Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №45/2001

Учителю на заметку

Наталья Улитина ;
Татьяна Юдачева

Уроки математики

Методические рекомендации

Задача настоящих методических рекомендаций – помочь планировать уроки математики учителям, работающим по В.Н. Рудницкой. Математика. Учебник 1-й класс четырехлетней начальной школы. – М.: Издательский центр "Вентана-Граф", 1998.
Планирование уроков находится в полном соответствии с учебником и рабочими тетрадями.
В рекомендациях представлены описания различных учебных ситуаций, которые учитель может использовать на различных этапах уроков, раскрываются возможные методические подходы к работе с конкретными задачами и упражнениями, представлены варианты организации деятельности учащихся.
Следует иметь в виду, что методические рекомендации ставили своей целью только сориентировать учителя в выборе методов, средств и форм обучения, использовании различных методических приемов. Окончательное составление плана урока остается за учителем. Этот вопрос он должен решать самостоятельно, проявляя максимум творчества и инициативы.

Урок 1*

Тема. "Переместительное свойство сложения".

Цель. Познакомить учащихся с переместительным свойством сложения.

I. Устная работа

Посчитайте от 6 до 19; от 14 до 5.

Назовите число, следующее за числом 8, 11, 16.

Назовите число, стоящее перед числом 5, 12, 10.

Положите перед собой 2 красные фишки и 3 желтые. Сколько всего фишек на столе? А теперь положите перед собой 3 красные фишки и 2 желтые. Сколько всего фишек? Сравните результаты.

Положите перед собой линейку. С помощью линейки к числу 5 прибавьте число 3. Чему равен результат? А теперь к числу 5 прибавьте число 3. Что вы заметили?

II. Новый материал

Знакомство с новым материалом начинается с рассмотрения упр. № 1 (рабочая тетрадь) и упр. № 2 (учебник).

№ 1 (рабочая тетрадь). Сколько красных фишек на столе? (4)

Сколько желтых фишек на столе? (3)

Сколько всего фишек? (7)

Как мальчик считает фишки? (4 + 3)

А как девочка считает? (3 + 4)

Одинаковые ли они получат результаты? Почему? (Считают одни и те же фишки.)

Сделайте вывод: зависит ли результат оттого, в каком порядке складываются числа? (Нет.)

№ 2 (учебник)

По верхнему рисунку объясните, как к 3 прибавить 6? Чему равен результат?

По нижнему рисунку объясните, как к 6 прибавить 3? Чему равен результат?

Сравните оба случая. Какие числа складывались, в каком порядке, каков результат? Сделайте вывод.

Прочитайте вывод на с. 6 учебника. Совпадает ли он с вашим выводом?

III. Закрепление изученного

№ 1 (рабочая тетрадь). Заполните пропуски по образцу. Фронтальная проверка с опорой на свойство сложения.

Запись на доске.

2 + 11      19 + 4      3 + 16

Положите перед собой линейку. Прочитайте первый пример. Объясните, как выполнить это сложение. Подумайте, можно ли выполнить сложение по-другому. Какой из двух способов легче? Почему? Каким правилом мы воспользовались? Выполните сложение по линейке. (11 + 2 = 13)

Найдите результат в оставшихся примерах с объяснением.

№ 2 (рабочая тетрадь). Задание выполняется с помощью линейки с устным комментированием.

№ 3 (рабочая тетрадь). Задание выполняется самостоятельно. Проверка фронтальная.

Прочитайте примеры, для выполнения которых вы воспользовались свойством сложения. Назовите результаты.

Прочитайте пример, результат которого равен 15, 7, 19.

IV. Повторение пройденного

№ 3 (учебник). Составьте задачи по рисункам и решите их с помощью фишек.

№ 9 (рабочая тетрадь). Самостоятельная работа с устной проверкой.

V. Дополнительные задания (если останется время).

№ 4 (рабочая тетрадь).

№ 14 (рабочая тетрадь).

Урок 2

Тема. "Переместительное свойство сложения".

Цели. Закрепить изученный на прошлом уроке материал. Познакомить с новой геометрической фигурой – шаром. Решение задач нового вида.

I. Устная работа

Запись на доске.

1 + 13

1 + 10

4 + 1

17 + 1

Вычислите. В каких из этих примеров вы использовали свойство сложения? Сформулируйте это свойство.

№ 4 (учебник). Прочитайте, объясните.

II. Самостоятельная работа

№ 5 (учебник). Работа в тетради. Выполните задание при помощи линейки и проверьте на калькуляторе.

III. Новый материал

Положите перед собой набор цветных фигур. Выберите все круги. Сколько их? (6).

Покажите большой желтый круг, маленький зеленый круг, покажите все красные круги, любой большой круг, все маленькие круги. Чем отличаются круги друг от друга? (Размером и цветом.)

Учитель показывает предмет, имеющий форму шара (мяч, апельсин и т.д.)

Можно ли сказать, что это круг? (Нет.)

Эта фигура называется "шаром". Посмотрите вокруг и назовите все предметы, имеющие форму шара. Приведите свои примеры.

№ 7 (учебник). Среди рисунков назовите предметы, имеющие форму шара и круга.

IV. Решение задач

№ 7 (рабочая тетрадь). Опираясь на рисунок, придумайте условие и вопрос задачи. Каким действием будете решать задачу? Почему? Запишите решение и ответ задачи.

№ 6 (рабочая тетрадь). По первому рисунку составляется задача: "Было 10 сосисок. После того, как собака съела несколько штук, осталось 6 сосисок. Сколько сосисок съела собака?"

Выложите столько фишек, сколько было сосисок первоначально. Сколько фишек вы выложили? (10)

После того, как собака съела несколько сосисок, осталось 6 штук. Нужно ли выкладывать новые фишки? Почему не нужно? (Эти 6 сосисок остались от 10.)

Значит, отодвинем эти 6 фишек (сосисок), которые остались. Остальные сосиски (их 10 без 6) – это те, которые съела собака. Значит, собака съела 4 сосиски. Какое число мы должны записать в окошке? (4)

Нарисуйте недостающие сосиски.

Аналогично разбирается задача по рис. 2.

Задачу по рис. 3 дети выполняют самостоятельно. Проверка фронтальная.

V. Самостоятельная работа

№ 10 (рабочая тетрадь). Предлагается построить отрезки заданной длины. Проверка взаимная.

VI. Дополнительные задания (если останется время)

№ 13 (рабочая тетрадь).

№ 13 (учебник).

Урок 3

Тема. "Переместительное свойство сложения".

Цели. Познакомить учащихся с новой фигурой – кубом. Повторить ранее пройденный материал.

I. Работа на доске и в тетрадях

Запишите примеры иначе, используя свойство сложения.

5 + 9 =

1 + 17 =

12 + 4 =

3 + 11 =

Вычислите, используя линейку, удобным способом.

19 + 1

2 + 18

3 + 16

14 + 5

№ 11 (учебник). Составьте задачу по рисунку, решите с помощью фишек и запишите решение в тетрадь.

II. Новый материал

Учитель последовательно показывает учащимся модели различных геометрических фигур и просит назвать их (треугольник, круг, шар, пятиугольник, квадрат).

Далее учитель сообщает, что сегодня дети познакомятся с еще одной геометрической фигурой, которая называется кубом. Учащимся демонстрируются несколько предметов, имеющих форму куба. Предлагается найти и назвать предметы, имеющие форму куба. Обращается внимание детей на то, что гранями куба является известная им фигура – квадрат.

№ 12 (учебник). Назовите по рисункам предметы, имеющие форму куба и квадрата.

III. Решение задач

№ 8 (рабочая тетрадь). Сколько шишек на первой ветке? (3)

Сколько фишек выложено в верхнем ряду? (3)

Сколько шишек на второй ветке? (4)

Сколько фишек выложено в нижнем ряду? (4)

В каком ряду фишек больше? На сколько?
В каком ряду фишек меньше? На сколько? Значит, на какой ветке шишек больше? На сколько? Запишите.

На какой ветке шишек меньше? На сколько? Запишите.

№ 11 (рабочая тетрадь). Сколько яиц в каждом гнезде? (3)

Сколько фишек в каждом ряду? (3)

Сколько всего гнезд? (4)

Сколько рядов фишек? (4)

Значит, чтобы узнать число яиц, надо по 3 яйца повторить 4 раза. Посчитайте сколько всего яиц? Запишите решение и ответ.

№ 5 (рабочая тетрадь). Сколько кустов черной смородины? (5)

Сколько черных фишек на схеме? (5)

Сколько кустов красной смородины? (2)

Сколько красных фишек на схеме? (2)

Сколько кустов белой смородины? (3)

Сколько белых фишек на схеме? (3)

Рассмотрите схему. Какие вопросы надо поставить к условию задачи? (Сколько всего кустов черной и красной смородины? Сколько всего кустов красной и белой смородины?)

Какое действие надо выполнить, чтобы ответить на каждый из вопросов задачи? Запишите решение задачи.

IV. Самостоятельная работа по вариантам (учебник)

В а р и а н т 1 № 8 (1-й, 2-й столбики) № 9 (2-й, 3-й столбики)

В а р и а н т 2 № 8 (2-й, 3-й столбики)

№ 9 (1-й, 2-й столбики)

Дополнительное задание № 10.

Проверка взаимная.

V. Дополнительные задания (если останется время)

№ 12 (рабочая тетрадь).

№ 15 (рабочая тетрадь).

TopList