Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №37/2001

Я иду на урок

Инна Пронькина

Азбука и алфавит

2-й класс (1–4)

Тема. "Азбука и алфавит"

Цели. Познакомить учащихся с алфавитом, его ролью в жизни людей, толковым словарем, объяснить правило пользования словарями; развивать умения пользоваться алфавитом; расширять словарный запас учащихся, обогащать речь, познавательные способности, мышление.

Оборудование. Учебник Рамзаевой, рисунки, замок короля Алфавита, королевы Азбуки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Чистописание

Учитель. Ребята, сегодня на минутках чистописания мы вспомним опасные места в написании слов.

На доске.

...ртист                  здра...ствуй
со...нце                  л...сица
шка...                  лес...ница
...прель

– У меня на доске записаны слова, но опасные места в них пропущены, а вы должны подумать, какие буквы пропущены, вставить их и записать в тетрадь соединение заглавной и строчной буквы.

Дети пишут в тетрадях Аа Лл Фф Аа Вв Ии Тт.

– А теперь по указке читайте строчные буквы. Какое слово получилось?

Дети. Алфавит.

У. Запишите его в тетрадь.

Дети выполняют задание: алфави'т.

– Назовите ударный гласный.

Д. Ударный гласный и.

У. Сколько в слове слогов?

Д. В слове три слога, так как три гласных.

У. Сколько букв? Произнесите слово алфавит медленно и послушайте звуки, сколько их?

Д. Звуков семь.

У. Какой можно сделать вывод?

Д. Количество букв и звуков совпадает.

У. Приведите примеры слов, где количество букв и звуков не совпадает.

Дети приводят свои примеры.

Д. Яблоко, маяк, елка, мель, мальчик...

III. Объяснение нового мате-риала

У. Мы с вами записали слово алфавит, сделали звуко-буквенный анализ, разделили на слоги. А кто мне скажет, что это слово означает и для чего нужен алфавит?

Д. Это когда буквы написаны по порядку.

– Нужен, чтобы в журнал записать всех по порядку.

– В энциклопедии или в словаре найти какой-нибудь ответ, а еще в телефонной книжке записать фамилии.

У. А давайте прочитаем, как автор учебника рассказывает нам об этом. Откройте учебник на с. 40, упр. 90.

Дети читают задание и делают вывод о том, что алфавит, или азбука, обозначает одно и то же слово.

– Прочитайте пословицу на доске. Объясните ее смысл.

На доске.

Азбука – к мудрости ступенька.

Д. Изучая азбуку, учишься читать, значит, если умеешь читать, можешь что-то новое узнать.

У. Сегодня в вашей сказке азбука и алфавит будут главными героями. Азбука – существительное женского рода (она, моя) – королева. Алфавит – существительное мужского рода (он, мой) – король.

Учитель вывешивает на доску картинки с изображением Азбуки и Алфавита.

– Жили-были король Алфавит и королева Азбука в буквенном королевстве. Однажды решили они устроить на площади праздник. Веселились, танцевали, а потом король попросил буквы встать по порядку. Каждая буква встала на свое место и получила свое название. А Алфавит и Азбука хранят этот порядок. Давайте и мы вспомним его.

Дети поют песню об алфавите из передачи "На улице Сезам". (Под эту мелодию можно организовать физкультминутку.)

– Но вдруг в королевстве подул сильный ветер и перепутал буквы и получилось слово "угьшл". Расставив буквы в алфавитном порядке, вы получите правильное слово.

Дети на магнитной азбуке расставляют буквы и читают слово – глушь.

– Запишите это слово в тетрадь, как зовут первую и предпоследнюю буквы. Расскажите о них подробно.

Д. Буквой ш обозначается звук [ш] согласный, всегда твердый, парный глухой.

– Буква г – это буква двух звуков [г], [г’], эти звуки парные по звонкости/глухости.

У. Молодцы! Вы помогли жителям города букв и они помогут вам узнать лексическое значение слова как?

Д. Возьмем словарь и найдем букву г. Это четвертая буква алфавита.

У. Найдите и прочитайте значение слова глушь.

Дети работают с толковым словарем. Учитель показывает словари ОRжегова, Даля и др.

– Составьте предложение со словом глушь.

Дети приводят примеры, комментируют их, разбирают трудные орфограммы.

Д. Я забрел в глушь леса.

– В лесной глуши заблудился щенок.

У. Давайте запишем это предложение.

Учитель пишет на доске, а дети у себя в тетрадях.

На доске.

В лесной глуши заблудился щенок.

Д. В лесной – здесь буква безударного гласного звука, пишем букву е – проверочное слово лес.

– Глуши – сочетание ши пишем с и.

– Щенок – пишем букву е.

У. В глуши в сказках живут злые герои и там творят свои грязные дела. А у нас сегодня добрые герои сказок. Сказки просят: "А сейчас вы, друзья, узнайте нас!"

Не лежал он на окошке,
Покатился по дорожке...

Д. Колобок.

У. Мышка дом себе нашла.
     Мышка добрая была:
     В доме там в конце концов
     Стало множество жильцов.

Д. Теремок.

У. Красна девица грустна:
     Ей не нравится весна,
     Ей на солнце тяжело!
     Слезы льет бедняжка!

Д. Снегурочка.

У. А дорога – далека,
     А корзина – нелегка,
     Сесть бы на пенек,
     Съесть бы пирожок.

Д. Маша и медведь.

У. Запишите названия сказок в алфавитном порядке.

Дети самостоятельно записывают названия.

IV. Итог урока

Дети отвечают на вопросы учителя.

У. Для чего нам нужен алфавит?

Д. Чтобы соблюдать порядок в записи телефонов, искать слово в словаре...

У. Где используют алфавит?

Д. В энциклопедиях, словарях...

У. Сколько букв в алфавите?

Д. 33.

У. В жизни каждого человека азбука необходима, зная ее, мы легко выберем книгу в библиотеке, найдем нужное слово в словаре и т.д. А дома я попрошу вас выучить алфавит. Урок закончен. Спасибо.

Инна ПРОНЬКИНА,
учитель школы № 1934,
г. Москва

TopList