Из чего же, из
чего же,
из чего же сделаны эти... слова?
(Урок обучения грамоте1)
Задача этого урока совсем
не так проста, как кажется на первый взгляд.
Осознание детьми обязательности, первичности
звуковой материи слова, выделение звукового
образа слова как специфического объекта анализа
требует от первоклассников преодоления уже
сложившегося в дошкольном периоде стереотипа:
представления о слове, "сделанного"
исключительно из букв. Понаблюдаем, как же это
происходит на уроке в 1-м классе школы № 1133
г. Москвы.
Тема. "Звуки
человеческой речи как строительный материал
слов. Способ выделения звуков в слове".
Ход урока
I. Актуализация знаний
Учитель. Чем мы с вами
занимались на прошлом уроке?
Дети. Составляли из слов
высказывания.
Учитель чертит на доске.
У. А что мы знаем о словах?
Д. Слова могут называть
предметы.
Учитель чертит на доске.
– Еще слова могут называть
действия.
– Признаки!
Учитель чертит на доске.
– Еще есть "связные"2
слова – они помогают другим словам связываться в
высказывания.
Учитель чертит на доске рядом
с другими значками значок служебного слова.
У. Как вы думаете, мы все уже
знаем с вами о словах?
Дети отрицательно качают
головами.
– А что вы еще хотели бы
узнать о словах?
Гоша. Я бы хотел узнать, что
называют слова "два", "удивительно" –
они у нас вон там (показывает на отдельную доску)
записаны под знаком вопроса, видите?
Женя. А я бы хотел узнать, что
еще слова могут называть.
Д. А я бы хотел узнать, как
слова писать правильно, без ошибок.
II. Постановка и решение
задачи урока
У. Конечно, мы еще не все
знаем о словах. Наши друзья первоклассники Маша и
Алеша тоже еще не все знают о словах. Как-то раз
они шли по улице и увидели два домика: кирпичный и
деревянный. Маша подумала и сказала: "Смотри,
все из чего-то сделано. Вот этот домик сделан из
кирпичей, а вон тот – из бревен. А из чего же
сделаны слова?" А как бы вы, ребята, ответили на
Машин вопрос?
Гоша. Это просто. Слова
сделаны из букв.
У. Все согласны с Гошей?
Все дети поднимают знаки
"+" – знаки согласия.
У. Хорошо. А у кого из вас
есть младшие братья и сестры, которые умеют
говорить? Поднимите руки. А подумайте и скажите:
когда маленький ребенок говорит слова, эти слова
из чего состоят?
Д. Из букв.
У. Но ведь маленькие дети
еще не знают букв. Из чего же состоят слова,
которые они произносят?
Гоша. Я знаю! Слова
состоят... из ума! Они как бы сначала появляются у
нас в голове.
Лиза. Слова состоят из звуков,
мы их слышим.
Гоша. Я не согласен с Лизой, мы
же не говорим отдельными звуками: [а], [о], [ла]... Я
думаю, что слова состоят из букв, но они очень
быстро вылетают изо рта и их не видно.
У. Ребята, у нас два ответа
на Машин вопрос. Гоша считает, что слова состоят
из букв, а Лиза считает, что слова состоят из
звуков. Кто согласен с Гошей? А кто согласен с
Лизой?
Дети показывают знаки
согласия с первым и со вторым мнением.
– Кто еще хочет высказать
свое мнение?
Д. Я не согласен, что слова
состоят только из звуков. Слова как бы пишутся
внутри головы. Они состоят из букв, но букв мы не
видим.
Женя. А я наполовину согласен
с Лизой и наполовину с Гошей. Слова состоят из
букв, но когда мы их произносим – они состоят из
нашего голоса.
У. Есть ли еще какие-то
мнения? Ну хорошо. Давайте подумаем. Вот я сейчас
говорю слова. А видите ли вы буквы?
Дети отрицательно качают
головами.
– А где можно увидеть
буквы?
Д. В книжке.
– На доске – у нас вон в том
углу написаны буквы. (Буквами учитель обозначил
то, что должно быть на парте – Б – букварь, Т –
тетрадь, П – пропись, К – карандаш и т.п.)
У (стирает написанные
буквы). А теперь есть буквы?
Д. Нет, вы их стерли.
У. А слова есть? Я говорю
слова?
Дети, соглашаясь, кивают
головами.
– Вы их слышите? Из чего же
они состоят: из букв или из звуков, которые вы
слышите?
Д. Из звуков!
Женя. Слова состоят из
"буRковых"3 звуков, а не из каких угодно.
У. Смотрите, ребята, какая
важная мысль у Жени: он сказал, что слова состоят
не из любых звуков. Вы согласны?
Кто-то из ребят согласен –
поднимает "+", а кто-то нет – поднимает знак
"–".
– Ребята, звуки, конечно,
бывают разные. Вот послушайте.
Учитель включает аудиозапись.
Дети слушают пение птиц, шум моря, стук дятла, шум
автомобилей, чтение стихотворения.
– Какие звуки вы услышали?
Д. Мы услышали, как поют птицы.
– Как море шумит, когда
волны.
– Как дятел в лесу стучит
по дереву.
– Как ездят машины на
дороге.
– Как артист рассказывает
стихи.
У. Чем же отличаются звуки,
из которых состоят слова в стихотворении от
других звуков – шума морских волн, стука дятла,
птичьего пения, автомобильного гула?
Д. Они четкие, мы их
понимаем.
У. А почему мы их понимаем?
Кто их издает, произносит?
Д. Человек.
У. Мы сказали, что слова
состоят из звуков, но не из любых. Из каких же?
Женя. Слова состоят из звуков
человеческого голоса.
У. Все согласны с Женей?
Дети показывают знаки
согласия.
– Действительно, слова
состоят из звуков человеческого голоса или лучше
сказать – из звуков человеческой речи.
Гоша поднимает знак
несогласия "–".
– Гоша, с чем ты не
согласен?
Гоша. Мы же не произносим
просто звуки [а], [бэ], мы их как бы связываем в одно
слово.
У. Ты не согласен с нашим
выводом, что слова состоят из звуков
человеческой речи?
Гоша. Нет, я согласен. Но слова
ведь состоят не из отдельных звуков. Звуки
сливаются в слове, слово состоит из связанных
звуков.
У. Ты хочешь просто
добавить, что звуки в слове связаны между собой?
Гоша. Да, я хочу это добавить.
У. Хорошо. Итак, как же мы
теперь ответим на Машин вопрос: из чего состоят
слова? Ответьте хором.
Д. Из звуков человеческой
речи.
Гоша. Из связанных звуков!
III. Моделирование
У. А теперь попробуем
показать наш вывод на модели слова.
Посовещайтесь друг с другом и придумайте такую
модель слова, которая бы говорила нам о том, что
слово состоит из звуков человеческой речи.
Учитель организует работу в
парах. В результате работы желающие выносят свои
модели на доску.
– А теперь обсудим ваши
модели.
Первая модель:
Учитель показывает на
модель и обращается к авторам модели.
– Ребята, что показывает
ваша модель?
Д (пара). Мы показали, что
слово состоит из звуков.
У (обращается ко всем). Как
вы считаете, ребята, это удачная модель?
Д. Я думаю, это не годится. У
нас была модель с тремя палочками, когда слово
что-то называло, а тут нам надо показать, из чего
состоит слово, эта модель не подходит.
У. Все согласны?
Дети соглашаются, учитель
ставит знак "–" возле модели.
Вторая модель:
Учитель обращается к авторам
второй модели.
– Объясните, что
показывает ваша модель.
Д (пара). Перекрещенные
палочки в слове – это связанные звуки внутри
слова.
У. Как вы считаете, годится
такая модель?
Все дети показывают знаки
согласия. Учитель ставит знак "+" рядом со
второй моделью.
Третья модель:
Учитель обращается к авторам
третьей модели.
– Что обозначают эти
треугольники внутри прямоугольника?
Д (пара). Треугольники – это
звуки человеческой речи. Прямоугольник – это
слово.
После обсуждения модели
учитель ставит рядом с ней знак "+".
Четвертая модель:
Учитель обращается к авторам
четвертой модели.
– Объясните нам свою
модель.
Д (пара). Внутри
прямоугольника мы нарисовали треугольник – это
звук, из таких звуков состоят слова.
У. Кто хочет высказать свое
мнение?
Д. По-моему, это не очень
хорошая модель. Можно подумать, что звук в слове
только один, а их может быть много.
Учитель ставит возле
четвертой модели знак "±".
Пятая модель:
Учитель обращается к авторам
пятой модели.
– Объясните, что вы
обозначили на своей модели.
Д (пара). Кружочек – это рот,
стрелочка – это изо рта вылетают звуки, а крестик
– это то, что в голове, буквы.
– Это очень сложная модель,
можно запутаться.
Д. Нам нужно было показать,
что слова состоят из звуков, а не из букв.
Учитель ставит возле пятой
модели знак "±".
Шестая модель:
У. Посмотрим на последнюю,
шестую, модель. (Обращаясь к авторам.) Что она
значит?
Д (пара). Кружочек – это рот,
стрелочка – голос, СЗ – связанные звуки.
Дети поднимают знак
несогласия.
– Но здесь нет
прямоугольника – слова. Нам надо было составить
модель про слово.
Учитель ставит рядом с
последней моделью знак "±".
У. Запишите в свои тетради
те модели, которые вы считаете удачными,
правильными. Наш знакомый дядюшка Ага тоже
составил модель. Он показал, что слово состоит из
звуков так:
– Как вы думаете, что
обозначают квадратики в этой модели?
Д. Звуки!
У. Как вы думаете, удобно
пользоваться такой моделью?
Дети показывают знаки
согласия.
– Тогда запишите и эту
модель в свою тетрадь.
IV. Постановка задачи на
выделение звуков в слове
У. Мы выяснили, что слово
состоит из звуков человеческой речи. А вы умеете
выделять звуки в слове?
Д. Да, умеем.
– Мы в детском саду учили
гласные и согласные звуки.
У. Замечательно! Откройте
Букварь4 на с. 26. Рассмотрите картинку на
середине страницы. Что здесь нарисовано?
Д. Это фотография Машиной
семьи.
У. Произнесите слово
"фотография". Посчитайте звуки в этом слове.
Сколько звуков получилось?
Д. Пять.
– Десять.
– Восемь.
Учитель опрашивает почти всех
учеников: выясняется, что у всех разное
количество звуков в этом слове.
У. Ну вот! А говорили, что
умеете выделять звуки в слове! Так умеете или нет?
Д. Нет, не совсем умеем.
У. Это просто или сложно?
Д. Сложно.
У. А хотите научиться
выделять и считать звуки в слове правильно, без
ошибок?
Д. Да, хотим.
У. Тогда дедушка Ус научит
вас этому. Он советует произносить каждый звук в
слове протяжно, долго. Попробуем? (Дети кивают.)
V. Звуковой анализ:
выделение звуков в слове на основе заданной
модели
Учитель показывает картинку,
на которой нарисован сом.
У. Назовите этот предмет.
Д. Сом.
У. Дедушка Ус подсказывает
нам, что в этом слове три звука.
Учитель рисует модель:
– Нам нужно услышать
каждый звук в этом слове и поселить его в свою
клеточку.
Учитель произносит вместе с
детьми: [с-с-с-с-с о м]. Пока дети тянут первый звук,
учитель заштриховывает первую клеточку. Точно
так же учитель с детьми работают со вторым и
третьим звуками.
– Вот мы и познакомились с
каждым звуком в этом слове. А теперь поработаем
так же со словом сыр. Откройте тетради и
нарисуйте модель слова из трех звуков.
Ученики открывают тетради и
рисуют модель:
Дети хором под руководством
учителя произносят первый звук в слове: [с-с-с-с-с
ы р]. Пока тянется первый звук [с], учащиеся
заштриховывают первую клеточку в своих моделях,
а учитель – в модели на доске. Затем интонируется
и заштриховывается второй и третий звуки.
Аналогично идет работа со
словами шар, нос, мак, жук, рой (по Букварю, с. 27).
VI. Выполнение графических
упражнений в прописях
VII. Итог урока
У. Как вы думаете, что было
на уроке самым важным?
Д. Мы научились выделять
звуки.
– Мы составляли новые
модели слов.
У. А про что были эти модели?
Что нового вы узнали сегодня о слове? Из чего
состоят слова?
Д. Из звуков.
У. Уточните, из каких
звуков.
Д. Из звуков человеческого
голоса.
У (поправляет). Из звуков
человеческой речи. Теперь наша задача –
научиться хорошо выделять звуки в самых разных
словах. Спасибо вам за работу.
1 Под уроком обучения
грамоте в данном случае понимается пара
академических часов, которые ежедневно
отводятся на обучение письму и чтению и
проводятся друг за другом.
2 Этот термин, обозначающий служебные
слова, дети придумали сами.
3 Еще один термин, изобретенный ребенком.
Женя, наверное, имеет в виду такие звуки, которые
можно обозначить буквами.
4 В.В. Репкина, Е.В. Восторгова, В.А. Левина.
Букварь. ч. 1 – М.: "Вита-Пресс", 2001.
Урок проведен учителем
Еленой Чесноковой,
записан и прокомментирован Еленой Восторговой