|
Светлана ЕвграфоваЗвуки и буквы(Материал для занимательного повторения)Комментарий для учителяСтатья опубликована при поддержке сети ювелирных магазинов «Золотой». Ищите подарок своей любимой? Подарок ювелирные украшения - это лучший способ проявить свою заботу о любимом человеке. Посетив официальный сайт «Ювелирной сети Золотой» вы сможете подобрать именно то, что вам нужно. Сайт располагается по адресу http://www.zolotoy.ru . Основная цель предлагаемых заданий – сделать важнейшую и сложнейшую тему интересной для ребят. В процессе игры звуки и буквы станут для них привычными, войдут в их внутренний мир. Однако у каждого задания есть и особая направленность. Первое задание – это просто тренировка внимания, столь необходимого и при самопроверке, и при предстоящем в ближайшем будущем чтении текстов с длинными, малознакомыми словами (я, например, помню, как однажды в детстве доложила маме, что днем к нам приходил аллигатор, перепутав его с агитатором). Обращайте внимание на
некоторые типы ошибок, возможные при выполнении
первого задания. Так, второпях кто-то может не
обратить внимание на количество букв в слове и
создать неверную пару сила – Алиса. А другой
может невнимательно отнестись к формулировке
задания и решить, что порядок расстановки букв
значения не имеет; тогда у него при
"перевертывании" слова сила получится лиса.
Третий – просто ввиду неаккуратности – не
задумается над порядком букв внутри слова и
выберет пару сорт – торс, а не сорт – трос.
Четвертый просто будет наугад выбирать похожие
слова, и у него появится пара Обычно ребята охотно играют в такого рода перестановки букв: они любят читать вывески задом наперед, используют тайный язык, в котором каждое слово состоит из букв, расставленных в обратном порядке (эта детская страсть была использована в знаменитом во времена моего детства фильме "Королевство кривых зеркал"). Вы можете рассказать ученикам и о палиндромах типа а роза упала на лапу Азора, которыми увлекались и многие весьма уважаемые взрослые. Второе задание предлагается ради окончательного психологического закрепления идеи о нетождественности звука и буквы. В задании есть и легкие примеры (типа марш – шрам), и почти шокирующие: например, в паре кожа – ожог ребенок столкнется и с оглушением финального согласного звука, и с редукцией гласного, а в паре шёл – ложь – не только с оглушением финального согласного, но и с нетривиальным поведением всегда твердых согласных, с необязательностью йотации и с фонетической условностью буквы ё, а также с чисто грамматическим употреблением буквы ь. Объясните ребятам, что самый простой способ справиться с такого рода заданием – это делать транскрипции. Когда это "занудное" дело станет лишь первым шагом к решению увлекательной задачки, оно пойдет гораздо легче. Третье задание направлено на интеграцию всех накопленных представлений о графике и фонетике. Как всегда, тщательно выбирать и сортировать то, что свалено в общую кучу, труднее всего. Здесь, конечно же, тоже на помощь должна прийти транскрипция. Я бы посоветовала вместе с ребятами подготовить для игры "Домино" большие картонные карточки. На одной половине карточки будет орфографическая запись слова, на другой – его транскрипция. В такой форме игра будет по силам любому классу. Итоговый результат проведения игры таков. Во-первых, вы увидите, что ваши ученики усвоили как следует, а что – нет. Во-вторых, фонетика и графика превратятся для ваших учеников в нечто привычное, больше похожее на пластилин, чем на сложный учебный материал из параграфа школьного учебника. В-третьих, вы наверняка увлечете ребят языковыми играми. Кстати, этим стоит воспользоваться, предложив им придумать аналогичные задания для соревнования с параллельным классом. В-четвертых, в процессе выполнения заданий ребята могут сделать самостоятельные "лингвистические открытия": увидеть, какие типы звуков никогда не встречаются в позиции конца слова, какие звуки меняются при отсутствии ударения и т.п. (конечно, вы им об этом говорили на уроках, но здесь они это обнаружат сами, а это совсем другое дело). Успехов вам и вашим ученикам! Задания для детей Вы, ребята, наверное, помните, как учились писать? Вам хотелось научиться складывать из кубиков слово мама, и мама подсказывала: "Первая буква м, слышишь – м-м-м, вторая – а, а-а-а...". Вы долго мучились и наконец запомнили: если хочешь записать звук [а], пиши букву а, если звук [б] – букву б и так далее. А теперь, когда вы уже научились писать, вы знаете, что звук и буква – это совсем не одно и то же. Оказалось, что звук [а] может произноситься не только там, где написана буква а, но и там, где написано о. Если подружка вам говорит: "Смотри, я нарисовала [сама]", – то не сразу догадаешься, рисовала ли она сома или сама, без помощи мамы. Звук [д] слышится там, где написано д, и там, где написано т, и звук [т] может быть записан теми же буквами: пишется отгадка, а произносится [адгатка]. Вы, конечно, одолели эту премудрость. Хотите – проверьте себя. Вдруг коварные звуки и буквы сумеют сбить вас с толку? (Если вам встретятся незнакомые слова, не забудьте посмотреть их значения в словаре!) 1. Выберите из списка слова, составленные из одинаковых букв, стоящих в "зеркальном" порядке (типа год – дог). Слова: роза, роса, троп, бар, наст, Азор, рис, дай, спич, сорт, пар, сотка, куль, падь, трос, раб, йог, откос, чипс, пять, торс, гой, сила, тяп, лиса, яд, сук, сир, заказ, лук, кус, стан, порт. Ответ: роза – Азор, троп – порт, бар – раб, рис – сир, спич – чипс, сорт – трос, йог – гой, сук – кус, заказ – заказ. 2. Послушайте, из каких звуков состоит слово. Какое слово получится, если поставить те же звуки в обратном порядке? Пример: як [йак] – Кай. Слова: шрам, рай, юг, код, ель, кожа, лоб, торг, краб, шёл, ноль, парь, нёс, шил, куль. Ответы: марш, яр, куй, ток, лей, ожог, пол, крот, парк, ложь, лён, ряб, сонь, лыж, люк. 3. Соберите слова парами. Пары могут быть двух типов. В один тип попадают пары слов, составленных из одинаковых букв, стоящих в "зеркальном" порядке (год – дог). В другой – пары слов, составленных из одинаковых звуков, стоящих в "зеркальном" порядке (як – Кай). Одно и то же слово может входить в две разные пары (руд – дур, руд – тур). Выпишите в колонку А "графические" пары (типа год – дог), в колонку Б – "фонетические" (типа як – Кай). Слова: бар, куль, пар, раб, люк, грот, домок, лом, ногу (В.п.), крот, торг, комод, тёс, шабаш, лёсс, топот, соть, порог, томат, соль, мол, угон, короб. Ответы. А: бар – раб, грот – торг, домок – комод, лом – мол, ногу – угон, шабаш – шабаш, топот – топот; Б: пар – раб, куль – люк, торг – крот, лом – мол, ногу – угон, тёс – соть, шабаш – шабаш, лёсс – соль, порог – короб, томат – томат.
Светлана ЕВГРАФОВА,
к.ф.н., доцент кафедры русского языка института лингвистики РГПУ |