Контрольные
работы
по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Русский язык
Пояснительная записка
Предлагаемые контрольные
работы соответствуют содержанию программ по
русскому языку для трехлетней и четырехлетней
начальной школы В.В. Репкина по системе
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Все контрольные работы
являются итоговыми, то есть проводятся в конце
учебного года.
Каждая работа состоит из двух
частей.
Цель задания первой части:
определить уровень сформированности
орфографического навыка у младших школьников на
каждом этапе обучения. Первая часть работы
проводится в виде диктанта. В 4-м классе эту часть
работы можно проводить в виде письменной работы
по тексту с пропущенными орфограммами.
Цели заданий второй части
следующие:
во-первых, выявить уровень
лингвистических знаний и умений учащихся в
определенной языковой области;
во-вторых, диагностировать, в
какой степени у учащихся сформированы основные
компоненты учебной деятельности: умение
отличить известное от неизвестного, обнаружить
новое, поставить задачу для будущего изучения,
рефлексивное отношение к способам собственных
действий, умение выйти за рамки собственных
знаний, построить гипотезу и проверить ее.
Каждая вторая часть
контрольных работ для 1–3-го классов содержит по
два задания. Первое задание нацелено на проверку
языковых знаний и умений в рамках изученного
материала. Второе задание (оно помечено *) носит
диагностический характер; оно определяет
уровень сформированности компонентов учебной
деятельности, указанных выше. Это задание
построено на материале, выходящем за рамки
изученного на данный момент предметного
содержания. Сказанное означает, что подход к
анализу результатов выполнения этих двух типов
заданий должен быть принципиально разным.
Контрольная работа для 4-го
класса имеет те же две части, но вторая часть
содержит не два, а пять заданий, среди которых
есть задания и первого и второго типов. Эти
задания построены на материале основных
разделов русского языка, изученных на конец 4-го
класса.
Контрольные работы для 1–3-го
классов выполняются следующим образом: за один
урок учащиеся пишут диктант и выполняют одно из
заданий. Задание выбирает учитель в зависимости
от того, какую цель он ставит: проверку изученных
знаний и умений или диагностическую.
Контрольная работа для 4-го
класса выполняется за два урока: на первом уроке
учащиеся пишут диктант, на втором – выполняют
вторую часть работы (желательно на специальном
бланке).
Контрольные работы
1-й класс (1–4)
Часть 1
Д и к т а н т
Папа и Ваня с утра уехали на
рыбалку.
Папа ловит рыбу сетью. Вот уже целая банка
карасей. А у Вани на крючке зубастая щука.
Мама сварит уху на ужин. (29 слов)
Часть 2
З а д а н и е 1
Запиши слова уехали и ужин
звуками. Под звуковыми записями запиши эти же
слова буквами. Покажи стрелочками работу каждой
буквы.
О б р а з е ц
правильного выполнения задания:
З а д а н и е 2*
1. Найди в диктанте слова, в
которых есть буква е. Под первой схемой запиши
слова, в которых буква е обозначает гласный звук
и мягкость предыдущего согласного звука. Под
второй схемой запиши слова (или слово), где буква
е обозначает два звука – [й’] и [э].
2. Слова с буквой е, которые не
попали в эти столбики, запиши отдельно. Если
можешь, укажи работу буквы е в этих словах.
1-й класс (1–3), 2-й
класс (1–4)
Часть 1
Д и к т а н т
Муравей хотел пить. Спустился
он к ручью. Набежала волна и муравья чуть не
потопила. Голубка увидала муравья и бросила в
ручей ветку. Муравей сел на ветку и выплыл на
берег.
В другой раз муравей спас голубку. Он укусил
охотника за ногу. Тот уронил сеть, и голубка
улетела.
(47 слов)
(По Л. Толстому)
Часть 2
З а д а н и е 1
Выпиши высказывание.
Набежала волна и муравья чуть
не потопила.
Подчеркни:
- одной чертой – орфограммы
слабых позиций;
- двумя чертами – орфограммы
сильных позиций;
- волнистой линией – все
остальные.
З а д а н и е 2*
1. Выпиши разные изменения
слов муравей и голубка. Выдели в них окончания.
2. Определи, какие это
изменения – по числу или по падежу (поставь букву
"П" или "Ч" напротив каждого изменения
одного и того же слова).
3. Найди среди выписанных
изменений слова в одном и том же падеже. Запиши их
парами. В скобках укажи слово (или слова), с
помощью которых можно доказать, что эти слова
имеют одинаковый падеж.
2-й класс (1–3), 3-й
класс (1–4)
Часть 1
Д и к т а н т
Синее небо и свежее дыхание
ветерка так и манили меня на утреннюю прогулку. Я
вышел из душной комнаты и пошел по узкой тропинке
к роще. Все дышало свежестью. Молодые листочки
точно были покрыты блестящим лаком. Первые
весенние цветочки гордо поднимали свои красивые
головки. На шелковистой траве сверкали крупные
капли росы. А птички распевали свои песни. (55 слов)
Часть 2
З а д а н и е 1
Выпиши слово прогулка, выдели
в нем значимые части. Из каждой строчки выпиши
одно слово, в котором есть такая же значимая
часть:
пробка, проверка, противный
гул, гуляш, выгуливать
записка, собачка, копилка
(нет) стола, унесла, земля
З а д а н и е 2*
1. Проверь орфограмму в
слове покл_нился. Запиши в скобках проверочное
слово, выдели корень в обоих словах (или
изменениях).
2. В слове покл_нился такой
же корень, как и в словах поклон и кланяться.
Можно ли проверить орфограмму в слове покл_нился
по закону письма (то есть по сильной позиции)?
Если нет, поставь знак вопроса над этой
орфограммой, укажи обе возможные буквы. Нарушает
ли написание буквы о или а в слове покл_нился
закон письма?
3. Запиши:
заря – зори – зарево;
загорел – загар – огарок.
Определи гласную фонему в
корне этих слов, запиши ее под гласной буквой
корня.
В каком из списков орфограмма
корня имеет двойную проверку, как и в слове
покл_нился? Отметь этот список слов галочкой.
3-й класс (1–3), 4-й
класс (1–4)
Часть 1
Запиши текст, проверяя
орфограммы.
Идет весна
(За)стучала за (о,а)кошк...м
звонк... ... капель, (по)т(е,и)плел воздух,
(по)т(е,и)мнел и (о,а)сел снег. Умч(а,я)лись зимн... ...
дни. Тольк... лё(г,х)кий м...ро(з,с) всё никак
(не)с...берёт(?)ся (по)б(и,е)жать за з...мой. Он
пыта(е,и)т(?)ся по утрам (на) пугать в(е,и)сну. В
л(е,и)су (про)л(е,и)гли от д(е,и)рев(?)...в длинн... ...
тени. Около ств...лов (под)нима...т из-под сер... ... ...
снега ро(б,п)кие стрелы з(и,е) лен... ... травка.
Всё дыш...т в(е,и)сной. Скор(а,о) выбр(а,о)с...т перв...
... с(и,е)рё(ж,ш)ки д...рев(?)я, (при)л(е,и)тят гр(а,о)чи,
(по)плывут по реч(?)к... перв... ... льдины. А пока ещё
л(е,и)сной н(а,о)ро(д,т) оставля...т на сн...гу св(о,а)и
сл(е,и)ды.
Скор(а,о) в(е,и)сенн... ... руч(?)и (на)полн...т лес
радос(?)ным журчани...м. (79 слов)
Часть 2
1. Запиши звуками слова:
лень, пятак, режь, пою, мороз.
2.*1 Прочитайте:
об озере о родине
об Азии о песне
об Ире о Маше
об этом о книге
Найди один и тот же предлог,
который употребляется в двух формах. Когда
применяется форма об? Когда о? Запиши свой ответ.
Говорят так: о ели, о явлении, о
ёжике, о Юле. Почему здесь употребляется форма о,
а не об? Докажи, что это правильно. Запиши свой
ответ.
3. Выдели основу и окончание в
каждой паре словоформ:
писал – писали
черный – черные
(ты) пишешь – (вы) пишете
*птичий (полет) – птичьи (стаи)
*записался – записались
*мамин (платок) – мамины (руки)
4. Определи, к какой части
речи относится каждое слово в данном тексте. Над
словами, которые ты не можешь отнести к известным
частям речи, поставь знак вопроса.
– За что вторая единица?
Спросила старшая сестрица.
– Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.
Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.
(С. Маршак)
К какой части речи ты отнес(ла)
слово кенгуру? Почему? Запиши свой ответ.
5.* Найди и подчеркни имена
прилагательные в словосочетаниях:
а) бежевый цвет – цвет беж
крутое яйцо – яйцо всмятку
длинная юбка – юбка макси
б) Многие ученые относят
слова беж, макси к прилагательным. Согласен(сна)
ли ты с этой точкой зрения? Почему? Запиши свой
ответ.
в) Слово всмятку в данном
словосочетании некоторые ученые относят к
прилагательному. Другие – к наречию. С какой
точкой зрения ты согласен(сна)? Почему? Запиши
свой ответ.
Анализ контрольных
работ
Первая часть каждой работы
анализируется с помощью таблиц (см. приложение
с.5–8), вторая – оценивается в баллах в
соответствии с выделенными уровнями2.
1-й класс (1–4)
Результаты выполнения первой
части работы (диктанта) фиксируются в таблице 1
(см. с.5) (знак "+" в графе означает наличие
данной ошибки в работе, "–" – ее отсутствие,
"галочка" ставится в графе недочетов).
Заполнив эту таблицу, учитель
сможет сделать выводы, в какой степени
первоклассники усвоили правила русской графики,
изученные орфограммы, насколько у ребят
сформирован каллиграфический навык. Количество
самых распространенных на этом этапе и самых
"опасных" ошибок – пропуск, замена и
перестановка букв, слогов – свидетельствует об
уровне сформированности действия письма.
Подсчитывая общее количество ошибок в
ученической работе, следует учитывать, что
каллиграфическая ошибка (неправильное
соединение, искажения букв и т.п.) считается
недочетом, 2–3 таких недочета приравниваются к
одной ошибке.
При анализе з а д а н и я 1 за
правильный звуко-буквенный анализ каждого слова
дается 5 баллов. За одну ошибку в транскрипции или
в определении работы буквы отнимается 1 балл.
О б р а з е ц
правильного выполнения задания:
З а д а н и е 2 надо
анализировать следующим образом:
– за правильное
распределение слов по столбикам присуждается 5
баллов;
– за правильно указанную работу буквы е в
словах уже, целая – еще 5 баллов.
О б р а з е ц правильного
выполнения этого задания:
Примечание.
– значок мягкости согласного звука; –
значок гласного звука.
1-й класс (1–3), 2-й
класс (1–4)
Диктант анализируется
аналогично, по таблице 2 (см. с. 6)
Заполнив эту таблицу, учитель
будет иметь представление о том, в какой мере его
ученики овладели основными способами проверки
орфограмм слабых позиций: путем изменения слов,
пользуясь словарем2 или по памяти, проверяя
орфограммы по специальным правилам. По данным
таблицы можно судить, как дети усвоили
орфограммы сильных позиций, допускают ли ошибки
в случаях употребления большой буквы,
раздельного написания предлогов с другими
словами, есть ли пропуск, перестановка букв. В
графе "необоснованные пропуски" отмечаются
прочерки, сделанные ребенком на месте тех букв,
которые можно проверить одним из изученных
способов (например, в слове ур_нил – ребенок
должен был проверить букву о изменением уронит).
На наш взгляд, такой пропуск все же лучше ошибки,
поэтому предлагаем считать его недочетом. 2–3
необоснованных пропуска приравниваются к одной
ошибке.
При анализе з а д а н и я 1
оценивается количество подчеркнутых орфограмм и
правильность способа их выделения. За каждую
правильно подчеркнутую орфограмму следует дать 1
балл. Если использован не тот способ
подчеркивания, снимается 0,5 балла.
О б р а з е ц
правильного выполнения задания:
З а д а н и е 2 оценивается так:
– за правильно выполненные
1 и 2 пункты заданий присуждается по 5 баллов;
– за выполнение пункта 3 задания дается 10
баллов.
О б р а з е ц правильного
выполнения задания:
(есть муравей, есть голубка) или (муравей
хотел, голубка хотела)
(спас муравья, спас голубку) или
(вижу муравья, вижу голубку)
2-й класс (1–3), 3-й
класс (1–4)
Диктант анализируется
аналогично, по таблице 3 (см. с. 7).
Заполнение этой таблицы
позволит учителю сделать выводы об уровне
усвоения способов проверки орфограмм слабой
позиции в разных частях слова: в приставке, корне,
суффиксе, падежном окончании слова. Кроме того, в
таблице будут отражены также умения проверять
орфограммы сильных позиций, особую орфограмму
мягкого согласного перед другим мягким
согласным, орфограммы слитно-раздельного
написания предлогов и приставок и пр.
Выполнение з а д а н и я 1
оценивается следующим образом:
– если значимые части в
слове выделены правильно дается 5 баллов;
– за каждое правильно выписанное слово
добавляется по 5 баллов.
О б р а з е ц правильного
выполнения задания:
З а д а н и е 2 оценивается
так:
– если ученик поставил
знак вопроса над орфограммой и указал две
возможные проверки, ему присуждается 10 баллов;
– если в работе дан ответ "не нарушает",
добавляется 5 баллов;
– если правильно выполнен 3 пункт задания,
добавляется еще 10 баллов.
О б р а з е ц правильного
выполнения задания:
Не нарушает.
3-й класс (1–3), 4-й
класс (1–4)
Диктант анализируется
аналогично, по таблице 4 (см. с. 8).
Задания второй части работы
предлагаем оценивать в баллах.
1.За каждое правильно
записанное слово присуждается 1 балл.
О б р а з е ц выполнения
задания:
2. За правильный ответ на
каждый вопрос дается по 5 баллов.
О б р а з е ц правильного
выполнения задания:
Форма об используется перед
словом, которое начинается с гласного звука,
форма о – перед словом, начинающимся с
согласного звука.
Слова ель, явление, ёжик, Юля
начинаются с согласного звука [й], поэтому это
правильно.
3.За правильно выделенные
части слова в формах без * присуждается по 1 баллу,
в словоформах со * – по 2 балла за каждую форму
слова.
О б р а з е ц
правильного выполнения задания:
4. За каждое слово,
правильно отнесенное к части речи, дается 1 балл.
Знаки вопроса могут быть над словами что (в
первой и последней строчках) и если. Если части
речи указанных трех слов правильно определены,
добавляется 5 баллов. За содержательный ответ на
последний вопрос добавляется 2 балла.
О б р а з е ц правильного
выполнения задания:
Я считаю, что кенгуру – это
существительное, потому что это слово обозначает
предмет.
5. Задание а) – не
оценивается. Задание б) и в):
– если дан
аргументированный ответ (через определение
прилагательного) и все три слова (беж, макси,
всмятку) отнесены к прилагательному – 10 баллов.
– в остальных случаях при условии попытки
логичного объяснения своей точки зрения – 5
баллов.
О б р а з е ц правильного
выполнения задания:
Я согласен с тем, что слова беж
и макси можно отнести к прилагательным, так как
эти слова обозначают признак предмета,
присоединяются к существительному, хотя и не
изменяются.
Слово всмятку можно отнести к
прилагательному, так как оно тоже здесь –
признак предмета. Если наречие может быть
признаком предмета, тогда можно отнести и к
наречиям.
__________________________________
1Что – местоименное существительное или
вопросительное местоимение.
2Если – союз.
3Что – союз.