|
София ШвецЗагадки Винни-ПухаТема. "Безударная гласная в корне слова".Цели. Расширить знания учащихся о безударной гласной в корне слова; учить не только "смотреть", но и "видеть", сравнивать, группировать; развивать память, логическое мышление, связную речь учащихся; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру. Оборудование. "Письмо из страны Словографии"; записка от Винни-Пуха; стихотворение Яшина "Голоса весны"; отрывки из детских сочинений. Ход урокаI. Вступление. Создание проблемной ситуацииУчитель. Вы знаете, ребята, сегодня с утра еще один гость приходил: веселый такой, он всегда любит сочинять и петь песни: "Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро..." Вы, наверное, догадались, кто это? Дети. Это Винни-Пух. У. Он передал мне большой конверт и записку для вас. И так спешил, что успел только сказать: "Я уверен, вы во всем разберетесь". Ну что ж, давайте разбираться. Как вы думаете, что может быть в конверте? Известно, что послание из страны Слово-графии от Графики и Фонетики. Дети отвечают. Учитель достает из конверта лист, на котором написано: В в, [в], [в’]. – Что вы заметили? Что можете рассказать о звуке и букве? Учащиеся дают характеристику звуку [в] и букве в, находят элементы сходства в написании с другими буквами. – Почему именно эту букву мы сегодня характеризуем? Д. С этой буквы начинаются слова: весна, весело и даже Винни-Пух. – Напишите заглавную и строчную буквы в тетради. Дети выполняют задание. – Запишите Винни-Пух. Что вы можете сказать об зтом слове? Дети рассказывают все, что знают об имени существительном. II. Развитие речи. Работа над предложением и словомУ. Назовите весенние слова, в которых есть звук [в]. Д. Весна, ветер, веснушки, весело, веснянка, сев, половодье... У. Запишите слово ветер. Что бы вы могли рассказать о нем? Дети дают характеристику слова как имени существительного, делают звуко-буквенный анализ. – Какие задания мы могли бы еще выполнить? Д. Разобрать по составу, подобрать однокоренные слова. У. Слову скучно одному. Познакомьте его с другими словами и составьте предложение. Дети составляют предложения. Дует холодный ветер. Ветер был сегодня теплый. Вчера был очень сильный ветер. Ветер подул в окно. – Запишите предложение: Ветер подул в окно. Дети выполняют задание. У. Выделите основу предложения, разберите предложение по частям речи, по типу высказывания, назовите орфограммы. Дети выполняют задание. – А теперь придумайте продолжение рассказа, который начинается так. НЛОВетер подул в окно, и оно распахнулось. Хозяйка быстро прикрыла ставни. Ветер дул в щели, и от этого качались занавески. И вдруг послышался звон разбитого стекла и в комнату влетела летающая тарелка. Оттуда показались два маленьких зеленых человечка с горящими глазами. Дети придумывают продолжение рассказа. ...Мальчик, находившийся в комнате, замер от страха. Человечки быстро схватили кошку, которая забилась в угол (она им была нужна для эксперимента), и уже поднимались на свой корабль. И тут мальчик все понял. Он схватил свою любимую кошку и не дал ее похитить. А летающая тарелка скрылась в темноте. III. Выработка орфографической зоркостиУ. Вернемся к весне. Мы с вами на уроках чтения и естествознания очень много говорили об этом времени года. Прочитайте предложение, записанное на доске. На доске. – Кто вспомнит автора и произведение? Д. Николай Сладков, "Веснушки". У. Как вы понимаете смысл предложения? Что заметили в нем? Объясните, докажите. Дети отвечают. – Сейчас я зачитаю отрывок из сочинения. Послушайте его. "В лесу я увидел первую проталинку и почувствовал запах весны". Как вы считаете, у весны есть свои запахи? Д. Есть. У. Какие? Д. Запах смолы, мокрого асфальта, свежести, ветра... У. Оказывается, у весны есть еще и много голосов. Отдохнем и послушаем отрывок из стихотворения Яшина "Голоса весны". Учитель читает стихотворение. – Что вас поразило, удивило в этом стихотворении? Д. Удивило то, что у весны действительно очень много голосов. – Меня поразило то, что весна вроде бы как дирижер в хоре. – Мне очень понравилось, как автор сказал: "И дирижеру смотрит в рот..." У. Ребята, мы так увлеклись, что забыли о записке, которую нам оставил Винни-Пух. Учитель вывешивает на доске записку. – Что вы заметили? Д. Очень много ошибок. У. Исправьте их. Дети выполняют задание. На доске. – Ученые заметили, что многие слова мы можем узнать, если записаны одни только согласные этих слов. Давайте попробуем разгадать такие слова. На доске. – Что это за слова? Д. Ветер, ворона, воробей, девочка, медведь. У. Запишите эти слова в тетради. Дети выполняют задание. – Какая тут общая орфограмма? Д. Безударные гласные в корне – непроверяемые. У. Что еще можно сказать об этих словах? Как их можно сгруппировать? Дети предлагают варианты. – А теперь приведите примеры своих словарных слов. Дети приводят примеры. Учитель записывает их на доске. В конце он приписывает слово тянул. – Что вы заметили? Д. Слово тянул лишнее. У. Почему? Д. В этом слове проверяемая безударная гласная в корне. У. Что еще вы можете сказать об этом слове? Дети дают характеристику глагола. IV. Итог урокаУ. Какое открытие вы для себя сегодня сделали? Что больше всего понравилось? Д. Больше узнали о безударных гласных, особенно о словарных словах. – Понравилось исправлять орфограммы в записке от Винни-Пуха. – Понравилось составлять рассказ. У. Вот об этом и расскажите сегодня дома своим родителям. V. Домашнее заданиеУ. А на следующем уроке мы будем рассматривать изменение имен прилагательных по родам и числам. И мне хотелось бы, чтобы вы принесли интересные примеры прилагательных, задание для Всезнайкина придумали, анаграммы составили. Это будет еще один шаг к познанию секретов русского языка.
София ШВЕЦ,
учитель школы № 775, г. Москва |