Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №31/2001

Мастерские

Нина Евтеева

Поэтические минутки

В достижении единой для всего обучения цели – оптимального общего развития каждого школьника – особое место занимает курс изучения родного (русского) языка. Родной язык для нас – это та среда, в которой живет каждый человек, это средство повседневного и научного общения, а также общения в области культуры и искусства, а детские сочинения – это путь от маленького писателя к большому читателю, средство развития его мышления, воображения и речи.

Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. И тем радостней учителю, когда в сочинениях его питомцев наряду с образными выражениями появляются стихи собственного сочинения.

Удивительная береза

Однажды я увидела, как сверкала разноцветными огнями радуги береза. Свои тоненькие молоденькие веточки она держала вверх кончиками, поближе к солнцу. И я придумала небольшое стихотворение.

Ветви вверх, ветви вверх –
К солнцу будет ближе.
Солнца нет – ветви я
Опускаю ниже.

А через несколько минут я догадалась, что это были капельки росы, в которых отражались лучи солнца. Я впервые увидела такую впечатляющую картину прикосновения луча солнца и капельки воды.

(Камынина Лена, 4-й кл.)

Береза в алмазах

За окном ярко светило солнце, и на ветвях березы сверкали яркими переливистыми огнями капельки росы. Казалось, что дерево было усыпано драгоценными алмазами. Так и хотелось до них дотронуться, так и просился на бумагу стих.

Стоит береза вся в алмазах,
Но это лишь мираж.
Создали красоту пейзажа,
Простая капелька воды
И солнца луч, упавший с высоты.

(Богачева Ирина, 4-й кл.)

В период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особого в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо прежде всего разговорить детей.

Данной цели служит организация учителем общения детей в процессе поиска решения проблемы на разных учебных предметах, а также при непосредственном ознакомлении их с окружающим миром во время прогулок, экскурсий, посещения музеев и театров в обществе сверстников и родителей. Задача учителя состоит в следующем.

1. Помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, движением.
2. Научить детей видеть своими глазами мир, открывая в нем то, что не видят другие, то, что до этого не замечалось, и выражать свои мысли словами.

Используя возможности базисного плана, я веду факультативный курс по развитию речи "Час поэзии", а лучше сказать – "Поэтические минутки" или "Поэтические искорки" и "Веселый этикет", цель которых, во-первых, помощь каждому ребенку в приобретении и накоплении речевого опыта; во-вторых, обучить речевому общению через стихотворную форму в различных жизненных ситуациях; в-третьих, развить творческие способности детей.

Сначала я познакомилась с возможностями детей: предложила почитать стихи наизусть. Дети читали стихи, которые знали наизусть до школы без особого восторга и интереса, но комментировать их выступления не стала, а просто задумалась.

На второе занятие пригласила своих бывших учеников. Они выразительно читали стихи своих любимых поэтов и те, которые сочинили сами.

Появился огонек в глазах первоклассников. Удивление. Сами? Предложила им тоже попробовать свои силы.

К следующему уроку пришли невеселые – ничего не получилось. Но вижу – жела-ние есть. Стала ежедневно вводить на уроках рифмующиеся строчки, загадки с коллективным ответом, физкультминутки на рифмующиеся слова и ритм. Дети оживились, начали сами подбирать рифмы.

На одной из страниц Букваря (автор Н.В. Нечаева) помещена картинка "Сом", а рядом схема из трех клеточек и задание озвучить ее. Ваничкин Коля вдруг радостно заявил: "Сом – дом! Стих получился". Посоветовала подобрать еще слова в рифму. Выслушивались удачные и неудачные варианты. Далее началась коллективная работа всего класса по вопросам, по схеме "учитель – дети".

Учитель. Кто перед нами?
Дети. Перед нами рыба сом.
Учитель. А что вот это? (Показывает рисунок.)
Дети. А вот это его дом.
Учитель. Что делает сом хвостом?
Дети. Он бьет хвостом.
Учитель. По чему? (Показывает на воду.)
Дети. По воде он бьет хвостом.
Учитель. И что делает?
Дети. Плывет.
Учитель. Куда заплывает он?
Дети. Заплывает он в свой дом.

Ответы детей записывались на доске, редактировались, читались несколько раз вслух и хором. Полученный стишок выучили наизусть, с удовольствием повторили несколько раз, рисовали картинки.

Задала вопрос: "Как вы думаете, кого сом ждет в своем доме?" Общими силами получилась строка: Ждет своих детишек в доме, а потом: Ждет своих детишек в нем. Радость открытия, успех!

Предложила шуточное предложение:

Его мелкие (кто?) сомятки
Очень славные (кто?) ребятки.
Папу трогают (как?) за пятки,
С ним на дне играют в прятки.

Получилось смешно и наивно, но детям понравилось.

Задание на дом: вместе с родителями придумайте продолжение.

К моему удивлению и радости, на следующий урок дети принесли несколько стихотворений, причем начинались все, как в классе, а продолжение самое разное.

* * *

Перед нами рыба сом.
У него красивый дом.
Охраняет сом свой дом.
Он и с рыбками знаком.

(Ваничкин Коля и его мама)

* * *

Перед нами рыба сом,
А вот это его дом.
По воде сом бьет хвостом.
Ждет детишек сомик в нем.

А детишки-шалунишки
Слушать маму не хотят.
По три дырки на штанишках
Каждый вечер провертят.

Мама жалуется папе:
"Это что за шалуны?
Я устала каждый вечер
Им заштопывать штаны!"

Мама села на кровать.
Папа стал с ними играть.
А сомята-нахалята
С ним желают пошутить,
И поэтому ребяток папе не угомонить.

(Маскатиньева Настя и мама)

* * *

Перед нами рыба сом
И его отличный дом.
По воде сом бьет хвостом,
Сторожит красивый дом.

В доме том живут сомята,
Шаловливые ребята.
По воде сом бьет хвостом,
За порядком следит он.

Возле дома сом гуляет
И детишек поджидает.
Если стукнет сом хвостом,
Всем сомятам пора в дом.

Их рыбешкой угощает,
На ночь сказку им читает,
Сладких снов им всем желает,
И в кроватку отправляет.

Дверь закроет на крючок,
Сам он ляжет на бочок.
Даже маленький сверчок –
Прыг на печку – и молчок.

До утра здесь тишина.
Только плещется вода.
С неба светит им луна.
Жаль, что в доме нет окна.

(Голева Настя и мама)

Решили на родительском собрании выступить со своими семейными сочинениями. Дети с радостью читали стихи, родители с гордостью смотрели на них. Успех был огромный. Все работы решили оформлять в "Поэтическую тетрадь" с иллюстрациями.

В коллективной работе все дети равны. В индивидуальной – развиваются способности каждого: одни придумали стих, выучили и выразительно рассказали, другие – только выучили и рассказали, а возможно, нарисовали иллюстрацию; некоторые только послушали, а потом по аналогии придумали свое четверостишие. В такие минуты царят доброжелательность, заинтересованность всех в процессе познавания, как взрослых, так и детей.

Приведу еще один пример Букварь А., с. 9.

З а д а н и е

Соедини рисунки парами.

Дети выполняют задание. После этого учитель вывешивает картинку.

Предлагаю составить ряд рифмующихся слов, стараюсь выслушать каждого. Далее с опорой на иллюстрацию и с помощью вопросов получилось четверостишие:

Прискакала к нам лягушка,
Пучеглазая квакушка.
"Ква, ква, ква!" – кричит нам в ушко.
Пролетала мимо мушка...
А что дальше?

Начинаем эту работу в классе, продолжаем дома с родителями. В результате рождаются разнообразные стихи, в которых прослеживается отношение друг к другу, к окружающей среде, наблюдательность и т.д.

Вот несколько примеров семейного творчества.

А я кушать так хочу,
Даже стала бледною.
Я подружку подожду,
Может, пообедаю.

(Буфетов Сережа)

Чувствуется доброе отношение к происходящему, вежливый тон, надежда на лучшее.

Тут лягушка замолчала,
Ловить мушку она стала.
Накормить чтоб лягушат,
Тех, что в озере сидят.
Лягушата маму ждут,
Звонко песенки поют.
Скоро мама к ним придет
И гостинцы принесет.

Здесь наблюдается динамика движения, продуманность поступков, забота о детях, теплые взаимоотношения в семье.

А вот стихотворение Трудовой Лены и ее папы совсем другого плана: семья живет в сельской местности, отличается трудолюбием и доброжелательностью, заботой и пониманием окружающей нас природы.

Мне повстречалась лягушка в саду.
Я потихонечку ей говорю:
"Здравствуй, лягушка,
Мне надо пройти.
Ты на дорожке моей не сиди!"
Мне отвечает лягушка:
"Ква, ква! Ну, извини,
Коль дорожка твоя".

Такая работа детям и родителям очень нравится. Выступление детей перед аудиторией слушателей, включение детской работы в общую "Поэтическую тетрадь" – это и есть оценка их творческого труда, обращение к их уму, воле и чувствам.

Нина ЕВТЕЕВА,
учитель Епифанской средней школы,
Тульская область
Рисунки Н.Трениной