Татьяна САПОЖНИКОВА,
учитель школы № 610
г. Москва
Искусство объединяет народы.
Кавказ
4-й класс
Сегодня, к сожалению, слово
"Кавказ" ассоциируется со словом
"война". Кавказ, показанный Татьяной
САПОЖНИКОВОЙ, учителем школы № 610 г. Москвы, – это
богатый своей культурой мир народов, живущих в
горах.
Целью обучения в 4-м классе является
формирование представления о многообразии
художественных культур народов Земли. Общая тема
года: "Каждый народ – художник". После
знакомства с русским искусством (I четверть),
изучив "Древние города твоей земли" (II
четверть), можно познакомить ребят с искусством
народов Кавказа. Эту тему можно предложить,
изучая "Представления народов о духовной
красоте человека".
Теоретическая часть
Урок начинается с беседы, во время
которой дети делают вывод, что климат и образ
жизни разных народов определяют форму и материал
построек. Надо рассказать об удобном доме
кочевых народов – юрте, вспомнить, из какого
материала строили дома, крепости, храмы в России,
познакомиться с украинскими мазанками.
Тема для беседы
Рассматривая постройки кавказских
народов, вы видите, что все они построены из
камня, так как в этих местах недостаточно было
леса для построек, а камень как строительный
материал был им доступен. Места было мало, и дома
располагали на разных уровнях. Люди селились
часто в совершенно непригодных для жизни местах:
на крутых склонах гор, вершинах холмов, в
недоступных ущельях. Дворы-площадки были
крошечные и, чтобы в таких дворах удобно было
держать скот, люди строили ограды из веток,
кирпича, валунов (рис. 1).
Рис. 1
В кавказских горах обычная деталь
пейзажа – башни. Башенными были почти все
селения Чечено-Ингушетии. С середины прошлого
века башни уже не строили. Некоторые из них
располагались на труднодоступных земельных
участках (рис. 2). Подле башен строили жилища.
Там жили со стариками, с детьми, со всем
хозяйством. Жили из поколения в поколение в
месте, где, кажется, чтобы сделать два шага, нужно
быть акробатом.
Рис. 2
На территории Чечено-Ингушетии и
Северной Осетии сохранилось множество
средневековых гробниц. Около каждого горного
селения можно видеть как бы другое поселение из
домиков меньшего размера (рис. 3).
Рис. 3
В Осетии иногда гробницы
располагались вперемешку с жилыми домами. Каждая
гробница служила местом захоронения только
определенной фамилии. Умерших клали на
полки-лежанки или просто на пол в хорошей одежде
с личными вещами. Вход в гробницу закрывали
толстой деревянной доской и запирали засовом.
Архитектура жилищ Сванетии
диктовалась требованиями защиты. Сооружение,
которое принадлежало одной семье, – это большой
каменный дом, окна в котором заменялись высоко
расположенными щелями-бойницами, и стоящая рядом
с домом каменная башня высотой 20–25 м. Башня
связывалась с домом переходом, иногда
деревянным. Дома строились из булыжника,
собранного у реки, и глыб длиной 1,5–2 м
(рис. 4).
Рис. 4
Неотесанные камни укладывались на
известковом растворе. Кверху башня сужалась.
Механизмов не было, поэтому в сооружении башен и
домов принимал участие весь род (или селение).
Сторожевые башни стоят по всей Верхней
Сванетии на возвышенных местах. У многих народов
на Кавказе башни были не только сторожевые, но и
жилые. На первом этаже располагался скот и
хранилось зерно, на втором этаже жила семья,
третий этаж служил оборонительным целям.
На Кавказе был обычай испытывать
место, перед тем как построить дом: например,
перед началом строительства на выбранном месте
разжигали костер, чтобы очистить место от злых
духов. На участок пускали быка и там, где бык
ложился, начинали строить жилье, так как бык
выбирал для отдыха сухое (в понимании народа
счастливое) место. Иногда на том месте, где
собирались строить дом, ложился спать сам хозяин,
и если ему снились хорошие сны, то место
признавали пригодным для жилья. На Кавказе
украшали свои жилища, выбивая узор на камне, это
были обереги: кресты, круги, изображения рук,
изображения святых.
После беседы дети выполняют
практическую работу цветными карандашами. На
следующем уроке ученики знакомятся с городами
Кавказа и дорисовывают в начатую на предыдущем
уроке работу храмы Грузии или Армении.
Урок, посвященный образу городов и исторических
памятников Кавказа, также начинается с беседы,
которую лучше проводить в сопровождении
грузинской народной музыки.
Текст для беседы
Неподалеку от столицы Грузии города
Тбилиси есть город Мцхета. Среди небольших домов
выделяются вертикали архитектурных памятников.
Сегодня Мцхета – заповедник, рассказывающий об
истории Грузии, о древней культуре грузинского
народа. В середине I тысячелетия до нашей эры
Мцхета была центром восточно-грузинского
государства. Место для постройки столицы выбрали
не случайно. Необходимо было учитывать военные
требования, а с двух сторон Мцхеты протекают
бурные реки Арагви и Кура, а с третьей стороны
города находятся высокие горы. А в те далекие
времена Арагви и Кура были крупными водными
дорогами, и Мцхета оказалась на перекрестке
торговых путей.
Послушайте отрывок из поэмы Михаила
Юрьевича Лермонтова "Мцыри".
Немного лет тому назад,
Там, где сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Неподалеку от Мцхеты расстилаются
плодородные долины.
Сначала Мцхета была земледельческим
поселением, но потом превратилась в большой
укрепленный город, в котором возвели крепостные
стены и наблюдательные башни, дома, дворцы. В
первой половине IV столетия в Грузии было принято
христианство и появились новые архитектурные
сооружения. На вершине холма вырастает маленькая
церковь Джвари, что по-грузински означает
"крест". Она неотделима от природы. Стены
церкви украшены рельефами (рис. 5).
Рис. 5
Храмы такого типа известны лишь в
Грузии и Армении. В храме Свети-Цховели
(животворящий столп) похоронен царь Вахтанг
Горгосал, который перенес столицу Грузии из
Мцхеты в Тбилиси. Метехский храм в Тбилиси
построен по тем же правилам. Сейчас рядом с
храмом поставили памятник основателю города
Тбилиси Вахтангу Горголасу (рис. 6).
Рис. 6
Практическая работа
На первом уроке дети рисуют горный
пейзаж с башнями.
На втором уроке в тот же пейзаж надо
"врисовать" храмы. Работа может быть
выполнена цветными карандашами или мелками.
Урок 1
1. Наметить передний, средний и
задний планы пейзажа.
2. Врисовать в пейзаж башни (на доске
показать способ изображения башни).
3. Бледно заштриховать небо и задний
план (горы на заднем плане лучше рисовать
холодными цветами).
4. Заштриховать средний план (штрихи
должны ложиться по форме горы).
5. Выполнить самую яркую штриховку
на переднем плане, ярко заштриховать башни,
прорисовать мелкие детали.
Урок 2
1. На основе прямоугольников и
треугольников тонкими линиями нарисовать храм.
2. Заштриховать стены и крышу храма,
прорисовать мелкие детали, используя черный
карандаш.
Некоторые ученики нарисуют архитектуру более
крупно, некоторые – более мелко, каждый ребенок
передаст в рисунке свое впечатление от
услышанного и увиденного. Ребята не должны
изображать конкретный город или конкретное
поселение. Задачей урока является создание
образа городов и поселений Кавказа. В конце урока
необходимо устроить выставку, чтобы увидеть, как
дети поняли и почувствовали культуру
грузинского народа.
|