|
Роза ЧураковаДидактическая система Л.В. Занкова в XXI векеПриведем типичный прием обучения, к которым учителя-занковцы прибегают весьма часто на уроках математики. Задание 1 (на вычисление). Учащимся предлагается самостоятельно решить примеры: 8 – 6, 7 – 6, 8 – 4, 8 – 5, 7 – 4, 6 – 5, 1 + 7, 2 + 4, 3 + 6, 4 + 5. (Задание не должно вызывать затруднений, но ошибки возможны.) После устной проверки следует задание 2. На какие группы можно разделить примеры? Ответы самые разные: на суммы и разности (этот ответ "лежит на поверхности", его найдут наименее слабые дети), по одинаковым уменьшаемым, то есть в первую группу войдут: 8 – 6, 8 – 4, 8 – 5, – во вторую: 7 – 6, 7 – 4, – а в третью все остальные (это уже более сложное умозаключение, его сделают не все, но все услышат). Задание 3. Упорядочить разности, уменьшаемое которых равно 8. Ответы вновь будут разными, некоторые запишут так: 8 – 4, 8 – 5, 8 – 6 (в порядке увеличения вычитаемого), а некоторые по-другому: 8 – 6, 8 – 5, 8 – 4 (в порядке его уменьшения). Но сущность одна. Задание 4. Продолжить ряд примеров. Большинство продолжат этот ряд только "в одну сторону": 8 – 6 = 2, 8 – 5 = 3, 8 – 4 = 4, 8 – 3 = 5, 8 – 2 = 6, 8 – 1 = 7, 8 – 0 = 8. Но некоторые "достроят" его еще одним примером: 8 – 7 = 1. Задание 5. Какую закономерность заметили? То, что значение разности увеличивается на единицу, скажут все. Сложнее сформулировать саму закономерность: значение разности увеличивается на единицу с уменьшением вычитаемого на эту же единицу при условии, что уменьшаемое не изменяется. Как мы заметили, задания варьируются по уровню трудности, которая как бы отражена в самой формулировке заданий, часть которых рассчитана на сильных, а другая – на слабых. Но в результате индивидуального выполнения посильных для всех заданий и коллективного решения наиболее сложных класс придет к открытию и формулировке одной из математических закономерностей. Таким образом, основными типическими педагогическими свойствами методической системы являются процессуальный характер и вариантность, которые, безусловно, находятся в своеобразных связях с многогранностью и коллизиями системы. Однако раскроем более подробно свойство вариантности методической системы на примере того многообразия учебников и методических пособий, которые разработаны в системе в связи с переходом начальной школы на четырехлетнее обучение. Первый класс. При обучении чтению учитель может использовать один из двух комплектов: I. "Азбука" (авт.: Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Самара: "Корпорация "Федоров", 1998–2000); рабочие тетради к "Азбуке" из 3 книг "Я читаю" (авт.: Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Самара: "Корпорация "Федоров", 1998–2000); тетради по письму из 4 частей (авт. Андрианова Т.М. и др. Самара: "Корпорация "Федоров", 1998–2000); методические пояснения к "Азбуке" и рабочим тетрадям "Обучение грамоте" (авт. Нечаева Н.В. М.: Изд-во ЦОР, 1999, 2000); "Русский язык". 1-й класс, 1–4 (авт. Полякова А.В. М.: Просвещение, 2000) или "Русский язык". 1-й класс, 1–4 – Экспериментальный учебник (авт. Нечаева Н.В. М.: Изд-во ЦОР, 2001). II. Букварь из 4 частей (авт.: Нечаева Н.В., Андрианова Т.М., Остроумова А.В. Самара: "Корпорация "Федоров", 1998–2000; рабочие тетради к "Азбуке" из 3 книг "Я читаю" (авт.: Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Самара: "Корпорация "Федоров", 1998–2000); тетради по письму из 4 частей (авт. Андрианова Т.М. и др. Самара: "Корпорация "Федоров", 1998–2000); Русский язык. 1-й класс, (авт. Полякова А.В. М.: Просвещение, 2000). Первый комплект более отвечает потребностям работы с детьми шестилетнего возраста. В нем предусмотрен адаптационный период обучения чтению и письму: введено опосредованное чтение при считывании рисунков, пиктограмм, схем слов и предложений, при "расшифровке" (перекодировании) самых разнообразных шифров, при разгадывании загадок, ребусов, кроссвордов и шарад. Это дает возможность детям постепенно войти в мир чтения, где сначала вводятся однозвучные гласные и сонорные согласные как наиболее слышимые звуки. Тетради по письму также рассчитаны на адаптационный период обучения. Обучение письму требует специальной подготовительной работы. Среди шестилетних детей есть дети с высоким уровнем развития моторики (координации движений, соразмерности и скорости движений ведущей руки – левой или правой), но очень много таких, которые отличаются слаборазвитой моторикой. Поэтому обучение письму первые два месяца сопровождается различными видами штриховок, раскрашиванием с их помощью рисунков, дописыванием элементов букв, внимательным рассмотрением их с помощью "лупы". При написании "трудных" букв "лупа" позволяет увеличить объект и рассмотреть, а затем и самостоятельно попробовать изобразить элемент написания. Особую значимость в адаптационный период приобретают уроки изобразительного искусства и трудового обучения: рисование, лепка, мозаика, оригами, плетение – все способствует формированию мелких движений пальцев рук детей шестилетнего возраста, то есть развитию моторики (так необходимой при письме). В этот адаптационный период в течение трех-четырех минут на уроках учитель сам читает детям художественные произведения с целью развития интереса к книге (это может быть урок по любому предмету). Выразительное чтение учителя и обсуждение с детьми услышанного по теме урока, как показал эксперимент, весьма способствуют формированию потребности-мотива к чтению. Материал для чтения можно брать из учебников "Литературное чтение", 1-й класс (авт. Свиридова В.Ю., под ред. Чураковой Н.А.), "Живые страницы", 1-й класс (авт. Романовская З.И.), из книги для чтения "Диковинки окружающего мира" (авт. Трафимова Г.А. Самара: "Корпорация "Федоров", 1999) или из детской литературы. После подготовительного периода шестилетний ребенок "догоняет" семилетнего в развитии моторики, устной речи, восприятия, памяти. Во втором полугодии (март–май или апрель–май) учитель может приступить к урокам литературного чтения (авт. Свиридова В.Ю.) или чтения (авт. Романовская З.И.). Учебник "Живые страницы" хорошо известен педагогической общественности в связи с тем, что многие годы учителя-занковцы используют на уроках чтения "Живое слово" (система 1–3). "Живые страницы" – это переработанный учебник "Живое слово" в соответствии с экспериментальной программой по чтению для 1–4-х классов. "Литературное чтение" – новый предмет в системе Л.В. Занкова. Авторы программы и учебников – Н.А. Чуракова и В.Ю. Свиридова. В настоящее время разработаны, изданы ("Корпорация "Федоров") и вошли в перечень учебников и пособий, рекомендованных МО РФ на 2000/2001 учебный год, учебники по литературному чтению для 1-го, 2-го, 3-го классов (учебник для 4-го класса проходит экспертизу). В помощь учителю разработаны и изданы методические пособия: "Методический комментарий к учебнику для 1-го класса", "Методический комментарий к учебнику для 2-го класса", "Методический комментарий для 3-го класса в 2 частях" (автор всех пособий Н.А. Чуракова, 2000); комплект слайдов живописных работ замечательных русских и европейских мастеров (20 слайдов): портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая картина, историческая картина (подбор слайдов Н.А. Чураковой), "Методический комментарий к комплекту слайдов: Как войти в мир картины" (авт. Чуракова Н.А., 2000). На программу по "Литературному чтению" в 1-м классе отводится 32 часа, по 4 часа в неделю. Курс является пропедевтическим и готовит основание для понимания литературы не только как искусства слова, но и как явления художественной культуры. Программа по русскому языку в системе 1–4, начиная со 2-го класса, обеспечивается учебниками "Русский язык" (авт. Полякова А.В. М.: Просвещение, 2000, 2001), тетрадями по русскому языку для 2-го и 3-го классов, методическими рекомендациями по русскому языку для 2-го класса, для 3-го класса, сборником "Творческие учебные задания по русскому языку" (авт. Полякова А.В. М.: Изд-во ЦОР, 2000). В адаптационный период работы с первоклассниками интегрированный курс по окружающему миру является весьма значимым для общего развития детей. Несмотря на то, что по базовому учебному плану на окружающий мир отводится всего 30 часов (один час в неделю), в первые два месяца можно несколько увеличить количество часов на этот предмет, например, за счет математики. Дополнительные часы можно использовать для наблюдения за явлениями осенней природы и для экскурсий. Л.В. Занков подчеркивал значимость "путешествий" детей в мир природы, в мир жизни и труда окружающих их взрослых людей. Это имеет большое значение для привыкания ребенка к школе и новой для него деятельности – планомерного наблюдения в процессе общения. Окружающий мир в первом классе можно изучать, используя учебник "Я и окружающий мир" (авт. Товпинец И.П. М.: Просвещение, 2000) или учебник "Мы и окружающий мир" (авт. Дмитриева Н.Я., Казаков А. Самара: "Корпорация "Федоров", 1999, 2000), а также книгу для чтения к курсу "Окружающий мир" "Диковинки окружающего мира" (авт. Трафимова Г.А. Самара: "Корпорация "Федоров", 2000); Пособие для учителя 1–2-х классов класс (авт. Дмитриева Н.Я., Казаков А.). Прошли экспертную оценку учебники по окружающему миру и для 2-го класса. Издан и получил широкое распространение учебник для 2-го класса "Мы и окружающий мир". Учебник "Я и окружающий мир" для 2-го класса будет издан к учебному году. Учебники для 3-го класса проходят экспертизу. Программа по математике в настоящее время обеспечивается учебниками "Математика". 1-й класс (авт.: Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С.); "Математика". 2-й и 3-й классы (авт.: Аргинская И.И., Ивановская Е.И.); рабочими тетрадями по математике. 2-й класс (4-я часть), 3-й класс (3-я часть) (авт.: Бененсон Е.П., Итина Л.С. Самара: "Корпорация "Федоров"; 1999, 2000); методическими пояснениями к учебникам 1-го, 2-го и 3-го классов (авт. Аргинская И.И. Изд-во ЦОР. 1999, 2000). "Учебник-тетрадь" по математике для 1-го класса рассчитан на детей шестилетнего возраста. Шестилетний ребенок обычно приходит в школу, обладая умением оценивать свойства и качества предметов по их цвету, форме, величине, положению на плоскости. Умениям различать свойства предметов и ориентироваться в пространстве он обучался по программе детского сада. Однако многие дети в наше время не посещают детский сад. У них не отработаны так называемые сенсорные эталоны – цвета, формы, величины предметов, их положение в пространстве и т.д. Вследствие этого учебник по математике для 1-го класса рассчитан на то, что в адаптационный период все дети научатся ориентироваться в пространстве и на плоскости и овладеют понятиями слева-справа, вверху-внизу, над-под, посередине, между, а также их сочетаниями (например: вверху слева и т.д.). Задания для детей предусматривают и сравнение объектов в абсолютной и относительной форме (высокий-низкий, широкий-узкий, далекий-близкий, тяжелый-легкий и выше-ниже, шире-уже, дальше-ближе и т.д.). Трудовое обучение обеспечено учебниками по труду "Умные руки". 1-й класс; "Уроки творчества". 2-й класс (авт. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.); "Уроки мастерства". 3-й класс (авт. Проснякова Т.Н. Самара: "Корпорация "Федоров", 1999, 2000, 2001). Музыкальное образование в системе представлено экспериментальными учебниками для 1-го, 2-го, 3-го, 4-го классов (авт. Ригина Г.С. Самара: "Корпорация "Федоров", 1997, 1998, 1999, 2000). В заключение мы хотели бы напомнить нашим читателям о том, что педагогиче-ская общественность готовится широко отметить 100-летие со дня рождения Л.В. Занкова – прекрасного ученого и экспериментатора. Всероссийская научно-практическая конференция "Л.В. Занков и дидактика XXI века", будет проведена 14–15 мая 2001 г. в Российской академии образования при участии Министерства образования Российской Федерации, Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, "Корпорации "Федоров". В плане подготовки конференции:
Просим вас сообщить о возможности участия в планируемых мероприятиях, а также о своих планах в связи с этим юбилейным событием в редакцию газеты и в ФНМЦ им. Л.В. Занкова. Примечание. Все материалы просим пересылать по адресу:
Роза Чуракова,
|