|
||||
Светлана СербинаЧтение – лучшее учениеСухомлинский считал, что
хорошо поставленное чтение в начальных классах
создает прочную основу для выполнения детьми
творческих работ, развивающих их мышление,
воображение, речь. Вопрос, как учить детей читать
быстро, рационально и сознательно, интересует
многих. |
1-я часть
|
2-я часть
|
В.Данько
Крыша
свалиться.
Можно
что с крыши
о том,
забывать лишь
Нельзя
Все можно.
и лечь, развалиться.
можно
потом
побегать,
по крыше
Можно
влезть.
по лестнице
можно на крышу
есть,
и лестница
есть крыша
Если
А.Санин
Чудеса
сам.
может
Убедиться
чудесам,
Кто не верит
о таком?
Вы слыхали
мешком.
шел
в город
Путник
у печки.
Рыбаки сидят
пекутся в речке.
Пироги
таять мед.
дружно
начал
у ворот
В день весенний
кошка.
Со стола упала
ложка,
На чердак залезла
валит.
Дом из труб его
на улице стоит,
Дым
- Следующий вид заданий тот, в котором слова записаны сверху вниз и снизу вверх.
В послебукварный период предложение можно разделить и записать так:
Гнездо у белки,
как у птицы устроено:
из веточек,
из сучьев.
В дальнейшем можно предложить небольшие тексты, оформленные также.
Вторая группа упражнений направлена на совершенствование произношения. Здесь необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Упражнения над дикцией включают в себя тренировку артикуляционного аппарата, отработку гласных и согласных звуков, упражнения на сочетание тренируемого звука с гласным; чтение чистоговорок, скороговорок; упражнения на узнавание звука по артикуляции (угадай, какой звук я произношу).
- Артикуляционная гимнастика.
А-а-а-а-а – дети делают глубокий вдох и на выдохе произносят отрывно звук [а] столько раз, сколько букв написано.
Подобные упражнения можно проводить с любыми гласными звуками.
- Постановка голоса и дыхания.
Чтение шепотом:
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у нас в руках шары.
Ла-ла-ла – наша Танечка мала и т.д.
- Упражнения для быстрого чтения слогов.
Третья группа – это упражнения, направленные на понимание прочитанного.
- Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.
Молоток, клещи, пила, грабли.
Ребенок должен не только прочитать слова, но и произвести определенную умственную работу.
- Раздели слова на группы.
Заяц, медведь, горох, капуста, ежик, волк, огурец.
- К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы – клевер, щавель, подорожник, кедр, ель, яблоня.
- Переведи слова с марсианского.
|
|
В дальнейшем подобную работу провожу на небольших текстах.
На келыбар
Ратеяб лоишп тиволь убры. Асаш есн дочуки. Кляо и алки лизяв тьес. Асаш мойпал тьяп кенуой. Кляо молайп щикале. Алкиу лаппося касарь.
На рыбалке
Ребята пошли ловить рыбу. Саша нес удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался карась.
Ныснейж чайзик
Недь лыб плыйте. Генс лыб крымой. Лишыв тябаре ов дров. Точ ледать? Оляк талс пелить гевокисан. У асаш дубет девьмеь. У ежни нельмакий лонс. Канькате пелит чайзика.
Снежный зайчик.
День был теплый. Снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать? Коля стал лепить снеговика. У Саши будет медведь. У Жени маленький слон. Катенька лепит зайчика.
- Следующий вид работы: текст, в котором все слова написаны слитно.
- Последний вид работы самый сложный – это текст, в котором печатная строчка стерта наполовину.
Дети должны не только прочитть текст, но и ответь на вопросы.
...ОнипопаливечеромвлесирешилитамзаночеватьОселисобакаулеглисьподбольшимдеревомакотипетух
забралисьнасукпетухвзлетелнасамуюмакушкудеревагдебылоемувсегонадежнейНопреждечемуснутьон
осмотрелсяпосторонамипоказалосьемучтовдалиогонекмерцаетионкрикнулсвоимтоварищамчтотут-пож
алуйидомнедалечепотомучтовиденсвет.
1. Где лежит дровяной склад?
2. Что свалено в кучу?
3. Кто дрова на зиму запас?
4. Как греет осинка в бобрином жи-воте?
5. Что вьется из бобровой хатки даже в стужу?
1. Где надо искать первые весенние цветы?
2. Что висит на ветках?
3. Какие другие цветы есть рядом?
4. Что они делают?
5. Что станет с каждым цветком?