Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №27/2001

Мастерские

Екатерина Кузина

Волшебный мир Лапландии

(Материалы к обсуждению сказок Сакариаса Топелиуса)

Сакариас ТопелиусМировая литература богата сказками. Многие из них дети узнают задолго до того, как научатся читать. Но и в начальной школе, и даже позднее интерес к ним не ослабевает. Школьники охотно перечитывают сказки Х.К. Андерсена, братьев Гримм, Ш.Перро, А.Линдгрен и других зарубежных авторов. К сожалению, далеко не все мастера литературной сказки хорошо известны современному российскому школьнику. Среди них финский писатель ХIХ века, современник Пушкина, Сакариас Топелиус. Его сказки издавались в нашей стране, но они вошли в круг чтения российских детей не столь широко как произведения других зарубежных сказочников. Кроме того, довольно мало литературоведческих источников о творчестве этого писателя.

Сказки Топелиуса имеют фольк-лорную основу, учат добру, справедливости, благородству. Их любят дети многих стран, они переведены на двадцать языков.

Екатерина КУЗИНА из Петрозаводска предлагает материалы к обсуждению сказок этого писателя с учащимися 4-х классов. Форма занятия может быть любая: урок, утренник, классный час, факультативное занятие. В зависимости от продолжительности занятия и степени подготовленности учащихся данная разработка может быть сокращена или, наоборот, расширена, дополнена.

Тема. "Сказки С.Топелиуса".

Цели. Привлечь внимание школь-ников к личности и творчеству финского писателя; воспитывать умение любить, дружить, сострадать; учить быть хорошими.

Оборудование. Портрет писателя, книжная выставка "Сказки С.Топелиуса", рисунки учащихся к сказкам.

Словарь. Лапландия – природная область на севере Швеции, Финляндии, Норвегии и на западе Мурманской области. Основной район расселения саамов (лопарей). Лопари – употребляемое в литературе название народа саамов.

Ход занятия

I. Вступление

Финляндия – это девственные леса и тысячи озер, бурлящие потоки рек и тишина безлюдных просторов. А еще это родина прекрасных поэтичных сказаний, песен, легенд, созданных спокойным трудолюбивым народом. До 1809 г. Финляндия входила в состав Швеции. В ХIХ в. шведский язык был вторым государственным языком Финляндии, языком литературы и образования.

Сакариас Топелиус родился в 1818 г. в шведской семье. Его отец Сакариас Топелиус-старший был известным в стране человеком. Врач по профессии, он оказывал помощь жителям почти всей Северной Финляндии. Но было у Топелиуса-старшего интересное увлечение – народные финские песни (руны). Он их записывал со слов мелких коробейников, заходивших в Финляндию из Карелии. Эти люди были частыми гостями в доме Топелиусов.

Уже будучи взрослым Топелиус-младший вспоминал: "Коробейники, гостившие в доме, до сих пор стоят у меня перед глазами как живые". Элиас Леннрот, собиратель рун "Калевалы", считал Топелиуса-старшего своим учителем.

Для воспитания ребенка в дом была приглашена няня Брита, известная сказочница. Она рассказывала мальчику о ведьмах и колдунах, о волшебной горе Растекайс, об олене с позолоченными рогами, о храбром мальчике Сампо и страшном горном короле Хийси. На этих сказках Брита учила Сакариаса и финскому языку, ведь в семье говорили по-шведски.

По воспоминаниям Топелиуса, она рассказывала дивные сказки, а он и другие малыши как зачарованные внимали ей.

Неудивительно, что младший Сакариас с детства полюбил богатое народное творчество своей страны. И хотя он в студенческие годы изучал медицину, затем преподавал историю в гимназии и даже стал профессором истории Финляндии, России и северных стран, а затем ректором университета, прославился Топелиус-младший именно на литературном поприще.

Творчество этого писателя разнообразно. За годы литературной работы он создал множество романов, повестей, пьес, поэм, стихотворений. В них он предстает тонким лириком, поэтом-романтиком, а также истинным патриотом. Его наиболее значительные прозаические произведения посвящены истории Финляндии и Швеции, в них стремление подчеркнуть роль народа в решении исторических судеб страны, помочь пробудившемуся чувству национального самосознания финского народа.

Заметный след оставил Топелиус в мировой детской литературе. Сказки для детей принесли ему европейскую славу.

II. Викторина

Начать разговор о сказках С.Топелиуса целесообразно с викторины. Несложные вопросы на знание текстов помогут понять, насколько хорошо дети знают сказки. Викторина играет роль разминки, активизирует учащихся и помогает им перейти к обсуждению вопросов, требующих умения анализировать, размышлять, сопоставлять.

Вопросы

1. Как называется страна, где живут лопари? (Лапландия.)
2. Из чего делали лопари свои дома? (Из оленьих шкур.)
3. Как звали две сосны в "Зимней сказке"? (Подопринебо и Зацепитучу.)
4. "У крестьянина и его жены было двое детей – мальчик и девочка. Мальчика звали Сильвестр, а девочку – Сильвия. И где только нашли для них такие имена!" Где? (Наверное, в лесу. Ведь слово "сильва" в древнем латинском языке значит "лес".)
5. "Вы что, не видите разве, какие у нее глаза? Так и жгут огнем! Уж поверьте мне, неспроста это!" Чьи это глаза? (Звездоглазки.)
6. Назовите второе имя Звездоглазки. (Элисабет.)
7. "Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года". С какой сказкой С.Топелиуса перекликается эта? ("Подарок морского хозяина".)
8. "Крепкий, коренастый мальчуган. У него были черные волосы, черные глаза и маленький вздернутый нос. Словом, он как две капли воды походил на своего отца, который слыл среди земляков первым красавцем". Чей это портрет? (Сампо.)
9. Что такое Растекайс? (Название самой высокой, самой непри-ступной горы в Лапландии.)
10. Кто помог Сампо-Лопаренку уйти от Хийси? (Золоторогий олень и школьный учитель.)
11. В какой сказке два древних друга чуть не поссорились из-за пустяка? ("Дважды два – четыре".)
12. С кем довелось встретиться Кнуту по дороге через Киикальский лес? (С горным королем, снежным королем, эльфами и королевой лесов.)
13. Почему Кнут получил прозвище "музыкант"? (У него была волшебная дудочка.)
14. Где в сказках Топелиуса звери умеют говорить, как люди? (На Растекайсе.)
15. С кем поделились дети хлебом и молоком по дороге домой в сказке "Три ржаных колоса"? (С волком и медведем.)
16. Почему богатый крестьянин разорился и никак не мог разбогатеть в сказке "Три ржаных колоса"? (Он был жадным и, если что-то давал другим, то делал это не от чистого сердца.)
17. Какой подарок преподнесла Альдамине розовая фея? (Жемчужину.)
18. Какой подарок получила Альдамина от голубой феи? (Доброе сердце.)
19. Как случилось, что Альдамина утратила ум, красоту и богатство? (Наклонилась над ручьем и уронила корону с жемчугом.)
20. Как звали короля подводного царства? (Ахти.)

III. Особенности сказок С.Топелиуса (Работа с текстом.)

Материал излагается учителем в виде тезисов, подтверждения которым учащиеся находят в текстах сказок. Для примера предлагаем два-три варианта ответов.

Читая книгу сказок С.Топелиуса, мы в каждой строчке чувствуем, что написаны они человеком, горячо любящим и хорошо знающим свою страну.

Сказки Топелиуса называют волшебно-бытовыми. Наряду с волшебством, которое, конечно, есть в каждой сказке, писатель дает нам возможность узнать, как жили лопари, чем они занимались, то есть мы получаем историко-этнографические сведения о саамах. Например, в сказке "Сампо-Лопаренок" повествование предваряет рассказ о Лапландии и о людях, живущих в ней: "А знаешь ли ты, что за народ лопари и где они живут? Вот послушай, сейчас я тебе расскажу".

Детство Топелиуса прошло в атмосфере любви и уважения к народному поэтическому творчеству. Это не могло не отразиться на литературной деятельности писателя, особенно на его сказках. В них – традиции, народные поверья, стихотворные строки, перекликаются с народными песнями Финляндии. Например, в сказке "Кнут-музыкант" рассказы о приключениях мальчика в лесу навеяны народными поверьями об эльфах, гномах, дереве-великане. А сюжет сказки "Подарок морского хозяина", конечно, не оригинален, но во многом благодаря песням старой Лососихи повествование приобретает яркую национальную окраску.

Топелиус предлагает нам не только рассказ о жизни лопарей. В сказках мы видим суровый климат Севера, своеобразие природы Лапландии. Автор не всегда говорит об этом прямо. Например, в "Зимней сказке" желания детей, на первый взгляд, очень просты – они захотели, чтобы выглянуло солнце, поскорее пришла весна и растаял снег. Но ведь это желания детей Севера, где зима длинная и холодная, а лето короткое и долгожданное. Вообще, почти во всех сказках солнце – желанный гость в жизни людей, особенно детей. "Было самое темное время года – ни утра, ни дня, ни вечера, всегда бесконечная ночь, всегда светит луна, всегда горят звезды, и на темном небе полыхает северное сияние. Сампо так давно не видел солнца, что даже забыл, какое оно – солнце. ("Сампо-Лопаренок".)

Природа в сказках Топелиуса всегда на стороне добрых людей, ее силы с ними заодно. Автор одушевляет сосны, солнечный луч, животных. Например, в сказке "Три ржаных колоса" медведь и волк отблагодарили детей за их доброту, сделав богатой жизнь их семьи. Добрые силы природы помогают и Кнуту-музыканту справиться с опасностями, подстерегавшими его в Киикальском лесу.

Но не только отличное знание своей страны формировало творчество писателя. Будучи подростком он увлекся чтением. Конечно, он познакомился со сказками крупнейших представителей европейской литературы. Х.К. Андерсена называют предшественником Топелиуса в скандинавской литературной сказке. Влияние мирового фольклора и крупнейших мастеров-сказочников присутствует и в "Жемчужине Альдамины", и в "Звездоглазке", и в "Подарке морского хозяина", и почти во всех сказках. Например: "Жил когда-то рыбак... Жил он у самого моря... Зимовали они в маленькой хижине... На островке была у них лачужка..." Начало сказки "Подарок морского хозяина" перекликается с известной сказкой А.С. Пушкина. А в "Жемчужине Альдамины" героиня получает не-обычные подарки от фей, как в "Спящей красавице" Ш.Перро. В этой же сказке звучит мотив "Золушки": чтобы найти свою дочь, король распорядился примерить корону всем девушкам, которым 18 лет.

Велика роль литературы в жизни человека. Читая книги, мы не только что-то узнаем, но и становимся другими. В этом смысле роль сказки трудно переоценить. Всегда сказка учит доброте, любви к близким. В сказках Топелиуса, безусловно, есть нравоучение и назидание. Но они даются в сказочной форме, которая легче всего проникает в сознание ребенка.

Иногда это открыто высказанное мнение автора: "Прекрасна жемчужина Альдамины, но еще прекраснее ее доброе сердце".

"– Да, если знаешь, что дважды два – четыре, это еще не значит, что знаешь все!" – с важностью произнесла белка.

И это, конечно, совершенно верно.

"И так бывает всегда: если кто-нибудь очень уж заважничает, обязательно найдется маленький Караматти, который собьет с такого умника спесь". ("Флюгерный петух".)

Но чаще автор предлагает читателю самому решить, кто из героев может стать для него примером, по их поступкам.

Например, в "Зимней сказке" дети отказались от приглашения королевы жить во дворце. Они захотели остаться дома, так как любят родителей и друзей.

"Черная кошка прятала свои когти и ласково жмурилась, когда Лисси наклонялась к ней. А злая дворовая собака Кетту переставала лаять и рычать, стоило только девочке посмотреть на нее". ("Звездоглазка".)

Как правило, основной смысл несет конец сказки. Нередко автор задает вопрос, заставляя читателя задуматься и ответить на него по-своему: "А может быть, и правда: доброе сердце – колдовское? Может быть, и так. Это пусть каждый сам решит". ("Звездоглазка".) "А может быть, старые сосны одарили своими чудесными дарами всех детей, что живут на свете? Может быть, и так". ("Зимняя сказка".)

IV. Обсуждение нравственных вопросов, поднятых в сказках

Как уже говорилось, сказки Топелиуса воспитывают, заставляют задуматься о многом. Кульминацией занятия должно стать обсуждение вопросов, на которые нельзя ответить однозначно, или возможны разные точки зрения. Необходимо дать учащимся высказаться, затем обобщить их мнения. Дискуссионных вопросов не должно быть много, лучше их сделать более глубокими и содержательными. Например:

1. Альдамина получила два подарка: жемчужину (а с ней красоту, богатство и ум) и доброе сердце. Какой из этих подарков предпочли бы вы?
2. Флюгерный петух считал себя лучше всех только потому, что выше всех сидел. За это он в дальнейшем жестоко поплатился. Выходит, не надо никогда стремиться вверх?
3. Как вы понимаете переносный смысл выражения "держать нос по ветру"?
4. В финале сказки "Три ржаных колоса" богатый старик разрешает жене отдать нищим каравай хлеба, но она долго не соглашается. Почему? Как вы понимаете выражение "от чистого сердца"?
5. "А может быть, правда доброе сердце колдовское?" А как думаете вы? Докажите свой ответ.

V. Сказки Топелиуса в рисунках и иллюстрациях

Подведение итогов конкурса рисунков, защита рисунков. Рассматривание иллюстраций в книгах.

VI. Выводы

Сказки Топелиуса интересны. В основе этих сказок лежат традиции национальной культуры Финляндии, любовь автора к своему народу, к первозданной красоте северной природы. Значительное влияние оказали на писателя его предшественники – мастера литературной сказки.

Самое главное достоинство произведений Топелиуса в том, что маленький читатель не только наслаждается их чтением, но и задумывается над тем, как сделать мир добрым и солнечным.