентирована на детей 6–8 лет
(старших дошкольников, младших школьников).
Основная цель программы – воспитание у детей
представления о рациональном питании как
составной части культуры здоровья. Выбор
содержания программы не случаен, ведь правильное
питание – один из "краеугольных камней", на
котором базируется здоровье человека.
Разработка и внедрение курса в работу школ
осуществлялось по инициативе и при спонсорской
поддержке компании "Нестле".
Программа включает в себя 15 тем,
освещающих наиболее важные проблемы, связанные с
организацией рационального питания ребят этого
возраста.
Курс снабжен специальными
учебно-методическими комплектами – красочными
рабочими тетрадями для малышей, методическими
пособиями для учителей, брошюрами для родителей,
плакатами. Как показывает практика, программа
может быть интегрирована в базовые школьные
курсы "Окружающий мир",
"Естествознание", "Природоведение",
"ОБЖ" или использоваться при проведении
внеклассной работы, во время классных часов или в
группах продленного дня, а также в работе детских
садов и прогимназий.
Герои программы – участники известной
телепередачи "Улица Сезам", сказочные
персонажи Зелибоба, Кубик, Бусинка, предлагающие
ребенку множество интересных игр. В них ребенок
не только учится сам, но и учит других – своих
друзей, родителей. Кстати, взрослые члены семьи
отмечают, что о многих секретах правильного
питания они узнали от своих детей.
Программа работает в 22 регионах
России, в ее реализации принимают участие 170 000
детей и 6500 педагогов.
Немаловажно и то, что содержание
программы построено с учетом наших весьма
непростых экономических условий. Авторы
"Разговора о правильном питании" не
согласны с весьма распространенным мнением –
"Здоровое питание – дорогое питание".
Малыши в игре узнают о полезных и
необременительных для семейного бюджета блюдах.
Рассмотрим некоторые из тем курса
"Разговор о правильном питании". Так, тема
"Самые полезные продукты" направлена на
формирование у детей представления о значимости
различных продуктов питания для здоровья. В
содержании курса нет деления на полезные и
вредные продукты (что нередко можно встретить в
других обучающих курсах). Авторы "Разговора о
правильном питании" намеренно избегают такого
"резкого" деления, ведь при этом оценки,
предъявляемые ребенку в ходе занятия, могут
противоречить традициям питания, уже
сложившимся в семье. Можно ли, к примеру, говорить
школьнику о "вреде" бутербродов с колбасой,
если дома он обычно получает их на завтрак и ужин?
Поэтому авторы предлагают оценивать продукты
как очень полезные (те, которые нужно есть
ежедневно), полезные, но употребляемые не каждый
день, и те, которые есть можно, но нечасто.
Увы, полезность того или иного
продукта, блюда далеко не всегда определяет его
популярность среди детей. Какой малыш
добровольно откажется от шоколадки в пользу
овсяной каши, даже если он знает, что каша поможет
ему стать сильным и крепким? А что, если ребенок
сам будет контролировать свой рацион?
Поэтому одно из заданий включает в
себя заполнение специального дневника, где
напротив граф с днями недели нужно записывать
или наклеивать изображения самых полезных
продуктов и блюд, которые малыш съел в течение
дня. Никто не запрещает ребенку есть любые блюда,
но в дневнике должны быть отмечены только
"самые-самые". Так, незаметно для самого себя
ребенок привыкает оценивать "полезность"
своего ежедневного рациона. В конце недели
подводятся итоги – кто в классе или группе
набрал больше всего очков. Ну а кому из малышей не
хочется победить в соревновании!
При изучении этой темы дети
"приглашаются" в "магазин" одного из
героев курса – дяди Саши. Ребята получают
задание собрать для себя корзину самых полезных
продуктов. Для этого могут быть использованы
рисунки и наклейки из тетради, муляжи,
имитирующие продукты. Однако наиболее
эффективной формой организации такого занятия
является экскурсия в настоящий продуктовый
магазин. При этом у ребят не только формируются
практические навыки выбора продуктов, но ими
осваиваются правила формального общения (в
данном случае с продавцом, кассиром и т.д.).
Тема "Как правильно есть"
направлена на формирование у учащихся
представления о гигиене питания и режиме
питания. Здесь также для закрепления изученного
материала используется дневник. В ходе занятия
учащиеся выделяют для себя пять основных правил
гигиены питания: "Мою руки перед едой с
мылом", "Мою фрукты и овощи перед едой",
"Ем небольшими кусочками, не тороплюсь",
"Не разговариваю во время еды", "Ем в
меру". Затем ребята фиксируют в дневнике
выполнение этих правил: если правило соблюдается
в течение всего дня – в специальной графе
ребенок приклеивает большую"улыбку", если
малыш в какой-то момент забыл выполнить правило
– "улыбка" поменьше, ну а если правило
выполнялось только один раз в течение дня (каждый
из нас имеет право на ошибку) – прикрепляется
самая маленькая "улыбка". Таким образом, у
малышей формируются полезные навыки
самоконтроля и самооценки. Дело в том, что
традиционно с самого раннего возраста ребенок
привыкает к внешней оценке (со стороны родителей,
учителей и т.д.). Между тем, реализация установки
на здоровый образ жизни невозможна, если ребенок
не умеет прогнозировать и оценивать
предполагаемые результаты собственного
поведения. Это, в свою очередь, позволит ребенку
избегать форм поведения, причиняющих вред
здоровью, сознательно делая выбор в пользу
здоровьесохраняющего поведения.
Тема "Из чего варят каши"
рассказывает детям о полезных свойствах этого
блюда, могущего стать прекрасным вариантом
завтрака (очень полезно, недорого и просто в
приготовлении). Однако в большинстве семей каша
сегодня не входит в традиционный рацион питания,
поскольку, как уверяют мамы, их дети "не любят
каши". Можно ли сделать так, чтобы каша
понравилась детям? На занятиях ребята узнают о
том, как превратить привычную для них кашу в
необычное, вкусное блюдо. Взрослый вначале
рассказывает детям о том, какие добавки
используются для каш (изюм, орехи, чернослив и
т.д.). Затем дети при помощи специальных рисунков
в тетради "готовят" для себя каши (в
нарисованные тарелки ученики приклеивают
наклейки с изображениями добавок или рисуют эти
добавки) и придумывают им названия.
В классе или группе детского сада
может быть организован конкурс "Самая вкусная
каша". По договоренности с сотрудниками
столовой или с помощью родителей готовится
несколько видов каш. Команды ребят, используя
добавки, придумывают свои варианты каш и
названия к ним, а затем угощают своих товарищей.
Как показывает практика, одного такого
занятия достаточно для того, чтобы отношение к
кашам и завтраку вообще у ребят кардинально
изменилось. Это блюдо становится у них одним из
самых любимых, а родителям уже не нужно
заставлять ребенка завтракать. Интересна и
реакция родителей, которые отмечают: "Мы сами
многое узнали для себя", "Я тоже не любил(а)
кашу, но теперь с удовольствием ем ее вместе с
сыном".
При рассмотрении темы "Плох обед,
если хлеба нет" рассказывается об основных
составляющих ежедневного обеда, при этом
предпочтение отдается полезным, но не дорогим
блюдам, доступным для каждой семьи. Дети узнают о
том, как самые привычные и "не очень любимые"
продукты могут помочь им стать красивыми и
здоровыми. Выполняя одно из заданий темы, дети
должны составить свой вариант обеда из полезных
блюд. Оценка сформированности таких занятий
может быть проиллюстрирована рассказом одной из
работниц школьной столовой: "Припущенная рыба
– одно из самых полезных, но и самых непопулярных
блюд у младших школьников. Однако после вашего
занятия произошло чудо – я боялась, что они у
меня эту рыбу вместе с костями съедят".
Правильное питание предполагает
регулярность. Ребенок должен знать, что в течение
дня нужно есть 4 раза, желательно в одно и то же
время. Чтобы научиться "есть по часам", в
специальной тетради на нарисованном циферблате
малыши должны указать время завтрака, обеда,
полдника и ужина, а еще – придумать веселые
стихи-"зазывалочки", при помощи которых
можно было бы собирать всех членов семьи за общий
стол (например: "Девять утра, девять утра –
завтракать пора", "Всем привет – настал
обед!" и т.д.).
Темы "Где найти витамины весной",
"Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные
продукты", "Каждому овощу свое время"
знакомят детей со значением витаминов для
сохранения и укрепления здоровья. Дети получают
представление о наиболее распространенных
продуктах – источниках витаминов, узнают о том,
какие продукты могут использоваться в качестве
кладовой витаминов зимой и осенью. Сами занятия
строятся в виде игры-соревнования: дети
отгадывают кроссворды, загадки и т.д.
Выполняя одно из заданий, дети учатся
самостоятельно выращивать лук на подоконнике. Но
лук этот оказывается необычным – он
выращивается в цветной баночке из-под йогурта, на
луковичку ребята прикрепляют "глазки" и
"улыбку", а на выросший зеленый
"хвостик" – бантик или шляпку. Такая веселая
луковичка может стать замечательным украшением
стола. В рамках программы проводится два
конкурса – для педагогов и детей. Ребята рисуют
плакаты или готовят поделки, иллюстрирующие
законы правильного питания. Учителя, воспитатели
могут представить свою разработку темы, входящей
в программу, а могут предложить и новый вариант
темы. Конкурсные разработки позволили
значительно расширить содержательный компонент
программы, дополнить ее. Работы лауреатов
конкурса включаются в методическое пособие,
которое ежегодно переиздается. С некоторыми из
них мы предлагаем познакомиться вам.
Александра МАКЕЕВА,
г. Москва
Тема. "Плох обед, если хлеба
нет".
Цели. Закрепить представление
детей о значимости хлеба в рационе питания;
воспитывать бережное отношение к хлебу;
расширить знания детей о том, как тема хлеба
освещена в фольклоре, народных традициях,
связанных с хлебом.
Оборудование. Сухие колоски,
картинки с изображением этапов выращивания
хлеба, таблички с названием профессий, лоток с
бубликами, макет венка, стол для чаепития.
ХОД УРОКА
Дети сидят полукругом. В центр зала
выбегают два глашатая-ведущих.
Глашатай 1. Собирайся народ!
Праздник не ждет.
Глашатай 2. Приходи-ка детвора,
Праздник начинать пора.
Вместе. Знают все: и старые и
детвора –
Хлеб – всему голова!
Появляются Зелибоба с Бусинкой и
Кубиком.
Зелибоба. Бусинка, Кубик! Идем
скорей, а то опоздаем. Ничего не услышим, ничего
не узнаем. Сегодня на улице Сезам праздник
устроила детвора.
Кубик. Стой, Зелибоба! Давай
сначала поздороваемся с друзьями. Здравствуйте,
друзья!
Бусинка. Здравствуйте, ребята и
взрослые!
Зелибоба. Здравствуйте,
здравствуйте!
Учитель. Здравствуйте, друзья.
Проходите скорее сюда.
Праздник мы здесь начинаем,
Хлеб на земле восхваляем.
Герои проходят, садятся вместе с
детьми.
Зелибоба. У-у-у, как скучно. Я-то
думал повеселиться, а вы тут о хлебе говорить
будете. Ну что тут может быть интересного? Тем
более я хлеб совсем не ем, вот пирожные да торты –
это другое дело!
Учитель. Не спеши, Зелибоба!
Рассказ о хлебе может быть очень интересным!
Знаешь ли ты, к примеру, что хлебу не менее 15 тысяч
лет и "изобрели" его египтяне. Хлеб – очень
полезный продукт, недаром его всегда ставили на
Руси в центр стола и считали главным блюдом.
Кстати, любимые тобой пирожные да торты –
ближайшие "родственники" хлеба, поскольку
все они сделаны из муки. Так что узнать что-то
новое о хлебе тебе стоит! А ребята тебе помогут!
Знаете ли вы, ребята, откуда хлеб к нам на стол
приходит?
В центр зала выходит группа детей в
народных костюмах. Они поют песню и одновременно
инсценируют ее.
Землюшка-чернозем,
Землюшка-чернозем.
(Идут по кругу.)
Чернозем, чернозем.
Землюшка-чернозем.
(Притопы на месте.)
Тут пшеничка выросла,
Тут пшеничка выросла,
Выросла, выросла,
Тут пшеничка выросла.
(Все садятся на корточки и постепенно
начинают подниматься.)
У пшенички колоски,
У пшенички колоски,
И туги, и золоты
У пшенички колоски.
(Вытягивают вверх руки и
поворачивают их.)
Смолотили колоски,
На мельничку увезли,
Увезли, увезли.
На мельничку увезли.
(Складывают руки перед собой и
совершают ими вращательные движения.)
Намололи там муки,
Хлеба пуды напекли.
(Приподнимаются на носочках и
разводят широко руками.)
Зелибоба. Ой, что-то я не все
запомнил! С чего же все начинается? Сначала зерна
перемалывают, а потом то, что получилось,
высевают на поля?
Учитель. Да нет, Зелибоба! Ты все
перепутал! Ну, ребята, помогите Зелибобе!
Дети называют этапы выращивания и
приготовления хлеба: вспахивание поля, высевание
зерен, выращивание пшеницы, сбор урожая,
молотьба, выпекание хлеба из муки. За правильные
ответы дети награждаются колосками, которые им
вручает Бусинка или Кубик. На демонстрационный
стенд могут прикрепляться картинки с
изображением называемых этапов. Если дети
затрудняются с ответом, такие картинки могут
помочь им.
Учитель. А сейчас мы поиграем и
профессии узнаем, что хлебу на стол прийти
помогают. Посмотрите, на доске таблички с
названиями различных профессий. Выберите,
пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд,
имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.
Ha доске учитель прикрепляет таблички
с названиями различных профессий – артист,
пианист, шофер, тракторист, повар, пекарь,
комбайнер, учитель, механизатор, портной,
мельник, кондитер. Дети называют профессии.
Зелибоба. Ой, а почему никто не
назвал профессию артиста?
Кубик. Зелибоба, ну какой ты
смешной! Разве артисты выращивают хлеб? Разве
артисты готовят булочки или каравай?
Зелибоба. Зато артисты своим
мастерством помогают хлеборобам – поднимают
настроение веселыми песнями, музыкой! И без
портного хлеба тоже не будет, ведь портной
одевает тех людей, которые выращивают хлеб.
Бусинка. И, конечно, хлеба не будет
без учителя! Ведь учитель учит и комбайнера, и
агронома, и пекаря, и кондитера.
Учитель. Я думаю, что прийти на стол
караваю помогают все люди, которые любят и знают
свое дело. И какой бы ни была их профессия, их
можно назвать одним словом – Мастера!
Бусинка. А сейчас, ребята, я
предлагаю вам сплести особый венок – венок из
пословиц. Чтобы венок получился красивым, вы
должны вспомнить пословицы и поговорки, в
которых говорится о хлебе.
Бусинка достает заранее
подготовленный макет венка из колосков. Дети по
очереди называют пословицы. После каждой
пословицы Бусинка "вплетает" в венок
колосок или цветок. Ребенок, назвавший правильно
пословицу, получает колосок.
Учитель.
Хлебушко – пирогу дедушка.
Без печки холодно – без хлеба голодно.
Не в пору и обед, коли хлеба нет.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Нет хлеба – нет обеда.
Входит Продавец бубликов с лотком на
шее.
Продавец. Почтеннейшая публика,
Покупайте бублики.
Бублики с маком,
Бублики с таком.
Покупайте бублики –
Лучшие в республике.
Кому за пятак,
Кому отдам просто так.
Хотите верьте, хотите – нет,
Но в этих бубликах есть секрет.
Зелибоба. Ой, сюда, сюда, продавец. Я
сейчас 5, нет, 10 бубликов сразу съем.
Продавец. Не спеши, молодец! Мои
бублики не продаются, за так отдаются. Но не
любому, а тому, кто мои загадки отгадает. Хочешь
полакомиться – отгадывай загадку.
Продавец загадывает детям загадки.
Тот, кто отгадывает загадку, получает в награду
бублик. После того как все загадки были загаданы,
Продавец раздает оставшиеся бублики в качестве
поощрения.
Продавец. Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском.
Дети. Хлеб.
Продавец. Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.
Дети. Зерно.
Продавец. Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом.
Дети. Колос.
Продавец. Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол он...
Дети. Хлебом.
Учитель. Какие вкусные бублики вы
получили в награду! А вы знаете, что еще можно
приготовить из муки?
Дети называют виды хлебобулочных
изделий – пироги, крендели, пирожные, торты и т.д.
Зелибоба. Какие вы молодцы!
Благодаря вам, ребята, я так много нового и
интересного узнал о хлебе и его ближайших
"родственниках" – продуктах,
приготовленных из муки!
Учитель. Действительно, мы сегодня
узнали с вами много нового. А хотите увидеть,
сколько? Давайте вместе сложим наш "сноп"
знаний. Соберите вместе все колоски, которые вы
получали за правильные ответы.
Дети составляют "сноп".
Учитель. A теперь я предлагаю вам
попробовать все те вкусные продукты, которые
могут быть приготовлены из муки.
Входит тетя Даша с расшитым рушником.
Тетя Даша.
Здравствуйте, дорогие детишки!
Напекла я сегодня разные пышки.
Приходите ко мне поскорее,
С вами мне станет в сто раз веселее!
Тетя Даша приглашает всех участников
праздника в зал, где накрыт стол для чаепития. На
столе находятся блюда с различными видами
хлебобулочных изделий.
Н.А. ГОРОЖЕНИНОВА,
учитель школы № 5,
г. Чернушка, Пермская область
Тема. "Овощи, ягоды, фрукты –
полезные продукты"
Цели. Закрепить знания о полезных
продуктах; сформировать представление о
некоторых традициях питания на Руси; познакомить
с некоторыми особенностями русского быта.
Оборудование. Листы ватмана для
рисунков ребят, фломастеры, краски, корзина с
"наградами" для правильно ответивших,
"медали", канат для перетягивания, различные
виды овощей и фруктов, лист с наклеенными
семенами.
ХОД УРОКА
Тетя Нина. Добрый вечер, судари и
сударыни!
Кубик. Красны девицы!
Бусинка. И добры молодцы.
Тетя Нина. Мы рады встречи с вами на
нашем празднике. Сегодня мы его проводим
по-особому, так, как издавна на Руси отдыхали.
Целый день народ трудился на полях да огородах. А
как сядет солнышко, собирался крестьянский люд
на веселые вечерки.
Кубик. Вот давайте и мы представим,
что оказались на такой вечерке с ее потехами и
забавами!
Бусинка. И, конечно, с угощением!
Тетя Нина. Но у нас будет несколько
деревень. Решайте, кто в какой деревне будет жить
да какая деревня каких гостей принимать будет. К
кому придет Кубик, Бусинка, а кто меня будет рад
увидеть?
Дети (участники игры)
распределяются по группам – "деревням".
Тетя Нина. Вот каждой деревне
первое задание. Придумайте свое название –
простое, русское, но с условием: первая деревня –
овощное название, вторая деревня – фруктовое, а
третья – ягодное. И подумайте, почему так можно
было назвать деревню.
На выполнение задания отводится 3
мин. Дополнительно дети могут придумать и
нарисовать эмблему своей "деревни".
Тетя Нина. А теперь давайте
познакомимся!
Каждая "деревня" называет себя и
объясняет, почему именно такое название было
выбрано.
Тетя Нина. Вот какие славные, да
вкусные, да полезные названия у наших деревень!
Кубик. Ой, а я слышу какую-то
музыку... Вот-вот, словно колокольчики звенят...
Что это, ребята?
Под "волшебную" музыку в зал
входит Царица Полезных Продуктов. Она в длинном
ярком сарафане, на подоле которого – изображения
овощей, ягод, фруктов. В руках у нее корзина с
дарами, укрытая рушником. Она ставит ее на стол в
уголке избы.
Царица. Здравствуйте, люди добрые!
Вот услышала я про ваш праздник и решила
заглянуть. Примите гостью на праздник. Ведь я –
Царица Полезных Продуктов. А вспомните, что
относится к самым полезным продуктам.
Дети. Овощи, ягоды, фрукты.
Царица. Как замечательно, что вы
так хорошо знаете моих подданных! Не случайно у
ваших деревень и такие названия замечательные!
Но сегодня на вечерке я проверю ваши знания! И
начнем мы с "Ярмарки пословиц". Пусть каждая
деревня загадывает своим гостям загадки, в
которых говорится о самых полезных продуктах –
овощах, ягодах да фруктах. Загадывать будем по
кругу – начнет одна деревня, затем другая
подхватит и т.д. Побеждает та деревня, которая
назовет последнюю загадку. Начинаем!
Дети загадывают загадки, а зрители
отгадывают их.
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.
(Репа.)
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Брусника.)
Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась...
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
(Капуста.)
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло!
(Клюква.)
Каждому зрителю, давшему правильный
ответ на загадку, Царица вручает сувенир из
корзины. "Деревне", выигравшей конкурс,
вручается "медаль".
Царица. Вот, оказывается, сколько
загадок про полезные продукты народ придумал! А
знаете ли вы, что на Руси издавна песни не пели, а
играли их? Мы сейчас и проверим, как вы умеете
песни играть. Каждая деревня получает задание не
просто спеть песню, в которой упоминается про
любимые продукты – овощи, ягоды да фрукты, но и
показать ее. Выбирайте, кто какую песню нам
сыграет.
Представитель из каждой
"деревни" подходит к Царице и выбирает
конверт с заданием. В каждом конверте – листок с
характеристикой песни: "Песня про остров, на
котором можно каждый день есть бананы и
кокосы", "Песня про мальчишку, который
картошку не копал, а на обед прибежал",
"Песенка с грустным концом про милое
насекомое, которое сравнивают с огурцом".
Царица. Сейчас вам дается пять
минут для того, чтобы подготовить песню,
вспомнить слова, обсудить как ее показать. А
затем Кубик, Бусинка и тетя Нина оценят вас –
хорошо ли вы знаете текст песни, ладно ли
показываете ее. А зрители наши могут вам помогать
– подпевать вместе с вами!
Проводится конкурс, выигравшая
"деревня" получает медаль.
Тетя Нина. В деревнях бывало и
по-другому тешились. Парни деревенские все
сильные да ловкие, румянец во всю щеку. Ведь
ели-то добры молодцы самые полезные, витаминные
продукты. Вот и были добры молодцы богатырями.
Ну-ка, добры молодцы, покажите свою силушку.
От каждой деревни выбирается команда
из мальчиков, проводится соревнование команд по
перетягиванию каната. Порядок соревнования
определяется предварительной жеребьевкой,
которую проводят Кубик и Бусинка.
Команда-победитель получает медаль.
Царица. Как говорится, делу время, а
потехе час. Распотешились, теперь пора удаль свою
да знания в другом показать. Чтобы вырастить
богатый урожай в огороде, старухи, бабы, молодухи
да девки готовили семена к посеву заранее:
прогревали на печи, отбирали лучшие. К сожалению,
современные огородники не все секреты богатого
урожая сохранили. Вот и случается с ними порой и
такое...
Один из участников праздника читает
стихотворение Н.Кончаловской "Про овощи".
Жил один садовод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принес чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена –
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал.
И берег от прохладной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде,
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огорбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста...
Тетя Нина. Ну, Царица, я думаю, с
нашими ребятами такого не случится. Давай
проверим, знают ли они, из каких семян какие
растения вырастают. В каждую деревню я передаю
лист с наклеенными на него семенами. Ваша задача
– подписать название овощей под каждым номером.
На выполнение задания вам 5 минут. Затем Царица,
Кубик и Бусинка проверят, как вы справились с
заданием.
Проводится конкурс, "деревня",
победившая в конкурсе, получает медаль.
Царица. Неплохо знаете семена!
Молодцы! А сумеете вы угадать самые полезные
витаминные продукты, не глядя на них? Вот тут у
меня в корзине под рушником лежит много овощей,
фруктов, ягод. Пусть самый лучший знаток из
каждой "деревни" по очереди подходит ко мне
и с завязанными глазами достает витаминный
продукт из корзины. А потом на ощупь, да по запаху
попытается угадать, что именно он достал. Каждый
может доставать по три продукта. За правильный
ответ присуждается одно очко.
Проводится конкурс. В корзине могут
находиться яблоки, морковь, огурцы, картофель,
лук, чеснок, редис, редька, свекла и т.д. Тот
продукт, который участник конкурса достает из
корзины, остается на столе.
Тетя Нина. А знаете ли вы, где какой
витаминный продукт растет? Вот посмотрите на это
большое блюдо – здесь собрались самые разные
овощи, фрукты, ягоды. Каждая деревня получает по
большой корзине. Одна деревня должна собрать в
корзину все то, что растет в саду, вторая – все то,
что растет в огороде, третья – все, что растет в
лесу да на полях.
Проводится конкурс. Кубик и Бусинка
определяют правильность выполнения задания.
Если задание выполнено верно, команда получает
медаль.
Царица. Да, веселые у нас гости на
вечере, ловкие, умелые, знающие. После таких
развлечений на Руси садились за стол, угощали
друг друга своими яствами. И мы с вами сейчас
испробуем угощения, которые приготовили вы и
ваши родители из овощей, ягод да фруктов.
Все участники праздника проходят в
столовую, где заранее накрыт стол. На столе
представлены блюда, приготовленные в семьях
участников праздников. Обязательное условие –
блюда приготовлены из овощей, фруктов или ягод.
Царица. И на прощанье вам
пожеланье:
Пусть у вас будет веселый досуг.
Всем подружиться,
Жить, не тужить,
До ста лет во счастье прожить!
Тетя Нина.
Низкий поклон вам.
И если понравилось вам у нас,
Милости просим в следующий раз.
О.А. БАНИНА,
учитель начальной школы,
г. Балахна,
Нижегородская область
Тема. "Путешествие по музеям
напитков".
Цель. Дать представление о
значении жидкости для жизнедеятельности
организма, необходимом количестве жидкости в
ежедневном рационе питания человека,
разнообразии и ценности напитков.
ХОД УРОКА
Учитель. Мы с вами познакомились со
многими секретами правильного питания. А хотите
узнать, о чем мы будем говорить сегодня? Для этого
я предлагаю вам отгадать загадку. Так вы узнаете
тему нашего занятия.
На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать.
Чего в гору не вкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
Так что же это такое?
Дети. Вода.
Учитель. Правильно, вода! О ней и
напитках, которые можно из нее приготовить, мы и
будем сегодня говорить. Вода очень нужна нашему
организму. Она помогает нам расти, справляться со
всякими хворями, становиться сильными и
крепкими. Поэтому очень важно каждый день пить
достаточное количество жидкости. А сколько это?
Хотите подсчитать? Для этого умножьте свой вес на
80, а потом разделите полученный результат на 100.
Дети самостоятельно проводят
математические вычисления. Далеко не все дети
знают свой вес. Поэтому эту цифру учитель может
попросить детей узнать у своих родителей
накануне и записать в тетрадь. В класс также
можно принести напольные весы и перед уроком
предложить детям взвеситься.
После проведения вычислений учитель предлагает
ребятам сравнить полученные цифры – в среднем у
детей 7–8 лет должно получиться около 2,5 л.
Учитель. Данные, которые вы
получили, ненамного отличаются друг от друга. А
как можно представить эту цифру?
Учитель предлагает детям посмотреть
на демонстрационный стол, на котором находится
стеклянная банка, в которой около 2,5 л воды. Это
же количество жидкости можно разлить по
стеклянным стаканам и расставить их на столе.
Учитель. Это количество жидкости
вам необходимо ежедневно. Кстати, если вы
занимались в течение дня спортом, то вам нужно
будет выпить больше воды. Ведь когда вы бегаете,
прыгаете, ваш организм активно работает и тратит
жидкость. Эти траты необходимо восстановить. А
как? Я приглашаю вас в путешествие по музеям
напитков.
В качестве "музеев" можно
использовать демонстрационные столы, стоящие в
классе, или демонстрационные стенды. Музеи могут
располагаться и в разных классах школы.
Учитель. Первым мы посетим музей
воды. И это не случайно. Ведь вода – основа любого
напитка.
В музее заранее приготовлены
трехлитровая банка, 2 надувных шарика, фотографии
с изображением различных состояний воды (роса,
пар, лед, снег), различные виды воды для
дегустации – кипяченая, очищенная с помощью
фильтра, минеральная газированная, минеральная
негазированная, домашний фильтр для очистки
воды. Дети проходят в музей воды. Там их встречает
хозяйка музея. Ее роль может выполнить
старшеклассница или кто-то из родителей.
Хозяйка музея 1. Здравствуйте,
здравствуйте, гости дорогие!
Заходите, проходите, свою жажду утолите.
"Сок жизни" – такое красивое название дал
воде выдающийся ученый, художник, скульптор
Леонардо да Винчи. Наш организм почти на 80%
состоит из воды. Поэтому человек может прожить
без воды не больше 2–3 дней. Вы уже знаете, какое
количество жидкости требуется вам ежедневно.
Часть ее поступает в организм с теми напитками,
которые вы выпиваете в течение дня. А часть воды
поступает в организм человека с пищей. Поэтому
так важно ежедневно есть жидкую пищу – супы,
борщи. А вот питаться всухомятку очень вредно.
Хотите убедиться в этом?
Хозяйка музея 1 берет два надувных
шарика. Важно, чтобы стенки его легко
растягивались. Детям объясняется, что стенки
человеческого желудка, так же, как и стенки
шарика, могут растягиваться и сжиматься. Затем в
один шарик помещаются кусочки хлеба, оставшиеся
после обеда, а в другой – через воронку вливается
суп или кисель. Детям предлагается сравнить
форму двух шариков – один с неровными боками,
другой – гладкий, округлый и ответить на вопрос,
какому "желудку" труднее работать, какой
"желудок" может мешать человеку легко
двигаться и т.д.
Хозяйка музея 1. А сейчас
послушайте еще одну загадку о воде и скажите,
какой же бывает вода.
Когда росой лежит – блестит.
Когда весной бежит – бурлит.
То в пар уйдет, то в снег, то в лед,
То ливнем с неба упадет.
Хозяйка музея 1 может
продемонстрировать фотографии или картинки,
изображающие лед, росу, пар, снег, дождь в природе.
Хозяйка музея 1. А вы знаете, что
у воды может быть разный вкус? Попробуйте и
скажите, какая вода вам больше нравится.
Хозяйка музея 1 организует
дегустацию и одновременно объясняет детям
отличие разных видов воды.
Хозяйка музея 1. В первых
стаканчиках находится очищенная водопроводная
вода. Нельзя пить воду прямо из-под крана. Ведь
она содержит большое количество веществ,
способных повредить нашему здоровью. Поэтому
воду можно очистить с помощью специального
прибора-фильтра. (Демонстрация фильтров.)
Такие приборы наверняка есть у многих из вас
дома.
Во вторых стаканчиках находится кипяченая вода.
Если у вас нет фильтра, прежде чем пить воду
из-под крана, вскипятите ее в чайнике.
В третьих стаканчиках находится минеральная
вода. Такую воду можно получать из природных
источников. Она вытекает из недр земли и содержит
много полезных для организма веществ.
В четвертых стаканчиках находится минеральная
вода, которая содержит не только минеральные
вещества, но и газ. Она так и называется –
газированная.
Такую воду нельзя пить очень часто. Дело в том,
что газ, растворенный в ней, способен постепенно
разрушать зубы.
А теперь я проверю, все ли вы хорошо запомнили.
Ответьте на мои вопросы. Какое название воде дал
Леонардо да Винчи?
Дети. Сок жизни.
Хозяйка музея 1. Сколько дней
человек может прожить без воды?
Дети. Два-три дня.
Хозяйка музея 1. Какое
количество жидкости необходимо в сутки
школьнику вашего возраста?
Дети. 2,5 литра.
За правильные ответы ребята получают
жетоны.
Учитель. Спасибо вам, хозяйка музея
воды. А нас уже ждут в другом месте. Мы
отправляемся в музей морсов и киселей.
Дети переходят в музей морсов,
компотов и киселей. В музее заранее приготовлены
ягоды для приготовления морса, сахар, кувшин с
теплой водой, ложечки и стаканчики для каждого
ребенка.
Хозяйка музея 2.
Не толпитесь у дверей,
Проходите поскорей.
Здесь вас с морсом, ребятишки,
Ждут баранки и коврижки.
Знаете, ребята, как готовятся морсы? Если в
кипяченую воду добавить немного ягод и сахара,
получится этот очень полезный напиток. Перед
употреблением морс обычно охлаждают. Особенно
полезны морсы из клюквы, брусники, которые не
только содержат много витаминов, прекрасно
утоляют жажду, но и помогают разбудить аппетит. А
сейчас мы с вами попробуем самостоятельно
приготовить морсы.
Хозяйка музея 2 приглашает всех к
демонстрационному столу.
Хозяйка музея 2. Посмотрите,
здесь на блюдцах – ягоды, в сахарнице – сахар, а в
кувшине – теплая вода. Сейчас каждый из вас по
своему вкусу приготовит свой морс. Для этого в
стаканчик нужно положить три ложечки ягод и
ложку сахара, затем ложкой раздавить ягоды и
налить доверху водой. Вы должны размешать ягоды в
стаканчике и попробовать, не нужно ли добавить
сахар или ягоды (предварительно раздавив их в
блюдечке). Вы можете экспериментировать и
смешивать разные виды ягод.
Дети готовят морсы.
Хозяйка музея 2. Молодцы, у
каждого из вас в стаканчике приготовленный
своими руками напиток. Теперь вы поставите их
охлаждаться, морс пьют охлажденным, а после
окончания экскурсии обязательно выпьете.
Дети оставляют свои стаканчики на
столе – рядом с листком бумаги, на котором
написано имя ребенка. Стаканчики сверху
прикрываются.
Хозяйка музея 2. А еще из воды и
ягод можно приготовить замечательный напиток.
Для того чтобы узнать его название, отгадайте
загадку.
Фрукты, ягоды сварились,
Вкусно елись, сладко пились.
Дети. Компот.
Ребенку, отгадавшему загадку,
вручается жетон.
Хозяйка музея 2. А какие компоты вы
знаете?
Дети называют виды компотов, за
каждый ответ хозяйка музея вручает ребенку
жетон.
Хозяйка музея 2. Ну-ка, знатоки,
отгадайте название еще одного вкусного и
питательного напитка.
Дяденька смеется,
На нем шубонька трясется.
Дети. Кисель.
Правильно ответивший ребенок
получает жетон.
Хозяйка музея 2. Молодцы, ребята!
Вы многое знаете о напитках. А теперь попробуйте
свои морсы.
Учитель. Спасибо, хозяйка! Но нас
уже ждут в третьем музее – музее соков.
Дети проходят в следующий музей. Их
встречает хозяйка музея соков. В музее заранее
приготовлены капуста, лук, редька, терка, мед.
Хозяйка музея 3.
Он бывает всех цветов,
В нем витаминов куча.
Я пить его всегда готов,
Ведь нет напитка лучше.
Он морковный и томатный
И на вкус и цвет приятный.
Чтоб здоровым стать ты смог,
Пей скорей фруктовый...
Дети. Сок.
Хозяйка музея 3. А вы знаете, из
чего можно приготовить соки?
Дети называют продукты, из которых
может быть приготовлен сок, за правильный ответ
получают жетон.
Хозяйка музея 3. А вы знаете, что
сок не только очень вкусный и полезный напиток,
но он еще может быть и замечательным лекарством.
Дети приглашаются к столу, на котором
лежат капуста, лук, редька.
Хозяйка музея 3. Из этих овощей
также можно приготовить сок. Только не для питья,
а для борьбы с хворями да болезнями. Знаете ли вы,
как используются соки этих овощей?
Дети отвечают, за каждый правильный
ответ получают жетоны. Если дети затрудняются с
ответами, хозяйка музея подсказывает им, что сок
редьки помогает избавиться от кашля, сок лука –
от насморка, сок капусты – снять боль от ожога
или нарыва.
Хозяйка музея 3. Сейчас мы с вами
научимся получать эти лечебные соки. (Демонстрация
и объяснение.) Для того чтобы получить сок
редьки, нужно разрезать ее пополам и с помощью
ложки выбрать часть серединки. Затем туда
кладется немного меда. Очень быстро в
подготовленное отверстие начинает поступать
сок. Смешанный с медом, он очень вкусен и полезен.
Для того чтобы использовать капустный сок, нужно
снять несколько капустных листов и подавить их
рукой. Затем эти листы с выступившим соком
прикладывают к больному месту и привязывают
бинтом.
Для того чтобы получить сок лука, луковичку
очищают, разрезают и кусочек натирают на терке.
Полученную массу кладут в марлю и выжимают сок в
ложку. Этот сок закапывают в нос при насморке – и
никакой насморк тут не устоит!
Если вы боитесь жжения в носу, то можете добавить
в луковичную массу капельку растительного масла.
Теперь вы знаете, что сок – не только вкусное и
полезное питье, но и прекрасное лекарство. А
значит, никакие болезни вам не опасны!
Учитель. Спасибо хозяйке музея
соков, а мы отправляемся в музей... Хотите узнать
его название? Тогда отгадайте загадку!
Оно течет – но не вода.
Оно, как снег, бело всегда.
На вкус узнать его легко,
Ведь это в крынке...
Дети. Молоко.
Учитель. Да, правильно, мы
отправляемся в музей молока и молочных напитков.
А вот и хозяйка этого музея!
В музее заранее приготовлен набор
продуктов из молока – кефир, простокваша,
ряженка, йогурт, бифидок, кумыс.
Хозяйка музея 4. Молоко и молочные
продукты содержат не только воду, но и большое
количество питательных веществ, необходимых
нашему организму для роста, работы. Поэтому
молоком можно утолить не только жажду, но и голод.
Не случайно из молока готовят много
разнообразных продуктов. А вы знаете, что можно
приготовить из молока? Посмотрите на этот стол и
назовите те напитки и продукты, которые вам
знакомы.
Хозяйка приглашает всех к
демонстрационному столу, на котором разложены
продукты из молока. Ребята называют напитки и
продукты, которые могут быть приготовлены из
молока, – кефир, простокваша, ряженка, йогурт,
бифидок, творог, масло. За каждый правильный
ответ хозяйка вручает жетон.
Хозяйка музея 4. А теперь я
приглашаю вас отведать все эти вкусные и
полезные продукты.
Проводится дегустация напитков и
продуктов из молока.
Учитель. Ну спасибо всем, мы
наелись и напились. Пора нам уже отправляться в
музей чая!
В музее заранее приготовлены стаканы
с различными видами заваренного чая: черного,
красного, зеленого, желтого, заварочный чайник,
черный чай для заварки.
Хозяйка музея 5. Чай – любимый
напиток многих народов. О нем так и говорят:
"Чай пить – приятно жить", "Устал – пей
чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей
чай".
Чай – прекрасный, полезный напиток, который
утоляет жажду, снимает усталость, придает
бодрость, поднимает настроение.
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.
Существует много сортов чая. Знаете ли
вы, что чай может отличаться по цвету? Какие сорта
чая, отличающиеся по цвету, вы можете назвать?
Дети называют сорта чая – черный,
красный, зеленый, желтый. Хозяйка музея
приглашает всех к демонстрационному столу, где в
прозрачные стаканы разлиты приготовленные сорта
чая. Детям может быть предложена дегустация.
Хозяйка музея 5. Но на Руси
издавна пили черный чай. Мы привыкли считать чай
своим национальным напитком. Однако на самом
деле родиной чая является Китай. В Китае чай пьют
уже 5000 лет. Китайцы тщательно скрывали секрет
чая, а когда продавали чайные семена, то обливали
их кипятком, чтобы они не проросли. За чай Россия
расплачивалась с Китаем мехами и золотом. Чтобы
получить от чая пользу и удовольствие, нужно
правильно его хранить, готовить и пить. Кто из вас
знает, как заваривать чай?
Хозяйка приглашает детей к
демонстрационному столу. Дети рассказывают
правила заваривания чая, хозяйка демонстрирует
их. За каждый правильный ответ хозяйка вручает
жетон. Если дети затрудняются с ответом, хозяйка
объясняет сама. Сначала надо ополоснуть
заварочный чайник кипятком, засыпать заварку (чайная
ложка на стакан воды, плюс одна чайная ложка на
чайник). Залить кипятком на две трети,
прикрыть полотняной салфеткой. Настаивать
черный чай 5 минут. Затем в чайник доливают
кипяток.
Хозяйка музея 5. Ну вот и чай мы с
вами заварили. Пора за стол садиться! А чтобы чай
показался еще вкуснее, угощайтесь сладостями.
Ведь недаром вы работали-отвечали да жетоны
получали! За каждый жетон вы можете получить
сладкий сувенир. Ну а кому не повезло сегодня, не
расстраивайтесь – угощения на всех хватит!
Хозяйка музея вместе с учителем
приглашает всех за стол. Детям, выигравшим
жетоны, вручаются сладкие сувениры. Остальных
угощают за общим столом.
Хозяйка музея 5.
На чаепитие спешите
И друзей с собой ведите!
Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем.
Тех, кто чай с охотой пьет,
"Чайная" давно уж ждет.
Не толпитесь у дверей,
Проходите поскорей.
Налетайте, разбирайте,
Сладким чаем наслаждайтесь.
И.Н. РОМАНОВА,
учитель средней школы № 21,
г. Новокуйбышевск,
Самарская область
Тема. "Молоко – волшебный
дар".
Цели. Дать представление о
значимости молока и молочных продуктов в рационе
питания, познакомить с традициями русской кухни.
Оборудование. Костюмы коровы, кота,
молочных продуктов, русские народные костюмы,
чашки, кружки, скатерти.
ХОД УРОКА
Звучит русская народная мелодия. На
сцену выходит мальчик в русском костюме, он
играет на рожке. На "пригорке" сидит девочка.
Девочка. Рано-рано поутру
Пастушок: "Ту-ру-ру-ру",
А коровки в лад ему
Затянули: "Му-му-му".
Под плясовую мелодию выходят три
коровы – ученики, одетые в костюмы.
Корова 1. Му-му-му.
Корова 2. Как не стыдно пастуху!
Корова 3. Рано утром в полшестого
Хочет спать еще корова.
Все коровы. Му-му-му!
Пастушок. Вы, коровушки, ступайте
В чисто поле, погуляйте,
А вернетесь вечерком,
Напоите молоком.
Корова 1. Мо-ло-ко, мо-ло-ко
Это очень хорошо!
Коровы гуляют по полю и жуют траву.
Девочка пьет молоко из кружки.
Девочка. Белое как снег,
Сладкое как мед!
Коровки травку жуют,
Молоко добрым людям дают.
Группа детей водит хоровод под песню.
Коровы в центре круга.
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Уж как я ль-то ей крапивушки нарву.
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, Буренушка моя.
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек Буренушка дала.
Дети уходят со сцены, вместе с ними
уходят две коровки. На сцене остаются девочка и
одна коровка.
Девочка. Дай молока, Буренушка!
Хоть капельку – на донышко!
Дай мне сливок ложечку,
Творогу немножечко.
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
Корова. Сила в нем земли родной
И целебных трав настой,
Солнечных лучей тепло –
Вот что значит молоко!
Молоко – волшебный дар,
Людям он природой дан,
Чтобы жили не тужили,
Молочко живое пили...
Полно вымя молока,
Нам домой идти пора.
Уходят со сцены.
На сцену выбегают следующие участники
представления – девочка, Хозяйка и несколько
ребят. Они усаживаются за стол, накрытый
рушником, на столе стоят кувшин молока, чашки.
Хозяйка.
Деточки, за стол садитесь!
Только тихо, не шумите!
Я налью вам молочка,
Что Буренка принесла!
Дети пьют молоко. Один из мальчиков –
розовощекий крепыш – выходит в центр сцены и
показывает на себя.
Хозяйка. Богатырь молодой,
Парень бравый, удалой!
Ну-ка, Васенька, пройдись
И народу покажись.
У тебя изъянов нет –
Расскажи нам, в чем секрет!
Вася. С детства пью я молоко,
В нем и сила, и тепло!
Ведь оно волшебное,
Доброе, полезное!
С ним расту я по часам
И совет хороший дам –
Вместо пепси, лимонада
Молоко пить чаще надо!
Молоко всем помогает:
Зубы, десны укрепляет!
Чувствуешь себя легко,
Если пьешь ты молоко!
Эй, играйте плясовую,
Я сейчас для вас станцую.
Вася танцует плясовую.
Мальчик. Чтоб здоровым быть всегда,
Начинай день с молока!
Белая водица
Всем нам пригодится,
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай.
Девочка. Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок да пирожок
Кушай, Васенька, дружок!
Мальчик. Молоко скорее пей
И коту не пожалей!
Выходит, мурлыкая, кот Степан.
Кот. У меня, кота Степана,
Нюх особый на сметану,
Вот уже настал обед,
А сметанки нет как нет.
Помогите-ка Степану,
Отыщите мне сметану.
Мальчик. А откуда сметана берется?
Девочка. Из сливок она создается.
Мальчик. А сливочки где обитают?
Девочка. Они в молоке проживают.
Кот. Долго мне сметанки ждать?
Хватит вам уж рассуждать!
Один из ребят приносит банку сметаны,
подходит к коту и гладит его.
Мальчик 1. Кушай, кот Степан,
сметану!
Мальчик 2. А мне не хочется
сметаны,
Лучше йогурт нежный съесть,
Йогурт – праздничная смесь.
Лакомство из молока и фруктов –
Аппетитно, сладко, вкусно!
Девочка. А девочка Маша
Очень любит простоквашу!
Простокваша вредных бактерий не любит,
Болеть не дает,
Всяк здоровым с ней будет!
Мальчик. А девочке Глаше
Вместе с простоквашей
Дали кашу.
Ешь, Глаша, кашу,
Кашу сладенькую,
Молочную, "пушистую",
Мягкую, душистую.
Девочка. Как много всего можно
приготовить из молока! А ну-ка, молочные продукты,
на сцену выходите, народу про себя расскажите!
На сцену выбегают ребята в костюмах,
изображающих молочные продукты, и говорят по
очереди.
Ежедневно
Непременно
С аппетитом нужно есть
Каждый день!
Йогурт,
Сыр и простоквашу,
Молоко, кефир и кашу.
Масло сливочное тоже,
И сметану,
И творожник,
И молочные сосиски,
Для худых полезны сливки.
Ежедневно
Непременно
Надо есть все,
Что полезно!
Танец молочных продуктов.
На сцену выходят все участники представления и
хором скандируют:
Молоко, молоко для здоровья нам дано!
Молочные продукты – это замечательно!
Очень вкусно и питательно!
Н.ТАНЦЕВАЯ,
Л. СУББОТИНА,
учителя гимназии № 1,
г. Томск
Тема. "Маслом кашу не
испортишь".
Цели. Рассказать детям о каше как
традиционном блюде русской кухни, его пользе для
здоровья; познакомить с правилами приготовления
каши.
Оборудование. Скатерти, столики,
крупа, изюм, курага, семечки, варенье, кастрюля с
кашей, миски, ложки.
ХОД УРОКА
Учитель зачитывает детям отрывок из
рассказа Носова "Мишкина каша" и предлагает
детям вспомнить название произведения, автора, а
также кратко пересказать сюжет.
Учитель. Сегодня мы с вами тоже, как
и герои Носова, попробуем сварить свою кашу. Но мы
не только сварим, но и друзей угостим – давайте
их позовем.
Дети хором зовут жителей улицы Сезам
– Зелибобу, Кубика, Бусинку.
Зелибоба. А мы к вам не с пустыми
руками пришли, мы вам сказку принесли. Вот
послушайте ее.
У одного царя родилась дочь. Красоты
неописуемой – лицо белое, рот алый, волосы
черные. Царь все думал, как бы ее назвать, какое
имя лучше выбрать, – это не нравилось, то не
подходило. Тогда он решил выйти на дорогу и у
первой же встречной женщины спросить: "Как
твое имя?" И этим же именем назвать свою дочь.
Сказано – сделано. Незнакомка назвалась
Крупеничкой. И царская дочь получила имя
Крупеничка.
Когда она выросла, на страну напали враги. Царя
убили, а красавицу царевну увезли в плен. На чужой
стороне истосковалась Крупеничка по родному
краю, обернулась зернышком и возвратилась домой.
Друзья, подружки закопали Крупеничку в родимую
землю. С тех пор, что ни год, на этом месте
вырастал белый цветок на красном стебельке,
рождал зернышки, темные, как волосы девушки. В
память о красавице царевне народ назвал зерна
крупеничкой, а затем и гречихой.
Вот они – эти зернышки – на тарелке!
Зелибоба показывает всем гречневую
крупу, обращает внимание детей на размер, форму,
цвет.
Зелибоба. А какую кашу можно
сварить из гречихи?
Дети. Гречневую.
Зелибоба. Правильно, а какие еще
каши вы знаете?
Дети называют виды каш, Зелибоба
демонстрирует им крупу, из которой варится та или
иная каша.
Учитель. Ребята, а хотите узнать,
что нужно, чтобы приготовить вкусную и полезную
кашу? Я попрошу моих друзей с улицы Сезам помочь
мне.
Зелибоба вносит на тарелке крупу.
Зелибоба. Угадайте-ка мою загадку.
Черна, мала крошка,
А пользы много в ней.
В воде поварят,
Кто съест – похвалит.
Кубик. Но кашу из одной крупы не
приготовишь. Нужно масло. Знаете такую пословицу
– "Кашу маслом не испортишь"? Масло делает
вкус каши более мягким, нежным.
Вот еще одна загадка.
Меня одну не едят
И без меня не едят.
На воду упала и сразу пропала.
Дети. Это – соль! Ее тоже нужно
обязательно добавлять в кашу.
Бусинка. А у меня тоже для вас есть
загадка.
Я бел как снег,
В чести у всех.
И нравлюсь вам
Во вред зубам.
Дети. Это – сахар! И его хозяйки
добавляют в кашу.
Учитель. Ну и я вам загадку
приготовила.
Белое, а не вода,
Сладкое, а не мед.
От буренушки берут,
Деточкам дают.
Дети. Это – молоко.
На демонстрационном столе находятся
продукты, необходимые для приготовления каши.
Детям предлагается еще раз перечислить их
названия.
Учитель. Вот какие мы с вами
молодцы – кашу сварили. Но это еще не все.
Бусинка и Кубик на подносе вносят
несколько глиняных плошек с разными видами каш.
Бусинка. Посмотрите, вот какая она
– боярыня-каша. А давайте ее украсим – сделаем
вкуснее да веселее. Знаете, как?
Кубик. Добавьте в кашу изюм или
орешки, семечки или варенье, яблоко или дольки
апельсина. Каша вам сразу улыбнется – станет
очень вкусной да полезной!
Зелибоба, Кубик, Бусинка на четырех
столах расставляют плошки и блюдца с добавками в
кашу. Дети разделяются на четыре группы, каждая
из которых при помощи добавок придумывает свою
собственную кашу.
Учитель. Ах, какая вкусная каша у
всех получилась! Можно на стол накрывать да пир
затевать!
Проводится дегустация.
Жители улицы Сезам строго следят за тем, чтобы во
время дегустации строго соблюдались правила
гигиены.
О.ПОНОМАРЕВА,
воспитатель спецшколы № 1,
г. Рубцовск, Алтайский край
|