Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №21/2001

Я иду на урок

Татьяна Сапожникова

Предания старины глубокой

У многих детей дома живут кошки, собаки, птички и, естественно, что рисовать различных зверей любят и пытаются почти все. В школе на уроках изобразительного искусства уже с первого класса ребята рисуют животных, но не у всех это хорошо получается. Ребенку необходимо показать, как рисуется животное, и, разумеется, заинтересовать этой темой как на уроке, так и в кружке. Вот как это делает Татьяна САПОЖНИКОВА, учитель школы № 610, г. Москвы.

Тема. "Изображение животных в стиле наскальной живописи".

Материалы. Гуашь (желтая, красная, черная), большая кисть, тонкая кисть, тампон из поролона, ножницы, карандаш, плотная бумага (формат А3), два альбомных листа (формат А4), тонкая бумага (формат А3).

Зрительный ряд. Изображения животных в палеолите, мезолите, неолите.

Ход урока

I. Теоретическая часть

Учитель. История изобразительного искусства началась с изображения животных в каменном веке. Неизвестные нам художники оставили изображения оленей, диких лошадей, зубров, носорогов на стенах пещер Южной Франции и Северной Испании. Эти рисунки считаются лучшими произведениями анималистического искусства. Слово "анималист" обозначает художник, рисующий животных.

Учитель записывает слово на доске.

– Изображения имели магическое значение, они являлись двойниками животного. Изобразить животное – значило получить над ним власть.

Первые рисунки времен палеолита (древний каменный век) были найдены в 1877 г. испанским археологом Марселино де Савтуола. Когда он занимался раскопками в Альтамирской пещере, его дочь обратила внимание на рисунки, которые покрывали темные своды пещеры. Альтамира была первой из многих десятков подобных пещер, обнаруженных позднее на территории Франции и Испании. К настоящему времени только во Франции обнаружено около 100 пещер с изображениями животных.

Одно из самых выдающихся открытий было сделано случайно в сентябре 1940 г. Пещера Ласко во Франции была обнаружена четырьмя мальчиками, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Теперь эта пещера превращена в музей ("Доисторическая сикстинская капелла"). Пещера Ласко – это классический образец пещерного искусства. Здесь можно увидеть и "Зал быков", и изображения лошадей, написанных светлой и золотистой охрой с черной контурной обводкой и тонким рисунком.

В наскальной живописи времен палеолита в центре внимания – всегда животное, которое изображается крупно и объемно.

Контур может быть высечен или процарапан на камне (петроглифы), фигуры не связаны между собой.

Постепенно размеры изображений уменьшаются. В мезолите (переходный период между палеолитом и неолитом. Неолит – новый каменный век, последний период каменного века.) живопись теряет объемность и становится плоскостной. Композиции становятся многофигурными.

Центральное место в мезолите принадлежит сценам охоты, причем животные прорисованы тщательно, а человек – условно.

Благодаря незаконченным наброскам удалось последовательно проследить технику нанесения изображения на стену пещеры.

Вначале примитивной кисточкой или пером наносился контурный рисунок.

Затем внутренняя часть закрашивалась (силуэт фигуры иногда подчеркивался врезанным контуром).

Использовали красную минеральную краску различных оттенков; черную и изредка белую краски.

В качестве связующего были стойкие соединения, как яичный белок, кровь и мед.

В начальной школе нет необходимости называть детям все периоды каменного века. Достаточно проследить за развитием самих рисунков, разобрать последовательность выполнения рисунка и цветовую гамму изображения.

II. Практическая работа

Перед началом работы столы следует застелить газетой.

1. Фон (подмалевок)

Наложить на плотный лист бумаги (формат А3) большие мазки желтой и красной красок, добавить каплю черной. Смешивая краски прямо на листе большой кистью, крупными мазками быстро закрыть весь лист. Гуашь должна быть разведена до густоты сметаны. Поверхность фона не должна быть ровной, а должна напоминать стены пещеры. Наряду с желтой, красной и черной красками, можно использовать охру, но она есть не у каждого ребенка, а смешивая три краски, дети получают возможность самостоятельно составить различные оттенки охры.

Если к еще не присохшей поверхности приложить мятую бумагу, провести по ней рукой, а потом быстро снять, то фактура фона будет интересней.

Учитель должен следить за тем, чтобы кисти у детей не были очень сухими, но в тоже время не разрешать ребятам лить много воды на лист.

2. Создание прожилок на скале

Разорвать на полосы бумагу (формат А3). Бумага может быть плохого качества, старой, мятой, можно использовать также обложки или страницы журналов (главное, чтобы бумага не сильно впитывала воду).

Полосы разложить на фоне так, чтобы между ними остались щелки.

Затем нанести более темную или более светлую краску (зависит от фона) между полосками. Когда полоски будут убраны, на фоне останутся прожилки горной породы.

3. Изображение животных

Животных изображают при помощи трафарета черной краской. Если у ребенка не получится трафарет с первого раза, то надо взять новый лист. Дети не должны бояться сделать ошибку в новой для них работе.

Трафарет выполняется на 1/2 или 1/3 альбомного листа. Сначала вместе с учителем, глядя на наглядные пособия, ребята рисуют животное. Учитель должен показать, как изобразить различных животных, иначе у всего класса рисунки будут одинаковыми и работа получится скучной.

1. Нарисовать туловище в виде прямоугольника.

2. Нарисовать шею в виде треугольника, показать, что в зависимости от положения треугольника меняется положение шеи. На доске учитель делает одновременно несколько рисунков или прорисовывает несколько шей к одному туловищу. Когда дети нарисуют шею по-своему, лишнее учитель может стереть с доски.

3. Голову изобразить в виде маленького треугольника.

4. Подрисовать заднюю ногу в виде изогнутого назад треугольника, черточками обозначить уши.

5. Дорисовать штрихами ноги, рога (если необходимо). Пусть дети рисуют ноги смелее (как пойдет рука), чтобы животные получились в движении.

6. Прорисовать копыта, спину, живот, толщину передних ног у туловища, щеку и губу.

Рисунок для трафарета выполняется смело, ластиком пользоваться не обязательно, так как рисунок будет вырезан.

7. После того, как рисунок закончен, в центре фигурки делается надрез, а затем вырезается вся фигура. Надо предупредить детей, что, вырезая, нельзя выходить за контуры рисунка.

 8. Черную краску для трафарета лучше развести в ванночке до густоты сметаны, но если нет ванночки, то можно наносить краску на тампон большой кистью.

Если у ребенка нет тампона для нанесения краски, то рисунок по трафарету можно аккуратно обвести тонкой кистью, а затем, убрав трафарет, закрасить контур.

Выполняя композицию по трафарету, надо постараться расположить животных не по одной линейке, не рядами, а более живо и интересно.

Работа на тему "Наскальная живопись" выполняется индивидуально, а потом на стене класса составляется из всех рисунков общее панно. Но, если есть возможность, то класс делится на группы, каждой группе дается для фона лист ватмана. После подготовки трафаретов, фигуры наносятся на общий фон под руководством учителя. В создании коллективной работы должен принять участие каждый ребенок.