Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №32/2001

Я иду на урок

Валентина Хованская

Повторение изученного во 2-м классе

Тема. "Повторение изученного во 2-м классе"*

Цели. На основании результатов входной тестовой работы получить общую картину качества усвоения детьми программы по русскому языку за курс 2-го класса (1–4) для организации целенаправленного повторения изученного материала; выявить исходный уровень усвоения ЗУНов учащимися для определения результативности изучения темы "Повторение изученного во 2-м классе" и эффективности выбранных форм и методов учебной работы (фронтальных и индивидуальных); продолжить отслеживание уровня сформированности у учащихся навыков самоконтроля.

Оборудование. Тестовые работы на каждого ученика, тетрадные листы, ручки, карандаши, ластики.

Ход урока

I. Вводная беседа

Учитель. Ребята! Прошли летние каникулы. За это время вы узнали что-то новое, интересное, а что-то и забыли из того, что мы изучали во 2-м классе. Поэтому, прежде чем приступать к изучению материала 3-го класса, необходимо вспомнить предыдущий. Не зря в народе говорят: "Повторение – мать учения". Сегодня мы не только вспомним пройденное, но и будем учиться учить самих себя при помощи тестовой работы. В ней много разных заданий (легких, посложнее и самых трудных). Вы можете попытаться выполнить их все или только те, которые твердо знаете. Если у вас возникнут трудности в выполнении какого-либо задания, то не расстраивайтесь и идите дальше. Потом вы можете вновь вернуться к этому заданию. Отметок за работу я ставить не буду, но чем больше правильно выполненных заданий будет у вас, тем лучше.

Рассмотрите тесты. В первой части "Знания" даны утверждения и два-три ответа к ним. Вам надо выбрать один ответ и около буквы ответа (или "а", или "б", или "в") поставить знак "+". Образец дан на первом листе теста.

Во второй и третьей частях теста вам надо выполнить предложенные задания, например, вставить буквы, подчеркнуть слова и т.п.

Я рекомендую все задания теста выполнять простым карандашом, так как тогда, в случае ошибки, вы легко можете ее исправить, стерев ластиком неправильный ответ.

А начнем нашу работу с небольшой "разминки для ума" – с маленького диктантика, который напишем на приложенных к тесту тетрадных листочках.

Дети пишут диктант.

Илья и Анна играли в саду. Вдруг набежала туча. Застучали капельки дождя. Ребята быстро спрятались в беседке.
Но вот ветер прогнал тучку. Дождь прошел. Дети вышли в сад.

По окончании диктанта листочки сдаются учителю. Отметки за работу не ставятся, а лишь фиксируются количество и тип допущенных ошибок. Объем диктанта должен быть небольшим, но включать в себя все изученные орфограммы.

II. Самостоятельное выполнение тестовой работы

И н с т р у к ц и я

1. Прочитай и выполни задание.

2. Прочитай утверждение и несколько ответов к нему. Выбери только один верный ответ (или "а", или "б", или "в") и поставь около этой буквы знак "+".

О б р а з е ц

1. В слове дом:

+ а) три буквы
   б) четыре буквы

Часть 1. Знания

1. Вставь в алфавит пропущенные буквы:

а, б, в, г, д, ..., ё, ж, з, ..., к, л, м, н, о, п,
р, ..., т, у, ..., х, ..., ч, ш, ..., ъ, ..., ь, э, ю, я.

2. Буквы, которые звуков не обозначают:

а) ъ, ь;
б) ы, й.

3. Это гласные буквы:

а) а, о, у, п, ы, и, э;
б) а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

4. Это согласные буквы:

а) а, б, в, г, д, е, ж, з ...
б) б, в, г, д, ж, з, к, л ...

5. В русском языке гласных звуков:

а) 6;
б) 10.

6. Гласные звуки бывают:

а) ударными и безударными,
б) твердыми и мягкими,
в) звонкими и глухими.

7. Требуют проверки безударные гласные:

а) э, у, ы, ю;
б) а, я, о, е, и.

8. Чтобы проверить безударную гласную, надо изменить слово так, чтобы она стала:

а) ударной,
б) безударной.

9. Это всегда мягкие согласные:

а) л, м, н;
б) ч, щ, й;
в) ж, ш, ц.

10. Это всегда твердые согласные:

а) ж, ш, ц;
б) р, с, т.

11. Эти буквы показывают мягкость предыдущего согласного:

а) э, о, ы, у, а;
б) е, ё, и, ю, я, ь.

12. Эти буквы показывают твердость предыдущего согласного:

а) э, о, ы, у, а;
б) е, ё, и, ю, я, ь.

13. Мягкий знак показывает мягкость предыдущего:

а) звука,
б) гласного звука,
в) согласного звука.

14. Разделительный мягкий знак пишется после:

а) гласного, перед буквами е, ё, и, ю, я;
б) согласного, перед буквами е, ё, и, ю, я.

15. Это парные согласные по звонкости/глухости:

а) б – в, г – д, ж – з, к – л, м – н, п – р;
б) б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с.

16. Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы:

а) перед согласным стоял гласный;
б) после согласного стоял гласный.

17. Один слог может состоять:

а) из одного звука;
б) из одного гласного звука;
в) из одного согласного звука.

18. Одну букву переносить с одной строки на другую:

а) можно;
б) нельзя.

Часть 2.1. Умения

1.1. Даны слова. Запиши первые буквы слов в алфавитном порядке:

банан,
клубника,
арбуз,
малина,
груша,
лимон.

1.2. Составь и запиши слово из четырех букв, у которого:

первая буква – это последняя буква алфавита,
вторая буква – стоит в алфавите после буквы ж,
третья буква – стоит в алфавите между буквами ъ ... ь,
четвертая буква – стоит в алфавите перед буквой л.

1.3. Запиши цифрами количество слогов, букв, звуков в словах:

клоуны
дверь

2.2. Придумай и запиши слово, в котором один слог, четыре буквы, три звука.

3.1. Выбери одну из букв и вставь ее в слове:

пуш...нка (ы, и),
стуч...т (а, я),
ёж...к (ы, и),
спряч... (у, ю),
площ...дь (а, я),
угощ... (у, ю).

3.2. Найди и исправь три ошибки:

у Алеши,
чайка,
у Сережы,
утащю,
обещяю,
чуть-чуть.

4.1. Подчеркни слова, в которых два слога:

тополя,
юла,
майка,
тополь,
соль,
муравей.

4.2. Подчеркни слова с ударением на третьем слоге:

малыши,
тюльпаны,
ландыши,
незабудки.

5.1. Черточкой раздели слова для переноса:

денек,
чайники,
осина,
мыльница,
вьюга,
суббота.

5.2. Подчеркни слова, которые нельзя перенести:

Аня,
Илюша,
Юля,
Анна,
Илья,
Юлия.

6.1. Выбери одну из букв и вставь ее в слово:

лош...дь (а, о),
ст...кло (е, и),
н...чник (а, о),
п...тно (е, и, я),
св...сток (е, и),
р...ды (е, и, я).

6.2. Даны слова с безударной гласной. Выбери и подчеркни проверочные слова к ним:

р...чной – река, реки,
м...ряк – море, морской.

7.1. Подчеркни мягкие согласные в словах: утята, пыль, ветер.

7.2. Подчеркни слово, в котором все согласные мягкие: пенал, гусь, семь.

8.1. Вставь, где надо, мягкий знак:

гор...ка,
сил...ный,
гор...кий,
солнеч...ный,
л...дина,
елоч...ка.

8.2. Измени слова так, чтобы мягкий знак был в середине слова:

пень – пень...
уголь – уголь...
зверь – зверь...

9.1. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком:

серьги,
хлопья,
платье,
кольцо.

9.2. Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов:

стул – стул...
брат – брат...
кол – кол...

10.1. Выбери одну из букв и вставь ее в слово:

стол... (б, п),
яго...ка (д, т),
шар... (в, ф),
пу...ка (ж, ш),
фла... (г, к),
ни...кий (з, с).

10.2. Даны слова с парными согласными. Выбери и подчеркни проверочные слова к ним:

голу...ь – голуби, голубка,
ло....ка – лодки, лодочка.

11.1. Вставь в слова двойные согласные лл, нн, пп, сс:

ра...каз,
утре...ний,
а...ея,
гру...а.

11.2. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос какой?:

сон – (какой?) сон...
лимон – (какой?) лимон...

12.1. Выбери и вставь подходящие предлоги о, от, к, под, в, из, у:

... березой,
... берегу,
... молока.

12.2. В одной из скобок записан предлог. Найди и подчеркни его в каждой строчке:

(по) шел (по) дороге,
(с) летал (с) ветки,
(на) дороге (на) шел.

13.1. Выдели корень в словах:

бег, бегун, беговая, побег,
звон, звонок, звонкий, позвонить.

13.2. Подчеркни "лишнее" (неродственное) слово в каждом столбике:

поле,
шофер,
полка,
водитель,
полюшко,
водит.

14.1. К каждой группе слов запиши вопрос кто? или что?:

мост,
брат,
свеча,
оса,
звезда,
кот.

14.2. Измени слова так, чтобы они обозначали предметы:

морской –
кричит –

15.1. К каждой группе слов запиши вопросы какой? какая? какое?:

новая,
нежный,
спелое,
белая,
мелкий,
тихое.

15.2. Измени слова так, чтобы они обозначали признаки предметов:

степь –
мир –

16.1. Подчеркни слова, отвечающие на вопрос что делать?:

белый,
спать,
белить,
спал,
белка,
спальня.

16.2. Измени слова так, чтобы они обозначали действия предметов:

свет –
шаг –

17.1. Вставь в слова каждой строчки подходящие буквы:

темная ...очка,
корова ...очка (Н, н)
село ...учьи,
звонкие ...учьи (Р, р)

17.2. Подбери и запиши к словам имена собственные:

ученик –
собака –
город –
деревня –

18.1. Расставь знаки препинания ? ! . (вопросительный знак, восклицательный знак, точку):

Дети идут в школу
Как тебя зовут
Как хорошо летом

18.2. Составь и запиши из слов предложения. Поставь нужный знак препинания в конце каждого предложения:

ребята, где, были
ходили, в, они, зоопарк

19.1. Подчеркни главные члены предложения (подлежащее и сказуемое):

Дикая утка повела утят к озеру.
Улыбнулись сонные березки.

19.2. Исправь ошибки. Подчеркни правильно главные члены предложения:

Белка тащит в дупло орехи.
Белка тащит в дупло орехи.

20.1. Спиши текст:

Налетел осенний ветер. Тряхнул вершины деревьев. В саду над землей взлетели и закружились сухие листья.

20.2. Раздели текст на предложения. Обозначь начало каждого предложения большой буквой. Поставь точки.

Муравей нашел зерно оно было тяжёлое муравей позвал товарищей дружно тащат муравьи зерно домой.

Запиши число: Здесь ... предложения.

Часть 2.2. Словарь

Инструкция: вставь пропущенные буквы:

1. Быстр... , вдру... , вес...л... , здра...ствуй, скор... , сп...сиб... , х...р...ш... .
2. Дев...чка, д...журный, к...р...ндаш, кла...... , п...нал, т...традь, уч...ник, учит...ль.
3. В...р...бей, в...рона, с...рока, за...ц, к...рова, л...сица, м...дведь, с...бака.
4. Гор...д, з...вод, м...шина, р...бота, д...ревня, л...пата, б...реза, к...пуста, ур...жай, яг...да.
5. Вет...р, м...роз, к...ньки, м...л...ко, п...суда, ...дежда, п...льто, пл...ток.
6. М...сква, н...род, Род...на, ру... ...кий, ...зык, су... ...ота, т...варищ, ф...мил...я.

Часть 3. "Навыки"

1. Вставь пропущенные буквы:

Х...рош...й ур...жай созрел в л...су. На опу...ке в тр...ве поспела з...мляника. Много в л...сной глуш... яго... и гр...бов. Вот под сухими лист...ями спрятался гри... на дли......ой но...ке. Он вес...л... гл...дит на св...их мален...ких брат...ев.

2. Найди и исправь пять ошибок:

На пеньке сидел красивый рыжый зверек. У звирька был пушистый хвост. Это белочька. Она грызла зубами сасновую шишку. Вдруг белка испугалас и убежала.

3. Диктант.

Методические рекомендации учителю

1. Выполнение работы не ограни-чено строгими временными рамками.
Необходимо дать возможность каждому ребенку попытаться выполнить все предложенные задания. Учитель лишь фиксирует затраченное время (40 мин., 1 ч и т.п.).
2. Во время самостоятельной работы учитель не дает никаких объяснений по заданиям. Он может дать только общие рекомендации по оформлению работы или прочитать нечетко напечатанное слово. Если ребенок не знает, как выполнить задание, следует его подбодрить и предложить перейти к выполнению следующего задания.
3. При проверке текста рекомендуется использовать следующие условные обозначения:
"+" – задание выполнено верно (без ошибок и недочетов);
"v" – задание выполнено с недочетами или с одной-двумя ошибками;
"–" – задание выполнено неверно (с большим количеством ошибок и недочетов) или к его выполнению ребенок не приступал.
В зачет идут только задания со знаком "+", остальные задания считаются проблемными и требуют коррекционных мероприятий.

4. Часть 1 теста "Знания".
Материал 18 заданий соответствует программным требованиям, предъявляемым к усвоению учащимися теоретических знаний за курс русского языка во 2-м классе (1–4).

Результаты выполнения этой части текста можно оформить в виде таблицы, графика или диаграммы (по выбору учителя).

5. Часть 2 теста "Умения".

Материал 20 заданий соответствует программным требованиям, предъявляемым к овладению учащимися практическими умениями по русскому языку за курс 2-го класса (1–4).
Все задания даны в двух уровнях сложности:
первый – базовый (например, 1.1., 2.1., 3.1., ... , 20.1),
второй – повышенной сложности (например, 1.2., 2.2., 3.2., ... , 20.2).
Детям об этом не сообщается.
Результаты оцениваются отдельно по каждому уровню, что позволяет отслеживать динамику развития каждого ребенка в сравнении с самим собой.

Результаты выполнения этой части теста можно оформить в виде таблицы, графика или диаграммы (по выбору учителя).

6. Часть 2 теста "Словарь".

Материал шести заданий соответствует программным требованиям, предъявляемым к усвоению учащимися слов с непроверяемыми написаниями.
Все 49 словарных слов разделены на шесть условных групп, объединенных тематически (по 7–8 или по 10 слов в группе).
Это позволяет не только снять напряжение от монотонности выполнения данного задания, но и впоследствии индивидуализировать процесс восстановления умения безошибочно писать словарные слова.
Результаты этой части теста не оцениваются (так как любое оценивание будет противоречить нормативному количеству проверяемых слов и требованиям к оцениванию).
Здесь фиксируются лишь слова, в которых дети допустили ошибки. Данные слова включаются в работу по устранению пробелов в знаниях.

7. Часть 3 теста "Навыки".

Материал заданий позволяет проверить не только уровень осознанного усвоения учебной программы, но и уровень развития рефлексии.
Результаты выполнения этой части теста не оцениваются (по причинам, указанным в п. 6).
Здесь фиксируются орфограммы, в написании которых дети допустили ошибки. Данные орфограммы включаются в работу по устранению пробелов в знаниях.

Допущены ошибки:

В зависимости от уровня усвоения орфограмм можно спланировать материал для повторения (фронтально и индивидуально).

8. Классная и домашняя работы.

В зависимости от результатов выполнения входной тестовой работы можно индивидуализировать обучение учащихся в период прохождения темы "Повторение изученного во 2-м классе".
Например, для учащихся с очень высоким и высоким уровнями развития можно предложить самостоятельное изучение новой темы.
Для учащихся со средним уровнем – работу по карточкам по проблемным вопросам курса 2-го класса.
С остальными детьми проводится тщательная отработка ЗУНов по материалу учебника.

9. По окончании темы "Повторение изученного во 2-м классе" детям со средним, низким и очень низким уровнями выполнения теста повторно предлагается аналогичная работа, результаты которой сравниваются с исходной (входной).
На последнем уроке темы все дети пишут контрольный диктант, который оценивается цифровой отметкой.
Результаты диктанта сравниваются с результатами итогового в мае предыдущего учебного года.

Отметки Конец 2-го класса Начало 3-го класса

Валентина ХОВАНСКАЯ,
г. Лермонтов, Ставропольский край


* Учебное занятие проводится на самом первом рабочем уроке русского языка в 3-м классе (1–4).

TopList