|
Ольга АверьяноваСкрытые возможности графического диктантаГрафические диктанты уже давно применяются на уроках в начальной школе для развития руки первоклассника, его мыслительных способностей и воображения, для формирования пространственных представлений у школьника и активизации его внимания, для закрепления навыков счета. Но если задать серию вопросов после построения фигуры, то графический диктант откроет новые возможности для пропедевтики таких математических понятий и законов, как доли, равновеликие фигуры, табличные случаи умножения, случаи умножения на единицу, сочетательный закон сложения, переместительные законы сложения и умножения, правила выполнения порядка действий в примерах. Графический диктант станет подготовкой к изучению темы "Площади фигур" (деление фигур на одинаковые квадраты и треугольники; подсчет их количества в фигуре; сравнение площадей фигур), к решению примеров на деление с остатком; к решению уравнений. Беседа по результатам графического диктанта научит учеников выражать словами взаимное расположение предметов (клеток и треугольников) относительно друг друга, что развивает не только пространственное мышление школьников, но и обогащает математический словарный запас учащихся, учит их правильно использовать математические термины. Целенаправленные вопросы развивают у детей умение перемещать фигуры на плоскости, что является подготовкой к восприятию школьного курса геометрии и черчения, развивают творческие возможности учащихся. Графические диктанты при изучении каждого числа я даю в определенной последовательности. В первом диктанте фигура состоит только из целых клеток. Здесь отрабатываю понятия: "левый, средний, правый столбцы", "верхний, средний, нижний ряды", "первый, второй, третий... столбцы (ряды)", "горизонталь", "вертикаль", "диагональ", "равенство", "левая часть равенства", "правая часть равенства"; развиваю умения выбирать направления движения руки: вправо, влево, вверх, вниз, вправо-вниз, вправо-вверх, влево-вниз, влево-вверх; знакомлю с переместительным законом сложения. Во втором графическом диктанте фигура тоже состоит из целых клеток, но внешне отличается от предыдущей. К ранее изученным понятиям и законам добавляется знакомство с понятиями "умножение – сложение нескольких одинаковых слагаемых", "равновеликие фигуры", с сочетательным законом сложения. В третьем диктанте одна из клеток разбивается на два треугольника. Повторяя ранее изученное, добавляется понятие "две половинки клетки – это одна целая клетка" (пропедевтика темы "Доли"), происходит знакомство с порядком выполнения действий в примерах со скобками и без скобок. В следующих диктантах каждый раз разбиваю на половинки еще по одной клетке до тех пор, пока все целые клетки фигуры не будут разделены на половинки. После беседы ученики выполняют задания:
Последнее задание (обязательно!): постройте свою фигуру, в которой... целых клеток и... половинок клеток. Вот как я провожу графические диктанты при изучении числа 3. У. Графический диктант: две горизонтали-вправо, вертикаль-вниз, горизонталь-влево, вертикаль-вниз, горизонталь-влево, две вертикали-вверх. Дети строят фигуру. Затем сверяют ее с фигурой на доске, до этого закрытой. – Сколько клеток в фигуре? Запишите через клетку вниз. Д. В фигуре 3 клетки. У. Сколько столбцов занимает фигура? Назовите их. Д. Фигура занимает два столбца: левый и правый или первый и второй. У. Сколько клеток в левом столбце? Д. В левом столбце 2 клетки. У. Сколько клеток в правом столбце? Запишите через клетку вправо. Д. В правом столбце 1 клетка. У. С помощью какого знака запишем: "в фигуре 2 клетки и еще 1 клетка"? Д. С помощью знака "+". Учитель вызывает к доске ученика. У. Сколько же в фигуре клеток? Как узнали? Д. В фигуре 3 клетки: к 2 прибавили 1, получили 3. У. Запишите простым карандашом 3 над знаком "+". Дети выполняют задание. – А слева какое число написали? Д. Три. У. Слева 3, справа 2 + 1, тоже 3. В таком случае говорят: "левая часть равна правой" и ставят знак "=". Прочитайте левую часть равенства. Д. Левая часть равенства 3. У. Прочитайте правую часть равенства. Д. Правая часть равенства 2 + 1. У. Почему между левой и правой частями стоит знак "="? Д. Левая часть равна правой. У. Сколько клеток в фигуре? Запишите через клетку вниз. Д. В фигуре 3 клетки. У. Сколько рядов занимает фигура? Назовите их. Д. Фигура занимает два ряда: верхний и нижний или первый и второй. У. Сколько клеток в нижнем ряду? Запишите через клетку вправо. Д. В нижнем ряду 1 клетка. У. Сколько клеток в верхнем ряду? Запишите через клетку вправо. Д. В верхнем ряду 2 клетки. У. Как записать: "в фигуре 1 клетка и еще 2 клетки"? Д. Надо поставить знак "+". У. Сколько же в фигуре клеток? Как узнали? Д. В фигуре 3 клетки: к 1 прибавили 2, получили 3. Запишите простым карандашом 3 над знаком "+". Дети выполняют задание. У. Прочитайте левую часть. Прочитайте правую часть. Что скажем о левой и правой частях? Д. Они равны. Между ними поставим знак "=". У. Чем похожи верхний и нижний примеры? Д. Одинаковые знаки, числа, слева записано "3". У. Чем отличаются примеры? Д. В первом примере в правой части записано 2 + 1, а во втором примере – 1 + 2. У. Изменился ли ответ, когда 2 и 1 поменялись местами? Д. Нет, не изменился. Запись в тетради. У. Графический диктант:
горизонталь-вправо, две вертикали-вниз, две
горизонтали-вправо, вертикаль-вниз,
горизонталь-влево, две вертикали-вверх, две
горизонтали-влево, вертикаль-вверх. Сколько
столбцов занимает фигура? Д. Надо к 1 прибавить 1 и еще 1, получим 3. У. Сколько раз повторяется единица в записи примера? Д. Три раза. У. Как записать: "По 1 взяли 3 раза"? Запишите через клетку вниз: 1 ґ 3 = 3. Как читается эта запись? Д. По единице взять три раза. Запись в тетради. У. Чем отличаются фигуры? Сколько клеток потребовалось для построения этой фигуры? Учитель показывает на первую фигуру. Д. 3 клетки. У. А для этой (показывает на вторую фигуру)? Д. Тоже 3. У. В таком случае говорят: фигуры равновеликие, так как для их построения потребовалось одинаковое количество клеток. Графический диктант: диагональ-вправо-вверх, горизонталь-вправо, вертикаль-вниз, диагональ-влево-вниз, горизонталь-влево, вертикаль-вверх. Сколько целых клеток в фигуре? Нарисуйте их через клетку вниз. Д. В фигуре 2 целые клетки. У. Сколько половинок клеток в фигуре? Нарисуйте их через клетку вправо. Д. В фигуре 2 половинки клетки. У. 2 половинки клетки – это сколько целых клеток? Нарисуйте внизу. Д. Две половинки клетки – это одна целая клетка. У. 1 составленная клетка и 2 целые клетки. Сколько клеток в фигуре? Д. 1 составленная клетка и 2 целые клетки – это 3 клетки. Дети рисуют У. Значит, две целые клетки и две половинки – это сколько целых клеток? Нарисуйте их. Д. 2 целые клетки и 2 половинки клеток – это 3 целые клетки. Дети рисуют . Запись в тетради. У. Графический диктант: диагональ-вправо-вверх, вертикаль-вниз, горизонталь-вправо, вертикаль-вверх, диагональ-вправо-вниз, диагональ-влево-вниз, горизонталь-влево, вертикаль-влево-вверх. Сколько целых клеток в фигуре? Нарисуйте их через клетку вниз. Д. В фигуре 1 целая клетка. У. Сколько половинок клеток в фигуре? Нарисуйте их через клетку вправо. Д. В фигуре 4 половинки клеток. У. Сколько половинок клеток умещается в клетке? Д. 2 половинки клетки составляют 1 клетку. У. А у нас сколько половинок клеток? Д. У нас 4. У. Значит, сколько будет составленных клеток? Нарисуйте внизу. Д. 4 половинки клеток – это 2 клетки. У. Сколько же клеток получилось? Нарисуйте. Д. 3 клетки: 1 целая клетка и 2 составленные клетки. Дети рисуют . У. Значит, 1 целая и 4 половинки клеток – сколько клеток в фигуре? Д. 1 целая и 4 половинки клеток – это 3 клетки. Дети рисуют . У. Сколько раз повторяется в примере единица? Д. 3 раза. У. Как иначе записать: "По 1 взять 3 раза"? Напишите через клетку вниз. Дети пишут: 1 ґ 3 = 3. – Сосчитаем иначе сколько клеток. Запишем, сколько целых клеток в фигуре. Д. В фигуре 1 целая клетка. У. Запишем, сколько составленных клеток в фигуре. Д. 1 и 1. У. Сосчитаем, сколько составленных клеток. Как показать, что мы считаем только составленные клетки. Д. Надо поставить скобки. У. Сколько получится в скобках? Д. В скобках будет 2. У. 2 да еще 1, сколько получим? Д. Будет 3. У. Сколько раз повторяется в скобках единица? Д. 2 раза. У. Как запишем: "По 1 взять 2 раза". Д. Запишем: 1 + 1 ґ 2. У. Какое действие выполняем первым? Д. Умножение. У. А затем? Д. Сложение. У. Сколько всего получится? Д. Получится 3. Запись в тетради. У. Графический диктант: 2 диагонали-вправо-вверх, 2 диагонали-вправо-вниз, горизонталь-влево, вертикаль-вверх, диагональ-влево-вниз, диагональ-влево- вверх, вертикаль-вниз, горизонталь-влево. Сколько целых клеток в фигуре? Д. Их нет. У. Сколько половинок клеток? Нарисуйте из через клетку вниз. Д. 6 половинок клеток. У. Из скольких половинок состоит одна клетка? Нарисуйте внизу. Д. Одна клетка состоит из двух половинок. У. Сколько же клеток составим из 6 половинок? Д. Из 6 половинок составим 3 клетки. У. Значит, в фигуре сколько клеток? Д. 3 клетки. Дети рисуют . Запись в тетради. У. Сравним две фигуры. Сколько целых клеток в этой фигуре? А во второй? Д. В первой 1 клетка, а во второй их нет. У. Сколько половинок клеток в этой фигуре? А сколько целых клеток из них составили? Д. Из 4 половинок составили 2 клетки. У. Сколько половинок клеток в другой фигуре? А сколько целых клеток из них составили? Д. Из 6 половинок составили 3 клетки. У. Сколько клеток в первой фигуре? Сколько клеток во второй фигуре? Как назовем такие фигуры? Д. Они равновеликие: в них одинаковое количество клеток.
Ольга АВЕРЬЯНОВА, учитель школы № 33, г. Ярославль |