Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2001

Система Занкова

София Швец

Загадки Винни-Пуха

Тема. "Безударная гласная в корне слова".

Цели. Расширить знания учащихся о безударной гласной в корне слова; учить не только "смотреть", но и "видеть", сравнивать, группировать; развивать память, логическое мышление, связную речь учащихся; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование. "Письмо из страны Словографии"; записка от Винни-Пуха; стихотворение Яшина "Голоса весны"; отрывки из детских сочинений.

Ход урока

I. Вступление. Создание проблемной ситуации

Учитель. Вы знаете, ребята, сегодня с утра еще один гость приходил: веселый такой, он всегда любит сочинять и петь песни: "Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро..." Вы, наверное, догадались, кто это?

Дети. Это Винни-Пух.

У. Он передал мне большой конверт и записку для вас. И так спешил, что успел только сказать: "Я уверен, вы во всем разберетесь". Ну что ж, давайте разбираться. Как вы думаете, что может быть в конверте? Известно, что послание из страны Слово-графии от Графики и Фонетики.

Дети отвечают.

Учитель достает из конверта лист, на котором написано: В в, [в], [в’].

– Что вы заметили? Что можете рассказать о звуке и букве?

Учащиеся дают характеристику звуку [в] и букве в, находят элементы сходства в написании с другими буквами.

– Почему именно эту букву мы сегодня характеризуем?

Д. С этой буквы начинаются слова: весна, весело и даже Винни-Пух.

– Напишите заглавную и строчную буквы в тетради.

Дети выполняют задание.

– Запишите Винни-Пух. Что вы можете сказать об зтом слове?

Дети рассказывают все, что знают об имени существительном.

II. Развитие речи. Работа над предложением и словом

У. Назовите весенние слова, в которых есть звук [в].

Д. Весна, ветер, веснушки, весело, веснянка, сев, половодье...

У. Запишите слово ветер. Что бы вы могли рассказать о нем?

Дети дают характеристику слова как имени существительного, делают звуко-буквенный анализ.

– Какие задания мы могли бы еще выполнить?

Д. Разобрать по составу, подобрать однокоренные слова.

У. Слову скучно одному. Познакомьте его с другими словами и составьте предложение.

Дети составляют предложения.

Дует холодный ветер. Ветер был сегодня теплый. Вчера был очень сильный ветер. Ветер подул в окно.

– Запишите предложение: Ветер подул в окно.

Дети выполняют задание.

У. Выделите основу предложения, разберите предложение по частям речи, по типу высказывания, назовите орфограммы.

Дети выполняют задание.

– А теперь придумайте продолжение рассказа, который начинается так.

НЛО

Ветер подул в окно, и оно распахнулось. Хозяйка быстро прикрыла ставни. Ветер дул в щели, и от этого качались занавески.

И вдруг послышался звон разбитого стекла и в комнату влетела летающая тарелка. Оттуда показались два маленьких зеленых человечка с горящими глазами.

Дети придумывают продолжение рассказа.

...Мальчик, находившийся в комнате, замер от страха. Человечки быстро схватили кошку, которая забилась в угол (она им была нужна для эксперимента), и уже поднимались на свой корабль. И тут мальчик все понял. Он схватил свою любимую кошку и не дал ее похитить. А летающая тарелка скрылась в темноте.

III. Выработка орфографической зоркости

У. Вернемся к весне. Мы с вами на уроках чтения и естествознания очень много говорили об этом времени года. Прочитайте предложение, записанное на доске.

На доске.

– Кто вспомнит автора и произведение?

Д. Николай Сладков, "Веснушки".

У. Как вы понимаете смысл предложения? Что заметили в нем? Объясните, докажите.

Дети отвечают.

– Сейчас я зачитаю отрывок из сочинения. Послушайте его. "В лесу я увидел первую проталинку и почувствовал запах весны". Как вы считаете, у весны есть свои запахи?

Д. Есть.

У. Какие?

Д. Запах смолы, мокрого асфальта, свежести, ветра...

У. Оказывается, у весны есть еще и много голосов. Отдохнем и послушаем отрывок из стихотворения Яшина "Голоса весны".

Учитель читает стихотворение.

– Что вас поразило, удивило в этом стихотворении?

Д. Удивило то, что у весны действительно очень много голосов.

– Меня поразило то, что весна вроде бы как дирижер в хоре.

– Мне очень понравилось, как автор сказал: "И дирижеру смотрит в рот..."

У. Ребята, мы так увлеклись, что забыли о записке, которую нам оставил Винни-Пух.

Учитель вывешивает на доске записку.

– Что вы заметили?

Д. Очень много ошибок.

У. Исправьте их.

Дети выполняют задание.

На доске.

– Ученые заметили, что многие слова мы можем узнать, если записаны одни только согласные этих слов. Давайте попробуем разгадать такие слова.

На доске.

– Что это за слова?

Д. Ветер, ворона, воробей, девочка, медведь.

У. Запишите эти слова в тетради.

Дети выполняют задание.

– Какая тут общая орфограмма?

Д. Безударные гласные в корне – непроверяемые.

У. Что еще можно сказать об этих словах? Как их можно сгруппировать?

Дети предлагают варианты.

– А теперь приведите примеры своих словарных слов.

Дети приводят примеры. Учитель записывает их на доске. В конце он приписывает слово тянул.

– Что вы заметили?

Д. Слово тянул лишнее.

У. Почему?

Д. В этом слове проверяемая безударная гласная в корне.

У. Что еще вы можете сказать об этом слове?

Дети дают характеристику глагола.

IV. Итог урока

У. Какое открытие вы для себя сегодня сделали? Что больше всего понравилось?

Д. Больше узнали о безударных гласных, особенно о словарных словах.

– Понравилось исправлять орфограммы в записке от Винни-Пуха.

– Понравилось составлять рассказ.

У. Вот об этом и расскажите сегодня дома своим родителям.

V. Домашнее задание

У. А на следующем уроке мы будем рассматривать изменение имен прилагательных по родам и числам. И мне хотелось бы, чтобы вы принесли интересные примеры прилагательных, задание для Всезнайкина придумали, анаграммы составили. Это будет еще один шаг к познанию секретов русского языка.

София ШВЕЦ,
учитель школы № 775,
г. Москва