Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2001

Я иду на урок

Лилия Управителева

Скоро в школу

Сегодня мы предлагаем познакомиться с авторской программой Лилии УПРАВИТЕЛЕВОЙ, учителя школы № 7 г. Вологды, в которой создана школа раннего развития "АБВГДейка" для детей 5–6 лет. Цели школы: подготовка ребенка к обучению, развитие знаний, навыков, умений, привычек, способностей, интересов у детей, не посещающих дошкольные учреждения. Занятия проводятся два раза в неделю с 18.00 до 19.00 ч. В группе 10–12 человек. Работа идет по следующим направлениям:

– развитие внимания и памяти;
– развитие мелкой мускулатуры руки и пальцев;
– развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи;
– овладение знаниями, умениями и навыками по математике (счет прямой и обратный, работа с множествами предметов, работа над составом числа, пространственная ориентировка, решение стихотворных задач...);
– развитие умственных способностей;
– обучение грамоте (умение слышать звуки, оперировать ими, кодировать звуки);
– развитие социально-психологиче-ской готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарищей, действовать совместно с другими);
– развитие волевой готовности ребенка.

Занятие 1

Ход занятия

I. Вступление

Звучит музыка песни "АБВГДейка".

Учитель. Вы все сегодня стали учениками школы "Абвгдейка". У нас хотя и маленькая, но уже школа. А в школе есть свои правила. Хотите узнать, какие?

Дети. Да.

У. 

Ответить хочешь – не шуми.
А только руку подними.
Ответить хочешь – надо встать,
Когда же сесть позволят – сядь.
Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

Звенит колокольчик.

II. Развитие речи

У. Сегодня мы с вами отправимся в одну всем вам известную сказку. А что это за сказка, помогут догадаться слова "Тянет-потянет, вытянуть не может". Давайте вспомним героев этой сказки.

Дети называют героев сказки, а учитель в это время достает кукол из кукольного набора.

– Сейчас у нас будет кукольный спектакль, а вы станете артистами. Артисты должны не стесняться, говорить громко, четко.

Дети проигрывают сказку.

– Почему семья вытащила репку?

Д. Потому что работала дружно.

III. Игра на развитие внимания и двигательной памяти

У. Если я говорю "бабка" – то вы "вяжете", если говорю "внучка" – подпрыгиваете, если "дедка" – "рубите дрова", если "кошка"– умываетесь, если "Жучка"– лаете, если "мышка"– то пищите.

Сначала учитель говорит и показывает движения верно, а затем начинает путать. Говорит "бабка", а сам подпрыгивает.

IV. Моделирование (практическая работа)

У. Давайте попробуем изобразить героев при помощи схем. Репку мы покажем желтым треугольником, а остальных героев – отрезками разной длины.

Еще раз повторяется сказка, но в более сокращенном варианте. Затем дети сами рассказывают сказку, оперируя моделями.

V. Постановка руки

У. Сейчас мы отправимся в гости к дедке и бабке. Но пройти к ним непросто. Открываем тетрадь со словами:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Карандашик так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Вы видите в тетради дорожку. Она достаточно узкая. Ваша задача – пройти по тропке, не выходя за ее границы. А для того чтобы ваши пальчики слушались, их надо разогреть.

Выполняется массаж пальчиков.

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

VI. Перемена "Кот на крыше" (автоматизация звука "ш-ш-ш-ш")

На скамейке сидит ребенок с закрытыми глазами. Он "кот". Остальные дети – "мышки". Они тихонько подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят вполголоса:

Тише, мыши, тише, мыши!
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись.

Кот просыпается, говорит: "Мяу". Вскакивает и гонится за мышами.

VII. Математика

На доске рисунки с героями сказки "Репка".

У. Давайте сосчитаем героев нашей сказки. Сколько всего героев?

Д. Шесть.

VIII. Пространственная ориентировка

У. Кто стоит первым?

Д. Дед.

У. Кто между бабкой и Жучкой?

Д. Внучка.

У. Перед внучкой?

Д. Бабка.

У. Положите перед собой столько кружочков, сколько героев в этой сказке.

Дети выкладывают шесть кружочков.

У. Мышка убежала. Сколько героев осталось?

Д. Пять.

У. А теперь снова прибежала. Сколько героев стало?

Д. Шесть.

IХ. Развитие внимания и памяти

У. Запомните, кто за кем стоит.

На доске:

– А теперь закройте глаза.

Дети кладут головы на парты и закрывают глаза. В это время учитель меняет героев местами. Дети поднимают головы и говорят, что изменилось.

Х. Решение стихотворных задач

У. Оказывается, у кошки есть три котенка.

У кошки три котенка.
Они мяучат громко.
В лукошко мы глядим:
Куда пропал один?

Вдруг видим: из-под лавки
Его выносит кошка.
Он первым встал на лапки
И вылез из лукошка.

А сколько котят еще не умеют ходить?

Д. Два.

У. 

Хорошо мы потрудились,
Рисовали и резвились,
Но прощаться нам пора,
До свиданья, детвора!

На память о занятии дети получают, картинку с героями сказки "Репка".

ХI. Домашнее задание

У. Раскрасьте картинку.

ЗАНЯТИЕ 2

Ход занятия

I. Вступление

Учитель. К вам в гости пришел мишка-Топтыжка. Он хочет вас пригласить в один чудесный дом.

В этом доме чудеса:
Много парт, звонок – оса.
Прозвенел и тишина.
Начинать урок пора.
Что это?

Дети. Школа.

II. Формирование грамматического строя речи. Понятие о слове

Учитель читает загадку, дети называют отгадку. Учитель прикрепляет картинку с отгадкой на доску, рядом написано слово.

У.

Кто вас встретит у порога
И научит вас писать,
Прочитает книжек много
И поставит всем вам "5"?

Д. Учитель.

У.

Вы теперь не просто дети,
Вы теперь... (ученики),
Форму новую надели,
Завязали все шнурки.

Д. Ученики.

У. 

Со мною в дождик и в метель
Шагает в школу мой... (портфель)
Зимой он книжками набит,
А летом пуст и крепко спит.

Д. Портфель.

У. Предметы могут быть живыми и неживыми. Живые отвечают на вопрос кто?, а неживые – на вопрос что?

III. Игры на внимание

Игра "Возьмем – не возьмем?"

Учитель показывает предметы, а дети хлопают в ладоши, если это школьные принадлежности.

Предметы для показа: ручка, альбом, хлопушка, карандаш, резинка, пистолет, пенал, учебник.

Игра "Что изменилось?"

Дети рассматривают предметы, затем опускают головы на парты. Учитель в это время меняет предметы местами. Дети угадывают, что изменилось.

IV. Математика. Счет предметов

Дети считают сначала по порядку, затем начинают счет со второго, затем с третьего предмета, а после делают вывод: результат счета не зависит от порядка.

V. Двигательная память

На доске рисунки школьных принадлежностей. Если учитель показывает на ручку – то дети встают прямо, как солдатики. Если на альбом – руки в стороны, если на карандаш – руки вверх, на резинку – присесть, на пенал – руки вперед-назад, на учебник – прыжки.

VI. Постановка руки

У.

То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать,
Называюсь я...

Д. Тетрадь.

Перед детьми лежит лист, согнутый пополам, как тетрадь. Учитель поясняет, что такое лист, страница, клетка.

Дети показывают верхний правый и левый углы, нижний левый и правый углы. Обводят клетку, ставят в верхнем правом углу кружок, в нижнем левом углу – треугольник, в середине страницы рисуют квадрат.

VII. Подвижная игра "У медведя во бору" (автоматизация звука [р])

У. 

У медведя во бору грибы, ягоды беру.
А медведь не спит, а медведь рычит.

Когда медведь начинает "рычать", дети убегают.

VIII. Развитие мышления

Игра "Перестановки"

У. Сегодня мы познакомимся с игрой, которая называется "Перестановки". Посмотрите, в нижнем ряду карточки стоят в кармашках подряд, а в верхнем ряду – по другому. Нужно отгадать, какая карточка поменяла кармашек.

Далее дети выполняют следующие упражнения.

Игра "Вопрос – ответ"

Учитель задает вопрос и кидает ребенку мишку, ребенок отвечает на вопрос и бросает игрушку назад.

  • Как в школе нужно обращаться к учительнице?
  • Если тебе нужно о чем-нибудь спросить учительницу, как ты поступишь?
  • Если тебе во время урока понадобится выйти в туалет, что ты скажешь?
  • Что такое урок?
  • Как ты узнаешь, что пора идти на урок?
  • Для чего нужна перемена?
  • Как в школе называется комната, где учатся дети?
  • Как в школе называется стол, за которым дети сидят?
  • Где пишет учитель, когда объясняет задание?
  • Что такое отметка?
  • Какие отметки плохие, а какие хорошие?
  • Что такое каникулы?
  • Какие бывают каникулы?

После игры учитель задает домашнее задание и прощается до следующего занятия.

Продолжение следует