|
Марина ИванушкинаУм, смекалка и быстрота2-й класс (1–3), 3-й класс (1–4)Тема. "Письменный прием сложения и вычитания трехзначных чисел без перехода через разрядную единицу способом в столбик". Цели. Познакомить с письменным приемом сложения и вычитания трехзначных чисел без перехода через разрядную единицу способом вычисления в столбик; закрепить запись и решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел способом в столбик, устную и письменную нумерацию в пределах 1000, название и порядок следования чисел, запись и чтение в пределах 1000; формировать пространственные представления и ориентацию на листе бумаги; развивать эстетический вкус учеников. Оборудование. Классная доска, мел, индивидуальные доски, карта-план путешествия. Ход урока I. Организационный момент Учитель. Подравняйтесь, тихо садитесь. Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку. Дети проверяют. – Поднимите глазки вверх, опустите их вниз, посмотрите влево, вправо. А теперь посмотрите на меня. Послушайте, что я вам расскажу. Далеко-далеко, за горами, за морями, за высокими лесами есть страна Математика. В ней живут разные числа и служат они королеве Математике. Однажды все узнали, что один злодей похитил королеву и заточил ее в темницу. Жалко вам королеву? Дети. Да. У. Хотите ей помочь? Д. Да. У. Тогда мы должны отправиться в путешествие, найти и спасти королеву от злодея. Для этого путешествия вам понадобятся ум, смекалка и быстрота. Сейчас я повешу на доску план-карту нашего путешествия и мы отправимся с вами в путь. Учитель вывешивает на доску план-карту путешествия . – На нашем пути будет много препятствий, которые приготовил злодей. Только преодолев их, мы сможем найти и спасти королеву. Путешествие мы начнем от нашей школы, поэтому сейчас откройте тетради и запишите число, когда мы отправляемся в путешествие, и слова "Классная работа". II. Минутка чистописания У. От Школы мы будем двигаться в сторону Горы чистописания. У подножия горы спрятано первое задание. Вызванный ученик достает из кармашка на карте задание и читает его классу. Д. Чтобы взобраться на вершину горы, вы должны отгадать загадку.
Что это? Д. Это пятерка. У. А чтобы спуститься с горы, вы должны проложить у себя в тетрадях дорожку, написав красиво цифру 5. Вспомните: из каких элементов она состоит? Дети повторяют элементы написания цифры 5 и правила посадки при письме. – Напишите строчку цифры 5. Дети выполняют задание. – Молодцы! Вы справились быстро с первым препятствием и преодолели гору. Идем дальше. III. Устный счет У. Внимание! Мы подходим к Лесу чисел. Здесь за деревом злодей тоже спрятал задание. Один из учеников читает задание. Д. Если хотите пройти через лес и не заблудиться в нем, назовите числа, записанные под деревьями в порядке возрастания и скажите, сколько в них сотен, десятков и единиц. Ученики выполняют задание по "цепочке". У. Мы выбрались из леса и можем продолжить наше путешествие. Смотрите, на пути озеро с интересным названием – Расшифруй. У берега есть лодка, в которой мы могли бы переправиться на другой берег, но нет весел. Вместо весел – задание. Значит, лодка волшебная. Ученик читает задание. Д. Если хотите переплыть на этой лодке через озеро, расшифруйте название самой высокой травы в мире. У. Давайте попробуем расшифровать это слово. На доске. – Как же называется самая высокая трава в мире? Д. Бамбук. IV. Подготовительные упражнения к новой теме У. Вот мы и на другом берегу озера. Можем продолжать путешествие. Подходим к пустыне, где вместо барханов – примеры с ошибками. Эти ошибки вы должны найти и исправить. На доске. Дети выполняют задание. – Как записывают примеры на сложение и вычитание двузначных чисел в столбик? Д. Единицы пишут под единицами, а десятки – под десятками. У. Как складывают двузначные числа? Как вычитают двузначные числа? Ответы детей. V. Физкультминутка У. Наконец-то и Пустыню примеров с ошибками мы с вами прошли и пришли к Деревне Физкультминутка, в которой мы можем отдохнуть и набраться сил, чтобы продолжить путешествие. В этой деревне все жители занимаются физкультурой. Не даром у нее такое название. Мы тоже сейчас встанем и выполним физкультминутку. Дети выполняют физкультминутку. VI. Работа над новым материалом У. Отдохнули и теперь идем дальше. Подходим к Болоту новых примеров. Чтобы пройти через болото и не завязнуть в трясине, мы должны научиться складывать и вычитать трехзначные числа новым способом вычисления – в столбик. Для этого вы должны записать число, указать, сколько в этом числе сотен, десятков и единиц. Кто может выполнить это задание на доске? Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях. На доске. – Назовите двузначное число. Д. 24. У. Назовите трехзначные числа. Д. 352, 436. У. Сравните двузначное и трехзначные числа. Какой новый разряд появился в трехзначном числе? Д. Сотня. У. А теперь попробуем сложить и вычесть трехзначные числа новым способом вычисления – в столбик. На доске записаны примеры в строчку. Ученики выходят к доске, записывают примеры в столбик и считают. На доске. – Где запишем единицы? Д. Под единицами. У. А десятки? Д. Под десятками. У. А сотни? Д. Под сотнями. У. Как будем считать? Ответы детей. Далее дети отвечают на вопросы.
– Откройте учебник на с. 207 и прочитайте правило. Дети читают. VII. Закрепление У. Теперь я проверю, сможете ли вы решить примеры самостоятельно. Дети работают по вариантам с учебником, с. 219, № 960. В а р и а н т I – верхняя строка. В а р и а н т II – нижняя строка. Два ученика выполняют задание на индивидуальных досках. Далее следует проверка. – Посмотрите на доски и проверьте свои примеры. У кого примеры решены так же? Молодцы! У кого есть ошибки – исправьте. Дети выполняют задание и отвечают на вопросы.
VIII. Графический диктант У. Вот мы прошли болото, научились решать новые примеры. Теперь мы рядом с Лабиринтом. Чтобы не заблудиться, будем отмечать путь в своей тетрадке. Приготовьте простой карандаш и линейку.
Дети выполняют задание. – Что у вас получилось? Д. Домик. У. Из каких геометрических фигур он состоит? Д. Из треугольника и прямоугольника. У. Нравится вам домик? Д. Не очень. У. Давайте превратим его в сказочный. Как? Раскрасьте его цветными карандашами. Дети выполняют задание. – А теперь нравится? Д. Да. У. Вот как цвет преображает предметы. Делает их более красивыми и выразительными. IХ. Итог урока У. Как вы думаете, кого прячет злодей в темнице этого домика? Д. Королеву Математики. На доске учитель открывает окошко домика, в нем видна королева. – Вот мы и спасли королеву Математики. Сколько трудностей и препятствий пришлось нам преодолеть! Сколько нового мы узнали и научились делать! А теперь пора возвращаться домой, в школу. Чтобы мы могли быстро это сделать, королева подарила нам воздушный шар. Хотите полететь на нем в школу? Д. Да. У. Тогда ответьте на вопросы. Чему вы научились за время нашего путешествия? Как складывают и вычитают трехзначные числа? Дети отвечают. – Вот мы и в школе, в своем классе на уроке математики. За время путешествия вы устали, и вам пора отдыхать. Сейчас прозвенит звонок и вы пойдете на перемену. А пока я хочу отметить самых умных и смекалистых ребят. Учитель называет имена учеников. – Всем им я ставлю "пять". Так как вы все очень устали в путешествии, то на дом я вам ничего не задаю. Отдохните! Урок окончен. Спасибо! Марина ИВАНУШКИНА, |