|
Татьяна СалауроваМамина колыбельная(урок чтения) 2-й класс (1–3)Тема. "Расул Гамзатов "Мамина колыбельная"" Цель. Развитие добрых и нежных чувств. Задачи. Дать образное представление об истоках колыбельной песни, приобщать детей к традициям народной культуры. Учить видеть красоту и многообразие слова, отрабатывать навыки анализа стихо-творения (картины жизни, настроение). Оборудование. Уголок крестьянской избы. Здесь висит колыбель (из музея), стоит деревянный стол, на нем – керосиновая лампа, чугунок, около стола – лавка, на лавке – прялка с веретеном. Ход урока I. Организационный момент Дети положили головы на парты, закрыли глаза. Учитель поет колыбельную песню.
Учитель. Что вы сейчас прослушали? Дети. Мы прослушали колыбельную песню, так как она пелась тихо, нежно, ласково. У. А что помогло вам определить, что это колыбельная? Д. Слова "баю-бай". В этой песне говорилось о мальчике. У. Да, ребята, это действительно колыбельная песня, или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок. Я надеюсь, что в каждом из вас звучание этой колыбельной песни вызовет какие-то воспоминания или, наоборот, мечты о будущем. Надеюсь, что равнодушных на уроке не будет. Как вы думаете, сколько на свете колыбельных песен? Д. Две тысячи.
У. Колыбельных песен не так много, но они передаются из поколения в поколение, просто каждая мать поет по-своему, что-то изменяя, добавляя. И колыбельная рождается как бы заново. А сколько же лет существуют колыбельные песни? Д. Очень много лет. – Колыбельная песня поется, когда каждый малыш рождается. У. Вот послушайте, я вам сейчас прочитаю отрывок. "Однажды внучка спросила у дедушки:
Ребята, скажите, пожалуйста, почему дедушка сказал, что старше всех хлеб насущный да колыбельная? Д. Я думаю, что как родился человек, был хлеб и была колыбель. – Колыбель – это наш сон, который приходит к нам на ночь каждый день. У. Хлеб насущный и колыбель стоят рядом. Хлеб питает тело человека, а колыбель – душу. Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельная песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка. Отчего же, ребята, песню называют колыбельной? Д. Растили детей в колыбельке. У. Ребята, давайте попробуем подобрать синонимы к слову "колыбель". Д. Люлька (разговорное), пели "Люли, люли".
У. Что есть в каждом стихотворении? Д. Картина жизни.
У. Как вас мамы убаюкивали в детстве? Д. Меня убаюкивали в колыбельке.
У. А теперь попробуем с вами перенестись на несколько десятков лет назад. Представим простую крестьянскую избу. Посередине избы на березовом шесте, который называли очеп, висит люлька. Мама поет младенцу песню и в то же время прядет пряжу. И поет колыбельную песню, которая дает ребенку первые представления о жизни. Докажите, что колыбельная песня согревает и трогает душу. Д. Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают.
У. Да, верно, именно ласка передается с колыбельной песней, пусть ребенок еще не слышит, но чувствует. А что он чувствует? Д. Любовь, ласку, нежность мамы. Колыбельную песню поют для того, чтобы ребенок рос чистым в душе, радовал свою маму. У. Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми. А теперь давайте послушаем колыбельные песни, которые пели вам мамы. Подумайте, какие картины жизни и какое настроение в них отражены? Дети исполняют колыбельные песни. Девочка 1.
Девочка 2.
Девочка 3.
У. Какое настроение слышится в этих песнях? Д. Спокойное, радостное, завораживающее. У. Скажите, пожалуйста, о чем мечтают наши мамы, когда поют колыбельные песни? Д. Чтобы дети росли добрыми к окружающим людям.
У. Ребята, замечательный поэт Дагестана Расул Гамзатов в своем стихотворении "Мамина колыбельная" подтверждает ваши мысли. Стихотворение читает учитель.
– Что мы узнали о поэте из стихотворения? Д. Мама пела ему в детстве колыбельную песню.
У. А что это за два крыла? Д. Это руки. Человек в жизни должен достигать все своим трудом. У. Как в стихотворении отражена двойственность мира? Д. Добро и зло. Но мама хочет, чтобы ее сын вырос добрым. У. Подтвердите это текстом. Один из детей зачитывает отрывок из стихотворения. – Мама мечтает, чтобы сын вырос каким? Д. Смелым, добрым, спокойным. – Я думаю, что мама мечтает видеть сына гордым и мужественным. У. Подтвердите это текстом. Дети выполняют задание. В чем еще видна двойственность мира? Д. Двойственность мира в том, что есть правда и ложь. У. Докажите это. Д. Мама верит, что из правды и лжи, которые в жизни так трудно порой отличить, он выберет правду. – Мама мечтает о том, что сын расплетет правду и ложь, ложь спрячет, а правду достанет. У. Да, молодец, ведь в каждом из нас сидят две половинки. Мама верит, что сын раскроет светлую половину. – Что еще вы можете сказать про двойственность мира? Д. Двойственность – это слава и позор. У. Когда к человеку приходит слава, а когда позор, от кого это зависит? Д. Я считаю, что это зависит от самого человека. У. О чем мечтают мамы мира? Д. Мамы хотят, чтобы поскорее кончились войны.
У. Ребята, вам в этом стихотворении встретилось слово "турёнок". Тур – вымершая разновидность горного быка. Он был очень вынослив, приспособлен к природным условиям. Поэтому мама и сравнивает сына с турёнком. Дети выразительно читают стихотворение. – Ребята, мне бы хотелось, чтобы мы зажгли сегодня свечи за мам, которые хотят мира во всем мире, мечтают видеть своих детей добрыми и здоровыми. Чтобы не переставали звучать колыбельные. И когда вы станете взрослыми, может быть, в трудные минуты вы вспомните свою "маленькую родину", родное село, где мама пела вам колыбельные песни. Глядя на свечу, постарайтесь передать маме тепло своих сердец. Хотелось бы, чтобы связь поколений не прерывалась, а колыбельные песни звучали вновь и вновь. И я хочу, чтобы "колыбельная поэзия всегда возвращала нас к "малой родине", к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней своей питала и питает человека". Помните свою "маленькую родину", это и есть мама и ее колыбельная песня. Сегодня, когда вы придете домой, загляните маме в глаза. Что можно в них увидеть? Д. Доброту, ласку, радость, любовь.
У. После того что вы увидите в маминых глазах, что бы вы сделали для мамы, чтобы ей стало очень хорошо? Д. Я бы маме помогла.
У. Итак, сегодня на уроке мы говорили о маминых колыбельных, и я думаю, что этот урок останется в ваших сердцах надолго. Спасибо всем за урок. Мне было приятно с вами работать и общаться. Татьяна САЛАУРОВА |