Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Нина СУВОРОВА,
учитель школы № 911,
г. Москва

Всем, кто дружен, не страшны тревоги...

С немецкой сказкой "Бременские музыканты" дети хорошо знакомы благодаря музыкальному мультфильму. Познакомить младших школьников с литературным первоисточником, сделать эту работу интересной, разнообразной, запоминающейся учителю поможет материал Нины СУВОРОВОЙ, учителя школы № 911 г. Москвы.

Статья опубликована при поддержке компании "ТехИнпут", специализирующейя на устном и письменном переводе в нефтегазовой отрасли и смежных отраслях (металлургия, энергетика, химическая промышленность и мн.др.), а также на предоставлении консалтинговых и образовательных услуг. Офисы компании расположены в России, Казахстане, США и Европе и принимают заказы круглосуточно и без выходных. Кроме того сделать заказ на перевод и на расчет его стоимости можно прямо на сайте www.techinput.ru. Что бы Вы ни заказали — перевод научного текста, технических инструкций, деловой, юридической и технической документации, художественной литературы, синхронный перевод переговоров или переводческое сопровождение конференций, симпозиумов, деловых встреч и т.п. мероприятий, можете не сомневаться, любое, даже самое технически сложное задание будет выполнено на высочайшем профессиональном уровне и в сроки, оговоренные в контракте. Гарантия тому — безупречная репутация компании "ТехИнпут", а также многолетний опыт и квалификация специалистов, работающих в ней.

Тема. "Обобщение по сказке братьев Гримм "Бременские музыканты".

Цели. Развивать навыки правильного и осознанного чтения, умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них; учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий; воспроизводить содержание сказки по вопросам и плану; развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения.

Оборудование. Учебник "Родная речь" (1-я книга).

Подготовительная работа

1. Короткая справка об авторах.

Вильгельм и Якоб Гримм – немецкие писатели-сказочники. Они были профессорами прусской академии. Братья-погодки трогательно любили друг друга, прожили совпадающую во всем жизнь; только Вильгельм ушел из жизни на четыре года раньше брата.

Они не были скучными учеными, а были веселыми и добрыми. Братья всю жизнь собирали сказки, путешествуя по стране. Они не меняли содержание сказок, но они вернули старым забытым сказкам народный язык. Однажды Вильгельм и Якоб повстречали старушку, которая рассказывала им сказки три дня...

2. Чтение сказок братьев Гримм "Горшок каши", "Госпожа Метелица", "Храбрый портной", "Заяц и еж", "Маленькие человечки", "Бременские музыканты".

3. Рассказ о городе Бремене.

На севере Германии находится небольшой город Бремен. Уголки старого города напоминают сказочную страну: маленькие, очень узкие улочки, красивые дома, готические церкви, зеленые парки. За рыночной площадью находится самая короткая улица Бремена – длиной 110 метров. На этой улице всего 10 домов. И здесь же расположены музеи, магазины, антикварные салоны, театр и ресторан. На этой улице находится Дом-музей Робинзона Крузо. И совсем рядом можно увидеть современные здания. Герб города очень интересен и известен всему миру: осел, собака, кот и петух – герои сказки братьев Гримм. Эти фигурки можно увидеть повсюду: в витринах магазинов, на вывесках кафе и ресторанов.

4. Домашнее задание: подготовить чтение сказки братьев Гримм по ролям.

ХОД УРОКА

I. Вступительная беседа

Учитель. Ребята, мы с вами закончили чтение сказки братьев Гримм "Бременские музыканты". Сегодня на уроке вспомним содержание сказки и обсудим прочитанное и услышанное. Сказки... Наверное, нет в мире человека, который бы их не любил. Их любят взрослые и дети, потому что мир сказок удивительный, волшебный и прекрасный. Многие говорят, что сказки просты и понятны всем. Но если мы начинаем задумываться, то возникает много вопросов: почему у Бабы Яги костяная нога? Почему избушка "на курьих ножках"; почему Иван, желая войти в эту избушку, просит: "Избушка, избушка, стань ко мне передом, а к лесу задом"? Не проще ли обойти?
Да, не все так просто, а суть волшебных сказок – в народных верованиях и обрядах. Об этом мы будем еще много говорить. А сегодня мы побываем в гостях у сказки братьев Гримм "Бременские музыканты".
Послушайте небольшой музыкальный фрагмент, он поможет нам перенестись в волшебный, сказочный мир.

Звучит мелодия, на доске – избушка, дверь в избушку закрыта.

– Посмотрите, перед нами сказочная избушка, но дверь у нее закрыта. Войти в сказку можно, ответив на вопросы и выполнив задания.
На какие две группы делятся все сказки?

Дети. На народные и литературные.

У. В чем особенность литературных сказок?

Д. Их написал автор.

У. Кто является создателем народных сказок?

Д. Народ.

У. Народные сказки бывают трех жанров, назовите их.

Д. Волшебные, бытовые, о животных.

У. Сказка "Бременские музыканты" какая?

Д. Народная, переданная нам сказочниками братьями Гримм.

У. Что вы помните о братьях Гримм?

Дети вспоминают то, что узнали об авторах.

– Каких еще зарубежных писателей-сказочников вы знаете?

Д. Перро, Андерсен, Гауф, Линдгрен...

У. Молодцы! На все вопросы вы ответили, а теперь задание: прослушав небольшие фрагменты из сказок, вы должны будете узнать автора и заглавие сказки.

Дети слушают фрагменты из сказок, записанные на кассете.

1. Х.К. Андерсен. "Дюймовочка".

2. Ш. Перро. "Кот в сапогах".

3. Музыкальный фрагмент из сказки "Бременские музыканты".

– Вы узнали песню героев сказки братьев Гримм?

Д. Да.

У. Молодцы! А теперь мы можем войти в гости к сказке.

Дверь в избушку открывается. Там находится "волшебная" книга.

II. Работа с планом

У. Ребята, а сейчас мы вспомним содержание сказки "Бременские музыканты" и составим план.
Мы знакомы с тремя видами плана: словесным, картинным и деформированным. Мы знаем, что план – это деление текста на части. Разделим текст сказки на части и озаглавим их, составим словесный план. Я задаю вам традиционный вопрос: с чего все началось? Что было потом? Кого встретила собака? Что произошло дальше?..

Дети отвечают на вопросы, озаглавливают пункты плана, работают с карандашом, выделяя части плана в тексте.

Учитель записывает план на доске.

ПЛАН

1. Старый осел.
2. Собака.
3. Кот.
4. Бедный петух.
5. Встреча с разбойниками.
6. Находчивые животные.

III. Физкультминутка

Дети выполняют физкультминутку под музыку.

IV. Чтение. Воспроизведение содержания сказки по вопросам и плану

У. Отдохнули немного? А теперь вспомним содержание сказки. Читаем начало сказки до встречи осла с собакой "цепочкой".

Чтение "цепочкой".

– Второй пункт плана – "Собака". Кто прочитает, что рассказала о себе собака?

Выборочное чтение.

– Осел и собака встретили кота. Читаем третью часть сказки по ролям. Сколько человек должны читать этот отрывок?

Д. Четыре человека: автор, кот, осел, собака.

Учитель распределяет роли. Дети читают.

У. Кто прочитает, что рассказал о себе петух?

Выборочное чтение.

– Собрались бременские музыканты вместе и пошли в город Бремен. Но вот наступила ночь. Что произошло ночью?

Дети рассказывают.

– Что придумали животные, чтобы выгнать разбойников из избушки?

Ответы детей.

– Вот и дошли мы с вами до конца сказки. Прочитаем последнюю часть сказки "цепочкой".

Чтение "цепочкой".

V. Работа над выразительностью чтения

У. Ребята, а сейчас работаем над выразительностью чтения в парах (КВО). Как вы думаете, каким голосом могли рассказывать о себе животные?

Д. Грустным, печальным.

У. А разбойник, побывавший в избушке, каким голосом мог рассказать о том, что с ним случилось?

Д. Испуганным.

У. Работаем в парах, начинают дети, у которых карточки с вариантом I *.

У детей карточки с заданиями.

Вариант I

Найдите в тексте рассказ кота о себе. Прочитай выразительно.

 

Вариант II

Найдите в тексте и прочитайте выразительно рассказ разбойника о том, что увидел он в избушке.

Дети читают.

– Все справились с заданием? У кого получилось очень хорошо? Кто нам почитает?

Дети оценивают чтение. Двое читают выразительно.

VI. Беседа

У. Вот мы и прошли с вами по дорогам сказки братьев Гримм "Бременские музыканты". Ребята, все зарубежные писатели-сказочники следуют традиции счастливой развязки, кроме Андерсена. Русалочка у него гибнет, так и не добившись любви принца. Эта сказка с грустным концом. Сказка "Бременские музыканты" закончилась хорошо, но у меня какое-то необъяснимое чувство. Кто мне поможет? Какие чувства вызвала у вас эта сказка? Почему?

Ответы детей.

– Ребята, сказки зарубежных писателей дошли до нас в переводе разных авторов. Сказку, которую мы читали и разбирали, рассказал нам Александр Иванович Введенский, ленинградский писатель. С его творчеством мы знакомились и еще будем знакомиться. Слова сказки просты, ее легко читать. Есть и другой перевод – Петникова. Вспомним отрывок из сказки, когда животные ночью подошли к избушке. Тот же самый отрывок у вас на столах. Начните читать его про себя.

Дети читают.

– Прочитали? Какой перевод вам понравился больше? Почему?

Д. Перевод Введенского легче для восприятия.

У. Теперь со всеми заданиями вы справились, а "волшебная" книга приготовила вам сюрприз.

Учитель открывает книгу и показывает рисунки с изображением музыкальных инструментов.

– Кто из животных на каких инструментах играл в сказке?

Д. Осел – на гитаре, собака – на барабане, кот – на скрипке, петух – на балалайке.

На уроке или после урока можно познакомить детей с историей этих музыкальных инструментов (cм. приложение).

VII. Итог урока

У. Ребята, вы очень хорошо поработали на уроке, молодцы!

Учитель выставляет отметки.

– А сейчас я хочу обратить ваше внимание на выставку: здесь собраны замечательные сказки зарубежных писателей, среди этих книг – произведения немецких сказочников братьев Гримм. Вам хорошо известна сказка "Бременские музыканты" в обработке современных авторов. Как вы думаете, песенка героев сказки помогает представить их?

Д. Да.

У. Споем песню вместе!

Дети поют песню "Ничего на свете лучше нету..."

– Молодцы! Вы хорошо потрудились. Урок окончен.

Приложение

Гитара

Гитара – инструмент многоликий. Одна из самых распространенных ее ролей – музыкальное сопровождение песни. Происхождение гитары теряется во тьме веков. Люди действительно не знают, когда появилась на свет гитара. Есть сведения, что она в XIII в. широко была известна в Испании. К началу XIX в. уже вполне сформировалась шестиструнная современная гитара – та, которую мы сейчас называем классической. Специально для гитары писали музыку известные композиторы. И сейчас гитара верно служит нам вместе с хорошей песней.

Барабан

Многие считают, что играть на барабане проще простого: взял в руки палочки или колотушку – и стучи... Игра на барабане – искусство, собьется с ритма барабан – "зашатается" весь оркестр.
Ударные инструменты гораздо старше других. Инструментальная музыка началась с ритма, а потом возникла мелодия.

Скрипка

Никакой другой инструмент не изучали так много, долго и тщательно, как скрипку. Ею занимались люди разных профессий: физики, математики, искусствоведы, музыкальные мастера, музыканты. Полных знаний ни у кого нет. И скрипка породила множество легенд. Говорят, что хорошая скрипка получалась только тогда, когда для каждой ее детали брали единственно подходящий сорт дерева. Например, верхнюю деку делали только из тирольской ели. Говорят, что своим прекрасным звучанием старинная скрипка обязана прежде всего лаку, которым она покрыта. Секрет лака знал только глава семейства скрипичных мастеров. Сейчас тоже есть мастера, которые создают хотя и не такие прекрасные скрипки, какие получались у Амати, Страдивари, Гварнери, но все же очень хорошие инструменты.

Балалайка

Русский, народный, трехструнный, щипковый музыкальный инструмент. Известна с начала XVIII в. В XIX в. балалайка была усовершенствована.


* Работают в парах постоянного состава.