Интеллектуальная
ярмарка
Цели. Проверить
знания детей по русскому языку, математике,
окружающему миру; выявить уровень логического и
абстрактного мышления, умение детей
ориентироваться в новой обстановке, решать
задачи на смекалку.
Станция
"Словесная"
1-й класс
1. Придумай слова к схеме б...к.
2. Найди слова в слове дудочка.
3. Найди "лишнее" слово:
лимон, яблоко, конфета,
груша, слива.
4. Составь не менее трех
слов из букв слова государство.
5. Что же это, отгадай?
Я под мышкой посижу
И что делать – укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
2-й класс
1. Найди "лишнее" слово: ножницы, дрожжи, щипцы,
башмаки.
2. Из первого слова выпишите
гласную, на которую падает ударение. Из второго
слова – третью по счету согласную. Из третьего
слова – звонкую согласную. Из четвертого –
гласную, из второго слога: ежи, берега, роса, рыбка.
3. Найди одинаковый
начальный слог: ...ранка,
...бушка, ...ран.
4. Отгадай загадку.
Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы.
5. Найдите слово в слове
гроза.
3-й класс
1. Найди "лишнее" слово:
желток, железо, желтый;
часовщик, часть, час; печурка, печать, печка;
циркуль, циркач, цирк.
2. Найди слово в слове градусник.
3. Переставь буквы. Образуй
новые слова: лучок,
сачок.
4. Отгадай загадку.
Маленький работник годы
живет,
Никогда не стоит и не спит.
5. Найди одинаковый
начальный слог: ...тина,
...та, ...тон.
Станция
"Сказочная"
1-й класс
1. Как звали сказочного
хозяина кукольного театра?
2. Что потеряла на балу
Золушка?
3. Кто говорил такие
волшебные слова: "По щучьему велению, по моему
хотению?"
4. Кто друзья Винни-Пуха?
5. Доскажи:
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки,
Оказалось это...
2-й класс
1. Имя поросенка в сказке
А.Милна "Винни-Пух и все, все, все".
2. За кого вышла замуж
Дюймовочка?
3. Из какого растения Элиза
сплела рубашки своим братьям в сказке
Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"?
4. Кто это "Мойдодыр"?
5. Эта героиня немного
болтлива, что чуть не привело к гибели героини и
ее бабушки.
3-й класс
1. Кого испугались
персонажи стихотворения:
Волки от испуга скушали друг
друга.
Бедный крокодил жабу
проглотил.
2. Назови трех русских
былинных богатырей.
3. Какое средство помогло
Карлсону избавиться от температуры?
4. В кого превращался князь
Гвидон?
5. Какое волшебное средство
ты бы попросил у девочки Жени из сказки В.
Катаева?
Станция
"Экологическая"
1-й класс
1. Какую траву узнает даже
слепой? Почему?
2. Чем питаются насекомые?
3. Какой страшный зверь
любит малину?
4. Что растет вниз
верхушкой?
5. Что делает еж зимой?
2-й класс
1. Что ест жаба зимой?
2. Под каким кустом сидит
заяц во время дождя?
3. Какая птица выводит
птенцов в лютые морозы?
4. Толстым или тощим ложится
медведь в спячку?
5. Где раньше тает снег: в
городе или в деревне?
3-й класс
1. Где сухого камня не
найдешь?
2. Как лягушки ловят
насекомых?
3. Какое растение имеет
мужское и женское имя одновременно?
4. Что общего у птиц: лебедя,
утки, гуся?
5. Где раньше тает снег: в
городе или в деревне?
Станция
"Математическая"
1-й класс
1. Назови цифры, из которых
состоит герой:
2. Сколько треугольников в
фигуре:
3. Расставь знаки между
цифрами, чтобы получился ответ, равный 2.
1...2...3...4 = 2
4. Ира задумала число. Если
от него отнять 4, то останется столько же. Какое
число задумала девочка?
5.
У пенечка 7 грибочков
И под елкой 3.
Сколько будет всех грибочков,
Ну-ка, подскажи!
2-й класс
1. Поставь правильно знаки: 32...4...6 = 30
2. Крышка имеет 4 угла. Один
отпилили. Сколько углов стало у крышки?
3. Сколько треугольников
пошло на строительство дома?
4.
Вот 7 дубков и 3 сосны.
Как зелены они, стройны!
На сколько больше здесь дубков?
Подумайте, ответ готов?!
5. Горели 4 свечи. 3 потушили.
Сколько свечей осталось на столе?
3-й класс
1. 6...4...17
= 7
2. Маленький Миша сорвал с
первой клумбы 17 цветов, а со второй – 28 и роздал
их поровну девяти друзьям. Сколько цветов у
каждого друга?
3. Летела стая гусей, а
навстречу гусак:
– Здравствуйте, 10 гусей!
– Нет, нас не 10 гусей. Если
бы ты был с нами, да еще 2 гуся, то тогда бы нас было
10. Сколько в стае гусей?
4. Сколько треугольников
пошло на строительство дома?
5. Поставь нужное число
вместо знака:
Станция
"Ребусная"
1-й класс
3. Буква потерялась,
найди ее: г...си, ...тка, гол...би.
2-й класс
3-й класс
Каждый ученик отвечал на
каждой станции на все вопросы, выполнял все
задания. Если ребенок дал правильный ответ,
выполнил полностью задание, то получал жетон.
Было предложено 5 станций, на каждой из них были
жетоны определенного цвета. К оценке ответов
необходимо привлечь шефов, то есть участвуют не
только начальные классы, но дети среднего звена.
На каждой станции три стола с
указателями для учащихся 1–3-го классов (4-го пока
нет, перешли на четырехлетнюю начальную школу
лишь 3 года назад). Так как работа идет в паре шеф
– подшефный, то учащийся может думать дольше,
отвечать в индивидуальном темпе, то есть самое
ценное в такой форме – учет индивидуальных
особенностей ребенка. Учет возрастных
особенностей осуществляется с помощью подбора
заданий.
После прохождения всех
станций жетоны сдавались своим учителям. Мы же
составляли таблицы, выявляли победителей в
индивидуальном и командном первенствах, что
немаловажно в условиях сельской школы, где нет
классов – параллелей.
Командное место определяли,
деля сумму баллов, набранных командой, на число
учащихся данного класса, то есть определяя
средний арифметический балл. В таблице хорошо
видно, по какому предмету или разделу учащиеся
справились лучше, по какому – следует усилить
работу.
Данное мероприятие можно
провести и после прохождения крупных разделов
программы для проверки усвоения, так как на
контрольной для слабоуспевающих детей большое
значение имеет фактор времени, да и
психологическое значение давления предыдущей
неудовлетворительной оценки не стоит
недооценивать.
Василя
Галлямова, Н.П. Евстафьева, С.М. Колчина,
с. Яковлево, Татарстан