|
||
Т. Н. ПросняковаТрудовое обучение1-й классТема. "Веселый клоун". Технология. Аппликация из цветной бумаги. Материалы. Цветная бумага, 2 шаблона (прямоугольник 6ґ9 см и круг диаметром 5 см) из картона, ножницы, клей, лист плотной белой бумаги для основы. Задания 1. Вырезать детали по
шаблонам и склеить фигурку веселого клоуна, как
показано на рис. 1 (рисунок изображается на
доске или выдается на карточках). Ход работы 1. Дети сами выбирают цвета
для деталей. Цветов может быть от одного до пяти. Уровни выполнения работы 1. Уровень воспроизведения. Ребенок выполняет п.п. 1–5, то есть воспроизводит предложенную схему (рис. 1) и показывает следующие умения:
2. Уровень воспроизведения с элементами творческой деятельности. Ребенок выполняет п.п. 1–6 (рис. 2), то есть воспроизводит образец и добавляет в него самостоятельно очевидные недостающие детали (черты лица, пуговицы, узоры на одежде). 3. Творческий уровень. Ребенок выполняет п.п. 1–7 (рис. 3). Он добавляет в композицию новые элементы (шары, мячи, кольца), дополняет костюм новыми деталями (бант, воротник, ботинки), демонстрирует владение разными техниками (обрывная аппликация, мозаика, симметричное вырезание, гофрировка и др.).
2-й классТема. "Рыбка в аквариуме". Технология. Аппликация из бумаги, детали которой заходят друг за друга. Выпуклая мозаика. Материалы. Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, карандаш, линейка, циркуль. Задание. Дети получают лист с заданием (рис. 4). Ход работы 1. Сделай выкройку пп. 1–8 (рис. 4). Уровни выполнения работы 1-й уровень. Ребенок выполняет п.п. 1–8 и склеивает работу, повторяя образец (рис. 4). При этом показывает умения:
2-й уровень. Ребенок выполняет схему и украшает рыбку деталями (чешуйки на теле, хвосте и плавниках), демонстрирует при этом владение техниками выпуклой аппликации, мозаики, умение подбирать самостоятельно приемы для оформления поверхности (рис. 5).
3-й уровень. Ребенок, выполнив схему, домысливает всю композицию в целом. Добавляет водоросли, камни и др. (рис. 6). Показывает владение различными техниками и приемами.
3-й классТема. "Сказочный герой". Техника. Создание объемной фигуры цилиндрической формы из бумаги. Украшение текстильными материалами. Материалы. Плотная белая бумага, ткань, тесьма, нитки (мулине, ирис, тонкая шерсть), фломастеры, карандаши, линейка, ножницы, клей ПВА. Задание. Создай образ сказочного героя. Дай ему имя и придумай облик. Обязательные условия: размеры должны находиться в пределах, заданных на рис. 8; одежда – аппликация из тканей, волосы – из ниток. Ход работы 1. Придумать образ и
подобрать материалы.
Уровни выполнения работы 1-й уровень. Ребенок повторяет предложенный образ, назвав его, к примеру, "Иванушка", "Емеля" (рис. 7). Показывает навыки и умения:
2-й уровень. Ребенок придумывает свой образ, незначительно изменяя предложенный, например, удлиняет волосы, добавляет детали костюма. Например, работа "Машенька" (рис. 9). 3-й уровень. Ребенок значительно меняет предложенный образ, оставаясь при этом в рамках заданных условий (рис. 10 а, б, в). Например, можно поменять расположение лица ("Баба Яга" – рис. 10 а), изготовить не человека, а животное ("Мышонок" – рис. 10, б) или использовать другие техники работы с нитками и тканью, не те, которые показаны на образце ("Глупый король" – рис. 10, в).
4-й классТема. "Дом, в котором хотелось бы жить..." Технология. Создание объемных моделей строений на основе преобразования геометрических тел. Материалы. Плотная белая бумага или тонкий цветной картон, материалы для оформления (цветная бумага, фольга, текстиль и др.), карандаши, линейка. Задание. Придумай, кто будет жить в этом доме (персонаж литературный, реальный или фантастический). Начерти выкройку по заданным размерам (рис. 11), склей домик и укрась его согласно своему замыслу.
Ход работы 1. Придумать образ дома и
выбрать цвет бумаги или картона. Уровни выполнения работы 1-й уровень. Работа выполнена по образцу (рис. 11), имеет название (например, "Дом для моей семьи"). Ребенок показывает умения:
2-й уровень. Работа выполнена по образцу с некоторыми изменениями (например, увеличены размеры крыши, добавлены детали, соответствующие образу – "Дом для Мальвины" – рис. 12).
3-й уровень. Работа выполнена с изменениями в конструкции. Выбрано нестандартное решение, соответствующее задуманному образу. Например, "Дом для Облака" – плоская крыша, необычной формы окна и двери (рис. 13).
Критерии анализа и оценки
Проводить анализ можно по следующим параметрам.
Т.Н. ПРОСНЯКОВА |