Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №40/2001

Я иду на урок

Таисия Дмитроченкова

Обучение грамоте

(интегрированный урок)

1-й класс

Тема. "Звуки [к], [к’], буква к, к. Письмо строчной и заглавной буквы к, К, слов с этими буквами".

Цели. Познакомить детей со звуками [к], [к’], буквой К, к; учить выделять новые звуки в словах, писать букву к, К; развивать фонематический слух и речь детей; формировать орфографическую зоркость посредством орфографического проговора; воспитывать интерес к звучащему слову.

Оборудование. Алфавит, "лента букв", "зонтики" из цветной бумаги – красный и синий, магнитные буквы, картинки с изображением окуня, щуки, рака, динамические картины на тему "Рыбалка", таблицы П.С. Тоцкого, "Орфографический словарь" П.Грушникова, карточки по числу детей, картинки для ребуса.

Ход урока

I. Речевая разминка

Учитель. Начнем урок с повторения алфавита.

Дети скороговоркой повторяют алфавит.

– Расскажите, что вы знаете о гласных звуках.

Дети. Гласные произносят с помощью голоса, при произнесении со стороны органов речи не встречается преграды.

– Гласный образует слог, сколько в слове гласных, столько и слогов.

– Гласные а, о, ы, у – твердые командиры, которые приказывают согласным звучать твердо, гласный и – мягкий командир, который приказывает согласным звучать мягко.

У. Что вы помните о согласных звуках?

Д. Согласные произносят с помощью голоса и шума или только с помощью шума, при их произнесении воздух встречает преграду со стороны органов речи.

– Согласные бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие.

II. Игра

У. Буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко. Вдруг набежала туча, пошел дождь. Буквы спрятались под синим и красным зонтиками. Какие буквы спрятались под синим и красным "зонтиками"?

К доске прикреплены "зонтики" и буквы а, т, ы, и, у, н. Учитель по ходу своего рассказа рисует солнышко, затем тучи и дождь.

Дети выбегают к доске, прячут буквы под зонтики, гласные – под красный (а, ы, и, у), согласные – под синий (т, н), объясняют свой выбор.

– Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.

III. Проверка домашнего задания

У. Дома вы рассказывали русскую народную сказку по сюжетным картинкам "Теремок" и придумывали продолжение этой сказки. Давайте попробуем перевоплотиться в животных и инсценируем эту сказку. Кто действующие лица сказки?

Д. Мышка, лягушка, лиса, медведь.

Дети инсценируют сказку.

У. А как по-другому могла закончиться сказка?

Дети предлагают свои варианты.

– Назовите одним словом всех, кто жил в теремке.

Д. Животные.

IV. Подготовка к восприятию нового материала

На наборном полотне картинки: окунь, щука, рак.

У. Что объединяет эти картинки?

Д. Это животные. Все они жители водоема.

У. Кто лишний?

Д. Рак. Это не рыба.

У. Произнесите каждое слово и послушайте, какой звук есть во всех словах.

Дети произносят слова отчетливо хором, выделяют общий звук.

Д. Это звук [к].

У. Откройте тетради для штриховки и выполните следующие задания.

Учитель на доске, а дети в альбоме выполняют штриховку "Рыба-окунь".

– Слово окунь произошло от слова очи, глаза. У окуня большие глаза.

V. Физкультминутка "Рыбки"

У. Сейчас мы с вами станем рыбками и немного порезвимся.

Рыбки плавают, ныряют
В теплой чистенькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.

VI. Работа над новым материалом

1. Анализ слова рак.

У. Так кто же лишний оказался?

Д. Рак.

У. Сколько шагов в слове рак?

Д. Один.

У. Из чего состоит слог?

Д. Из слияния согласного с гласным и звука [к].

У. Составьте схему этого слова.

Дети выполняют задание.

– Произнесите последний звук в слове рак.

Д. [к].

У. Дайте характеристику звуку [к].

Д. Согласный, глухой, твердый.

У. Молодцы. Поставьте слово рак во множественное число.

Д. Раки.

У. Составьте схему этого слова.

Дети выполняют задание.

Далее следует аналогичная работа по выделению звука [к’]: установление количества слогов в слове раки, составление схемы слова, выделение первого звука во втором слоге, характеристика звука.

2. Знакомство с буквой К, к.

У. Звуки [к] и [к’] обозначаются буквой к.

Учитель показывает заглавную и строчную букву.

3. Упражнение в слышании звуков [к] и [к’] в словах.

У. Я приглашаю вас шагнуть в "эту картину". Запомните, какие слова встретятся вам с нашими новыми звуками, в какой части слова.

Динамическая картина "На рыбалке". По ходу рассказа учитель прикрепляет магнитные фигурки: деревья, дети, река, ведро, рыбы.

Рассказ учителя.

Ранним утром мальчики Коля и Максим отправились на рыбалку. Они накопали червей, взяли ведро и удочки. Вот и река. Рыба хорошо клевала. Вскоре их ведро наполнилось карасями. Хорош улов!

– Кто сможет воспроизвести рассказ?

Один из учеников воспроизводит рассказ учителя с некоторыми дополнениями.

– Какие слова со звуками [к], [к’] встретились в этом рассказе? В какой части слова они стоят?

Д. В слове мальчики – в середине, в слове Коля – в начале, в слове Максим – в середине, в слове рыбалку – в середине...

4. Письмо строчной буквы к.

У. Сейчас, ребята, мы научимся писать букву к.

Показ. Письмо в воздухе. Посадка под счет. Письмо одной строки.

5. Чтение слогов (ка, ки, ку) по учебнику "Букварь", с. 31.

6. Письмо слогов, проговор до целых слов (ка...ша, ки...т, ку...ст).

VII. Закрепление

Дети читают слова по "Букварю".

кот               окуни              кто
котик          Никита           как

У. Что общего в словах кот и котик?

Д. Это слова, близкие по значению.

– У них есть общая часть

У. Как кот превратился в котика?

Д. В слове котик есть суффикс , который придает слову уменьшительно-ласкательное значение*.

У. Подберите еще близкие по значению слова.

Д. Котенок, котище, кошачий...

После того, как все слова названы, открывается запись на доске. Дети читают с доски.

На доске.

У. Составьте словосочетания со словом кот.

Учитель показывает на карточке вопросительное слово какой? по таблице П.С. Тоцкого.

Д. (орфографически). Пушистый кот, большой кот, сердитый кот, смешной кот...

У. Составьте предложение с любым словосочетанием.

Учитель использует таблицы П.С. Тоцкого. Показывает карточку со словом где?

Д. Пушистый кот греется на солнышке.

Учитель показывает карточку со словом как?

– Сердитый кот тихо крадется.

Учитель показывает карточку со словом когда?

Д. Пушистый кот Васька охотится ночью.

У. Учимся писать слово кот.

Показ соединения ко. Письмо слова кот.

VIII. Физкультминутка "Котята"

Дети потягиваются в разные стороны, руки отводят назад.

IX. Работа по карточке

У. Как звали мальчика?

Д. Никита.

У. Поработаем по таблице со словом Никита.

Учитель показывает по таблице предлоги: у, к, о, для, с.

Д. У Никиты, к Никите.

– О Никите, для Никиты.

– С Никитой.

У. Прочитайте предложение в прописи.

Д. У Никиты кот.

У. Сколько слов в предложении?

Д. Три слова.

У. О чем надо помнить во время письма?

Д. Первое слово в предложении и имя мальчика пишем с заглавной буквы.

– В конце предложения ставим точку.

Дети "фотографируют" глазами каждое слово, то есть произносят каждое слово по два раза орфографически и записывают.

X. Работа со скороговоркой

На доске.

Рыбу ловит рыболов.
Весь в реку ушел улов.

Медленное чтение хором.

У. Сколько предложений записали?

Д. Два.

У. Первое предложение читают девочки, второе – мальчики.

Дети читают в более быстром темпе.

– Найдите в первом предложении слово, которое обозначает, о ком говорится в предложении.

Д. Рыболов.

Учитель подчеркивает это слово и ставит в конце вопросительный знак. Дети читают с нужной интонацией и логическим ударением на слове рыболов. Второе предложение читают мальчики с чувством сожаления. При повторном чтении они убыстряют темп.

XI. Речевая разминка

Учитель читает слова орфографически, дети – также (в быстром темпе).

Календарь, калина, калитка, камыш, камышом, камешек, канава, капелька, карась, коловорот, котелок, костер.

У. Какие слова запомнили?

Дети проговаривают запомнившиеся слова орфографически.

XII. Отгадывание ребуса

У. Ребята, вы хорошо работали, я приготовила для вас ребус.

Д. Кот.

Учитель переворачивает картинку с изображением кита. С противоположной стороны – кот.

XIII. Итог урока

У. Давайте, дети, мы поселим нашу новую букву в "домик букв". А для этого вспомним все об этой букве, чтобы правильно дать ей "квартиру".

Д. Звуки [к], [к’] согласные, глухие, обозначаются буквой к, поэтому ставим букву к в синюю часть домика в нижний ряд.

XIV. Домашнее задание

У. Прочитайте текст из "Букваря" с. 31, составьте рассказ по картинке и озаглавьте его строками из текста.

Таисия ДМИТРОЧЕНКОВА,
школа № 1934 ЮВАО, г. Москва


* Этот материал не для всех классов.

TopList