|
Лилия УправителеваСкоро в школуСегодня мы предлагаем познакомиться с авторской программой Лилии УПРАВИТЕЛЕВОЙ, учителя школы № 7 г. Вологды, в которой создана школа раннего развития "АБВГДейка" для детей 5–6 лет. Цели школы: подготовка ребенка к обучению, развитие знаний, навыков, умений, привычек, способностей, интересов у детей, не посещающих дошкольные учреждения. Занятия проводятся два раза в неделю с 18.00 до 19.00 ч. В группе 10–12 человек. Работа идет по следующим направлениям:
Занятие 1 Ход занятия I. Вступление Звучит музыка песни "АБВГДейка". Учитель. Вы все сегодня стали учениками школы "Абвгдейка". У нас хотя и маленькая, но уже школа. А в школе есть свои правила. Хотите узнать, какие? Дети. Да. У.
Звенит колокольчик. II. Развитие речи У. Сегодня мы с вами отправимся в одну всем вам известную сказку. А что это за сказка, помогут догадаться слова "Тянет-потянет, вытянуть не может". Давайте вспомним героев этой сказки. Дети называют героев сказки, а учитель в это время достает кукол из кукольного набора. – Сейчас у нас будет кукольный спектакль, а вы станете артистами. Артисты должны не стесняться, говорить громко, четко. Дети проигрывают сказку. – Почему семья вытащила репку? Д. Потому что работала дружно. III. Игра на развитие внимания и двигательной памяти У. Если я говорю "бабка" – то вы "вяжете", если говорю "внучка" – подпрыгиваете, если "дедка" – "рубите дрова", если "кошка"– умываетесь, если "Жучка"– лаете, если "мышка"– то пищите. Сначала учитель говорит и показывает движения верно, а затем начинает путать. Говорит "бабка", а сам подпрыгивает. IV. Моделирование (практическая работа) У. Давайте попробуем изобразить героев при помощи схем. Репку мы покажем желтым треугольником, а остальных героев – отрезками разной длины. Еще раз повторяется сказка, но в более сокращенном варианте. Затем дети сами рассказывают сказку, оперируя моделями. V. Постановка руки У. Сейчас мы отправимся в гости к дедке и бабке. Но пройти к ним непросто. Открываем тетрадь со словами:
Вы видите в тетради дорожку. Она достаточно узкая. Ваша задача – пройти по тропке, не выходя за ее границы. А для того чтобы ваши пальчики слушались, их надо разогреть. Выполняется массаж пальчиков.
VI. Перемена "Кот на крыше" (автоматизация звука "ш-ш-ш-ш") На скамейке сидит ребенок с закрытыми глазами. Он "кот". Остальные дети – "мышки". Они тихонько подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят вполголоса:
Кот просыпается, говорит: "Мяу". Вскакивает и гонится за мышами. VII. Математика На доске рисунки с героями сказки "Репка". У. Давайте сосчитаем героев нашей сказки. Сколько всего героев? Д. Шесть. VIII. Пространственная ориентировка У. Кто стоит первым? Д. Дед. У. Кто между бабкой и Жучкой? Д. Внучка. У. Перед внучкой? Д. Бабка. У. Положите перед собой столько кружочков, сколько героев в этой сказке. Дети выкладывают шесть кружочков. У. Мышка убежала. Сколько героев осталось? Д. Пять. У. А теперь снова прибежала. Сколько героев стало? Д. Шесть. IХ. Развитие внимания и памяти У. Запомните, кто за кем стоит. На доске: – А теперь закройте глаза. Дети кладут головы на парты и закрывают глаза. В это время учитель меняет героев местами. Дети поднимают головы и говорят, что изменилось. Х. Решение стихотворных задач У. Оказывается, у кошки есть три котенка.
А сколько котят еще не умеют ходить? Д. Два. У.
На память о занятии дети получают, картинку с героями сказки "Репка". ХI. Домашнее задание У. Раскрасьте картинку. ЗАНЯТИЕ 2 Ход занятия I. Вступление Учитель. К вам в гости пришел мишка-Топтыжка. Он хочет вас пригласить в один чудесный дом.
Дети. Школа. II. Формирование грамматического строя речи. Понятие о слове Учитель читает загадку, дети называют отгадку. Учитель прикрепляет картинку с отгадкой на доску, рядом написано слово. У.
Д. Учитель. У.
Д. Ученики. У.
Д. Портфель. У. Предметы могут быть живыми и неживыми. Живые отвечают на вопрос кто?, а неживые – на вопрос что? III. Игры на внимание Игра "Возьмем – не возьмем?" Учитель показывает предметы, а дети хлопают в ладоши, если это школьные принадлежности. Предметы для показа: ручка, альбом, хлопушка, карандаш, резинка, пистолет, пенал, учебник. Игра "Что изменилось?" Дети рассматривают предметы, затем опускают головы на парты. Учитель в это время меняет предметы местами. Дети угадывают, что изменилось. IV. Математика. Счет предметов Дети считают сначала по порядку, затем начинают счет со второго, затем с третьего предмета, а после делают вывод: результат счета не зависит от порядка. V. Двигательная память На доске рисунки школьных принадлежностей. Если учитель показывает на ручку – то дети встают прямо, как солдатики. Если на альбом – руки в стороны, если на карандаш – руки вверх, на резинку – присесть, на пенал – руки вперед-назад, на учебник – прыжки. VI. Постановка руки У.
Д. Тетрадь. Перед детьми лежит лист, согнутый пополам, как тетрадь. Учитель поясняет, что такое лист, страница, клетка. Дети показывают верхний правый и левый углы, нижний левый и правый углы. Обводят клетку, ставят в верхнем правом углу кружок, в нижнем левом углу – треугольник, в середине страницы рисуют квадрат. VII. Подвижная игра "У медведя во бору" (автоматизация звука [р]) У.
Когда медведь начинает "рычать", дети убегают. VIII. Развитие мышления Игра "Перестановки" У. Сегодня мы познакомимся с игрой, которая называется "Перестановки". Посмотрите, в нижнем ряду карточки стоят в кармашках подряд, а в верхнем ряду – по другому. Нужно отгадать, какая карточка поменяла кармашек. Далее дети выполняют следующие упражнения. Игра "Вопрос – ответ" Учитель задает вопрос и кидает ребенку мишку, ребенок отвечает на вопрос и бросает игрушку назад.
После игры учитель задает домашнее задание и прощается до следующего занятия. Продолжение следует |