Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №33/2001

Архив 1999-2004

Александра Олексенко

Имя существительное

Тема. "Имя существительное" (закрепление пройденного).

Цели. Закрепить умение правильно писать окончания -е, -и в существительных единственного числа; учить определять падежи существительных множественного числа; развивать память, мышление, воображение, речь; обогащать словарь учащихся; воспитывать любовь к природе и всему живому; учить слушать музыку.

Оборудование. Карточки с предложениями для разбора; перфокарты; запись музыки П.И. Чайковского "Времена года"; сигнальные блокноты.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка руки к письму

Учитель. Сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьезная, настроение должно быть хорошее. Давайте немного пошутим и поиграем.

Стоит на кухне за столом
Горшок со свежим молоком.

(Левая рука на локте, пальцы сжаты в кулак – "горшок".)

Тайком пробралась в кухню кошка,
Отведать молока немножко.

(Указательный и средний пальцы правой руки идут по столу к "кувшину".)

Наклонилась, пьет вершок,
Засунув голову в горшок.

(Указательный и средний пальцы "пьют" вершок.)

А потом: ой-ой, ой-ой,
Не вынуть голову...

(Пытаются "вынуть голову".)

Бежит кошка во двор,
Натолкнулась на забор.
(Пальчики "бегут по столу".)
Бумс, бамс,
Тук-тук-ток,
Раскололся тот горшок.

(Сжимаются и разжимаются пальцы, пальцы резко "веером".)

Побежала кошка в дом
(Пальчики "бегут".)
Опять за вкусным молоком.
Гопса, гопса, гопса-са,
Вот такие чудеса.

(Пальчики сжимаются и разжимаются.)

У. Посмотрите на доску.

На доске.

Сегодня на уроке:

1. Я все запомню.
2. Минутка чистописания.
3. Работа над предложением.
4. Окончания -е, -и у существительных:
     а) игра,
     б) работа с перфокартой.
5. Слушаем музыку.
6. Словарная работа.
7. Отдых для глаз.
8. Множественное число имен существительных:
     а) повторение с использованием сигнальных блокнотов,
     б) письмо по памяти.
9. Проверка памяти.
10. Домашнее задание.
11. Итог.

– С планом урока ознакомились?

Дети. Да.

У. Настроение прекрасное?

Д. Да.

У. Значит, можно идти в гости. К кому же мы пойдем?

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.

Д. К зиме.

У. О каком серебре говорится в загадке?

Д. О снеге.

III. Развитие памяти

У. Очень внимательно послушайте слова, которые подарила вам зима, и постарайтесь их запомнить.

Учитель произносит слова: зима, мороз, снег, птицы, кормушка, спасибо.

IV. Минутка чистописания

У. В царство зимы мы тихо входим.

Вот зимний лес...
В него заходим...
Идти вперед нам чтобы,
Преодолеем-ка сугробы.
Дети пишут букву лЛлЛл.

V. Работа над предложением

У. 

Вот и пришла к нам зима.
Синеют дальние дали.
Птицы на склоне холма
Кому-то письмо написали.

Дети составляют предложения из слов, записанных на доске.

На доске.

– Кому же птички написали это письмо?

Д. Нам, людям.

У. Зачем они его написали?

Д. Чтобы мы им помогли.

У. Как же мы можем им помочь?

Д. Кормить зимой, делать кормушки...

У. У кого уже есть кормушка на балконе? Кто еще захотел помочь птичкам? Птицам нужно помогать, но помните: черный хлеб вреден птичкам; сало нужно давать не соленое, а свежее; семечки лучше жареные. А теперь запишите это предложение с комментированием.

Слабый ребенок у доски комментирует, объясняет написание всех орфограмм, выделяет их цветным мелком, остальные дети работают в тетрадях.

Более сильные учащиеся работают самостоятельно. Им предлагаются карточки со словами, из которых они должны составить предложения.

VI. Тема урока

У. А теперь давайте поиграем.

Сильный ветер вдруг подул,
Все окончания в кучу сдул.
Вы тихонько подходите
И порядок наводите.

На доске.

На белой скатерт... снегов видны следы рыс... От елк... к елк... прыгает шустрая белка. На берез... лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжест...

Дети по очереди выходят к доске, берут карточку (на магните) с окончанием, доказывают: скатерть – сущ. 3-го скл., видны на чем? на скатерти – П.п., значит, пишу окончание -и, ставят карточки в нужное место.

– О чем вы помнили, когда дописывали окончания?

Д. В 1-м склонении,

Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется -е.
– И во 2-м склонении
В предложном падеже
Пишу я, без сомнения,
Окончанье -е.
– А в 3-м склонении,
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда пишу я
Окончанье -и.

VII. Работа по перфокартам

Задания даются дифференцированно карточка 1 для слабых детей, карточка 2 для средних, карточка 3 для сильных.

Примечания.

1. Серым цветом отмечены места, которые на перфокарте вырезаются.
2. Задание дети выполняют карандашом.

VIII. Слушаем музыку

Звучит музыка П.И. Чайковского из альбома "Времена года. Декабрь".

У. Чайковский в своем музыкальном альбоме три странички посвятил зиме. Закройте глаза. Давайте отдохнем и попытаемся представить, какие же картины зимней природы он мог видеть, когда писал эту музыку?

После прослушивания музыки, дети высказывают свое мнение.

– А теперь послушайте вот эти строки.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится.

Что вы можете сказать?

Дети говорят, что эти строки можно было читать, слушая музыку, что именно такую картину видел П.И. Чайковский, что такую картину дети представляли себе, когда слушали музыку.

IХ. Словарная работа

У. Живет зимний лес. Почему я говорю: "живет"? Докажите, что я права?

Ответы детей.

– Любуемся картинами зимней природы. Будем работать так: я читаю предложения, а вы дополняете их подходящими именами существительными с непроверяемой безударной гласной и записываете только их.

Учитель диктует.

Здесь промчался трусливый ...... (заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка хитрой ...... (лисицы). Белочка грызет приготовленные летом грибки, ....... (орехи). Стучит по стволу дерева ...... (дятел). Только лежит в своей берлоге ...... (медведь) и сосет лапу.

– Действительно ли медведь сосет лапу?

Ответы детей.

– Проверьте написанные слова, подумайте и скажите, что в них общего.

Д. Все – имена существительные.

– Это все есть в лесу.

– Все с непроверяемой безударной гласной.

У. На какие группы можно разделить эти существительные?

Д. На существительные 1-го и 2-го склонений.

– Одушевленные и неодушевленные.

– Растения и животные.

У. Какое существительное "лишнее"?

Д. Существительное орехи – множественное число.

У. О множественном числе имен существительных мы поведем дальше наш разговор. Но...

Х. Физкультминутка для глаз

У.

Вот метель гулять пустилась.
Сюда снежинка прилепилась.

(Показывает на кончик указки.)

Вот она порхает, кружится, следите за ней глазками.

ХI. Работа с сигнальными блокнотами

У. Вы любите читать стихи? Давайте читать их вместе. Я начну, а потом вы хором продолжите.

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница зима.

Дети читают с доски.

Пр...шла, рассыпалась, кл...ками
П...висла на суках дубов.
Л...гла в...лнистыми к...врами
Ср...ди п...лей, в...кру... х...лмов.

У. 

Не надо говорить на ушко,
Что здесь расставлены ловушки.
Вы блокнотики возьмите,
Букву-беглянку покажите.

Дети берут сигнальные блокноты и показывают пропущенные буквы, частично комментируют.

ХII. Письмо по памяти

У. Запишите по памяти две строчки. Назовите существительные множественного числа. Определите их падеж.

Дети выполняют задание.

ХIII. Проверка запоминания слов

У. Вспомните и запишите слова, которые подарила нам зима в начале урока.

После записи учитель открывает эти слова на доске, дети проверяют, все ли слова и дописывают недостающие.

На доске.

– Подберите к каждому из этих существительных как можно больше подходящих имен прилагательных.

Дети называют прилагательные устно.

ХIV. Домашнее задание

У. Дома вас ждет интересная творческая работа: вы напишите рассказ, используя эти имена существительные. Но в вашем рассказе должно быть как можно больше имен прилагательных. Дайте название своему рассказу.

XV. Итог урока

У. Понравился наш урок? Мне было очень хорошо с вами. Спасибо за труд и радость, которую я испытала от общения с вами.

Александра ОЛЕКСЕНКО,
учитель школы № 85,
г. Красноярск
TopList