Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №19/2001

Я иду на урок

светлана Узденова

Что? Где? Когда?

(Внеклассное занятие по русскому языку)
1-й класс

Тема. "Звуки и буквы".

Цели. Закрепить знания детей о звуках и буквах, умения соотносить количество звуков и букв, выделять в слове гласные и согласные звуки.

Оборудование. Барабан с секторами, конверты с загадками, плакаты со словами-отгадками, призы.

Ход урока

В игре участвуют три команды, игроки под музыку рассаживаются по местам. Выходят ведущие Мальвина и Буратино.

Мальвина. Здравствуйте, дорогие игроки и гости! Мы приглашаем вас на нашу игру "Что? Где? Когда?"

Буратино. Перед игрой мы хотим напомнить вам ее условия. Каждая команда вращением барабана определяет свой сектор и загадку. Команды должны выполнить следующие требования:

  • Отгадать загадку.
  • Назвать количество слогов в слове-отгадке.
  • Поставить в слове-отгадке ударение.
  • Назвать количество звуков и букв.
  • Назвать количество гласных и согласных букв в слове-отгадке.

Мальвина. Оценивать ответы команд будет уважаемое жюри. В жюри входят наши учителя и родители.

Приглашаем капитана первой команды к нашему барабану. Желаем всем командам удачи!

Капитан первой команды вращает барабан.

Буратино. Первой команде достается зеленый сектор. Вы должны отгадать загадку.

Буратино берет конверт, вынимает из него листок с загадкой и читает ее.

Мухи белые летели,
На дворы, на крыши сели.
Не сочтете белых мух,
Что летают словно пух.

Команда получает одну минуту на размышление.

Команда 1. В загадке говорится о снежинках. В слове снежинки три слога, ударение падает на второй слог, в слове восемь букв и восемь звуков, из них три гласные буквы и пять согласных.

Жюри оценивает ответ команды.

После каждого тура игры рекламная пауза.

Первая рекламная пауза – Буратино сидит за партой, перед ним тетрадь. Мальвина берет в руки его тетрадь.

Мальвина. Ах, Буратино, вы так огорчаете меня! В вашем диктанте столько ошибок! Вы написали букву я в словах чашка и щавель, букву ы в словах шишка и чижи.

Буратино (огорченно). Мальвина, ну почему у меня так много ошибок?

Мальвина. Буратино, вы забыли, что сочетания ча и ща пишутся только с буквой а, а сочетания жи и ши пишутся только с буквой и. Ребята, помните эти правила и ваши диктанты не будут огорчать ваших учителей и родителей.

Буратино. Мы продолжаем нашу игру и приглашаем к барабану капитана второй команды.

Капитан второй команды вращает барабан.

Мальвина. Второй команде достается красный сектор. Вы должны отгадать загадку.

Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой.

Команде дается одна минута на размышление.

Команда 2. В загадке говорится о снегире. В слове снегирь два слога, ударение падает на второй слог, в слове семь букв и шесть звуков, из них четыре согласных буквы и две гласные, буква ь звука не обозначает.

Жюри оценивает ответ команды.

Вторая рекламная пауза – выходит грустная Белоснежка, к ней подходит гном.

Гном. Белоснежка, почему ты грустишь? Тебя кто-нибудь обидел?

Белоснежка. Нет, милый гномик! Здесь все так добры ко мне, но я очень скучаю по своему отцу.

Гном. А ты напиши ему письмо. Я сам отнесу его на почту.

Белоснежка. Ах, гномик! Злая мачеха заколдовала меня. Я не помню, как пишется название нашего королевства. Как же письмо дойдет до моего отца?

Гном. Этому горю легко помочь. Белоснежка и вы, ребята, помните, что названия стран, городов, сел и деревень пишутся с большой буквы.

Буратино. А мы продолжаем игру и приглашаем капитана последней команды к барабану.

Капитан вращает барабан.

Мальвина. У вашей команды – синий сектор и загадка.

Красные и черные,
Кислые и сладкие,
Так и просятся и в рот,
И в варенье, и в компот.

Команде дается одна минута на размышление.

Команда 3. В загадке говорится о ягодах. В слове ягоды три слога, ударение падает на первый слог, в слове пять букв и шесть звуков, три гласные буквы, две согласные. Буква я обозначает два звука: согласный звук [й] и гласный звук [а].

Жюри оценивает ответ команды.

Третья рекламная пауза.

Ведущий. Это случилось в дремучем лесу. Красная Шапочка шла к бабушке с гостинцем. По дороге она собирала цветы и ягоды.

Выходит Красная Шапочка, имитирует сбор цветов и ягод.

Ведущий. Шла она, шла и не заметила, как заблудилась, попала в дремучую чащу. Вдруг видит Волка.

Волк сидит на пеньке и громко плачет.

Красная Шапочка. Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?

Волк. Лиса. Она сказала, что я никогда не стану грамотным, потому что я не знаю, как проверить безударную гласную.

Красная Шапочка. Не плачь, я помогу тебе. Запомни: если буква гласная вызовет сомнение, ты ее немедленно ставь под ударение.

Волк (повторяет). Если буква гласная вызовет сомнение, ты ее немедленно поставь под ударение.

Красная Шапочка. А теперь проверим, как ты понял. Я буду называть слова с безударными гласными, а ты называй проверочное слово. Столбы...

Волк. Столб.

Красная Шапочка. Столы...

Волк. Стол.

Красная Шапочка. Вот видишь, как все просто!

Волк. Спасибо, Красная Шапочка! Ты помогла мне, а теперь я провожу тебя к твоей бабушке.

Берутся за руки и уходят.

Ведущий. Так подружились Волк и Красная Шапочка. А дружба их началась с удивительного правила русского языка. Давайте повторим его.

Дети повторяют правило. Выходят Мальвина и Буратино.

Мальвина. Вот и закончилась наша игра.

Буратино. Просим уважаемое жюри подвести итоги.

Жюри подводит итоги, награждает победителей. Каждая команда получает приз.

Светлана УЗДЕНОВА,
учитель школы № 8,  г. Черкесск
Рис. Н.Трениной