|
|||
Роза ЧураковаШкола заочникаУважаемые коллеги! Наша газета совместно с ФНМЦ им. Л.В. Занкова объявляет новый набор групп на курсы заочного повышения квалификации учителей начальных классов. Для всех членов объединения учителей-занковцев обучение бесплатное. Вступить в "Объединения профессионалов, содействующих развитию дидактической системы Л.В. Занкова" можно одновременно с подачей заявления о намерении повышать квалификацию по дидактической системе Л.В. Занкова без отрыва от производства. Образцы заявлений. Директору "Объединения профессионалов, содействующих развитию дидактической системы Л.В. Занкова" Елене Геннадьевне Булычевой.
Задание 1 – вступительное задание для заочников (при успешном выполнении задания курсанту засчитывается 4 учебных часа). Вам предлагается незавершенный конспект урока по курсу "Окружающий мир". Авторы урока М.В. Кошман (г. Выски Нижегородской области) и О.В. Трунова (г. Благовещенск). Необходимо завершить консект урока или продолжить свой. Цель задания: вникнуть в сущность "занковского" урока, где новые знания открывают дети на основе прошлого опыта индивидуальных наблюдений за природными явлениями в условиях коллективного поиска. Обратимся к протоколу урока, вернее той его части, которую вам предстоит проанализировать и продолжить. Урок начинает М.В. Кошман. Цель урока: организовать наблюдение и на основе мысленного эксперимента и практической работы коллективно "открыть" физические свойства воды. На доске записана тема: "Физические свойства воды". Оборудование урока: на столах у школьников химические стаканчики с чистой водой и молоком, открытки с изображением речки или моря, пипетки, листочки фольги, цветные камешки, бумажные салфетки; на столе учителя штатив с прибором для кипячения воды, ведерко со льдом, два градусника для измерения температуры воды; в классе на окне – аквариум с рыбками. Сам урок вы можете прочитать в нашей газете № 12 (март) 2001 г., с. 14–15. Этот урок продолжает О.В. Трунова Учитель. Проведем следующий опыт, который поможет вам открыть еще одно из многих свойств воды. На столах у вас пипетки, листочки фольги, колбочки с водой и молоком. Какой эксперимент можно поставить с помощью этих предметов? Дети. Закрыть фольгой кольбочки с водой и молоком... Проткнуть фольгу пипеткой и набрать в нее воду или молоко... А зачем? Разве так нельзя набрать жидкость в пипетку?.. Набрать пипеткой воду или молоко и вылить на фольгу... А что нельзя вылить воду на фольгу без пипетки?.. Можно. Но если нальешь много, то вода или молоко прольются на стол. У. Так вы говорите, что если прольешь воду или молоко, то вода и молоко растекаются по поверхности? Очень интересные и правильные наблюдения. Итак, наберем два-три раза пипеткой воду и выльем на приготовленный листок фольги. Что заметили? Д. Образовалась лужица... А у меня – большая клякса... А у меня маленькое озеро. (Учитель держит паузу.) Вода растеклась по фольге. У. Очень верное наблюдение. Вода, как и многие другие жидкости, растекается по поверхности. Это свойство тел так и называется текучестью. Итак, какое новое свойство воды мы можем записать в наши тетради? Каким свойством обладает вода? Д. Вода обладает свойством текучести. У. А сейчас проделаем еще один опыт. Из второго листочка фольги сделаем сосуд и осторожно нальем в него немножко воды. Постарайтесь ответить на вопрос: Какую форму принимает вода? Слово "сосуд" учитель записывает на доске. Д. Вода может принять форму коробочки, ...форму воронки, ...форму кошелечка... У. А как это записать в виде свойства? Д. Вода не имеет формы... Вода бесформенная, она принимает форму посуды. Учитель молча показывает указкой слово "сосуд". – Вода принимает форму сосуда, в который налита. У. Так какое определение возьмем...
Д. Вода принимает форму сосуда, в который налита. У. Запишем это свойство в свои тетради и подумаем, какие еще свойства воды мы знаем. Д. Водой мы моем руки... – В воде живут рыбы... – Воду мы пьем... У. А когда мы ее пьем, что мы можем о ней сказать? Д. Вода очень вкусная; когда сладкая, а так безвкусная; вода может быть холодная, ее пить нельзя, простудишься. У. Да, очень холодную воду пить нельзя. Но нельзя пить не только очень холодную воду, но и другие жидкости. А вот если мы хотим пить и перед нами три стакана, мы знаем, что в одном чистая вода, во втором спирт, в третьем керосин. Как найти среди трех стаканов стакан с водой?.. Коллега, подхвати инициативу и продолжи урок. Самое интересное продолжение будет опубликовано. Задание 2 (обязательное для выполнения) При успешном выполнении задания вам засчитывается 6 учебных часов. Цель задания. Овладение теоретическими положениями дидактической системы Л.В. Занкова, изучение принципов и типических свойств системы. Принципы системы:
Типические свойства – свойство многогранности, процессуальности, вариантности, коллизии. Ознакомьтесь более подробно с содержанием каждого из принципов системы и ее методическими свойствами, используя указанную литературу. На основе полученных знаний постарайтесь выполнить практическую часть задания 2. Группа 1 Изложите свое видение теоретических положений новой дидактики, то есть докажите (на двух-трех примерах из комплекта по обучению грамоте, с указанием, страниц), что каждое из методических свойств системы находит свое преломление в одном из двух комплектов по обучению грамоте.
Группа 2 Изложите свое видение теоретических положений новой дидактики, то есть докажите (на двух-трех примерах из комплекта по обучению русскому языку с указанием страниц), что каждое из методических свойств системы находит свое преломление в учебниках по русскому языку для системы 1–4 автора А.В. Поляковой.
Задания для
заочников подготовила |