Евгения ПОДШИВАЛОВА
О природной грамотности и условиях ее
формирования
Нередко родители младших школьников
сталкиваются с таким парадоксом: упражнения и
диктанты по русскому языку ребенок выполняет
достаточно грамотно и хорошо, но вот спонтанная
письменная речь – его записки, письма, сочинения
– пестрят ошибками. Невольно возникает вопрос:
почему так?
Дело в том, что работа на уроке и
спонтанная письменная речь – это разные типы
деятельности: сама учебная ситуация, урок
русского языка, заставляет ребенка
сконцентрировать внимание и контроль именно на
грамотности своего письма. Во – вторых,
упражнения и диктанты подбираются авторами
учебников и учителем с учетом пройденных тем, в
этом реализуется принцип доступности. Но ребенок
же не может ждать, когда он вырастет и начнет
грамотно писать. Едва начав читать, он сразу же
понимает, какое мощное средство общения
находится у него в руках, и, конечно, при случае
тотчас же им воспользуется. Помните?!
Ушол щасвирнус. К.Р. (Кристофер
Робин)
Ещё до прихода в школу читающие дети,
как правило, изобретают свою теорию письма
русского языка. В своих крайних формах она
существует в двух вариантах.
1. Ребенок пишет так, как слышит.
Например, предложение: Мы зашли в магазин
он напишет совершенно верно. Но допустит ошибки в
предложении: Они пошли домой записав его: Ани
пашли дамой.
2. Сравнивая устную речь с тем, как
напечатаны слова в книгах, ребенок приходит к
выводу: говорим [малако'], пишем молоко',
значит, думает он, надо писать все наоборот.
Этот ребенок напишет правильно
предложение: Они пошли домой. Но
предложение Мы зашли в магазин запишет: Мы
зошли в могозин.
Я выделила эти два крайних варианта,
чтобы показать, откуда возникают ошибки типа гегант,
корондаш, грочи, шерокий.1
Как правило, родители, столкнувшись с таким
дошкольным письмом, разводят руками и надеются,
что школа все исправит. Но вот ваш ребенок
поступает в школу, а ошибки как были, так и
остаются. И начинают родители заводить разговоры
о "природной грамотности": дескать, не дано
нашему ребенку от природы быть грамотным
человеком, ничего тут не сделаешь!
Да, действительно, феномен
"природной грамотности" известен многим. Но,
что это с точки зрения психологии?
Так называемая "природная
грамотность" – это орфографическое чутье
спонтанно формирующееся в раннем возрасте.
Исходя из этого, возникают два вопроса:
1) Что является условием формирования
"природной грамотности"?
2) Можно ли целенаправленно развивать
эту способность у ребенка?
Эти вопросы очень взаимосвязаны друг с
другом. Если мы сможем ответить при каких
обстоятельствах "природная грамотность"
возникает спонтанно, то тогда мы сможем,
воссоздав эти условия, целенаправленно
формировать эту способность.
Напрямую утверждать, что читающие дети
– грамотные дети, никак нельзя. Но если мы
возьмем группу детей, которые читают часто и
много, и группу детей, которые читают крайне
редко, процент грамотно пишущих детей среди
читающих будет больше. Почему? Какая такая
зависимость существует между чтением и письмом?
Для того, чтобы понять эту взаимосвязь,
обратимся к нам, взрослым людям. Представьте себе
такую ситуацию.
Вы что-то пишете, буква одна за другой
четко выскакивает из-под вашего пера
(действительно, никто из нас не задумывается, как
написать: карандаш или корондаш).
Но вдруг, написав слово ремисия вы
замедляете письмо, что-то шепчете, или берете
отдельный листочек и пишете реммиссия, реммисия,
ремиссия. Удовлетворенно хмыкнув, вы
твердой рукой исправляете написанное слово и
продолжаете писать дальше. Что произошло? Почему
возникла стоп-пауза? Написав слово и бросив на
него взгляд, вы восприняли образ слова, но что-то
в этом образе вызвало у вас беспокойство и
тревогу, это чувство и побудило вас перебрать все
возможные варианты написания слова. И только
когда был найден письменный образ, идентичный
вашему устоявшемуся образу слова в памяти, вы
успокоились. Очень часто от таких людей мы
слышим: "Я и правил-то не знаю, но пишу
грамотно". Но на самом деле, в данной ситуации
сработал зрительный контроль. За многие годы
ваша память накопила огромное количество
образов написания слов. Ваш устоявшийся образ
слова в памяти и воспринимаемый образ
записанного слова в данном случае не совпали, это
и побудило вас искать правильный вариант
написания слова.
Итак, чтобы грамотно писать, ребенок
должен иметь в своей памяти как можно больше
устоявшихся образов слов. И это должны быть не
специально заученные написания слов, а целостные
образы, которые при письме будут бессознательно
всплывать в памяти ребенка. Но каким образом за
столь короткий срок ребенок сможет запомнить
огромное количество слов, если у взрослого
человека на это уходят годы? Для того чтобы
ответить на этот вопрос, надо понять, как
запечатлеваются образы слов в памяти.
Как известно, человек может
воспринимать информацию через зрительный,
слуховой и кинестетический (двигательный)
информационные каналы. Один из трех каналов, как
правило, является у него ведущим: тем самым мы
подразделяем людей на визуалов (зрительный канал
ведущий), аудиалов (слуховой), кинестетов
(двигательный). В современном мире – мире
телевизоров, видео, компьютеров, у большинства
людей ведущий канал – зрительный. Гораздо меньше
людей с ведущим слуховым каналом, и очень мало с
кинестетическим. Большая часть грамотно пишущих
детей, это те, у которых хорошо развита
зрительная память. Читая книги, они запоминают
образы слов, и в дальнейшем при письме
бессознательно опираются на эти образы. Такие
дети могут очень рано начать читать целыми
словами, орфоэпически (то есть так, как мы
говорим), но все это не влияет на качество письма;
главное – они видят образ слова.
Дети с ведущим слуховым каналом
восприятия информации только в том случае
оказываются в разряде грамотно пишущих детей,
если они очень долго читали по слогам, вслух,
орфографически (то есть так, как написано в книге)
– мо-ло-ко, пе-ре-нес-ли. В
результате такого чтения у них создавался свой
слуховой образ слова. Достаточно такому ребенку
проговорить ма-ла-ко, ма-ло-ко, мо-ла-ко,
мо-ло-ко и он вспомнит, как грамотно
пишется данное слово.
Кинестеты (воспринимающие мир через
движения, ощущения) оказываются в самом худшем
положении. Они могут тоннами читать книги и при
этом писать совершенно безграмотно. Для таких
детей не существует звукобуквенная оболочка
слова, они сразу проваливаются в значение. Они не
видят страниц книг, они видят бушующие океаны и
себя у штурвала корабля, они слышат крик
"Земля!" и их охватывает ничем не
передаваемое чувство радости: сейчас перед их
взором предстанет еще неоткрытая Америка. В
такой момент для них не важно, какая буква в слове
земля: е или и.
Итак, в вышеописанных примерах, мы
вскрыли механизм формирования "природной
грамотности": воздействие зрительных,
слуховых образов написания слов на человека и их
последующее запечатление в памяти.
Соответственно методика, которая
ставит перед собой цель "целенаправленное
развитие орфографического чутья (то есть
"природной грамотности") у ребенка",
должна задействовать в своей работе все основные
виды восприятия информации человеком. Но прежде
чем приступить к описанию методики, нам
необходимо задать еще один вопрос, связанный с
тем, что есть "орфограмма".
Если выразиться кратко, орфограмма –
это место в слове, где написание не определяется
однозначно произношением.
Существуют разные типы орфограмм. В
этой статье я сосредоточусь на одном: во-первых,
потому что орфограммы этого типа составляют 90% от
общего числа орфограмм, а во-вторых, именно
данный тип орфограмм является предметом
изучения на уроках русского языка в начальной
школе. Это тип орфограмм, где выбор буквы зависит
от позиции (места) звука в слове. Так, все ударные
гласные мы можем смело обозначить буквой: cло'во
– сла'ва. А вот какая вторая буква
пишется в этих словах, без проверки точно сказать
нельзя: ведь мы говорим [сло'ва], [сла'ва]. На
основании этого безударные гласные (кроме звука
[у] – кукуруза) считаются в русском языке
орфограммами: например, в слове ма'ма мы
подчеркнем вторую безударную гласную, как
орфограмму. Да, да, не удивляйтесь, хотя память
нам с детства подсказывает, что надо писать а,
но продиктуйте своему ребенку ряд слов: сме'л[а],
се'н[а], мо'жн[а], пе'н[а],
ну'жн[а], гря'зн[а], льдин[а],
ве'чн[а], вьюг[а], мно'г[а],
клякс[а], мяс[а], чу'д[а],
та'йн[а]. Скорее всего у него
возникнет сомнение: что на конце писать, о или
а? А ведь по своей структуре эти слова ничем
не отличаются от слова ма'м[а], в
них везде на конце слышится звук [а].
Итак, все безударные гласные ( кроме
звука [у']) считаются орфограммами, без
сомнения мы можем обозначать гласные только под
ударением.
Плот и плод, дорожка
и кошка – что общее между этими словами? А
то, что произносим мы их пло[т], доро[ш]ка,
ко[ш]ка. Здесь мы опять
сталкиваемся с выбором букв, а значит с
орфограммами. То есть, если парный согласный (в/ф,
г/к, ж/ш, з/с, б/п, д/т) стоит на
конце слова или перед другим согласным доро[шк]а,
то это тоже считается орфограммой. Без сомнения
мы можем писать парные согласные, когда они стоят
перед гласными [к]а[ш]а,
перед в [св]ерь – [зв]ерь
и перед м, н, р, л (так называемыми
сонорными) доро[жн]ый.
Теперь мы знаем ошибкоопасные места в
слове. Знает их и ребенок (из школьной программы),
а если он забыл, то не составит труда повторить.
А теперь о самой методике формирования
орфографического чутья у ребенка. Это всем
известный прием списывания. Но! Списывание
списыванию рознь. Как правило, говоря о
списывании, многие подразумевают копирование
букв и слов из книги в тетрадь, а не аналитическую
работу по переработке печатного текста в
письменный.
Предлагаемый прием списывания
разработан группой психологов под руководством
В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы данная
работа принесла желаемый результат, во-первых,
она должна проводиться ежедневно, желательно на
протяжении всей начальной школы, во-вторых,
должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма,
так как каждый шаг имеет определенную смысловую
нагрузку и не может быть выкинут из списка.
Только полное воспроизведение алгоритма
гарантирует успех.
Полный разбор алгоритма работы в
данной статье я строю на тексте "Молчат ли
рыбы", взятого из пособия О.В. Узоровой
"Обучающие и познавательные диктанты по
русскому языку для начальной школы"2.
Итак, алгоритм письма.
1. Читаем весь текст.
Молчат ли рыбы
Часто голоса рыб схожи с птичьими.
Белуги кричат чибисом. Морской карась крякает.
Ставриды трещат дроздом. Морской петух кукует
кукушкой. (По Н. Сладкову.)
После прочтения спросите ребенка, о
чем этот текст. Все ли слова в нем ему понятны.
Цель данного этапа – понимание
ребенком содержания текста.
2. Списывание.
Работаем отдельно по каждому
предложению, если предложение большое – делим
его на смысловые части.
а) Читаем предложение.
Часто голоса рыб схожи с птичьими.
б) По памяти вслух воспроизводим
предложение.
Часто голоса рыб схожи с птичьими.
3. Работаем с каждым словом, отмечая все
действия карандашом в книге: ставим ударение,
подчеркиваем орфограммы.
Ча'сто голоса'
рыб схо'жи с пти'чьими.
4. Еще раз прочитываем предложение,
читая его орфографически по слогам (то есть так,
как оно написано):
Ча' - сто го – ло - са'
рыб схо' - жи с пти' – чьи
- ми.
5. По памяти, вслух, проговаривая
орфографически, воспроизводим это предложение.
Ча' - сто го – ло -
са' рыб схо' - жи с пти'
– чьи - ми.
6. Закрываем книгу и по памяти
записываем в тетрадь предложение, диктуя его
орфографически.
Часто голоса рыб схожи с птичьими.
7. После того как предложение записано,
в словах ставим ударение и подчеркиваем
орфограммы.
Ча'сто голоса'
рыб схо'жи с пти'чьими.
8. Открываем книгу и сверяем записанное
в тетради предложение с написанным в книге.
Вид предложения, после проработки, в
книге:
Ча'сто голоса'
рыб схо'жи с пти'чьими.
Вид предложения, после проработки, в
тетради:
Ча'сто голоса'
рыб схо'жи с пти'чьими.
Далее работа идет по тому же алгоритму
отдельно по каждому предложению.
Какие механизмы реализуются в данном
алгоритме?
В работе задействованы все три типа
памяти – слуховая, зрительная и кинестетическая.
Когда мы орфографически воспроизводим текст по
памяти, и когда при письме орфографически
диктуем себе, мы заставляем работать нашу
слуховую память.
Ставя в слове ударение и подчеркивая
орфограммы, мы фиксируем свое внимание только на
звуко-буквенной оболочке слова, отодвигая в
сторону его значение. Эта часть работы крайне
важна, так как ребенок концентрирует свое
внимание на местах, где он может совершить
ошибки, не просто взглядом выделяя его, но и
подкрепляя действием – подчеркиванием.
Сверяя печатный и письменный текст,
ребенок проводит своеобразный зрительный
контроль образа слова. На первом этапе важно не
столько вообще не допускать ошибок, сколько
уметь их самостоятельно исправлять. Ведь это
своеобразное кинестетическое действие имеет
свой след в памяти: Я сам увидел, что мной
написанное слово и слово, напечатанное в книге,
различаются в правописании, Я зачеркиваю ошибку
и пишу правильную букву.
В заключение можно сказать, что,
используя вышеописанный прием списывания в
своих занятиях с ребенком, вы разовьете у него
орфографическое чутье, поможете ему научиться
писать грамотно.
В качестве текстов для списывания
рекомендую книгу О.В. Узоровой "Обучающие и
познавательные диктанты по русскому языку для
начальной школы", а также специально сделанные
для этих целей пособия И.П. Старагиной "Рабочая
тетрадь по русскому языку для 1-го и 2-го класса"
(Томск, "Пеленг", 2000; Москва,
"Вита-пресс", 2001, 2002) и "Тексты для
списывания" (Москва, "Вита-пресс", 2002).
1 Эти два варианта способов письма
воплощены в сказочные учебные персонажи
экспериментального дискуссионного учебника для
первого класса, авторы Г.А. Цукерман, Л.А.
Суховерша. Зовут этих героев Ушан Послушан и
Неслух Наоборотов.
2 Приведенный ниже алгоритм
списывания можно использовать не раньше 2-го
класса (по системе 1-4) после введения понятия
орфограмм слабых позиций гласных и согласных (§
2–3 в учебнике В.В. Репкин, Т.В. Некрасова:
"Русский язык. 2 класс. 1 ч.". Томск: Пеленг, 2000.)
|