Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2001

Система Занкова

Т. Н. Проснякова

Трудовое обучение

1-й класс

Тема. "Веселый клоун".

Технология. Аппликация из цветной бумаги.

Материалы. Цветная бумага, 2 шаблона (прямоугольник 6ґ9 см и круг диаметром 5 см) из картона, ножницы, клей, лист плотной белой бумаги для основы.

Задания

1. Вырезать детали по шаблонам и склеить фигурку веселого клоуна, как показано на рис. 1 (рисунок изображается на доске или выдается на карточках).
2. Украсить работу, используя любые изученные приемы работы с бумагой (аппликация, мозаика, гофрировка и др.).

Ход работы

1. Дети сами выбирают цвета для деталей. Цветов может быть от одного до пяти.
2. Обводят картонные шаблоны (с изнаночной стороны бумаги), вырезают детали.
3. Делят два круга пополам, наметив линию разреза сгибанием.
4. Определяют размеры колпачка, соотнося их с размерами головы. Рисуют от руки выкройку на обратной стороне цветной бумаги. Вырезают колпачок.
5. Приклеивают сначала крупную деталь – туловище, затем голову, колпак, руки, ноги.
6. Выполняют и приклеивают детали: глаза, рот, нос, узоры на одежде и др.
7. Творчески домысливают и дополняют композицию.

Уровни выполнения работы

1. Уровень воспроизведения.

Ребенок выполняет п.п. 1–5, то есть воспроизводит предложенную схему (рис. 1) и показывает следующие умения:

– определять по эскизу количество деталей и способы их выполнения;
– обводить шаблон и вырезать детали;
– делить симметричные детали пополам, намечая линию разреза складыванием;
– изготавливать деталь по выкройке, нарисованной самостоятельно;
– наклеивать детали в правильной последовательности;
– выдерживать близко к образцу пространственно композиционное расположение деталей.


Рис. 1


Рис. 2

2. Уровень воспроизведения с элементами творческой деятельности.

Ребенок выполняет п.п. 1–6 (рис. 2), то есть воспроизводит образец и добавляет в него самостоятельно очевидные недостающие детали (черты лица, пуговицы, узоры на одежде).

3. Творческий уровень.

Ребенок выполняет п.п. 1–7 (рис. 3). Он добавляет в композицию новые элементы (шары, мячи, кольца), дополняет костюм новыми деталями (бант, воротник, ботинки), демонстрирует владение разными техниками (обрывная аппликация, мозаика, симметричное вырезание, гофрировка и др.).


Рис. 3

2-й класс

Тема. "Рыбка в аквариуме".

Технология. Аппликация из бумаги, детали которой заходят друг за друга. Выпуклая мозаика.

Материалы. Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, карандаш, линейка, циркуль.

Задание. Дети получают лист с заданием (рис. 4).

Ход работы

1. Сделай выкройку пп. 1–8 (рис. 4).
2. Выполни аппликацию по схеме.
3. Укрась свою композицию, используя любые известные тебе техники выпуклой аппликации и мозаики из бумаги.

Уровни выполнения работы

1-й уровень. Ребенок выполняет п.п. 1–8 и склеивает работу, повторяя образец (рис. 4). При этом показывает умения:

– самостоятельно понимать задание;
– читать схему, инструкционную карту;
– понимать условные обозначения;
– производить разметку по линейке и с помощью циркуля;
– производить разметку от руки;
– наклеивать детали, заходящие друг за друга.

2-й уровень. Ребенок выполняет схему и украшает рыбку деталями (чешуйки на теле, хвосте и плавниках), демонстрирует при этом владение техниками выпуклой аппликации, мозаики, умение подбирать самостоятельно приемы для оформления поверхности (рис. 5).


                Рис. 5

3-й уровень. Ребенок, выполнив схему, домысливает всю композицию в целом. Добавляет водоросли, камни и др. (рис. 6). Показывает владение различными техниками и приемами.


           Рис. 6

3-й класс

Тема. "Сказочный герой".

Техника. Создание объемной фигуры цилиндрической формы из бумаги. Украшение текстильными материалами.

Материалы. Плотная белая бумага, ткань, тесьма, нитки (мулине, ирис, тонкая шерсть), фломастеры, карандаши, линейка, ножницы, клей ПВА.

Задание. Создай образ сказочного героя. Дай ему имя и придумай облик. Обязательные условия: размеры должны находиться в пределах, заданных на рис. 8; одежда – аппликация из тканей, волосы – из ниток.

Ход работы

1. Придумать образ и подобрать материалы.
2. На листе плотной бумаги начертить по линейке выкройку и вырезать ее.
3. Определить размеры прямоугольника из ткани и выкроить его.
4. Наклеить ткань и, если нужно, другие детали костюма.
5. Нарисовать (наклеить) лицо.
6. Склеить заготовку в виде цилиндра.
7. Изготовить волосы и приклеить их (п.п. 6–7 могут меняться местами).


 Рис. 7


 Рис. 8

Уровни выполнения работы

1-й уровень. Ребенок повторяет предложенный образ, назвав его, к примеру, "Иванушка", "Емеля" (рис. 7). Показывает навыки и умения:

– планировать свои действия;
– выполнять выкройки по заданным размерам из бумаги (рис. 8);
– самостоятельно рассчитывать размеры выкройки из ткани и изготавливать ее;
– приклеивать ткань на бумагу;
– использовать в оформлении нитки, обработанные различным образом;
– склеивать цилиндр из заготовки прямоугольной формы.

2-й уровень. Ребенок придумывает свой образ, незначительно изменяя предложенный, например, удлиняет волосы, добавляет детали костюма. Например, работа "Машенька" (рис. 9).

3-й уровень. Ребенок значительно меняет предложенный образ, оставаясь при этом в рамках заданных условий (рис. 10 а, б, в). Например, можно поменять расположение лица ("Баба Яга" – рис. 10 а), изготовить не человека, а животное ("Мышонок" – рис. 10, б) или использовать другие техники работы с нитками и тканью, не те, которые показаны на образце ("Глупый король" – рис. 10, в).


Рис. 9


Рис. 10 а, б, в

4-й класс

Тема. "Дом, в котором хотелось бы жить..."

Технология. Создание объемных моделей строений на основе преобразования геометрических тел.

Материалы. Плотная белая бумага или тонкий цветной картон, материалы для оформления (цветная бумага, фольга, текстиль и др.), карандаши, линейка.

Задание. Придумай, кто будет жить в этом доме (персонаж литературный, реальный или фантастический). Начерти выкройку по заданным размерам (рис. 11), склей домик и укрась его согласно своему замыслу.



Рис. 11

Ход работы

1. Придумать образ дома и выбрать цвет бумаги или картона.
2. Начертить выкройку и вырезать ее.
3. Самостоятельно определить размер крыши. Начертить и вырезать ее.
4. Если необходимо, добавить необходимые детали для оформления стен и крыши.
5. Правильно осуществить сгибание.
6. Склеить стены.
7. Приклеить крышу.
8. Завершить оформление. Техника и материалы – по выбору.

Уровни выполнения работы

1-й уровень. Работа выполнена по образцу (рис. 11), имеет название (например, "Дом для моей семьи").

Ребенок показывает умения:

– анализировать чертеж, определять по нему размеры;
– выполнять чертеж по заданным размерам;
– склеивать объемную фигуру сложной формы из развертки с добавлением деталей.

2-й уровень. Работа выполнена по образцу с некоторыми изменениями (например, увеличены размеры крыши, добавлены детали, соответствующие образу – "Дом для Мальвины" – рис. 12).


Рис. 12

3-й уровень. Работа выполнена с изменениями в конструкции. Выбрано нестандартное решение, соответствующее задуманному образу. Например, "Дом для Облака" – плоская крыша, необычной формы окна и двери (рис. 13).


Рис. 13

Критерии анализа и оценки

  • Минимальным объемом, необходимым к выполнению, являются результаты 1-го уровня, то есть, когда ребенок выполняет предложенный образец, демонстрируя предусмотренные программой умения и навыки.
  • Выполнение работ 2-го и 3-го уровней может быть результатом целенаправленной деятельности в течение года, а также связано с индивидуальными способностями ребенка.
  • Оценивать работу следует индивидуально, учитывая как достигнутый результат, так и полученные навыки за период обучения.

Проводить анализ можно по следующим параметрам.

  • По содержанию. Как выполнена работа? По образцу, с частичными изменениями или по собственному замыслу. Идея или образ, лежащие в основе поделки. Насколько удалось это воплотить.
  • По материалу. Как подобран материал? Насколько он соответствует замыслу, технологии. Как использовались его свойства, цвет, форма?
  • По выполнению. Насколько аккуратно выполнена работа? Каков уровень самостоятельности? Какие приемы и технологии использовались? Какие инструменты и насколько грамотно применялись? Скорость и индивидуальный темп работы учащегося.
  • По уровню творческой деятельности. Что нового ребенок внес в изображение? В технологический процесс? Насколько он сумел проявить свое личностное видение? Какие он сделал открытия в сфере применения технологии и в области специфических средств выразительности?

Т.Н. ПРОСНЯКОВА