Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №7/2001

Контрольные работы

Тамара Игнатьева ,
заслуженный учитель Российской Федерации ;
Людмила Тикунова

Чтение

1-й класс (1–3)
Ручей

Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал...
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал...
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул...
Увидел речку – прыг туда
И сразу утонул! (30 слов)

(И.Токмакова)

Задания и вопросы

1. Назови слова, с помощью которых И.Токмакова описывает движение ручейка.
2. Каким тебе представляется ручеёк?
3. Как ты понимаешь, что ручей "утонул" в речке?
4. Из данных слов выбери те, которые подходят к ручейку из стихотворения И.Токмаковой: спокойный, игривый, молодой, весенний, осенний и т.д.

1-й класс (1–3)
Девочка и лиса (русская народная сказка)

Жили-были старик со старухой. У них была внучка Алёнушка.

Собрались подружки идти в лес по ягоды и пришли её звать с собой. Долго старики не от-пус-ка-ли внучку. Потом согласились.

Ходят девушки по лесу, собирают ягоды. Деревце за деревце, кустик за кустик – Алёнушка и отстала от подруг. Они аукали её, аукали, а девочка не слыхала.

Уже стало темно. Подружки пошли домой. Осталась Алёнушка одна. Влезла на дерево, стала горько плакать... (70 слов)

Вопросы и задания

1. Что приключилось с Алёнушкой в лесу?
2. К девочке подходили медведь, волк, лиса. Как ты думаешь, кто отнёс девочку домой? Почему ты так решил?
3. Докончи последнюю фразу сказки: "Наелась ... и убежала в лес".
4. Можно ли было по заголовку догадаться, о ком в сказке пойдёт речь? Порассуждай.

1-й класс (1–3)
Солнце и радуга (басня)

Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная дуга-радуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца.

Услышало эти речи солнышко и говорит: "Ты красива – это правда, но ведь без меня и радуги не бывает". А радуга только смеётся да пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало. (66 слов)

(К.Ушинский)

Вопросы и задание

1. Без чего не бывает радуги?
2. Расскажи басню близко к тексту.
3. Что в этой басне правда, а что выдумка?

1-й класс (1–3)
Отец и сыновья (басня)

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: "Сломайте!"

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломили прутья поодиночке.

Отец и говорит: "Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь, вас всякий легко погубит". (66 слов)

(Л.Толстой)

Задание и вопрос

1. Перескажи басню.
2. Какой совет тебе в жизни пригодится?

2-й класс (1–3)
Ёж

Принёс я в класс ежа. Никуда его не вытаскиваю. Сидит он в сумке. Никто про него не знает. Вдруг учитель говорит: "Что это такое?" Я говорю: "Ёж". – "Где ёж?" – спрашивает учитель. "Здесь", – говорю. А он говорит: "А вообще я не тебя спрашиваю. Я Мишу Галкина спрашиваю", – и на доску показывает. "Это существительное", – говорит Миша Галкин. "Правильно, – говорит учитель, – а ты выйди с ежом!" (63 слова)

(В.Голявкин)

Вопросы

1. Почему на вопрос учителя "что это такое" прозвучали два разных ответа?
2. Как учитель проучил нерадивого ученика?
3. Как бы ты озаглавил рассказ?

2-й класс (1–3)
Куда весна пропала?

Не знаю, почему же
Весна всё не идёт?
Опять замерзли лужи,
Похрустывает лёд.
А мы плащи надели
Ещё на той неделе.
Куда весна пропала?
Куда девалась вдруг?
А вдруг она пропала
Куда-нибудь на юг?
И там осталась где-то?
Но там все время лето,
Там нет морозных дней,
А нам весна нужней! (51 слово)

(А.Барто)

Вопросы

1. Как ты думаешь, кто в стихо-творении рассуждает о пропавшей весне?
2. Как бы ты озаглавил это стихотворение?
3. Какие предложения подсказывают, что это стихотворение тревожное?

2-й класс (1–3)
Дядюшка Ау

Кто-то крикнул: "Ау!.." И тотчас по всему лесу рассыпалось великое множество "а" и "у". Одни схоронились под камушками, другие – в лесной землянке, третьи за иглы сосновые да еловые зацепились, ну а некоторым совсем неповезло: они попали в муравейник, а одно маленькое "у" прямо в паутину угодило!

– Ты... ты кто такой? – прошипел огромный паук. – Или, вернее, что ты такое?
– Я... "у", – пропищало насмерть перепуганное "у".
– "У"?! – удивился паук. – Ничего не понимаю! Просто "у"?!
– Да. Я просто "у".
– А где ты живёшь, просто "у"?
– В домике дядюшки Ау. Нас там много – "а" и "у".
– Ну, раз ты "у", я сейчас тебя съем! – сказал паук.
– Но ведь я совсем невкусное "у"!
– Всё равно съем! У меня есть только одно маленькое "у", а когда я тебя съем – станет два! И я буду не просто пауком, а паууком.

И паук стал медленно приближаться к "у".

"Мы пропали! – подумали "а" и "у". – Только дядюшка Ау может нас спасти. Дядюшка Ау-у-у! – крикнули они. И в ответ раздалось: "Ау-у-у!!!" Вслед за ним появился и сам дядюшка Ау. На голове у него была шляпа, сплетённая из больших разноцветных букв "А" и "У". (183 слов)

(Д.Норин)

Вопросы и задание

1. Какие чудеса происходили в сказочном лесу?
2. Как выглядит дядюшка Ау? Опиши его.
3. Почему дядюшка Ау не вызывает у нас страха?

2-й класс (1–3)
Что я люблю

Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как бельё на заборе. Ещё я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо.

Я люблю слушать, как жук копается в коробочке. И люблю в выходной день утром залезать к папе в кровать, чтобы поговорить с ним о собаке: как мы купим собаку, и будем с ней заниматься, и будем её кормить, и какая она будет потешная и умная, а я буду за нею сам вытирать лужицы, и она будет ходить за мной, как верный пёс. Я много чего люблю! (108 слов)

(В.Драгунский)

Вопросы и задание

1. Вспомни, какие желания были у малыша?
2. Какое самое заветное желание было у него?
3. Расскажи, а что любишь ты?
4. С кем ты делишься своими мечтами?

3-й класс (1–3)
День рождения

У всех день рождения – радость, а у клестёнка – беда. Что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам закон не писан.

И вот угораздило: вылупились зимой, да ещё двадцать девятого февраля. Что это за день рождения, который бывает только раз в четыре года? Хоть плачь: снег, холод, ни зелени, ни нежных гусеничек. А родителям хоть бы что! Вон папа-клёст сидит себе на ёлке и распевает. А у самого пар из клюва. Будто трубку курит.

Это я так думаю про клестят.
Только вижу я, что клестята-то не тужат.
Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян!
Наедятся каши – и спать. Снизу – будто перинка в гнёздышке постелена, сверху – мама, как пуховое одеяльце. А изнутри каша греет.
Ёлка гнездо баюкает, ветер песни мурлычет.
Нет, день рождения – всегда счастливый день.
Пусть даже зима и мороз. (150 слов)

(Н.Сладков)

Вопросы и задание

1. Расскажи, что думал автор о вылупившихся птенцах?
2. Какие условия создали родители своим новорождённым птенцам?
3. Найди слова, которыми заканчивается первая часть рассказа.
4. Что хотел подчеркнуть Н.Сладков последними словами текста?
5. Сколько частей в этом тексте?

3-й класс (1–3)
Лось

Рассветный лес
И тих,
И нем,
Как будто нету в нём
Сегодня
Никого совсем,
А только –
Мы вдвоём
Да первый
Робкий ветерок,
Листок
Катящий
Возле ног...
Но – чу! –
Ты слышишь
Веток хруст:
Чащобою
Насквозь,
Неся рогов
Тяжёлый куст,
К реке
Шагает лось.
Он так огромен,
Что привык
Ходить повсюду напрямик.
Прошёл...
И сделалась
Слышна
В лесу рассветном
Тишина,
И оказалось,
Что совсем
Он не был пуст
И не был нем,
Что просто
И душе, и глазу
Жизнь
Открывается не сразу. (80 слов)

(И.Мазнин)

Вопросы и задания

1. Почему поэт сделал строки такими короткими, что он хотел этим показать?
2. В какой части стихотворения становятся явно слышны звуки леса? Что это были за звуки?
3. С каким чувством тебе хотелось читать вторую часть стихотворения? Перечитай её.
4. Какие слова из третьей части стихотворения тебе показались самыми важными? Прочитай их.

3-й класс (1–3)
Как мужик гуся делил (русская народная сказка)

У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понёс.

Барин принял гуся и говорит мужику:

– Спасибо, мужик, тебе за гуся, только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочки. Как бы нам разделить гуся без обиды?

Мужик говорит:

– Я разделю.

Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:

– Ты всему дому голова, тебе голову.

Потом отрезал задок, подает барыне:

– Тебе, – говорит, – дома сидеть, за домом смотреть, тебе задок.

Потом отрезал лапки и подает сыновьям.

– Вам, – говорит, – ножки – топтать отцовские дорожки.

– А дочерям дал крылья:

– Вы, – говорит, – скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму! – и взял себе всего гуся.

Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег. (138 слов)

Задание и вопрос

1. Расскажи, как мужик и барина рассмешил, и семью накормил.
2. Каким ты представляешь себе мужика? Дай ему характеристику.

3-й класс (1–3)
 Соловей (отрывок из сказки)

И вот наступил вечер.

Посреди огромного зала восседал император. Напротив императорского трона поставили золотой шест, и на самой верхушке его сидел соловей. Все придворные были в полном сборе. И девочке из кухни позволили стоять в дверях – в награду за то, что она нашла соловья, первый министр назначил её придворной поварихой.

Все были разодеты в пух и прах и не сводили глаз с маленькой серенькой птички.

Но вот император милостиво кивнул головой. И соловей запел. Он пел так неж-но, так чудесно, что у императора выступили на глазах слёзы и покатились по щекам. Тогда соловей залился ещё громче, ещё нежнее.

Когда он кончил, император сказал, что жалует соловью свою золотую туфельку на шею. Но соловей поблагодарил и отказался.

– Я видел слёзы в глазах императора, – сказал соловей. – Какой мне ещё желать награды?

И опять зазвучал его чудесный голос.

– Ах, это очаровательно! – восклицали наперебой придворные дамы.

И с тех пор, когда им нужно было разговаривать с кем-нибудь, они набирали в рот воды, чтобы она булькала у них в горле. Они воображали, что это бульканье похоже на соловьиные трели.

Соловья оставили при дворе и отвели ему особую комнату. (183 слов)

(Х.К. Андерсен)

Вопросы и задание

1. Почему соловей отказался от награды императора?
2. Найди слова, которые описывали бы соловья и его пение.
3. В чём привлекательность этой птицы?

1-й класс (1–4)
Я сейчас приду

– Ты умеешь читать? – спросил я Ваню.
– Умею, – ответил Ваня.
– Прочитай-ка вот здесь, – сказал я и дал ему в руки книжку. Ваня вернул мне книжку и тихо сказал:
– Я сейчас приду...

Я долго ждал Ваню, но он не вернулся.

Я нашёл Ваню на кухне.

– В чём дело? – спросил я. – Что с тобой?
– Я не умею читать... – сознался Ваня. (57 слов)

(В.Голявкин)

Вопросы

1. Как ты думаешь, почему Ваня не смог признаться, что он не умеет читать?
2. Можно ли понять его состояние?
3. Что бы ты сказал малышу, услышав его слова: "Я не умею читать..."?