Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №40/2001

Я иду на урок

Светлана Арженовская

Круговорот воды в природе

(интегрированный урок: природоведение – чтение – музыка)

Цели. Закрепить знания детей о разных состояниях воды; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде; познакомить со свойствами воды при нагревании и охлаждении; дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе; учить слушать музыку, определять характер песни; развивать наблюдательность, чувство прекрасного, умение обобщать и делать выводы; воспитывать любовь к природе и искусству.

Оборудование. Карточки поэтапного управления; табличка "волшебница-вода"; тарелки с водой и со снегом, две тряпки, утюг, кипятильник, стекло, стакан с водой; фланелеграф, рисунки тучи, капелек, ручья, солнца, пара, учебник А.А. Плешакова.

Ход урока

I. Организационный момент

Дети входят в класс под музыку "Дождь пойдет по улице" (сл. С. Козлова, муз. В. Шаинского).

Учитель музыки.

Добрый день! Добрый день!
Песни петь вам не лень?

Дети.

Добрый день! Добрый день!
Песни петь нам не лень!

У. Здравствуйте, ребята!

Д. Добрый день!

II. Сообщение темы урока

У. 

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!

Сегодня мы продолжим разговор о воде. Узнаем много интересного о ней.

III. Проверка домашнего задания

У. Чтобы хорошо разобраться в материале, надо вспомнить, что же такое вода. В каком состоянии она бывает в природе?

Д. Твердом, жидком, газообразном.

У. Теперь подтвердим это теми загадками, которые вы подготовили дома.

Зачитывается загадка, отгадывается, отгадку прикрепляют на магнитную доску.

У. Теперь мы с вами знаем, что такие явления природы, как дождь, снег, туман, град, облака, лед, все это...

Д. Вода.

У. Только она в разных состояниях. Поэтому получается, что вода-волшебница. Она умеет становиться разной. Отгадав загадки, у нас получится настоящий "портрет" воды.

Дети загадывают загадки.

1. 

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.   (Облака)

2. 

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко.  (Туман)

3. 

Не пшеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка?   (Дождь)

4.

На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина.   (Град)

5. 

Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.   (Лед)

6.

Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал.   (Снег)

7.

Вечером родится,
Ночь живёт, утром умирает.   (Роса)

8. 

И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.   (Иней)

– "Портрет" волшебницы-воды можно изобразить не только словами, красками, но и музыкой.

Учитель наигрывает произведение "Дождь".

– Я вам исполнила произведение. Какое природное явление вы услышали в этой мелодии?

Д. Дождик.

У. Почему вы так решили?

Д. Звучание похоже на звук падающих капель.

У. Давайте вспомним песню про дождь.

Дети исполняют песню.

– Из чего на землю падает дождь?

Д. Из туч.

Учитель наигрывает песню-подсказку (про тучу).

– Узнали песню?

Д. Да.

Дети исполняют песню.

У. Какая по характеру эта песня? Что она изображает?

Д. Приближение дождя.

У. Молодцы! Угадайте следующую мелодию.

Учитель наигрывает мелодию, дети говорят, что она напоминает.

IV. Тема урока

У. Вот какая волшебница-вода, везде она бывает. А сейчас попробуйте ответить на вопрос из рассказа Льва Николаевича Толстого "Куда девается вода из моря?"

Дети отвечают на вопросы: Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?..

– Я послушала разные ответы. А как правильно ответить – это задача нашего урока.

Ответы детей.

– Как выглядят тела в природе и предметы после дождя?

Д. Влажные.

У. Вот я опускаю тряпочку в воду? Какая она?

Д. Мокрая.

У. Что происходит с водой в тряпке, когда сушим ее утюгом? Куда девается вода?

Д. Испаряется.

У. Когда помоют доску, то сначала она блестит, видно, что мокрая, затем высыхает. Что происходит?

Д. Вода испаряется.

У. Давайте об этом прочитаем в учебнике на с. 37.

Дети выполняют задание.

– Такое явление, как превращение жидкой воды в невидимый пар, мы наблюдаем при кипении воды в кастрюле, чайнике...

Учитель проводит опыт – кипятит воду в стакане.

– Видите, кипит вода, идет пар, поднесем к пару стекло, на стекле появляются капельки воды. Откуда появились капельки воды? Почему они образовались?

Д. Пар встретился с холодной поверхностью стекла и превратился в воду.

У. Можно сделать вывод: при испарении воды образуется пар, при охлаждении пара образуются капли воды. Давайте проведем еще один опыт. Для этого я принесла снег. Снег – это какое состояние воды?

Д. Твердое.

У. Ой! Куда же он делся?

Д. Он превратился в воду.

У. Почему?

Д. При высокой температуре вода из твердого состояния переходит в жидкое.

У. Когда снег превращается в воду?

Д.  При температуре выше 0 °С.

У. А когда вода превращается в снег?

Д. Когда холодно.

Дети читают текст учебника на с. 36.

У. Итак, мы видим, что вода настоящая волшебница. Она умеет превращаться из одного состояния в другое. Но нам надо ответить на вопрос: "Куда девается вода из моря?"

Дети разыгрывают стихотворение С.Погореловского "Весенний разговор".

Учитель на фланелеграфе показывает рисунки тучи, капельки, ручейка, моря, солнца, пара.

Ведущий.

Нависли тучи над селом –
И разразился в небе гром!

(Появляется на фланелеграфе "ту-ча", звучат аккорды грома.)

Катился гром, гремел, ворчал
На всех,
Кого в пути встречал.
На землю шляпкою гвоздя
Упала капелька дождя.

(Под музыку появляются капельки дождя.)

Она была совсем ничья,
Но стала капелькой ручья.
(Под музыку появляется "ручей".)
Куда ты несешься,
Постой, ручеек,
Побудь, непоседливый, с нами!

Капля.

Спешу я, ребята,
Ведь путь мой далек, –
Бегу я на родину, к маме!

Ведущий. А кто твоя мама?

(Звучит шум моря, появляется "море".)

Капля.

Большая волна,
Волна океана седая,
О бурях неистовых пела она,
Меня на груди колыхая.
Всегда бы ту песню я слушать хотела,
Но солнце пригрело сильней –

(Появляется "солнце".)

И к страннице-тучке
Я паром взлетела.

(Появляется "пар".)

Летела по свету я с ней.

Ведущий.

Счастливая ты!
Увидела с неба
Всю землю с ее чудесами!

Капля.

Да, много в пути
Повидала чудес,
Но очень грустила о маме.

У. А теперь Капелька хотела бы услышать ваш рассказ о ее путешествиях.

Д. Капелька совершила круг – это явление называется "круговорот воды в природе".

V. Закрепление нового материала

У. Так куда же девается вода из моря? Отчего она не течет через край?

Д. Она испаряется.

Дети доказывают свой ответ с помощью таблицы "Круговорот воды в природе".

У. В каких трех состояниях находится вода в природе?

Д. Твердом, жидком, газообразном.

У. При каком условии образуется лед?

Д. На холоде.

У. Отчего он тает?

Д. От высокой температуры.

У. Как образуется пар? При каком условии пар превращается в жидкость?

Д. При нагревании воды испаряется и превращается в пар, когда пар охлаждается, получается вода.

У. Как происходит круговорот воды в природе?

Чтение вывода по учебнику с. 40.

– В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед.
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода!

V. Итог урока

У. Понравился вам урок? Что запомнилось на уроке?

Д. Опыты, путешествие капельки.

У. Что нового и интересного вы узнали?

Д. О превращениях воды и ее движении в природе.

Учитель оценивает ответы детей.

– Сегодня весь урок с нами путешествовала капелька волшебницы воды в разных состояниях. Посмотрите, как им весело, они улыбаются. А улыбка – это дружба, это хорошее настроение. Давайте завершим наш урок песней "Улыбка".

Дети поют песню, встают, уходят из класса.

Светлана АРЖЕНОВСКАЯ,
учитель школы № 17, г. Белгород

TopList