|
Светлана ЛяминаСтрочная буква "щ"Тема. "Строчная буква щ". Цели. Научить писать букву щ; закрепить навыки комментированного письма, различения твердых и мягких согласных звуков; учить находить в предложении главные слова. Оборудование. Пластинка, алфавит, лента букв, пропись; картинки: Леопольд, мыши, яблоня, яблоки; схемы-слияния; плакат "Давайте жить дружно!". Ход урока I. Организационный момент Учитель. Сегодня по щучьему веленью, по нашему хотенью мы отправляемся в мультфильм, с героем которого будем учиться писать строчную букву щ. А что это за мультфильм – вы без труда догадаетесь. Звучит песня из мультфильма "Приключения кота Леопольда". II. Устная работа У. Итак, отправляемся! А по дороге давайте вспомним алфавит. Ребята! А кто герои этого мультфильма? Дети. Кот Леопольд. – Мыши. На доске написаны слова и прикреплена картинка кота. На доске. У. Какие правила нужно пом-нить, чтобы без ошибок написать эти слова? Ученик на доске подчеркивает правила: имена собственные, ши пишется с и, ь смягчает предшествующий согласный звук. – Назовите первую букву в каждом из этих слов. Какие звуки обозначает каждая буква? Дети характеризуют каждый звук. Д. К [к] – согласный, твердый глухой парный. – Л [л’] – согласный, мягкий звонкий непарный (сонорный). – М [м] – согласный, твердый звонкий непарный (сонорный). У. Придумайте слова-предметы на эти буквы. Дети выполняют задания. – Придумайте такое слово, к которому можно задать вопрос: кто? или что? Д. Кукла. У. Определите род. Д. Что? Кукла – она моя, женский род. У. Теперь слово с буквой л. Д. Лента. У. От придуманного слова нужно задать вопрос какая? Д. Лента какая? Яркая. У. Придумайте слово, начинающееся с буквы М, от придуманного слова задайте вопрос: что делает? Д. Музыка что делает? Звучит. У. Молодцы! III. Штриховка У. Возьмите тетрадки по штриховке и нарисуйте в них дорожки, по которым шли. Дети обводят шаблон и заштриховывают картинку (картинки могут быть разные). IV. Работа в прописи У. Вот мы и добрались до мультфильма. Встречает нас кот Леопольд. На доске открывается картинка с изображением кота Лео-польда. – Вы знаете, что коты любят рыбу и иногда ходят на рыбалку? Леопольд рассказал нам о своей прошлой рыбалке и назвал, кого он поймал. Слушайте внимательно. Что "лишнее"? Щука, окунь, карась, Мурзик, лещ, плотва, ерш. Д. Мурзик – это кличка кота, а все остальные слова – это названия рыб. У. В прописи обведем рыбок, которых поймал Леопольд. Дети распознают звук [щ’]. У. С какой буквой вы познакомились на уроке чтения? Д. С буквой щ. У. Какой звук она обозначает? Д. Звук [щ’]. У. Какой он? Д. Согласный, глухой непарный, всегда мягкий. У. Я еще раз назову рыбок, которых поймал Леопольд. Если услышите звук [щ’], хлопайте в ладоши. Учитель повторяет слова: щука, окунь и т.д. Дети хлопают. – Скажите, а какой Леопольд? Д. Добрый, умный, внимательный. У. В знак уважения давайте на верхней строке в прописи красиво напишем, как его зовут. Дети пишут: Леопольд. У. Леопольд рассказал, что в последнее время у него была не совсем удачная рыбалка: рыбки срывались с крючка. Мы можем ему помочь, если научимся красиво писать букву щ. Учитель показывает, как пишется буква щ. Дети пишут строчку буквы щ. У. Давайте на следующей строчке напишем слог . Почему он у меня записан в рамочке? Д. Это орфограмма. Чу, щу пиши с у. У. Постарайтесь не забывать это правило. Буква щ удалась; Леопольду попались лещь и карась. Напишите эти слова, первое – слева, второе – справа от рамочки. Дети записывают слова. – А теперь вспомните, как писали букву щ, и посмотрите, как ее соединять с другими буквами: щи, щу – написать по два раза. Дети выполняют задание. – А кто еще попался на крючок к Леопольду? Прочитайте прописи. Дети читают слова. – В слове щука какой звук обозначает каждая из букв? Дети характеризуют звуки. – Напишите красиво по одному разу слова в прописи и самостоятельно раскрасьте схему. Проверьте. Дети выполняют задания. V. Физкультминутка
Дети изображают движения рыбок. VI. Закрепление (распознавание твердых и мягких согласных звуков) У. Леопольд снова хотел отправиться на рыбалку, но колеса у его велосипеда оказались спущенными. Как вы думаете, кто это пошалил? Д. Мыши. У. Верно. На доске открываются картинки с мышами. – Чтобы накачать колеса, нужно в предложении, которое написано у вас в прописях, подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки, красным цветом, а буквы, обозначающие твердые согласные звуки, – синим, мягкие звуки – зеленым. Прочитаем хором предложение. Дети читают: судак, щука – хищные рыбы. VII. Работа над предложением У. Вы справились с заданием, а Леопольд в это время наловил рыбы. Давайте запишем предложение о его рыбалке. Дети читают: Леопольд по.й-мал щуренка. Предложение записывается с комментируемым управлением (ведет ученик). – Записали? Проверим. О ком это предложение? Д. О Леопольде. У. Проверим: кто? Леопольд – подчеркиваем одной чертой. Леопольд что сделал? поймал – подчеркиваем двумя чертами. Итак, здесь основа предложения: Леопольд поймал. Дети списывают с печатного текста. У. Ребята! Леопольд очень добрый. И конечно же мышей простил. Вспомните, а что он обычно им говорил? Д. "Давайте жить дружно!" На доске открывается плакат. У. Перепишите это предложение к себе в пропись. Дети записывают предложение. VIII. Проверка У. В саду у кота Леопольда росла яблоня. И Леопольд решил угостить нас яблоками. На доске появляется картинка яблони. – Но яблоня была волшебная. Яблоки она давала только за правильно выполненные задания. Поэтому проверьте, как вы выполнили задания. Кто выполнил без ошибок – у того в прописи окажется яблоко от Леопольда. IX. Итог урока У. Чтобы по щучьему веленью, по нашему хотенью вернуться домой, нужно красиво написать буквы щ, и, ц, ш. Дети пишут буквы. – А теперь давайте вспомним, где мы побывали и что делали. Д. Мы были в гостях у кота Леопольда, научились писать букву щ. – Помогли Леопольду наловить рыбы. – Мы вспомнили, что чу – щу пишется с буквой у. Светлана ЛЯМИНА, |