|
Г. АлиевУчимся рассуждатьШкольное сочинение и проблемы его написания
Как показывает практика, одним из наиболее эффективных средств развития навыков самостоятельного мышления является обучение сочинениям-рассуждениям. В методической литературе сегодня не встречаются полноценные практические разработки, написанные для учащихся начальных классов. Этот тип сочинений неоправданно отодвинут в школьной практике. Педагоги охотнее прибегают к таким творческим работам, как описание, наблюдение, зарисовки, не учитывая то существенное обстоятельство, что сочинения образного типа страдают отсутствием четко выраженной композиционно-логической стройности. Проблемы в этих сочинениях раскрываются в образах, картинах, действует принцип не рассказа, а показа, что не всем учащимся удается. Отсутствие прямого ответа на тему толкает детей писать обо всем, что лучше запомнили, иногда дети "тонут" в необязательном для данной темы материале, не умея отбирать нужное, порой сбиваются на пересказ чужих произведений. В результате из-за отсутствия продуманности в подаче материала, письменные работы детей страдают дисгармонией частей: растянутостью начала, скомканностью и схематичностью середины и обор-ванным концом. Напротив, сочинения-рассуждения учат соблюдать гармонию, уделять соразмерное внимание вступлению, основной части, заключению. А вот обязательно ли наличие каждой из них, каково соотношение между ними, как развивается мысль в каждой из этих частей? Эти вопросы мы попытаемся рассмотреть в процессе анализа составных частей рассуждения. Приведем еще один довод в пользу сочинений-рассуждений. Чем раньше мы начнем обучение школьников элементам дедуктивного и индуктивного рассуждений, архитектонике построения как устных ответов, так и письменных работ, тем прочнее заложим основы определенного процесса приобретения школьниками культуры научного труда, прививая навыки написания в старших классах рефератов, докладов, отзывов, критических заметок, конспектирования научной литературы, что в дальнейшем облегчит абитуриентам поступление и обучение в высших учебных заведениях. В настоящей работе я поделюсь опытом постановки таких письменных работ. Не претендуя на совершенство своего методического подхода, хотелось бы начать разговор с весьма важных теоретических вопросов, которые имеют и практическую направленность: "Как формулируются темы сочинений-рассуждений?", "Всякая ли тема может быть использована для рассуждения?", "Какова связь идеи, тезиса рассуждения?", "Каковы элементы главной части?", "Какова функция вступления и заключения?" На первом этапе остановимся на поставленных вопросах, попутно разъясняя методические особенности, приоритетность, последовательность выбора тем для обучения и практических занятий. Начнем с подбора и формулировок тем. Выбор тем для сочинений практически не ограничен. Основные критерии –оригинальность, свежесть идеи, привлекательность для пишущего. Далее мы убедимся в этом. Все темы сочинений сводятся к трем большим блокам: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение. Тема-понятие. Здесь пишущий наиболее самостоятелен. Он сам выводит проблему из темы, формулируя для рассуждения основную идею сочинения. Например, "Человек интересной судьбы", "Добрые руки матери", "Герой моего времени", "Улица моего детства", "Он из легенды", "Моя первая победа", "Этот замечательный человек", "Вечно живые", "Настоящий друг", "Друзья природы", "Нужная профессия", "Смелые люди" и т. д. Тема-суждение. В ней уже выражена готовая идея рассуждения, пишущему остается только подбирать аргументы и умело их располагать. Например, "Труд – источник изобилия и счастья", "Дружба – великая сила", "Чтение – вот лучшее учение", "Такие люди – гордость народа", "Книга – учебник жизни", "Кто служит Родине, тот остается в памяти народа", "Любимый труд – это радость", "Рабочий – какое прекрасное звание", "Москва – сердце Родины", "Человек – заботливый хозяин природы", "Животные –помощники человека", "Лес – богатство народа" и т. д. Тема-вопрос. В этих сочинениях большая степень самостоятельности для определения идей рассуждения. У каждого, как говорится, своя "правда". Например, "Каков твой взгляд на современника?", "Каким тебе представляется будущее?", "Чем ты гордишься в жизни?", "Кто твой кумир?", "С чего начинается Родина?", "Какая профессия нужнее всех?" и т. д. Формулируя темы в младших классах, нужно максимально учитывать воспитательное воздействие, возраст и склонности учащихся. Наиболее легкими для младших школьников на первом этапе представляются темы-суждения, темы-вопросы, где легче всего производить логический анализ. Таким образом, мы смогли убедиться, что для сочинений-рассуждений подходят самые разнообразные, дискуссионные темы. Теперь рассмотрим, какова связь темы, идеи и тезиса рассуждения? Тема рассуждения – это проблема, которую нужно разрешить. Разрешение проблемы есть идея рассуждения. Основную идею сочинения нужно сформулировать в виде тезиса. А тезис рассуждения – прямой ответ на вопрос темы. Например, в теме-понятии "Книга в моей жизни" содержание темы не выявлено. Здесь ничего не утверждается и не отрицается. Следовательно, посредством ряда суждений надо выявить содержание понятия. Определив вопрос, заключенный в теме-понятии, отвечаем на него в виде следующего тезиса: "Что значит книга в моей жизни?" – "Книга – учебник жизни" или "Книга – мой добрый советчик и друг". Последняя формулировка – эта готовая идея рассуждения. А можно ли обойтись без плана рассуждения? Нет, ибо отсутствие плана ведет к смещению акцентов, наиболее важные моменты в сочинении вытесняются второстепенными, а главная мысль растворяется в многословии, план сочинений-рассуждений состоит из трех частей (вступления, основной части и заключения), которые подчинены единой цели: глубоко и аргументированно раскрыть главную мысль (тезис), намеченную в формулировке темы сочинения. Если мы довольно точно и удачно вычленим из темы тезис, то умело подобранные к нему аргументы с выводом и составят план рассуждения. Чем больше аргументов, тем полнее будет составлен план. План рассуждения – это раскрытая тема. Он может быть письменным и устным. Каковы элементы главной части? Автор сочинения-рассуждения не открывает ничего нового. Он должен доказать выдвинутый тезис. Следовательно доказательство – это стержень рассуждения. Доказательство состоит из трех частей: тезиса, аргументов, формы доказывания. Тезис – это такое суждение, истинность которого надо доказать. Аргументы – это такие истинные суждения, с помощью которых доказывается тезис. Форма доказывания – это цепь умозаключений, из которых складывается ход доказательства. Умозаключения бывают индуктивными и дедуктивными. Индуктивный метод (автор идет от освещения частных, конкретных фактов к общему заключению), дедуктивный (путь от общего положения, умозаключения к анализу частных фактов.) Иногда сочинения можно строить и как рассуждения-утверждения (доказывается истинность выдвинутого положения), и как рассуждения-опровержения (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, а иногда и доказательства от противного. Ученики опираются на личный опыт, на примеры из жизни, газетные и журнальные материалы, фильмы и т. д. Для того чтобы сочинение получилось убедительным, необходимо, чтобы основной тезис, выдвигаемый для обсуждения, соответствовал теме сочинения, а отобранные доказательства были убедительными, чтобы все части сочинения были тесно связанными между собой, выводы – четко сформулированными. Разберем примеры. В теме-понятии "Леса России" формулируем основной тезис – "Лес играет важнейшую роль в жизни людей". Подбираем доказательства. Функции леса:
Биологическая продукция леса:
Вывод: лес необходимо охранять и экономно, по-хозяйски использовать. Если доказательства изложить подробно, привести примеры, получится развернутый ответ о роли леса в жизни людей. Тема-понятие "Озеро Байкал – жемчужина Сибири." 1. Тезис: Байкал – это уникальное озеро на нашей планете. 2. Доказательства:
Вывод: Байкал – край неповторимой красоты, достояние России, природу которой нужно охранять и беречь для последующих поколений. Какова функция вступления и заключения? Вступление должно вызвать интерес у читателя к предмету рассуждения. При этом содержательная и композиционная роль состоят в том, чтобы сформулировать главную мысль, поставить задачу, решаемую всей работой, дать сочинению зачин, четкое и логическое начало. Завершает работу заключение. Автор подводит итог всему сказанному в главной части, в выводе может содержаться и какая-то новая мысль о предмете рассуждения. Вместе с тем, заключение может выйти за узкие рамки предложенной темы и вобрать в себя оценку главной мысли с моральной, нравственной, общественной позиции пишущего. Далее вашему вниманию предлагаю некоторые методические приемы, правила, методы, факты и соображения, способствующие оптимальному обучению младших школьников технике работы над сочинением. Разумеется, авторская подготовка школьника – дело сложное, требующее от учителя большого труда и личного мастерства. Сочинение – сугубо индивидуальная, творческая работа. Готовых стандартных рецептов написания хороших сочинений нет. Но существуют твердые, проверенные каждым индивидуально способы действия. И если ребенок овладеет способом действия, то он освоит суть теории. Знания и практические навыки в этом случае составят желаемое единство. Уже в 1-м классе надо сформировать у учащихся понятие о построении текста, логической последовательности его содержания. Для этого желательно подбирать тексты, разделенные на абзацы, где без особого труда можно выделить введение, основную часть, заключение. В качестве образца более всего подходят тексты из сборников диктантов и изложений, учебников для чтения. Формированию умения строить связное высказывание помогает усвоение учениками таких понятий, как текст, содержание текста, построение текста. А следом, основываясь на приобретенных навыках и знаниях, мы даем ученикам в доступной форме теоретические определения тезиса, аргументов (доказательств) и вывода. Первоклассники усваивают, что в любом тексте первое предложение называет основное событие, а остальные предложения его доказывают. Или первое предложение выражает главную мысль, а остальные предложения ее доказывают. Конечное предложение подводит итог всему сказанному. При этом обязательно обращаем внимание детей на такую закономерность: в основной части высказывание может делиться на части (на красные строки, абзацы) в связи со сменой одного события другим, продолжением разговора о новом предмете в тексте. Чтобы это надолго "отпечаталось" в памяти учеников, прибегаем при работе с разными текстами к составлению логико-структурных схем. Приведем пример. Собака-спасатель Собаки часто спасают жизнь человеку. В горах бывают снежные обвалы. Они засыпают человека. Но собака чует человека под снегом. Собака по кличке Бари спасла более сорока человек. Они уже замерзали. (По Н.Коростелеву) После беседы по содержанию предлагаем задание. Прочитайте предложение о Бари. Почему оно написано с красной строки? (В нем говорится уже не вообще о собаках-спасателях, а о собаке Бари.) На доске составляется схема текста. Теперь приведем пример деления текста на части на основе смены событий во времени. Можно и на смену пространства. Гроза В воскресенье утром мы отправились в лес за грибами. День был чудесный. Вечером началась сильная гроза. Было тревожно и страшно. После дождя буря утихла. Мы отправились домой. Детям можно дать задание: построить другой текст по аналогии (с использованием структурных схем и опорных слов). Например, Поэтапно усложняем тексты, задания и вводим теоретические определения: тема, тезис, аргументы, вывод. Зимой в деревне Зимой в деревне немало дел. Доярки спешат на ферму. Замычали коровы. Сейчас доярки будут их чистить, кормить так, чтобы они и сыты были, и молока больше давали. И в мастерских стучат молотки. Слесари, трактористы, комбайнеры ремонтируют машины, готовят их к весне. Немало дел в овощехранилищах и в зернохранилищах. Надо вовремя проверить, чтобы зерно не отсырело и овощи не испортились. Дружно работают зимой в деревне. Будет хороший урожай. (По Г.Скребицкому) Затем учитель организует работу над каждым элементом композиционной структуры текста-рассуждения и над средствами их связи, доступно разъясняя при затруднениях теоретические определения. 1. Какова тема статьи? Что
такое тема? Во 2–3-м классах работа производится без опор на схемы, ключевые слова, с использованием текста. Например, дается текст, который предлагается проанализировать и самостоятельно ответить на вопросы. Дерево Дерево – прекрасное и полезное создание природы. Чего только не дает оно нам, людям. Деревья дают нам бревна и доски для постройки домов, дрова для отопления домов. Столы, скамейки, парты – все это из дерева. Из дерева делают бумагу, на которой печатают книги, журналы, газеты. А какие прекрасные плоды дают нам деревья! Вспомним о яблоках, грушах, сливах, вишнях, об орехах. Каждый из ребят, кто посадил и вырастил хоть одно деревцо, сделал важное, хорошее дело. Анализ текста проводится в форме беседы по плану.
Теперь, когда дети самостоятельно способны разбираться в структуре, содержании текста, знают правила построения рассуждений, все больше даем им задания по составлению текстов на заданную тему, по oпopным словам, с использованием схем или же просим к определенному тезису подобрать достаточные аргументы и сделать вывод. К примеру, предлагаем задание: составить текст на тему "Школьники пoмoгли" с использованием схемы и опорных слов. Тема: "Впереди много дел" Тезис: Наш народ строит новую жизнь. Аргументы:
Вывод: Впереди у нашего народа много хороших, интересных дел. Стараясь подобрать аргументы к готовому тезису, ребята учатся выделять главное, основное. Это развивает аналитические способности. Сочинение как бы сворачивается в четкий план-схему рассуждения. Такие задания дают простор для творчества, они универсальны, могут быть использованы в работе с любой группой учащихся, обладающих различными способностями и возможностями. В 3–4-м классах можно давать и задания такого вида. 1. Выдели в тексте тезис,
основную часть, вывод. (Текст печатается без
красных строк.) Интересными представляются и такие задания. З а д а н и е 1 Перед вами высказывания великих людей, известных деятелей культуры. Определите тему, объединяющую высказывания: 1. "3нания нужны в жизни,
как винтовка в бою". (Н.К. Крупская) З а д а н и е 2 Напишите сочинение о пользе знаний. Используйте в нем в качестве тезиса одно из высказываний, помещенных в предыдущем задании. Подберите аргументы, примеры, цитаты, подтверждающие истинность выбранного вами суждения. Тему сочинения сформулируйте сами. На уроке можно создать поисковую, дискуссионную ситуацию следующими работами. Haпример, один ученик предлагает вступление; другой тезисно формулирует "разворот" темы и основывает один из тезисов; третий предлагает свои доводы к одному из тезисов, приводит цитаты, ссылки на тот или иной эпизод из жизни и т. д. Могут возникнуть споры, и это хорошо. Роль учителя здесь очень важна: он умело направляет дискуссию в нужное русло и подводит итог в конце урока. Подобные уроки способствуют формированию умения вести аргументированный спор, развитию речи и помогают учить писать сочинение. В школьной практике часто работа по развитию связной речи идет параллельно на уроках русского языка и литературы. Хороший эффект дает метод обучения навыкам рассуждения на основе комментированного доказательства орфограмм на уроках русского языка. Когда, допустим, ученик объясняет слитное и раздельное написание частиц не и ни со словами, он, по существу, уже пользуется формой дедуктивного рассуждения: частицу не надо писать слитно в слове "негодование" (это уже тезис), потому что является в слове частью корня (доказательство). Если такая же работа идет и на уроках литературы, когда учащихся учат доказывать каждое выдвинутое положение из пересказываемого литературного произведения, то эффект получается двойным. Хорошим подспорьем в этом плане служат уроки рассказывания на литературном материале. Каких же целей мы добиваемся на таких уроках? 1. Умение слушать и
говорить, рассказывать, составлять рассказы,
оценивать рассказы товарищей. Методика проведения таких уроков не представляет особой трудности. Предварительно читаем на уроке небольшое художественное произведение или же интересный публицистический текст, хорошую статью. Затем с помощью учащихся выводим тезис, даем задание выступающему: привести все аргументы, которые он запомнил, считает важными для полного раскрытия основной идеи произведения. Ученик выходит к доске и начинает рассказывать, отбирать аргументы. Все остальные должны слушать с ручкой в руках, записывая свои замечания по ходу рассказа товарища. Вначале эта работа не всем удается. Одни не успевают записывать, внимание многих привлекают несущественные детали. Но постепенно учащиеся начинают отмечать существенные недочеты рассказчика, фактические ошибки, шероховатости в построении ответа. Свои замечания ученики высказывают очень эмоционально, всем хочется выступить и сказать сразу обо всем. Но постепенно мы учимся такту, культуре общения, учимся сначала говорить о содержании, затем о композиции ответа. После рассказов приводятся наиболее существенные дополнения, замечания, сделанные учащимися. Дается задание: каждому самостоятельно выстроить свой план рассуждения и написать дома небольшую творческую работу. Весьма плодотворна работа по "состязанию" в мастерстве с писателем. Учащимся дается готовый авторский текст, он вывешивается на видном месте и не снимается, пока учащиеся не напишут свою работу, подражая автору в мастерстве, стиле, форме. Но обязательным условием является подбор собственных аргументов, изобразительных средств. Например, "Великая река России". Волга – это не только крупнейшая река, но и символ и любовь России. Наш народ ласково называет реку Волга-матушка. Впадает Волга в Каспийское море, проделав путь более 3500 км. Она пересекает крупнейшие города России: Нижний Новгород, Казань, Самару, Саратов, Волго-град, Астрахань. Волга – река-труженица. Всегда она была артерией жизни: испокон веков вниз и вверх по ее течению шли и идут различные грузы: лес, хлеб, нефть. Волга кормит страну сельдью, воблой, белой рыбой (осетр, белуга). Она знаменитая на весь мир поставщица черной икры. Волга – дивный мир покоя и отдыха, чудесная трасса для водных путешествий. Репин, Левитан, Некрасов сделали Волгу бессмертной в своих произведениях. Лучшие русские народные песни – песни о Волге-матушке. Вошли в историю битвы на Волге гражданской и Великой Отечественной войн. Наш долг – сохранить богатство реки, сберечь его для потомков. Сохраняем композицию автора и даем такую схему: Великая река России Волга – символ и любовь России, великая труженица и кормилица. Аргументы:
Вывод: ........ Ученики приводят свои аргументы: стихи, пословицы, поговорки, примеры из разных источников, уточняют названия картин русских художников. Сравнение их "находок" с авторскими помогает лучше понять замысел автора, оценить их собственное умение найти точное слово, верить в собственные творческие силы и возможности. В 4-м классе все чаще применяется такой вид обучения рассуждениям, как написание сочинения в форме заметки, корреспонденции в газету. На первом этапе эта работа проводится как анализ уже напечатанных в детской периодике газетных жанров. "Учиться надобно у мастеров, – призывал Горький и пояснял свой призыв, – учиться – не значит подражать, а значит осваивать приемы работы и развивать их дальше, как это делают изобретатели, ученые". Важным этапом в работе над корреспонденцией является определение композиции, сбор материала для выбранной темы. Предположим, мы решили написать корреспонденцию "Передовой бригадир". Учащимся дается целый перечень вопросов, ответы на которые и составят содержание: когда пришел передовик на производство, каким образом стал квалифицированным специалистом, какие курсы и какое учебное заведение окончил, кто был его первым учителем, на что он особенно обращал внимание на производстве, когда овладевал своей профессией, как содержит свое рабочее место, экономит сырье, материалы, соблюдает дисциплину. Как совершенствует методы своей работы, в чем секрет его успехов, кого обучил методам своей работы и т. д. Дальше учимся уже тщательно отбирать нужный материал, ищем наиболее целесообразное размещение фактов, примеров, которые войдут в корреспонденцию, формулировать основные положения, развивающие тему, учимся подкреплять, аргументировать их. Приемы и методы работ по совершенствованию навыков рассуждений на этом не исчерпываются. Разумеется, есть и другие подходы, более эффективные, увлекательные, но для нас несомненно одно: обучение приемам работы над рассуждением максимально способствует развитию самостоятельного мышления, учащиеся на раннем этапе обучения отчетливо представляют структуру рассуждения, умеют приводить убедительные доказательства, располагать материал последовательно, связывая один аргумент с другим. Поэтому надо обсудить данную проблему с различных позиций, разработать добротные методические рекомендации для учащихся начальных классов, помогающие им самостоятельно добывать знания, ибо, как мы научим их сегодня учиться, от того и будет зависеть тот интеллектуальный урожай, который они соберут в будущем. |