Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2001

Контрольные работы

Елена Восторгова

Контрольные работы
по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Русский язык

Пояснительная записка

Предлагаемые контрольные работы соответствуют содержанию программ по русскому языку для трехлетней и четырехлетней начальной школы В.В. Репкина по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Все контрольные работы являются итоговыми, то есть проводятся в конце учебного года.

Каждая работа состоит из двух частей.

Цель задания первой части: определить уровень сформированности орфографического навыка у младших школьников на каждом этапе обучения. Первая часть работы проводится в виде диктанта. В 4-м классе эту часть работы можно проводить в виде письменной работы по тексту с пропущенными орфограммами.

Цели заданий второй части следующие:

во-первых, выявить уровень лингвистических знаний и умений учащихся в определенной языковой области;

во-вторых, диагностировать, в какой степени у учащихся сформированы основные компоненты учебной деятельности: умение отличить известное от неизвестного, обнаружить новое, поставить задачу для будущего изучения, рефлексивное отношение к способам собственных действий, умение выйти за рамки собственных знаний, построить гипотезу и проверить ее.

Каждая вторая часть контрольных работ для 1–3-го классов содержит по два задания. Первое задание нацелено на проверку языковых знаний и умений в рамках изученного материала. Второе задание (оно помечено *) носит диагностический характер; оно определяет уровень сформированности компонентов учебной деятельности, указанных выше. Это задание построено на материале, выходящем за рамки изученного на данный момент предметного содержания. Сказанное означает, что подход к анализу результатов выполнения этих двух типов заданий должен быть принципиально разным.

Контрольная работа для 4-го класса имеет те же две части, но вторая часть содержит не два, а пять заданий, среди которых есть задания и первого и второго типов. Эти задания построены на материале основных разделов русского языка, изученных на конец 4-го класса.

Контрольные работы для 1–3-го классов выполняются следующим образом: за один урок учащиеся пишут диктант и выполняют одно из заданий. Задание выбирает учитель в зависимости от того, какую цель он ставит: проверку изученных знаний и умений или диагностическую.

Контрольная работа для 4-го класса выполняется за два урока: на первом уроке учащиеся пишут диктант, на втором – выполняют вторую часть работы (желательно на специальном бланке).

Контрольные работы
1-й класс (1–4)

Часть 1

Д и к т а н т

Папа и Ваня с утра уехали на рыбалку.
Папа ловит рыбу сетью. Вот уже целая банка карасей. А у Вани на крючке зубастая щука.
Мама сварит уху на ужин. (29 слов)

Часть 2

З а д а н и е 1

Запиши слова уехали и ужин звуками. Под звуковыми записями запиши эти же слова буквами. Покажи стрелочками работу каждой буквы.

О б р а з е ц    правильного выполнения задания:

З а д а н и е 2*

1. Найди в диктанте слова, в которых есть буква е. Под первой схемой запиши слова, в которых буква е обозначает гласный звук и мягкость предыдущего согласного звука. Под второй схемой запиши слова (или слово), где буква е обозначает два звука – [й’] и [э].

2. Слова с буквой е, которые не попали в эти столбики, запиши отдельно. Если можешь, укажи работу буквы е в этих словах.

1-й класс (1–3), 2-й класс (1–4)

Часть 1

Д и к т а н т

Муравей хотел пить. Спустился он к ручью. Набежала волна и муравья чуть не потопила. Голубка увидала муравья и бросила в ручей ветку. Муравей сел на ветку и выплыл на берег.
В другой раз муравей спас голубку. Он укусил охотника за ногу. Тот уронил сеть, и голубка улетела.
(47 слов)

(По Л. Толстому)

Часть 2

З а д а н и е 1

Выпиши   высказывание.

Набежала волна и муравья чуть не потопила.

Подчеркни:

  • одной чертой – орфограммы слабых позиций;
  • двумя чертами – орфограммы сильных позиций;
  • волнистой линией – все остальные.

З а д а н и е 2*

1. Выпиши разные изменения слов муравей и голубка. Выдели в них окончания.

2. Определи, какие это изменения – по числу или по падежу (поставь букву "П" или "Ч" напротив каждого изменения одного и того же слова).

3. Найди среди выписанных изменений слова в одном и том же падеже. Запиши их парами. В скобках укажи слово (или слова), с помощью которых можно доказать, что эти слова имеют одинаковый падеж.

2-й класс (1–3), 3-й класс (1–4)

Часть 1

Д и к т а н т

Синее небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на утреннюю прогулку. Я вышел из душной комнаты и пошел по узкой тропинке к роще. Все дышало свежестью. Молодые листочки точно были покрыты блестящим лаком. Первые весенние цветочки гордо поднимали свои красивые головки. На шелковистой траве сверкали крупные капли росы. А птички распевали свои песни. (55 слов)

Часть 2

З а д а н и е 1

Выпиши слово прогулка, выдели в нем значимые части. Из каждой строчки выпиши одно слово, в котором есть такая же значимая часть:

пробка, проверка, противный
гул, гуляш, выгуливать
записка, собачка, копилка
(нет) стола, унесла, земля

З а д а н и е 2*

1. Проверь орфограмму в слове покл_нился. Запиши в скобках проверочное слово, выдели корень в обоих словах (или изменениях).

2. В слове покл_нился такой же корень, как и в словах поклон и кланяться. Можно ли проверить орфограмму в слове покл_нился по закону письма (то есть по сильной позиции)? Если нет, поставь знак вопроса над этой орфограммой, укажи обе возможные буквы. Нарушает ли написание буквы о или а в слове покл_нился закон письма?

3. Запиши:

заря – зори – зарево;
загорел – загар – огарок.

Определи гласную фонему в корне этих слов, запиши ее под гласной буквой корня.

В каком из списков орфограмма корня имеет двойную проверку, как и в слове покл_нился? Отметь этот список слов галочкой.

3-й класс (1–3), 4-й класс (1–4)

Часть 1

Запиши текст, проверяя орфограммы.

Идет весна

(За)стучала за (о,а)кошк...м звонк... ... капель, (по)т(е,и)плел воздух, (по)т(е,и)мнел и (о,а)сел снег. Умч(а,я)лись зимн... ... дни. Тольк... лё(г,х)кий м...ро(з,с) всё никак (не)с...берёт(?)ся (по)б(и,е)жать за з...мой. Он пыта(е,и)т(?)ся по утрам (на) пугать в(е,и)сну. В л(е,и)су (про)л(е,и)гли от д(е,и)рев(?)...в длинн... ... тени. Около ств...лов (под)нима...т из-под сер... ... ... снега ро(б,п)кие стрелы з(и,е) лен... ... травка.
Всё дыш...т в(е,и)сной. Скор(а,о) выбр(а,о)с...т перв... ... с(и,е)рё(ж,ш)ки д...рев(?)я, (при)л(е,и)тят гр(а,о)чи, (по)плывут по реч(?)к... перв... ... льдины. А пока ещё л(е,и)сной н(а,о)ро(д,т) оставля...т на сн...гу св(о,а)и сл(е,и)ды.
Скор(а,о) в(е,и)сенн... ... руч(?)и (на)полн...т лес радос(?)ным журчани...м. (79 слов)

Часть 2

1. Запиши звуками слова:

лень, пятак, режь, пою, мороз.

2.*1 Прочитайте:

об озере о родине
об Азии        о песне
об Ире        о Маше
об этом        о книге

Найди один и тот же предлог, который употребляется в двух формах. Когда применяется форма об? Когда о? Запиши свой ответ.

Говорят так: о ели, о явлении, о ёжике, о Юле. Почему здесь употребляется форма о, а не об? Докажи, что это правильно. Запиши свой ответ.

3. Выдели основу и окончание в каждой паре словоформ:

писал – писали
черный – черные
(ты) пишешь – (вы) пишете
*птичий (полет) – птичьи (стаи)
*записался – записались
*мамин (платок) – мамины (руки)

4. Определи, к какой части речи относится каждое слово в данном тексте. Над словами, которые ты не можешь отнести к известным частям речи, поставь знак вопроса.

– За что вторая единица?
Спросила старшая сестрица.
– Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.
Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.

(С. Маршак)

К какой части речи ты отнес(ла) слово кенгуру? Почему? Запиши свой ответ.

5.* Найди и подчеркни имена прилагательные в словосочетаниях:

а) бежевый цвет – цвет беж
     крутое яйцо – яйцо всмятку
     длинная юбка – юбка макси

б) Многие ученые относят слова беж, макси к прилагательным. Согласен(сна) ли ты с этой точкой зрения? Почему? Запиши свой ответ.

в) Слово всмятку в данном словосочетании некоторые ученые относят к прилагательному. Другие – к наречию. С какой точкой зрения ты согласен(сна)? Почему? Запиши свой ответ.

Анализ контрольных работ

Первая часть каждой работы анализируется с помощью таблиц (см. приложение с.5–8), вторая – оценивается в баллах в соответствии с выделенными уровнями2.

1-й класс (1–4)

Результаты выполнения первой части работы (диктанта) фиксируются в таблице 1 (см. с.5) (знак "+" в графе означает наличие данной ошибки в работе, "–" – ее отсутствие, "галочка" ставится в графе недочетов).

Заполнив эту таблицу, учитель сможет сделать выводы, в какой степени первоклассники усвоили правила русской графики, изученные орфограммы, насколько у ребят сформирован каллиграфический навык. Количество самых распространенных на этом этапе и самых "опасных" ошибок – пропуск, замена и перестановка букв, слогов – свидетельствует об уровне сформированности действия письма. Подсчитывая общее количество ошибок в ученической работе, следует учитывать, что каллиграфическая ошибка (неправильное соединение, искажения букв и т.п.) считается недочетом, 2–3 таких недочета приравниваются к одной ошибке.

При анализе з а д а н и я 1 за правильный звуко-буквенный анализ каждого слова дается 5 баллов. За одну ошибку в транскрипции или в определении работы буквы отнимается 1 балл.

О б р а з е ц правильного выполнения задания:

З а д а н и е 2  надо анализировать следующим образом:

– за правильное распределение слов по столбикам присуждается 5 баллов;
– за правильно указанную работу буквы е в словах уже, целая – еще 5 баллов.

О б р а з е ц   правильного выполнения этого задания:

Примечание. – значок мягкости согласного звука;   – значок гласного звука.

1-й класс (1–3), 2-й класс (1–4)

Диктант анализируется аналогично, по таблице 2 (см. с. 6)

Заполнив эту таблицу, учитель будет иметь представление о том, в какой мере его ученики овладели основными способами проверки орфограмм слабых позиций: путем изменения слов, пользуясь словарем2 или по памяти, проверяя орфограммы по специальным правилам. По данным таблицы можно судить, как дети усвоили орфограммы сильных позиций, допускают ли ошибки в случаях употребления большой буквы, раздельного написания предлогов с другими словами, есть ли пропуск, перестановка букв. В графе "необоснованные пропуски" отмечаются прочерки, сделанные ребенком на месте тех букв, которые можно проверить одним из изученных способов (например, в слове ур_нил – ребенок должен был проверить букву о изменением уронит). На наш взгляд, такой пропуск все же лучше ошибки, поэтому предлагаем считать его недочетом. 2–3 необоснованных пропуска приравниваются к одной ошибке.

При анализе з а д а н и я  1 оценивается количество подчеркнутых орфограмм и правильность способа их выделения. За каждую правильно подчеркнутую орфограмму следует дать 1 балл. Если использован не тот способ подчеркивания, снимается 0,5 балла.

О б р а з е ц   правильного выполнения задания:

З а д а н и е 2 оценивается так:

– за правильно выполненные 1 и 2 пункты заданий присуждается по 5 баллов;
– за выполнение пункта 3 задания дается 10 баллов.

О б р а з е ц   правильного выполнения задания:

(есть муравей, есть голубка) или (муравей хотел, голубка хотела)
(спас муравья, спас голубку) или (вижу муравья, вижу голубку)

2-й класс (1–3), 3-й класс (1–4)

Диктант анализируется аналогично, по таблице 3 (см. с. 7).

Заполнение этой таблицы позволит учителю сделать выводы об уровне усвоения способов проверки орфограмм слабой позиции в разных частях слова: в приставке, корне, суффиксе, падежном окончании слова. Кроме того, в таблице будут отражены также умения проверять орфограммы сильных позиций, особую орфограмму мягкого согласного перед другим мягким согласным, орфограммы слитно-раздельного написания предлогов и приставок и пр.

Выполнение з а д а н и я  1 оценивается следующим образом:

– если значимые части в слове выделены правильно дается 5 баллов;
– за каждое правильно выписанное слово добавляется по 5 баллов.

О б р а з е ц   правильного выполнения задания:

З а д а н и е  2 оценивается так:

– если ученик поставил знак вопроса над орфограммой и указал две возможные проверки, ему присуждается 10 баллов;
– если в работе дан ответ "не нарушает", добавляется 5 баллов;
– если правильно выполнен 3 пункт задания, добавляется еще 10 баллов.

О б р а з е ц   правильного выполнения задания:

Не нарушает.

3-й класс (1–3), 4-й класс (1–4)

Диктант анализируется аналогично, по таблице 4 (см. с. 8).

Задания второй части работы предлагаем оценивать в баллах.

1.За каждое правильно записанное слово присуждается 1 балл.

О б р а з е ц выполнения задания:

2. За правильный ответ на каждый вопрос дается по 5 баллов.

О б р а з е ц правильного выполнения задания:

Форма об используется перед словом, которое начинается с гласного звука, форма о – перед словом, начинающимся с согласного звука.

Слова ель, явление, ёжик, Юля начинаются с согласного звука [й], поэтому это правильно.

3.За правильно выделенные части слова в формах без * присуждается по 1 баллу, в словоформах со * – по 2 балла за каждую форму слова.

О б р а з е ц    правильного выполнения задания:

4. За каждое слово, правильно отнесенное к части речи, дается 1 балл. Знаки вопроса могут быть над словами что (в первой и последней строчках) и если. Если части речи указанных трех слов правильно определены, добавляется 5 баллов. За содержательный ответ на последний вопрос добавляется 2 балла.

О б р а з е ц   правильного выполнения задания:

Я считаю, что кенгуру – это существительное, потому что это слово обозначает предмет.

5. Задание а) – не оценивается. Задание б) и в):

– если дан аргументированный ответ (через определение прилагательного) и все три слова (беж, макси, всмятку) отнесены к прилагательному – 10 баллов.
– в остальных случаях при условии попытки логичного объяснения своей точки зрения – 5 баллов.

О б р а з е ц правильного выполнения задания:

Я согласен с тем, что слова беж и макси можно отнести к прилагательным, так как эти слова обозначают признак предмета, присоединяются к существительному, хотя и не изменяются.

Слово всмятку можно отнести к прилагательному, так как оно тоже здесь – признак предмета. Если наречие может быть признаком предмета, тогда можно отнести и к наречиям.

Елена Восторгова

__________________________________
1Что – местоименное существительное или вопросительное местоимение.
2Если – союз.
3Что – союз.