Людмила НИКОЛАЕВА,
учитель школы № 1934,
г. Москва
На падежной службе...
Дети часто ошибаются в написании приставок и
предлогов, поэтому к данной теме систематически
возвращаются для закрепления материала. Задания
и веселые стихотворения, предложенные Людмилой
НИКОЛАЕВОЙ, учителем школы № 1934, г. Москвы, дают
возможность заинтересовать ребят изучаемым
материалом, провести занятие более эффективно.
Тема. "Приставки и предлоги".
Цели. Научить различать предлоги и
приставки; закрепить знания об особенностях
написания части слова – приставки и части речи –
предлога; обогатить словарный запас детей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учащиеся работают в тетрадях.
Образец записи на доске.
Уу к Сс За на Над в От А при Из
до По про |
Учитель. Что я записала?
Вместе с окончанием
Вечно заодно,
На падежной службе
Числятся давно.
Дети. Это служебная часть речи –
предлог.
На доске появляется запись.
У. Приведите примеры слов с
любым из предлогов.
Дети называют слова с предлогами и
записывают их в тетрадь.
Д. К аллее, в воду, про синий.
У. А теперь образуйте
однокоренные слова с приставками и запишите их.
На доске.
У. Чем различаются слова?
Д. Слова различаются по смыслу.
У. Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
Ведь при помощи приставки
Образуются слова.
II. Объяснение нового материала
У. Сегодня на уроке мы будем
учиться различать предлоги и приставки. Давайте
сравним их написание.
Д. Приставку пишут слитно – это
часть слова. Предлог – отдельно, так как это
часть речи.
У. Правописание приставок и
предлогов – это орфограмма. А теперь
поупражняемся в написании предлогов и приставок.
Я предлагаю вам выполнить такое задание.
Прочитайте слова, записанные на доске. Вам нужно
определить, как их записать.
Первому варианту нужно записать слова с
предлогами, а второму – с приставками.
На доске.
(за) горой, (за)бежать,
(с)вернула, (с) крыши, (на) конверте, (на)резать,
(в)летел, (в) дом. |
Дети пишут в тетрадях. Двое учащихся
работают на индивидуальных досках.
– Давайте проверим, что вы выписали.
Первый ребенок прочитывает свои слова,
а второй – свои.
– Посмотрите, слова какой части
речи вы записали с приставками.
Д. Все слова являются глаголами.
У. Запомните, с глаголами
предлоги никогда не употребляются.
III. Закрепление пройденного
У. А теперь прочитайте
стихотворные строки. Выпишите из них слова с
приставками и предлогами, звучащими одинаково.
Докажите правильность своего написания.
Такую работу учитель может предложить
детям делать по рядам.
На доске.
Решили лисы кролика (за) печь,
А кролик из духовки прыг (за) печь.
Зависело б (от) мыла,
Веснушки я б (от)мыла.
Сугробы снега вьюги (на)мели,
И грузовик, как баржа, (на) мели.
|
Дети выполняют задание.
– Что же вы выписали?
Д. Запечь – за – это
приставка, выпечь, испечь.
– За печь во втором случае – прыг
(за что?) за печь, за (какую?) печь, за кирпичную
печь. Мы можем поставить между предлогом и словом
еще какое-нибудь слово или вопрос.
У. Молодцы!
Далее проверяются отдельные случаи.
– Вы многое узнали о приставках и
предлогах. Значит, сможете правильно списать
стихотворение, записанное на доске, раскрыв
скобки. Давайте его прочитаем.
Дети читают.
На доске.
Лентяй
Сидел он на (о)кошке
И размышлял (о) кошке.
Вдруг подумал: "А (у) сов
Есть усы иль нет (у)сов?"
|
– Что вы заметили?
Д. В стихотворении встречаются
слова, которые одинаково звучат, но пишутся
по-разному.
– В этих словах нет приставок, там
эти буквы являются частью корня.
У. Умница.
На доске.
[з] Галей
[ж] Жорой
[ш] Шурой |
[з]делал
[з]грузил
[з]дание
[з]дравие |
[з]десь
[з]доровье |
– Сможете ли записать эти слова?
Здесь тоже надо определить, что же пишем слитно, а
что раздельно.
Д. Да. Мы попробуем.
– Мы пишем с Галей, так как есть предлог с,
а предлога з не бывает, с Жорой и с Шурой
– тоже предлог с.
– Во втором столбике слова сделал и сгрузил,
там с – это приставка, значит, пишется слитно.
– А я еще знаю, что приставки з не бывает.
– В третьем столбике везде пишем букву з,
там з входит в корень, эти слова надо
запомнить, мы уже с вами говорили.
У. Верно. Теперь запишите эти
слова так же, как и у меня на доске, в три столбика.
Дети записывают.
III. Итог урока
У. Что же мы сегодня узнали?
Д. Важно не путать приставки и
предлоги.
– Предлоги не пишутся перед глаголами.
IV. Домашнее задание
У. В домашнем тексте по чтению
найдите и запишите в тетрадь пять слов с
приставками и пять слов с предлогами.
Приложение
Эти упражнения можно использовать на
уроке, в качестве дополнительного материала.
1. Из каких двух предлогов можно
составить название домашнего животного? А из
трех?
К-от.
К-о-за.
2. Разгадайте ребусы и найдите в
словах отгадках предлоги.
3. Для развития образной речи.
В час по чайной ложке.
Жить душа в душу. |
Одним махом.
Как кошка с собакой. |
4. Упражнение для проверки навыка
правописания приставок, предлогов и изученных
орфограмм.
Текст записан на доске.
Ширако раз левалась перед
семкой рика. Солнце зокатилос. Багрянец неба ярко
отражался вваде. Было красиво и тихо. В далине
веднелось силение. Тинулись рощи. Унок его
сердито плискалась холодная река. |
Исправьте ошибки.
Все ошибки сначала исправляются на доске и лишь
потом можно предложить либо списать, либо
написать под диктовку.
|