Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2001

Я иду на урок

Марина Иванушкина

Ум, смекалка и быстрота

2-й класс (1–3), 3-й класс (1–4)

Тема. "Письменный прием сложения и вычитания трехзначных чисел без перехода через разрядную единицу способом в столбик".

Цели. Познакомить с письменным приемом сложения и вычитания трехзначных чисел без перехода через разрядную единицу способом вычисления в столбик; закрепить запись и решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел способом в столбик, устную и письменную нумерацию в пределах 1000, название и порядок следования чисел, запись и чтение в пределах 1000; формировать пространственные представления и ориентацию на листе бумаги; развивать эстетический вкус учеников.

Оборудование. Классная доска, мел, индивидуальные доски, карта-план путешествия.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Подравняйтесь, тихо садитесь. Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку.

Дети проверяют.

– Поднимите глазки вверх, опустите их вниз, посмотрите влево, вправо. А теперь посмотрите на меня. Послушайте, что я вам расскажу.

Далеко-далеко, за горами, за морями, за высокими лесами есть страна Математика. В ней живут разные числа и служат они королеве Математике. Однажды все узнали, что один злодей похитил королеву и заточил ее в темницу. Жалко вам королеву?

Дети. Да.

У. Хотите ей помочь?

Д. Да.

У. Тогда мы должны отправиться в путешествие, найти и спасти королеву от злодея. Для этого путешествия вам понадобятся ум, смекалка и быстрота. Сейчас я повешу на доску план-карту нашего путешествия и мы отправимся с вами в путь.

Учитель вывешивает на доску план-карту путешествия .

– На нашем пути будет много препятствий, которые приготовил злодей. Только преодолев их, мы сможем найти и спасти королеву. Путешествие мы начнем от нашей школы, поэтому сейчас откройте тетради и запишите число, когда мы отправляемся в путешествие, и слова "Классная работа".

II. Минутка чистописания

У. От Школы мы будем двигаться в сторону Горы чистописания. У подножия горы спрятано первое задание.

Вызванный ученик достает из кармашка на карте задание и читает его классу.

Д. Чтобы взобраться на вершину горы, вы должны отгадать загадку.

Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья.

Что это?

Д. Это пятерка.

У. А чтобы спуститься с горы, вы должны проложить у себя в тетрадях дорожку, написав красиво цифру 5. Вспомните: из каких элементов она состоит?

Дети повторяют элементы написания цифры 5 и правила посадки при письме.

– Напишите строчку цифры 5.

Дети выполняют задание.

 Молодцы! Вы справились быстро с первым препятствием и преодолели гору. Идем дальше.

III. Устный счет

У. Внимание! Мы подходим к Лесу чисел. Здесь за деревом злодей тоже спрятал задание.

Один из учеников читает задание.

Д. Если хотите пройти через лес и не заблудиться в нем, назовите числа, записанные под деревьями в порядке возрастания и скажите, сколько в них сотен, десятков и единиц.

Ученики выполняют задание по "цепочке".

У. Мы выбрались из леса и можем продолжить наше путешествие. Смотрите, на пути озеро с интересным названием – Расшифруй. У берега есть лодка, в которой мы могли бы переправиться на другой берег, но нет весел. Вместо весел – задание. Значит, лодка волшебная.

Ученик читает задание.

Д. Если хотите переплыть на этой лодке через озеро, расшифруйте название самой высокой травы в мире.

У. Давайте попробуем расшифровать это слово.

На доске.

– Как же называется самая высокая трава в мире?

Д. Бамбук.

IV. Подготовительные упражнения к новой теме

У. Вот мы и на другом берегу озера. Можем продолжать путешествие. Подходим к пустыне, где вместо барханов – примеры с ошибками. Эти ошибки вы должны найти и исправить.

На доске.

Дети выполняют задание.

– Как записывают примеры на сложение и вычитание двузначных чисел в столбик?

Д. Единицы пишут под единицами, а десятки – под десятками.

У. Как складывают двузначные числа? Как вычитают двузначные числа?

Ответы детей.

V. Физкультминутка

У. Наконец-то и Пустыню примеров с ошибками мы с вами прошли и пришли к Деревне Физкультминутка, в которой мы можем отдохнуть и набраться сил, чтобы продолжить путешествие. В этой деревне все жители занимаются физкультурой. Не даром у нее такое название. Мы тоже сейчас встанем и выполним физкультминутку.

Дети выполняют физкультминутку.

VI. Работа над новым материалом

У. Отдохнули и теперь идем дальше. Подходим к Болоту новых примеров. Чтобы пройти через болото и не завязнуть в трясине, мы должны научиться складывать и вычитать трехзначные числа новым способом вычисления – в столбик. Для этого вы должны записать число, указать, сколько в этом числе сотен, десятков и единиц. Кто может выполнить это задание на доске?

Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.

На доске.

– Назовите двузначное число.

Д. 24.

У. Назовите трехзначные числа.

Д. 352, 436.

У. Сравните двузначное и трехзначные числа. Какой новый разряд появился в трехзначном числе?

Д. Сотня.

У. А теперь попробуем сложить и вычесть трехзначные числа новым способом вычисления – в столбик.

На доске записаны примеры в строчку. Ученики выходят к доске, записывают примеры в столбик и считают.

На доске.

– Где запишем единицы?

Д. Под единицами.

У. А десятки?

Д. Под десятками.

У. А сотни?

Д. Под сотнями.

У. Как будем считать?

Ответы детей.

Далее дети отвечают на вопросы.

  • Как складывают трехзначные числа?
  • Как вычитают трехзначные числа?
  • Как удобнее их записывать?

– Откройте учебник на с. 207 и прочитайте правило.

Дети читают.

VII. Закрепление

У. Теперь я проверю, сможете ли вы решить примеры самостоятельно.

Дети работают по вариантам с учебником, с. 219, № 960.

В а р и а н т I – верхняя строка.

В а р и а н т II – нижняя строка.

Два ученика выполняют задание на индивидуальных досках.

Далее следует проверка.

– Посмотрите на доски и проверьте свои примеры. У кого примеры решены так же? Молодцы! У кого есть ошибки – исправьте.

Дети выполняют задание и отвечают на вопросы.

  • Как записывают примеры на сложение и вычитание трехзначных чисел?
  • Как складывают трехзначные числа?
  • Как вычитают трехзначные числа?

VIII. Графический диктант

У. Вот мы прошли болото, научились решать новые примеры. Теперь мы рядом с Лабиринтом. Чтобы не заблудиться, будем отмечать путь в своей тетрадке. Приготовьте простой карандаш и линейку.

Шаг 1. Отступите вниз на 3 клеточки, посередине поставьте точку 1.
Шаг 2. От точки 1 отсчитайте вниз 6 клеточек и вправо – 4 клеточки. Поставьте точку 2.
Шаг 3. От точки 2 отсчитайте вниз 8 клеточек. Поставьте точку 3.
Шаг 4. От точки 3 отсчитайте влево 8 клеточек. Поставьте точку 4.
Шаг 5. От точки 4 отсчитайте вверх 8 клеточек. Поставьте точку 5.
Шаг 6. Соедините все точки по порядку, а также точки 2 и 5.

Дети выполняют задание.

– Что у вас получилось?

Д. Домик.

У. Из каких геометрических фигур он состоит?

Д. Из треугольника и прямоугольника.

У. Нравится вам домик?

Д. Не очень.

У. Давайте превратим его в сказочный. Как? Раскрасьте его цветными карандашами.

Дети выполняют задание.

– А теперь нравится?

Д. Да.

У. Вот как цвет преображает предметы. Делает их более красивыми и выразительными.

IХ. Итог урока

У. Как вы думаете, кого прячет злодей в темнице этого домика?

Д. Королеву Математики.

На доске учитель открывает окошко домика, в нем видна королева.

– Вот мы и спасли королеву Математики. Сколько трудностей и препятствий пришлось нам преодолеть! Сколько нового мы узнали и научились делать!

А теперь пора возвращаться домой, в школу. Чтобы мы могли быстро это сделать, королева подарила нам воздушный шар. Хотите полететь на нем в школу?

Д. Да.

У. Тогда ответьте на вопросы.

Чему вы научились за время нашего путешествия?

Как складывают и вычитают трехзначные числа?

Дети отвечают.

– Вот мы и в школе, в своем классе на уроке математики. За время путешествия вы устали, и вам пора отдыхать. Сейчас прозвенит звонок и вы пойдете на перемену. А пока я хочу отметить самых умных и смекалистых ребят.

Учитель называет имена учеников.

– Всем им я ставлю "пять". Так как вы все очень устали в путешествии, то на дом я вам ничего не задаю. Отдохните! Урок окончен. Спасибо!

Марина ИВАНУШКИНА,
учитель школы № 1904, г. Москва