|
Зоя БарановскаяПоэзия в краскахУрок эстетики 26Тема. "Жизнь и творческий путь художника Федора Александровича Васильева" (1850–1873 гг.). Цели. Познакомить учащихся с творчеством "чудо-мальчика" – Федора Александровича Васильева – художника-пейзажиста; прививать любовь к природе, учить понимать ее и беречь; расширять кругозор детей. Оборудование. Репродукция картины И.Н. Крамского "Портрет Ф.А. Васильева"; репродукции Ф.А. Васильева: "Перед дождем" (1869); "Пейзаж" (1869); "Оттепель" (1871); "Мокрый луг" (1872); эпиграф на доске: "Нет у нас пейзажиста – поэта в настоящем смысле этого слова, и если кто может и должен им быть, то это только Васильев" (И.Крамской). Ход урока I. Организационный момент II. Сообщение темы и целей урока Учитель. Друзья! Сегодня я вас познакомлю с творчеством художника, которого при жизни называли "чудо-мальчиком". К сожалению, он прожил неполных двадцать три года. Но за столь короткую жизнь он успел сделать очень много. III. Знакомство с жизненным путем Федора Васильева Учитель показывает репродукцию картины И.Н. Крамского "Портрет Ф.А. Васильева", читает эпиграф. У. Друзья! Рассмотрите портрет Федора Васильева, который принадлежит кисти Ивана Николаевича Крамского – друга юного художника. Дети. Очень красивый юноша. – Курчавые волосы, небольшая бородка и усы. – Одет в костюм, вместо галстука – бант. – К жилетке пристегнуты две цепочки. Это украшение? У. И да и нет. Раньше часы носили не на руке, а в кармане, обязательно на цепочке. Цепочка могла быть из золота или серебра. Д. Федор Васильев опирается на кресло. – Умное и грустное выражение лица. У. Иван Николаевич Крамской написал портрет молодого человека с опушенным мягкой бородкой лицом и красивыми большими глазами. Во взгляде этих глаз удивительно сочетались зрелый ум с озорной мальчишеской веселостью. Это был портрет того девятнадцатилетнего хохотуна-здоровяка, кто частым гостем бывал на артельных четвергах и поражал всех своей щедро брызжущей талантливостью. "Чудо-мальчик", весельчак и насмешник, кипучей живостью натуры и белозубым звонким смехом напоминавший Пушкина, казался всем, кто видел его впервые, родившимся в сорочке счастливцем. Кто же мог предположить тогда, что среди многих трагических судеб русских художников трагедия Федора Васильева окажется едва ли не самой жестокой? Нельзя, кажется, найти имени человека, который, не прожив полных двадцати трех лет, оказал бы такое глубокое и серьезное влияние на целую отрасль живописи, как Васильев. Он был "незаконнорожденным". Детство его прошло на 17-й линии Васильевского острова в Петербурге, в одноэтажном низеньком домике, где царила беспросветная нужда. Мелкого почтового чиновника, которого он должен был называть отцом, звали Виктором, и в метрике мальчик был записан Федором Викторовичем, но всегда и наперекор всему называл себя Александровичем – по имени своего настоящего отца. Вообще упорное стремление жить по-своему, вопреки злой судьбе, до последних дней отличало Васильева. Двенадцати лет от роду он нанялся почтальоном за три рубля в месяц, чтобы заработать право рисовать по вечерам. Пятнадцати лет стал ходить в рисовальную школу. Познакомившись и подружившись с Шишкиным, только что вернувшимся из заграничного пенсионерства, он стал его преданным учеником (и действительно, многое от него воспринял), но все, что впоследствии создал сам, создано как бы вопреки всему, чем славился его знаменитый и едва ли не вдвое старший годами учитель. Крамской, преподававший рисунок на Бирже, сказал о Васильеве: "Учился он так, что казалось, будто ему остается что-то давно забытое только припоминать..." Вопреки безвылазной нужде он любил одеваться с щегольской элегантностью, зарабатывая на это нелегким трудом в мастерской реставратора Соколова, и вовсе не походил на мрачно-сосредоточенных великовозрастных учеников академии с их вандейковскими бородками, патлами до плеч и широкополыми черными шляпами. Глядя на одетого с иголочки крепыша-чистюлю в лимонных перчатках, с блестящим цилиндром на коротко подстриженных волосах, появляющегося то на академической выставке, то на гулянье, то на артельном четверге, сыплющего остротами, дерзко и по-детски звонко хохочущего, умеющего, как вспоминает Репин, "кстати вклеить французское, латинское или смешное немецкое словечко", читать ноты и даже к случаю сыграть на рояле какую-нибудь вещицу, кто бы мог подумать, что дома у этого беззаботного барича-весельчака, в убогой низенькой комнатенке, стоят на плохих треножных мольбертах пейзажи, полные самого искреннего чувства, простоты и неподдельной поэзии. Когда двадцатипятилетний Репин, зайдя домой к юному Васильеву, впервые увидел эти "картинки", он был ошеломлен, "удивился до самой полной сконфуженности". – Неужели это ты сам написал? – только и смог он спросить. – Ну, не ожидал я... – сказал Репин Васильеву. И верно, трудно было ждать от девятнадцатилетнего юнца, нигде, в сущности, по-настоящему не учившегося, такого тонкого мастерства, такой поэтичности при самых незамысловатых мотивах. IV. Знакомство с картиной "Перед дождем" У. Репин любовался и восторгался картинами юного Васильева. Давайте и мы с вами рассмотрим пейзаж "Перед дождем". Эта картина написана в 1869 году. Учитель показывает репродукцию картины. Д. Художник изобразил летний день, много места в картине занимает небо. – Оно сине-фиолетовое. – Дует сильный ветер, согнулись верхушки больших деревьев, а у маленьких – не только верхушки, но и стволы. – Тучи закрывают солнце, и часть поляны темная, а другая светлая. – А свет какой-то красный. – На переднем плане мост через ручей. – По мосту идут люди, они гонят гусей, спешат укрыться от дождя. – У одной из них в руках ветки, печку топить несет. – На поляне человек, он тоже спешит домой. – По берегу речки ходят вороны. – Речка маленькая, но быстрая. У. Вы довольно внимательно рассмотрели эту репродукцию. Васильев изобразил приближение грозы, когда свинцовые, с синью, тучи уже надвинулись и затянули небо, а под прорвавшимся лучом солнца вспыхнула бронзово-рыжим огнем поляна. Васильев особенно любил улавливать такие мгновения: они находили отклик в его беспокойной душе, они помогали ему говорить на том языке, для которого он был рожден, – на языке красок. V. Знакомство с картиной "Пейзаж" У. Летом 1869 года Васильев впервые вырвался из Петербурга, получив возможность пожить в имении известного покровителя искусств графа Строганова. Вот что он писал с дороги: "Из-за угла рощи вдруг выплыла деревня и приковала все внимание: крошечные, крытые соломой домишки, точно караван, устанавливались в беспорядочный и живописный порядок. По улице стояли журавли (колодцы) с натоптанной около них грязью, мылись дети, с белой, блестящей на солнце головой, и расхаживала всякая домашняя тварь". Предлагаю вашему вниманию "Пейзаж", написанный в 1869 году. Учитель показывает репродукцию картины. Д. Художник изобразил солнечный летний день, деревню. – На переднем плане мостик через речку, а в речке женщина полощет белье, другая подходит к реке. – Судя по тому, что из трубы идет дым, это дома, но как же можно жить в них с такими дырявыми крышами? – Около дома корова и куры. – Дорога уходит куда-то вдаль. – Деревня очень бедная, сейчас таких и не встретишь. У. Тем летом, когда Васильев гостил у графа Строганова, он написал этот бесхитростный, правдивый, с чистой любовью к жизни, к земле пейзаж. Васильев изображал жизнь такой, какая он есть, с прохудившимися и кое-как залатанными крышами изб. С протоптанными в невысокой траве тропинками, пасущейся коровой и бабами, полощущими белье на берегу речушки. Тень бегущего облака чуть притемнила ближний берег, но тем ощутимее делается солнечное тепло, согревающее избы и деревья, тихо шумящие листвой под летним ветром. VI. Знакомство с картиной "Оттепель" У. Я предлагаю рассмотреть и оценить следующую картину. Она написана в 1871 году. Современники Васильева считали ее шедевром, с нее началась недолгая прижизненная слава художника. Учитель показывает репродукцию картины "Оттепель". Д. На переднем плане мужчина и ребенок остановились перед растаявшим ручьем. – Ребенок показывает на ворон, которые что-то клюют на дороге. – Они, наверное, не пройдут через этот ручей. Тогда же не было резиновых сапог. – Небо хмурое. – Но такое впечатление, что проглядывает солнышко сквозь тучи. – Что-то грустное и в то же время радостное в этой картине. У. Зимой 1871 года Васильев пишет "Оттепель", по-настоящему "взрослую" картину, где юношеская светлая любовь к жизни впервые соединилась с глубоким и грустным раздумьем. Просторы России, заснеженные без конца и края под хмурым облачным небом. Разъезженная дорога, сырые проталины, ржаво-коричневые пятна кустов. Две фигуры, двое идущих – мужик с котомкой и мальчонка. Куда же, куда бредут они, одни на дороге, неласковым этим днем? В этой картине с дивной простотой написано все – сырой воздух, размокший снег, деревья, убогая изба, оголенные бревна, а особенно – дорога, уводящая в бесконечную даль. Но в настоящем пейзаже за самой что ни на есть дальней далью бывает, говоря словами поэта, еще иная даль – даль мыслей и чувств, какие пробуждает картина. Васильевская "Оттепель" будила множество мыслей. Написанная одновременно с "Грачами" Саврасова, она отзывалась в сердцах другой нотой – тревогой о судьбах могучей и убогой страны, ждущей тепла, пробуждения, счастья, весны. "Оттепель" нелегко далась Васильеву. После волжской поездки, он сильно простыл на катке в Петербурге. Он ничего не умел делать просто так, без души: бегать на коньках – так уж до упаду, шутить так, чтобы все кругом звенело от хохота, кричать так, уж чтобы за тридевять земель слышно было... Не оправившись как следует от простуды, он поехал с таким же шальным, как он, дружком – учеником академии Кудрявцевым – перекрикивать Иматру. Иматра – шумный водопад в Финляндии, среди гранитных голых скал и заснеженных лесов. Друзья становились по обе стороны люто гудящего ледяным "кипятком" обвала и перекликались до хрипоты наперекор стихии. К весне Васильева одолел кашель. Но заняться собой было некогда: наступала пора оттепели, а он должен был подглядеть ее всю – день за днем, шаг за шагом. Как темнеет, оседая, снег; как на место сахарной синевы зимних теней приходит сизая коричневатость; как рыжеет перезимовавшей листвою подлесок; как темнеют, оттаивая, бревна деревенского сруба... Оттепель была увидена, запечатлена, но тут началась чахотка (туберкулез). Двадцать один год – излюбленный возраст этой болезни. Чахотка принялась грызть здоровяка Васильева так же яростно, как поедала она тогда на Руси тысячи крепких и цветущих жизней. А доктора в то время верили в одно лишь лекарство – Крым. Васильев поселился в Ялте. Здесь, в Ялте, он принимается за картину, в которой хочет выразить свои чувства, всю любовь – все, что бережет память сердца. VII. Знакомство с картиной "Мокрый луг" У. Предлагаю еще одно произведение художника "Мокрый луг", написанную в 1872 году. Учитель показывает репродукцию картины. Д. Картина как бы разделена на две части: половина неба, половина земли. – Еще не выглянуло солнце, но дождь уже прошел. – Тучи еще хмурые, но уже уходят. – Слева небольшое озеро или река, а справа дерево и кусты. – Трава сочная, чистая, зеленая. – Вот-вот выглянет солнце и заблестят капли воды. У. Художник изобразил всего лишь омытый дождем мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев вдали, да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч... Когда Крамской увидел присланную Васильевым в Петербург картину "Мокрый луг", он был потрясен. Все в ней: "и весенняя чистая зелень, и летучий свет, и неслышный ветерок, зарябивший воду в зарастающем русле реки, и невидимые капли дождя на влажной листве деревьев, – все говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы" и способном не только передавать, что он видит, но и улавливать "общий смысл предметов, их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека". VIII. Заключительная часть У. Васильев жил в Ялте с матерью и младшим братом Романом, в котором души не чаял, жил долетавшими из далекого Петербурга отзвуками успеха новой картины, жил надеждой на выздоровление и, как всегда, был шутлив, изящен и "держал себя всюду так, что не знающие его полагали, что он, по крайней мере, граф по крови". Он жил на присылаемые Обществом поощрения художников скудные деньги и вынужден был принять предложение великого князя Владимира – писать крымские виды. "Высочайшие" заказы оборачивались для Васильева тяжкой мукой, он через силу брался за "преглупейшие и преказеннейшие виды" царских владений. А надежд на выздоровление оставалось все меньше и меньше. В начале октября 1973 года заведующий художественным отделом петербургской Публичной библиотеки Стасов получил письмо от Крамского. "Многоуважаемый Владимир Васильевич, быть может, вы найдете уместным сообщить публике, при случае, об одном печальном обстоятельстве, по поводу которого я решаюсь написать вам несколько строк. 24 сентября, утром, умер от чахотки в Ялте 23 лет от роду пейзажист Федор Александрович Васильев... Не знаю, много ли будет у меня единомышленников, но я полагаю, что русская школа потеряла в нем гениального художника..." Остается добавить, что как раз в это время картины Васильева были украшением русского отдела на Всемирной выставке в Вене. IX. Итог урока У. С творчеством какого художника вы познакомились? Как называли этого художника-пейзажиста его современники? Где он вынужден был жить в последние годы жизни и почему? Ответы детей. Зоя БАРАНОВСКАЯ, |