Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №28/2001

Я иду на урок

Анна Карасева

Театральные маски

Урок 1

Тема. "Театральные маски".
Цели. Воспитывать любовь к театру; закрепить полученные ранее знания; развивать творческое воображение.
Оборудование. Слайды, репродукции; отрывки к слайдам из литературных произведений; бумага, клей, ножницы.

Ход урока

I. Вступительная беседа

Учитель. Первые театральные представления зародились еще в глубокой древности, когда наши далекие предки, охотники и земледельцы, собирались на игрища и празднества, когда устраивали обрядовые действия. На родине театра – в Древней Греции – во время шумных праздничных процессий в честь бога Диониса, бога виноградарства, разыгрывались сценки из жизни. В них рассказывалось о том, как Дионис принес в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса, его гибели, воскрешении и победе над противниками. Актеры изображали торжественное прибытие Диониса из-за моря в увитом плющом корабле, который римляне прозвали корабельной повозкой – "карлус навалис". Отсюда произошло слово "карнавал". Диониса окружала толпа спутников, ряженых в козлиные шкуры и маски. Маска – не случайность. Недаром маска, "личина" – символ театра. Древние театры сооружали под открытым небом.

Учитель показывает слайд "Античный театр".

– Театр Диониса вмещал 17 тысяч человек.

Учитель показывает слайд.

– В первом ряду сидели почетные жрецы Диониса, стратеги, победители Олимпийских игр, а остальные места были платными. На "билете" из свинца или обож-женной глины указывался сектор, где разрешалось занять место.

Учитель показывает слайд.

– Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках. Меняя маски, актеры играли по несколько ролей в каждом спектакле.

Учитель показывает слайд.

– В театрах шли трагедии и комедии. Вообразим, что актеры представляют трагедию Софокла "Антигона".

Учитель показывает слайд.

– Ее брат привел врагов к стенам города, борясь за власть. Он был убит, но царь запретил предать тело в родной земле. Антигона нарушила запрет. Да, сестра исполнила свой долг, она верила, что лишь душа погребенного обретает покой.

Учитель показывает слайд.

– За Антигону вступается ее жених, сын царя. Однако царь неумолим. И тогда старец предрекает: "Близок час твой, когда твой дом наполнят стоны женщин и вопль мужей". Наступает развязка. Антигона погибает, кончает самоубийством ее жених, пронзает грудь кинжалом царица-мать. Царя терзает слишком позднее раскаяние: "Горе, о горе мне! Смерть, я зову тебя!"

Ребята, обратите внимание на маски, которые использовали актеры в игре. Если лицо маски широкое, уголки глаз приподняты, нос расширенный – то это добрый персонаж. Если лицо маски узкое, заостренный нос, тонкие губы, узкие глаза, уголки глаз опущены вниз – значит, герой злой.

II. Практическая работа

1. Овал лица.

  • Складываем листок вдвое, не сгибая по середине, обрезаем края по пунктирной линии.

  • Подбородок у любого человека чуть выступает. Сделаем надрезы. На кисть берем клей, ставим точку и склеиваем надрезы, накладывая один на другой.надрез

2. Брови, ресницы.

  • Вырезаем полосочки бумаги и делаем надрезы глубиной 2–3 см.

Заворачиваем на карандаш полоску из бумаги, придавая тем самым форму бровям и ресницам.

 3. Глаза.

  • Из маленьких кусочков бумаги вырезаем два листика (листики бывают округленной формы и зауженной, вытянутой). Из отходов бумаги находим узенькую полосочку, сворачиваем трубочкой, прижимаем к столу. Затем наклеиваем в середину глаза – это зрачок.

  •  Приклеиваем с внутренней стороны глаза ресницы.

  • Делим пальчиком овал лица пополам – на этой линии приклеиваем глаза, располагая их по характеру: если персонаж злой, глаза заужены книзу, если добрый, то уголки глаз приподняты вверх.

  • Затем приклеиваем брови, они располагаются чуть выше глаз.

4. Нос.

В а р и а н т  1

  • Отрезаем узкую полоску и свертываем ее.

 В а р и а н т  2

  • Складываем вдвое листок. Начинаем резать от середины листа. Форма носа любая. Чтобы сделать объем носа, делаем надрез. Этот надрез склеиваем.

5. Губы.

В а р и а н т 1

  • Складываем полоску пополам и начинаем резать от центра вверх, а затем книзу до конца. В верхней или нижней части делаем надрезы, их склеиваем. Соединяем губы между собой и склеиваем, получая нужное выражение.

В а р и а н т 2

  • Полосочку сворачиваем с двух сторон.

III. Подведение итогов

У. Итак, ребята, проверяем все заготовки: брови, глаза с ресницами, нос, рот, овал лица. Все складываем в пакет. Убираем рабочие места и кисти ставим в воду.

Урок 2

Тема. "Театральные маски".
Цели. Развивать любовь к театральному искусству; закрепить полученные навыки и умения работы с бумагой и ножницами, склеивания бумаги; развивать творческое мышление.
Оборудование. "Театральные маски" Т.Курбатовой; слайды, репродукции, иллюстрации; записи песен "Улыбка", "Какадурчик", "Прощание клоунов", "Поль-ка"; бумага, клей, ножницы.

Ход урока

I. Повторение

Учитель. Сегодня мы с вами продолжим путешествие в страну под названием "Театр" и остановимся в маленьком городке, где живут маски. Для того, чтобы открылись ворота в этот город, мы должны ответить на вопросы. А где родился первый театр?

Дети. В Древней Греции.

У. Из какого материала были маски?

Д. Из глины.

У. Играя под открытым небом, актеры использовали маски разные по характеру: добрые и злые, веселые и грустные. Сделаны они были из глины. Вы правильно ответили на вопросы.

Ворота открываются.

– Сегодня с маской мы встречаемся только на новогодних карнавалах. В далеком городе Венеции они проходят ежегодно.

Учитель показывает иллюстрации.

– Сейчас, ребята, мы побываем в музее, где хранятся маски разных времен.

Маски театральные,
Маски карнавальные,
Надеваешь маску,
Попадаешь в сказку.

Учитель показывает слайды, дети называют маски.

– Мы посмотрели несколько масок, что использовал художник для придания им большей выразительности?

Д. Художник использовал краски...

У. Как мы могли определить, что это старый человек, а этот молодой, этот веселый, а этот грустный.

Д. Если много морщин, то человек преклонного возраста.

– Если гладкий лоб, то веселое настроение...

У. С игры начинается театр. Достаточно надеть маску, изменить голос, жесты, и начнется театр.

Звучит песня "Улыбка".

– А теперь: крибли, крабли, бумс,

Закрыли глазки.

Чих ты, пых ты,
Не подсматривайте за мной.
Крах ты, карабах ты,
Открыли глазки.

В это время учитель надевает маску клоуна.

– Ребята, вы меня узнали? Это я – Тошка-Антошка. Вы меня ждали? Сегодня я к вам пришел не один. Каштанка, где ты потерялась? Ребята, вы не знаете, где моя собачка? Она куда-то спряталась, где-то под партами, я сейчас ее найду.

Учитель ищет под партами, подходит к девочке, надевает на нее маску собачки. Берет за руку и ведет к доске.

– Ребята, а моя собачка все умеет делать: считать, прыгать, кувыркаться. Каштанка, ну-ка покажи всем ребятам, как ты умеешь считатъ.

Девочка считает.

– А теперь попрыгай на задних лапках.

Девочка прыгает.

– Ой, кажется, дождь начинается. Ой, одна капелька упала, две, три, четыре, пять, четыре, три, две, одна и нет дождя.

Дети аплодируют.

– Спасибо за аплодисменты.

Учитель кланяется, снимает шляпу и маску.

– Ребята, понравилось вам?

Д. Да.

У. А как вы догадались, что это собачка?

Д. По маске.

У. Спасибо маске, что она подсказала. Вы заметили, что в самой маске очень важно расположение глаз, бровей, линии губ. Это и помогает определить характер персонажа. Как маска выражает удивление, грусть, радость?

Д. Если удивление, то брови высоко подняты, глаза округляются, а рот изображается в виде "О".

– Если грустно, то уголки губ опускаются, и брови повторяют те же линии.

– Если радость и веселье – губы растягиваются в улыбке.

У. У вас много любимых героев из сказок: Буратино, Баба Яга, Пьеро, Золушка, Соловей Разбойник, Илья Муромец. Давайте сделаем маски своих любимых героев.

II. Практическая работа

У. Обратите внимание на сборку маски. Беру клей, ставлю точку и приклеиваю глаз, прижимая пальчиками. Приклеиваю нос, губы.

Дети следят за работой учителя.

– A теперь вы будете работать самостоятельно: вырезать и приклеивать уши, волосы, усы, бороду и головной убор.

Дети выполняют задание.

III. Подведение итогов

У. Давайте выберем лучшую маску. Она станет символом нашего театра.

Дети выбирают маску.

– Ребята, а теперь приложим к лицу маски, превратимся в наших сказочных героев и потанцуем все вместе под музыку "Какадурчик".

Дети танцуют.

– Ребята, закрываются ворота нашего маленького города, где живут маски. Давайте все помашем рукой и скажем "До свидания" этому городу и поприветствуем другой город –"Театральные куклы".

Анна КАРАСЕВА,
учитель школы №1018 г. Москва