|
Нина ЕвтееваПоэтические минуткиВ достижении единой для всего обучения цели – оптимального общего развития каждого школьника – особое место занимает курс изучения родного (русского) языка. Родной язык для нас – это та среда, в которой живет каждый человек, это средство повседневного и научного общения, а также общения в области культуры и искусства, а детские сочинения – это путь от маленького писателя к большому читателю, средство развития его мышления, воображения и речи. Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. И тем радостней учителю, когда в сочинениях его питомцев наряду с образными выражениями появляются стихи собственного сочинения. Удивительная береза Однажды я увидела, как сверкала разноцветными огнями радуги береза. Свои тоненькие молоденькие веточки она держала вверх кончиками, поближе к солнцу. И я придумала небольшое стихотворение.
А через несколько минут я догадалась, что это были капельки росы, в которых отражались лучи солнца. Я впервые увидела такую впечатляющую картину прикосновения луча солнца и капельки воды. (Камынина Лена, 4-й кл.) Береза в алмазах За окном ярко светило солнце, и на ветвях березы сверкали яркими переливистыми огнями капельки росы. Казалось, что дерево было усыпано драгоценными алмазами. Так и хотелось до них дотронуться, так и просился на бумагу стих.
(Богачева Ирина, 4-й кл.) В период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особого в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо прежде всего разговорить детей. Данной цели служит организация учителем общения детей в процессе поиска решения проблемы на разных учебных предметах, а также при непосредственном ознакомлении их с окружающим миром во время прогулок, экскурсий, посещения музеев и театров в обществе сверстников и родителей. Задача учителя состоит в следующем.
Используя возможности базисного плана, я веду факультативный курс по развитию речи "Час поэзии", а лучше сказать – "Поэтические минутки" или "Поэтические искорки" и "Веселый этикет", цель которых, во-первых, помощь каждому ребенку в приобретении и накоплении речевого опыта; во-вторых, обучить речевому общению через стихотворную форму в различных жизненных ситуациях; в-третьих, развить творческие способности детей. Сначала я познакомилась с возможностями детей: предложила почитать стихи наизусть. Дети читали стихи, которые знали наизусть до школы без особого восторга и интереса, но комментировать их выступления не стала, а просто задумалась. На второе занятие пригласила своих бывших учеников. Они выразительно читали стихи своих любимых поэтов и те, которые сочинили сами. Появился огонек в глазах первоклассников. Удивление. Сами? Предложила им тоже попробовать свои силы. К следующему уроку пришли невеселые – ничего не получилось. Но вижу – жела-ние есть. Стала ежедневно вводить на уроках рифмующиеся строчки, загадки с коллективным ответом, физкультминутки на рифмующиеся слова и ритм. Дети оживились, начали сами подбирать рифмы. На одной из страниц Букваря (автор Н.В. Нечаева) помещена картинка "Сом", а рядом схема из трех клеточек и задание озвучить ее. Ваничкин Коля вдруг радостно заявил: "Сом – дом! Стих получился". Посоветовала подобрать еще слова в рифму. Выслушивались удачные и неудачные варианты. Далее началась коллективная работа всего класса по вопросам, по схеме "учитель – дети". Учитель. Кто перед нами? Ответы детей записывались на доске, редактировались, читались несколько раз вслух и хором. Полученный стишок выучили наизусть, с удовольствием повторили несколько раз, рисовали картинки. Задала вопрос: "Как вы думаете, кого сом ждет в своем доме?" Общими силами получилась строка: Ждет своих детишек в доме, а потом: Ждет своих детишек в нем. Радость открытия, успех! Предложила шуточное предложение:
Получилось смешно и наивно, но детям понравилось. Задание на дом: вместе с родителями придумайте продолжение. К моему удивлению и радости, на следующий урок дети принесли несколько стихотворений, причем начинались все, как в классе, а продолжение самое разное.
Решили на родительском собрании выступить со своими семейными сочинениями. Дети с радостью читали стихи, родители с гордостью смотрели на них. Успех был огромный. Все работы решили оформлять в "Поэтическую тетрадь" с иллюстрациями. В коллективной работе все дети равны. В индивидуальной – развиваются способности каждого: одни придумали стих, выучили и выразительно рассказали, другие – только выучили и рассказали, а возможно, нарисовали иллюстрацию; некоторые только послушали, а потом по аналогии придумали свое четверостишие. В такие минуты царят доброжелательность, заинтересованность всех в процессе познавания, как взрослых, так и детей. Приведу еще один пример Букварь А., с. 9. З а д а н и е Соедини рисунки парами. Дети выполняют задание. После этого учитель вывешивает картинку. Предлагаю составить ряд рифмующихся слов, стараюсь выслушать каждого. Далее с опорой на иллюстрацию и с помощью вопросов получилось четверостишие:
Начинаем эту работу в классе, продолжаем дома с родителями. В результате рождаются разнообразные стихи, в которых прослеживается отношение друг к другу, к окружающей среде, наблюдательность и т.д. Вот несколько примеров семейного творчества.
Чувствуется доброе отношение к происходящему, вежливый тон, надежда на лучшее.
Здесь наблюдается динамика движения, продуманность поступков, забота о детях, теплые взаимоотношения в семье. А вот стихотворение Трудовой Лены и ее папы совсем другого плана: семья живет в сельской местности, отличается трудолюбием и доброжелательностью, заботой и пониманием окружающей нас природы.
Такая работа детям и родителям очень нравится. Выступление детей перед аудиторией слушателей, включение детской работы в общую "Поэтическую тетрадь" – это и есть оценка их творческого труда, обращение к их уму, воле и чувствам.
Нина ЕВТЕЕВА, учитель Епифанской средней школы, Тульская область Рисунки Н.Трениной |