Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №43/2001

В союзе с психологией

Ирина Артюхова

В союзе с психологией

Уважаемые читатели! Давайте начнем с маленького теста. Возьмите карандаш или ручку и поставьте галочки напротив тех утверждений, с которыми вы согласны (можете, конечно, сделать это и мысленно).

  • Я хочу, чтобы мои ученики:

– обладали хорошей памятью, развитым мышлением, хорошим восприятием и грамотной речью;
– обладали высокой мотивацией к учению, любили учиться;
– умели радоваться, проявлять свои чувства, владеть своими эмоциями;
– умели дружить с одноклассниками, уважать взрослых;
– выросли физически и психологически здоровыми людьми и были счастливы в жизни.

  • Я также хочу получить такие психологические знание и владеть такими методиками, которые помогут мне успешно учить и воспитывать моих учеников.
  • Я хочу, чтобы эти методики были реальными и адекватно вписывались в учебный и воспитательный процесс.

Если вы поставили галочки напротив большинства из этих утверждений, то новая рубрика нашей газеты "В союзе с психологией" именно для вас.

Мы прекрасно понимаем, что вы вкладываете немало сил, для того чтобы обучить и воспитать ваших подопечных. Вы – специалист и профессионал, который знает, как нужно учить детей в начальной школе. Поэтому материалы, которые мы хотим вам предложить в нашей рубрике, будут только дополнять ваши знания и умения. Мы хотим помочь вам разобраться с особенно сложными случаями и ситуациями.

Важная задача, которую мы ставим перед собой, – это проложить тропинку к личности учащегося. Вы, наверное, знаете, что наиболее существенные психологические процессы происходят в сфере самосознания младших школьников.

Напомним, что под самосознанием понимается психологическое единство, включающее в себя: имя человека, его физическую сущность, потребность в социальном признании, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее и будущее), социальное пространство личности (права и обязанности), половую идентификацию. В младшем же школьном возрасте, как правило, наиболее интенсивно формируются три звена самосознания: потребность в признании, осознание прав и обязанностей, осознание времени.

Даже из этого перечня понятно, какие направления психолого-педагогической работы будут наиболее актуально восприниматься учащимися начальных классов. Хотя, естественно, что подобная работа имеет немало нюансов. О них мы обязательно постараемся поговорить в будущем.

С психологической проблематикой тесно связано и формирование различных качеств личности, обучение правилам поведения. Уже в этом возрасте можно научить ребенка проявлять самостоятельность и брать на себя определенную ответственность за некоторые свои дела, отношения и поступки. Нужно воспитать у ребенка доброту, отзывчивость, тактичность и многие другие нравственные качества. Чтобы достичь этого, учителю нужно крепко дружить с психологией. Мы предполагаем, что в новой рубрике найдется место для упражнений, игр, сценариев, проектов, направленных на нравственное воспитание ваших малышей.

И конечно, в новой рубрике "В союзе с психологией" немало внимания будет уделено и сугубо психологическому просвещению.

Мы хотим, прежде всего, помочь вам разобраться с особенностями формирования у ребенка в младшем школьном возрасте основных психических функций, таких как: память, внимание, речь, восприятие, действия и мышление.

Мы предполагаем также обсудить на страницах нашей газеты следующие темы.

Темперамент, его диагностика и учет в работе.
Произвольность и ее развитие у младших школьников.
Мотивация и самооценка.
Развитие эмоций и чувств.
Адаптация к школе.
Гиперактивный ребенок.
Одаренные дети.
Воображение и творческие способности.
Правополушарные и левополушарные дети.
Чем может помочь школьный психолог преподавателю начальных классов и в каких случаях нужно к нему обращаться.

Важно отметить, что мы хотим не только рассказать вам о чем-то интересном из области психологии, но и дать как можно больше методического материала (различных игр, упражнений, рекомендаций), которые вы могли бы включить в свои уроки и внеклассные занятия.

Итак, как видите, спектр проблем, которые относятся к новой рубрике, достаточно широк. Здесь можно говорить и о психическом развитии, и о развитии способностей, и о нравственном воспитании, и о формировании качеств личности. Образно говоря, давайте в союзе с психологией и учить, и развивать, и воспитывать наших детей.

Уважаемые читатели, чтобы наши материалы были живыми и актуальными, у нас к вам два предложения.

Первое предложение. Присылайте к нам в редакцию вопросы, которые вас волнуют. Вы можете описать случай, с которым вам надо помочь разобраться. Мы постараемся ответить вам.

Второе предложение. Возможно, у вас есть какие-то эффективные методические разработки, которые вы применяли на практике. Возможно, вы имеете опыт решения каких-либо психологических проблем в вашем классе. Напишите нам об этом. Наиболее интересные статьи мы опубликуем или попросим психолога их прокомментировать.

Ждем с нетерпением ваших писем! Присылайте их в редакцию "Начальной школы" с пометкой "психологу".

С уважением, ведущий рубрики
Ирина АРТЮХОВА,
кандидат педагогических наук

TopList