|
Анна КарасеваТеатральные маскиУрок 1Тема. "Театральные
маски". Ход урокаI. Вступительная беседаУчитель. Первые театральные представления зародились еще в глубокой древности, когда наши далекие предки, охотники и земледельцы, собирались на игрища и празднества, когда устраивали обрядовые действия. На родине театра – в Древней Греции – во время шумных праздничных процессий в честь бога Диониса, бога виноградарства, разыгрывались сценки из жизни. В них рассказывалось о том, как Дионис принес в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса, его гибели, воскрешении и победе над противниками. Актеры изображали торжественное прибытие Диониса из-за моря в увитом плющом корабле, который римляне прозвали корабельной повозкой – "карлус навалис". Отсюда произошло слово "карнавал". Диониса окружала толпа спутников, ряженых в козлиные шкуры и маски. Маска – не случайность. Недаром маска, "личина" – символ театра. Древние театры сооружали под открытым небом. Учитель показывает слайд "Античный театр". – Театр Диониса вмещал 17 тысяч человек. Учитель показывает слайд. – В первом ряду сидели почетные жрецы Диониса, стратеги, победители Олимпийских игр, а остальные места были платными. На "билете" из свинца или обож-женной глины указывался сектор, где разрешалось занять место. Учитель показывает слайд. – Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках. Меняя маски, актеры играли по несколько ролей в каждом спектакле. Учитель показывает слайд. – В театрах шли трагедии и комедии. Вообразим, что актеры представляют трагедию Софокла "Антигона". Учитель показывает слайд. – Ее брат привел врагов к стенам города, борясь за власть. Он был убит, но царь запретил предать тело в родной земле. Антигона нарушила запрет. Да, сестра исполнила свой долг, она верила, что лишь душа погребенного обретает покой. Учитель показывает слайд. – За Антигону вступается ее жених, сын царя. Однако царь неумолим. И тогда старец предрекает: "Близок час твой, когда твой дом наполнят стоны женщин и вопль мужей". Наступает развязка. Антигона погибает, кончает самоубийством ее жених, пронзает грудь кинжалом царица-мать. Царя терзает слишком позднее раскаяние: "Горе, о горе мне! Смерть, я зову тебя!" Ребята, обратите внимание на маски, которые использовали актеры в игре. Если лицо маски широкое, уголки глаз приподняты, нос расширенный – то это добрый персонаж. Если лицо маски узкое, заостренный нос, тонкие губы, узкие глаза, уголки глаз опущены вниз – значит, герой злой. II. Практическая работа1. Овал лица.
2. Брови, ресницы.
Заворачиваем на карандаш полоску из бумаги, придавая тем самым форму бровям и ресницам. 3. Глаза.
4. Нос. В а р и а н т 1
В а р и а н т 2
5. Губы. В а р и а н т 1
В а р и а н т 2
III. Подведение итоговУ. Итак, ребята, проверяем все заготовки: брови, глаза с ресницами, нос, рот, овал лица. Все складываем в пакет. Убираем рабочие места и кисти ставим в воду. Урок 2Тема. "Театральные
маски". Ход урокаI. ПовторениеУчитель. Сегодня мы с вами продолжим путешествие в страну под названием "Театр" и остановимся в маленьком городке, где живут маски. Для того, чтобы открылись ворота в этот город, мы должны ответить на вопросы. А где родился первый театр? Дети. В Древней Греции. У. Из какого материала были маски? Д. Из глины. У. Играя под открытым небом, актеры использовали маски разные по характеру: добрые и злые, веселые и грустные. Сделаны они были из глины. Вы правильно ответили на вопросы. Ворота открываются. – Сегодня с маской мы встречаемся только на новогодних карнавалах. В далеком городе Венеции они проходят ежегодно. Учитель показывает иллюстрации. – Сейчас, ребята, мы побываем в музее, где хранятся маски разных времен.
Учитель показывает слайды, дети называют маски. – Мы посмотрели несколько масок, что использовал художник для придания им большей выразительности? Д. Художник использовал краски... У. Как мы могли определить, что это старый человек, а этот молодой, этот веселый, а этот грустный. Д. Если много морщин, то человек преклонного возраста. – Если гладкий лоб, то веселое настроение... У. С игры начинается театр. Достаточно надеть маску, изменить голос, жесты, и начнется театр. Звучит песня "Улыбка". – А теперь: крибли, крабли, бумс, Закрыли глазки. Чих ты, пых ты, В это время учитель надевает маску клоуна. – Ребята, вы меня узнали? Это я – Тошка-Антошка. Вы меня ждали? Сегодня я к вам пришел не один. Каштанка, где ты потерялась? Ребята, вы не знаете, где моя собачка? Она куда-то спряталась, где-то под партами, я сейчас ее найду. Учитель ищет под партами, подходит к девочке, надевает на нее маску собачки. Берет за руку и ведет к доске. – Ребята, а моя собачка все умеет делать: считать, прыгать, кувыркаться. Каштанка, ну-ка покажи всем ребятам, как ты умеешь считатъ. Девочка считает. – А теперь попрыгай на задних лапках. Девочка прыгает. – Ой, кажется, дождь начинается. Ой, одна капелька упала, две, три, четыре, пять, четыре, три, две, одна и нет дождя. Дети аплодируют. – Спасибо за аплодисменты. Учитель кланяется, снимает шляпу и маску. – Ребята, понравилось вам? Д. Да. У. А как вы догадались, что это собачка? Д. По маске. У. Спасибо маске, что она подсказала. Вы заметили, что в самой маске очень важно расположение глаз, бровей, линии губ. Это и помогает определить характер персонажа. Как маска выражает удивление, грусть, радость? Д. Если удивление, то брови высоко подняты, глаза округляются, а рот изображается в виде "О". – Если грустно, то уголки губ опускаются, и брови повторяют те же линии. – Если радость и веселье – губы растягиваются в улыбке. У. У вас много любимых героев из сказок: Буратино, Баба Яга, Пьеро, Золушка, Соловей Разбойник, Илья Муромец. Давайте сделаем маски своих любимых героев. II. Практическая работаУ. Обратите внимание на сборку маски. Беру клей, ставлю точку и приклеиваю глаз, прижимая пальчиками. Приклеиваю нос, губы. Дети следят за работой учителя. – A теперь вы будете работать самостоятельно: вырезать и приклеивать уши, волосы, усы, бороду и головной убор. Дети выполняют задание. III. Подведение итоговУ. Давайте выберем лучшую маску. Она станет символом нашего театра. Дети выбирают маску. – Ребята, а теперь приложим к лицу маски, превратимся в наших сказочных героев и потанцуем все вместе под музыку "Какадурчик". Дети танцуют. – Ребята, закрываются ворота нашего маленького города, где живут маски. Давайте все помашем рукой и скажем "До свидания" этому городу и поприветствуем другой город –"Театральные куклы".
Анна КАРАСЕВА, учитель школы №1018 г. Москва |