Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2001

Я иду на урок

Татьяна Салаурова

Мамина колыбельная

(урок чтения) 2-й класс (1–3)

Тема. "Расул Гамзатов "Мамина колыбельная""

Цель. Развитие добрых и нежных чувств.

Задачи. Дать образное представление об истоках колыбельной песни, приобщать детей к традициям народной культуры. Учить видеть красоту и многообразие слова, отрабатывать навыки анализа стихо-творения (картины жизни, настроение).

Оборудование. Уголок крестьянской избы. Здесь висит колыбель (из музея), стоит деревянный стол, на нем – керосиновая лампа, чугунок, около стола – лавка, на лавке – прялка с веретеном.

Ход урока

I. Организационный момент

Дети положили головы на парты, закрыли глаза.

Учитель поет колыбельную песню.

Баю-баюшки – бай-бай,
Спи-ка, Ваня, засыпай,
Спи-ка, Ваня, засыпай,
Крепко глазки закрывай.
Баю-баюшки – бай-бай,
Спи-ка, Ваня, засыпай,
Поскорее вырастай,
Ко работе привыкай.
Баю-баюшки – бай-бай,
Ко работе привыкай,
Папе с мамой помогай,
Баю-баюшки – бай-бай.

Учитель. Что вы сейчас прослушали?

Дети. Мы прослушали колыбельную песню, так как она пелась тихо, нежно, ласково.

У. А что помогло вам определить, что это колыбельная?

Д. Слова "баю-бай". В этой песне говорилось о мальчике.

У. Да, ребята, это действительно колыбельная песня, или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок. Я надеюсь, что в каждом из вас звучание этой колыбельной песни вызовет какие-то воспоминания или, наоборот, мечты о будущем. Надеюсь, что равнодушных на уроке не будет.

Как вы думаете, сколько на свете колыбельных песен?

Д. Две тысячи.

– Три тысячи.
– Их много.

У. Колыбельных песен не так много, но они передаются из поколения в поколение, просто каждая мать поет по-своему, что-то изменяя, добавляя. И колыбельная рождается как бы заново. А сколько же лет существуют колыбельные песни?

Д. Очень много лет.

– Колыбельная песня поется, когда каждый малыш рождается.

У. Вот послушайте, я вам сейчас прочитаю отрывок.

"Однажды внучка спросила у дедушки:

– Дедушка, кто старше меня?
– Твои мама и папа!
– А кто старше, чем они?
– Мы с бабушкой...
– А кто старше всех-всех на свете?
– Внучка, старше всех, я думаю, наш хлеб насущный. Да еще колыбельная, которую поет твоя мама.
– А-а, а-а".

Ребята, скажите, пожалуйста, почему дедушка сказал, что старше всех хлеб насущный да колыбельная?

Д. Я думаю, что как родился человек, был хлеб и была колыбель.

– Колыбель – это наш сон, который приходит к нам на ночь каждый день.

У. Хлеб насущный и колыбель стоят рядом. Хлеб питает тело человека, а колыбель – душу.

Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельная песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка.

Отчего же, ребята, песню называют колыбельной?

Д. Растили детей в колыбельке.

У. Ребята, давайте попробуем подобрать синонимы к слову "колыбель".

Д. Люлька (разговорное), пели "Люли, люли".

– Зыбка (диалектическое), зыбали; качалка – качали.
– Слово "зыбка" произошло от слова "зыбь", а когда дети засыпали, сон приходил к ним тихими волнами.
– Я думаю, колыбельку называли зыбкой, потому что ее качали.
– Я считаю, что слово "зыбка" произошло от сердца матери; если сердце доброе, то и зыбка качается тихо, спокойно.

У. Что есть в каждом стихотворении?

Д. Картина жизни.

– Рифмы.
– Настроение.

У. Как вас мамы убаюкивали в детстве?

Д. Меня убаюкивали в колыбельке.

– Меня мама качала в кресле.
– А меня мама укачивала на руках.

У. А теперь попробуем с вами перенестись на несколько десятков лет назад. Представим простую крестьянскую избу. Посередине избы на березовом шесте, который называли очеп, висит люлька. Мама поет младенцу песню и в то же время прядет пряжу. И поет колыбельную песню, которая дает ребенку первые представления о жизни.

Докажите, что колыбельная песня согревает и трогает душу.

Д. Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают.

– Ребенку становится спокойнее, и ему снятся хорошие сны.
– Когда поют колыбельную песню, ребенок быстрее забывает свои беды.
– Его укладывают спать лаской, а не ремнем.

У. Да, верно, именно ласка передается с колыбельной песней, пусть ребенок еще не слышит, но чувствует. А что он чувствует?

Д. Любовь, ласку, нежность мамы.

Колыбельную песню поют для того, чтобы ребенок рос чистым в душе, радовал свою маму.

У. Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми.

А теперь давайте послушаем колыбельные песни, которые пели вам мамы. Подумайте, какие картины жизни и какое настроение в них отражены?

Дети исполняют колыбельные песни.

Девочка 1.

Баю-баюшки – баю,
Баю Машеньку мою.
Как в высоком терему,
В шитом браном пологу.
Там висит ли колыбель
На серебряном цепу,
На шелковом поясу.
Спи, дитятко, почивай,
Свои глазки закрывай.

Девочка 2.

Месяц над нашею крышею светит,
Вечер стоит у двора,
Маленьким птичкам и маленьким детям
Спать наступила пора.
Завтра проснешься, и ясное солнце
Снова взойдет над тобой.
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.

Девочка 3.

Баю-баюшки – баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток.

Мальчик. Брат сестру качает,
Еще величает:
"Сестрица родная, расти поскорее,
Расти поскорее, да будь поумнее".
Ой, люшеньки-люли,
Да будь поумнее.
Вырастешь большая,
Отдадут тебя замуж.
Ой, люшеньки-люли,
Отдадут тебя замуж.

У. Какое настроение слышится в этих песнях?

Д. Спокойное, радостное, завораживающее.

У. Скажите, пожалуйста, о чем мечтают наши мамы, когда поют колыбельные песни?

Д. Чтобы дети росли добрыми к окружающим людям.

– Росли здоровыми.
– Были всегда счастливыми и красивыми.
– Помнили всегда маму и пели в старости ей колыбельные песни.

У. Ребята, замечательный поэт Дагестана Расул Гамзатов в своем стихотворении "Мамина колыбельная" подтверждает ваши мысли.

Стихотворение читает учитель.

Спи, турёнок, спи, сынок!
Там, за далью снежных гор,
Жизнь сплела в один клубок
Честь, и славу, и позор.
Но тебя я родила
Для добра, а не для зла.
И не зря тебе дала
Два орлиные крыла.
Спи! В горах уже темно.
Там, где тучи видят сны,
Там давным-давно в одно
Правда с ложью сплетены.
Но тебя я родила
На высокие дела
И не зря тебе дала
Сердце гордое орла.
Спи спокойно, мой родной!
Там, за далью синих вод,
Мир тягается с войной.
Кто осилит? Чья возьмет?
Жизнь тебе я, сын, дала
Лишь для мира, не для зла!
Не отдам тебя войне!
Спи, мой мальчик, в тишине!

– Что мы узнали о поэте из стихотворения?

Д. Мама пела ему в детстве колыбельную песню.

– Он жил в горах.
– Мама дала ему два крыла.

У. А что это за два крыла?

Д. Это руки. Человек в жизни должен достигать все своим трудом.

У. Как в стихотворении отражена двойственность мира?

Д. Добро и зло. Но мама хочет, чтобы ее сын вырос добрым.

У. Подтвердите это текстом.

Один из детей зачитывает отрывок из стихотворения.

– Мама мечтает, чтобы сын вырос каким?

Д. Смелым, добрым, спокойным.

– Я думаю, что мама мечтает видеть сына гордым и мужественным.

У. Подтвердите это текстом.

Дети выполняют задание.

В чем еще видна двойственность мира?

Д. Двойственность мира в том, что есть правда и ложь.

У. Докажите это.

Д. Мама верит, что из правды и лжи, которые в жизни так трудно порой отличить, он выберет правду.

– Мама мечтает о том, что сын расплетет правду и ложь, ложь спрячет, а правду достанет.

У. Да, молодец, ведь в каждом из нас сидят две половинки. Мама верит, что сын раскроет светлую половину.

– Что еще вы можете сказать про двойственность мира?

Д. Двойственность – это слава и позор.

У. Когда к человеку приходит слава, а когда позор, от кого это зависит?

Д. Я считаю, что это зависит от самого человека.

У. О чем мечтают мамы мира?

Д. Мамы хотят, чтобы поскорее кончились войны.

– Матери всего мира мечтают, чтобы дети выросли добрыми, мирными, спокойными, умелыми.
– Чтобы войны не было, чтобы всегда на Земле был мир.

У. Ребята, вам в этом стихотворении встретилось слово "турёнок". Тур – вымершая разновидность горного быка. Он был очень вынослив, приспособлен к природным условиям. Поэтому мама и сравнивает сына с турёнком.

Дети выразительно читают стихотворение.

– Ребята, мне бы хотелось, чтобы мы зажгли сегодня свечи за мам, которые хотят мира во всем мире, мечтают видеть своих детей добрыми и здоровыми. Чтобы не переставали звучать колыбельные.

И когда вы станете взрослыми, может быть, в трудные минуты вы вспомните свою "маленькую родину", родное село, где мама пела вам колыбельные песни. Глядя на свечу, постарайтесь передать маме тепло своих сердец. Хотелось бы, чтобы связь поколений не прерывалась, а колыбельные песни звучали вновь и вновь. И я хочу, чтобы "колыбельная поэзия всегда возвращала нас к "малой родине", к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней своей питала и питает человека".

Помните свою "маленькую родину", это и есть мама и ее колыбельная песня. Сегодня, когда вы придете домой, загляните маме в глаза. Что можно в них увидеть?

Д. Доброту, ласку, радость, любовь.

– Мама радуется, что сегодня на уроке мы хорошо поработали.
– Можно увидеть усталость.
– Я думаю, что теплоту.

У. После того что вы увидите в маминых глазах, что бы вы сделали для мамы, чтобы ей стало очень хорошо?

Д. Я бы маме помогла.

– Доброе слово.
– Я бы хотела маме сделать сюрприз.
– Написал бы поздравление.
– А я бы на ночь спела маме колыбельную песню, которую она мне пела, чтобы к старости она была еще более добродушная ко мне.

У. Итак, сегодня на уроке мы говорили о маминых колыбельных, и я думаю, что этот урок останется в ваших сердцах надолго.

Спасибо всем за урок. Мне было приятно с вами работать и общаться.

Татьяна САЛАУРОВА