Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2001

Я иду на урок

Ольга Шапортова

Установление логических связей

1-й класс (1–3)

Тема. "Установление логиче-ских связей между предметами, числами и явлениями".

Цели. Закрепить умения находить закономерности в расположении геометрических фигур, в числовом ряде и в жизненных явлениях; развивать логическое мышление, способности конструировать и моделировать; воспитывать желания взвешивать свои слова, прежде чем их произносить.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Тема урока

Учитель. Тема нашего урока – установление логических связей между предметами, числами и явлениями. Сегодня мы будем решать логические задачи, играть в интересные игры и конструировать. В качестве разминки мы поиграем в игру "Через число". Вспомним правила игры.

Дети. Учитель, кидая мяч одному из учеников, называет любое число. Ученик возвращает мяч, называя число, что на два больше заданного, как можно быстрее.

У. Итак, приготовились. Называю число 74.

Д. 76.

У. 63.

Д. 65.

Дети играют.

У. Заканчиваем. В эту игру вы сможете поиграть на перемене. Нас ждет игра, которая называется "Что лишнее?". Кто напомнит правила этой игры?

Д. Нужно по признаку выделить предмет или слово из остальных и дать логическое обоснование.

У. Верно. Итак, перед вами рисунок. Найдите на этом рисунке лишнее насекомое и дайте своему ответу логическое обоснование.

Учитель вывешивает на доску рисунок.

Д. Здесь лишняя стрекоза, так как остальные насекомые – бабочки.

У. Есть ли еще какие-то варианты ответов?

Д. Лишняя бабочка внизу справа, так как у нее брюшко не полосатое, а у остальных насекомых – полосатые.

У. Теперь следующий рисунок. Найдите среди этих животных лишнее.

Учитель вывешивает на доску рисунок.

Д. Лишний – динозавр, так как этого животного уже не существует на земле, а остальные есть.

У. А сейчас усложним эту игру. Теперь перед вами не картинки, а только слова.

На доске.

Д. Здесь лишнее слово "сосна", так как это слово обозначает дерево, а остальные – цветы.

У. Правильно. У кого есть другие варианты ответов?

Д. Можно выделить слово "георгин", так как оно обозначает садовое растение. Это растение выращивает человек, а остальные растут в лесу.

У. Но здесь есть еще третий вариант ответа, подумайте.

Д. Слово "колокольчик" в данном случае может обозначать не цветок, а металлический предмет. В этом случае слово "колокольчик" лишнее, так как остальные слова обозначают растения.

У. Теперь посмотрите на другую запись.

На доске.

– Что здесь лишнее и почему?

Д. Лишнее слово "прилагательное", так как оно относится к предмету "Русский язык", а остальные слова – к предмету "Математика".

У. Займемся конструированием. Возьмите семь счетных палочек и выложите на столах такой же зонтик, как на доске.

Дети выполняют задание.

– Теперь переложите две палочки так, чтобы получилось три равных треугольника.

Дети выполняют задание.

– Возьмите одиннадцать счетных палочек и выложите на столах такой же домик, как на доске.

– Переложите одну палочку так, чтобы домик был повернут в другую сторону.

Дети выполняют задание.

 Взгляните на эти полоски. Какая фигура должна стоять следующей?

 

Д. На первой полоске должен стоять ромб, так как очередность фигур такая: круг, ромб, трапеция, квадрат, круг, ромб...

У. По какому признаку мы продолжили закономерность?

Д. По форме фигур.

У. На второй полоске какая должна быть фигура?

Д. Заштрихованный квадрат. Здесь мы продолжили закономерность по двум признакам: по форме фигур и цвету.

У. Теперь задание на смекалку. В этом буквенном ряду тоже есть своя закономерность. Подумайте, какая буква должна стоять следующей.

Если дети не справятся, учитель подсказывает.

Д. Это буква Ш.

У. Какая здесь закономерность?

Д. Это первые буквы числительных по порядку: один, два, три, четыре, пять, шесть.

У. Хотите сыграть в игру "Да или нет"?

Д. Да!

У. Итак, вспоминаем правила игры. Я задаю вопросы, а вы?

Д. А мы отвечаем на них "да" или "нет", поясняя свои ответы.

У. Первый вопрос.

Если на улице светло, то это обязательно день?

Д. Нет, так как это может быть летняя светлая ночь, или утро.

У. Если день, то на улице всегда светло?

Д. Да, так как день – это светлое время суток.

У. Если идет дождь, то обязательно дорога мокрая?

Д. Да, так как дождь обязательно ее намочит.

У. Если дорога мокрая, то обязательно идет дождь?

Д. Нет, так как могла пройти поливальная машина, а может, снег тает или дождь только что кончился.

У. Если в аквариуме плавает сом, то это обязательно рыба?

Д. Да, так как науке неизвестен сом, не являющийся рыбой.

У. Если в аквариуме плавает рыба, то это обязательно сом?

Д. Нет, это может быть любая другая рыба.

Термины логическое высказывание, истинное, ложное пока не даются.

У. А теперь трудный вопрос: веревку разрезали на три части, сколько разрезов сделали?

Д. Три.

– Два.

У. Ответы разные, поэтому проводим эксперимент.

Учитель разрезает веревку на три части. Дети видят правильный ответ.

III. Подведение итогов

У. Чем занимались? Кому какая игра понравилась больше?

Ответы детей.

Ольга ШАПОРТОВА,
г. Петрозаводск