Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2001

Я иду на урок

Светлана Лямина

Строчная буква "щ"

Тема. "Строчная буква щ".

Цели. Научить писать букву щ; закрепить навыки комментированного письма, различения твердых и мягких согласных звуков; учить находить в предложении главные слова.

Оборудование. Пластинка, алфавит, лента букв, пропись; картинки: Леопольд, мыши, яблоня, яблоки; схемы-слияния; плакат "Давайте жить дружно!".

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня по щучьему веленью, по нашему хотенью мы отправляемся в мультфильм, с героем которого будем учиться писать строчную букву щ. А что это за мультфильм – вы без труда догадаетесь.

Звучит песня из мультфильма "Приключения кота Леопольда".

II. Устная работа

У. Итак, отправляемся! А по дороге давайте вспомним алфавит. Ребята! А кто герои этого мультфильма?

Дети. Кот Леопольд.

– Мыши.

На доске написаны слова и прикреплена картинка кота.

На доске.

У. Какие правила нужно пом-нить, чтобы без ошибок написать эти слова?

Ученик на доске подчеркивает правила: имена собственные, ши пишется с и, ь смягчает предшествующий согласный звук.

– Назовите первую букву в каждом из этих слов. Какие звуки обозначает каждая буква?

Дети характеризуют каждый звук.

Д. К [к] – согласный, твердый глухой парный.

– Л [л’] – согласный, мягкий звонкий непарный (сонорный).

– М [м] – согласный, твердый звонкий непарный (сонорный).

У. Придумайте слова-предметы на эти буквы.

Дети выполняют задания.

– Придумайте такое слово, к которому можно задать вопрос: кто? или что?

Д. Кукла.

У. Определите род.

Д. Что? Кукла – она моя, женский род.

У. Теперь слово с буквой л.

Д. Лента.

У. От придуманного слова нужно задать вопрос какая?

Д. Лента какая? Яркая.

У. Придумайте слово, начинающееся с буквы М, от придуманного слова задайте вопрос: что делает?

Д. Музыка что делает? Звучит.

У. Молодцы!

III. Штриховка

У. Возьмите тетрадки по штриховке и нарисуйте в них дорожки, по которым шли.

Дети обводят шаблон и заштриховывают картинку (картинки могут быть разные).

IV. Работа в прописи

У. Вот мы и добрались до мультфильма. Встречает нас кот Леопольд.

На доске открывается картинка с изображением кота Лео-польда.

– Вы знаете, что коты любят рыбу и иногда ходят на рыбалку? Леопольд рассказал нам о своей прошлой рыбалке и назвал, кого он поймал. Слушайте внимательно. Что "лишнее"?

Щука, окунь, карась, Мурзик, лещ, плотва, ерш.

Д. Мурзик – это кличка кота, а все остальные слова – это названия рыб.

У. В прописи обведем рыбок, которых поймал Леопольд.

Дети распознают звук [щ’].

У. С какой буквой вы познакомились на уроке чтения?

Д. С буквой щ.

У. Какой звук она обозначает?

Д. Звук [щ’].

У. Какой он?

Д. Согласный, глухой непарный, всегда мягкий.

У. Я еще раз назову рыбок, которых поймал Леопольд. Если услышите звук [щ’], хлопайте в ладоши.

Учитель повторяет слова: щука, окунь и т.д.

Дети хлопают.

– Скажите, а какой Леопольд?

Д. Добрый, умный, внимательный.

У. В знак уважения давайте на верхней строке в прописи красиво напишем, как его зовут.

Дети пишут: Леопольд.

У. Леопольд рассказал, что в последнее время у него была не совсем удачная рыбалка: рыбки срывались с крючка. Мы можем ему помочь, если научимся красиво писать букву щ.

Учитель показывает, как пишется буква щ.

Дети пишут строчку буквы щ.

У. Давайте на следующей строчке напишем слог . Почему он у меня записан в рамочке?

Д.  Это орфограмма. Чу, щу пиши с у.

У. Постарайтесь не забывать это правило.

Буква щ удалась; Леопольду попались лещь и карась. Напишите эти слова, первое – слева, второе – справа от рамочки.

Дети записывают слова.

– А теперь вспомните, как писали букву щ, и посмотрите, как ее соединять с другими буквами: щи, щу – написать по два раза.

Дети выполняют задание.

 А кто еще попался на крючок к Леопольду? Прочитайте прописи.

Дети читают слова.

 В слове щука какой звук обозначает каждая из букв?

Дети характеризуют звуки.

– Напишите красиво по одному разу слова в прописи и самостоятельно раскрасьте схему. Проверьте.

Дети выполняют задания.

V. Физкультминутка

Рыбки плавали, купались
В теплой свеженькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То нырнут, то окунутся,
То зароются в песке.

Дети изображают движения рыбок.

VI. Закрепление (распознавание твердых и мягких согласных звуков)

У. Леопольд снова хотел отправиться на рыбалку, но колеса у его велосипеда оказались спущенными. Как вы думаете, кто это пошалил?

Д. Мыши.

У. Верно.

На доске открываются картинки с мышами.

– Чтобы накачать колеса, нужно в предложении, которое написано у вас в прописях, подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки, красным цветом, а буквы, обозначающие твердые согласные звуки, – синим, мягкие звуки – зеленым. Прочитаем хором предложение.

Дети читают: судак, щука – хищные рыбы.

VII. Работа над предложением

У. Вы справились с заданием, а Леопольд в это время наловил рыбы. Давайте запишем предложение о его рыбалке.

Дети читают: Леопольд по.й-мал щуренка.

Предложение записывается с комментируемым управлением (ведет ученик).

– Записали? Проверим. О ком это предложение?

Д. О Леопольде.

У. Проверим: кто? Леопольд – подчеркиваем одной чертой. Леопольд что сделал? поймал – подчеркиваем двумя чертами. Итак, здесь основа предложения: Леопольд поймал.

Дети списывают с печатного текста.

У. Ребята! Леопольд очень добрый. И конечно же мышей простил. Вспомните, а что он обычно им говорил?

Д. "Давайте жить дружно!"

На доске открывается плакат.

У. Перепишите это предложение к себе в пропись.

Дети записывают предложение.

VIII. Проверка

У. В саду у кота Леопольда росла яблоня. И Леопольд решил угостить нас яблоками.

На доске появляется картинка яблони.

– Но яблоня была волшебная. Яблоки она давала только за правильно выполненные задания. Поэтому проверьте, как вы выполнили задания. Кто выполнил без ошибок – у того в прописи окажется яблоко от Леопольда.

IX. Итог урока

У. Чтобы по щучьему веленью, по нашему хотенью вернуться домой, нужно красиво написать буквы щ, и, ц, ш.

Дети пишут буквы.

– А теперь давайте вспомним, где мы побывали и что делали.

Д. Мы были в гостях у кота Леопольда, научились писать букву щ.

– Помогли Леопольду наловить рыбы.

– Мы вспомнили, что чущу пишется с буквой у.

Светлана ЛЯМИНА,
Ошейкинская средняя
школа, Московская обл.