Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2001

Я иду на урок

Ирина Варламова

В Алфавитном городе

Тема.   "Повторение".

Цели.  Обобщить и систематизировать знания по изученным гласным и согласным звукам и буквам; развивать речь, мышление; углублять знания в области русского языка.

Ход урока

I.  Организационный момент

Учитель. Прочитайте на доске девиз нашей работы.
Дети (читают). Мы любим друг друга, понимаем и помогаем.
У.  Сегодня вы вспомните все, что знаете о звуках и буквах, о грамматике русского языка. За ваши знания я накрою вам праздничный стол.

II.  Задание для свободной минутки

На доске.

Жук + мир = ?

У.  Какое слово зашифровано на доске?
Д.  Жмурки.

III.  Путешествие в Алфавитный город

Учитель открывает алфавит.

У.  Поздоровайтесь с жителями Алфавитного города.
Назовите букву, которая стоит перед буквой г.

Д.  Буква в.
У.  Назовите букву, стоящую после буквы п.
Д.  Это буква р.
У.  Какая буква находится в третьем ряду, вторая слева?
Д.  Буква ж.

IV. Тема урока

У.  На какие группы делятся звуки?
Д.  На гласные и согласные.
У.  Что можно сказать о гласных?
Д.  Во рту не встречают преграды, воздух выходит свободно, можно пропеть.
У.  Пропойте буквы.

Учитель показывает на буквы а, о, у, ы, и, э, дети их поют.

– На какие группы делятся согласные звуки?

Д.  На твердые и мягкие.
У.  От чего зависит мягкость согласных?
Д.  От гласной.

Учитель показывает буквы м, н, й, б, в, к, л, дети их называют.

У. Вспомните скороговорки.

Д. 

Мама Милу мылом мыла,
Но не ныла Мила.
Мила – молодчина.

– Белые бараны били в барабаны.
– Варвара варенье доваривала,
Ворчала и приговаривала.

– Аленка-плакса,
В тетради клякса.
Возьми резинку,
Сотри слезинку.

У.  Вспомните теплые летние деньки, яркое солнце, голубое небо и пригласите солнышко на урок.

Дети вспоминают, повернувшись к окну, говорят.

Д. 

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко
Из-под облачка.

V. Физкультминутка

VI. Упражнение над дыханием

"А-а-а-а" – дети берут дыхание и отрывисто произносят столько звуков, сколько их указано.

"А" – дети берут дыхание и до конца выдоха произносят звук.

VII. Тема урока (продолжение)

На доске предметные картинки и слова.

арбуз

ботинки

бабочка

У.  Что находится в первом стол-бике?
Д.  Предметы.
У.  Назовите "лишний" предмет.

Дети дают разные ответы.

Д.  Арбуз – съедобный, а остальные – нет.

– Ботинки – предмет неживой природы.

У.  Прочитайте слова во втором столбике. Назовите "лишнее".

Дети дают разные ответы.

Д.  Арбуз – начинается на а, а другие слова – с буквы б.

– Ботинки – множественное число, а остальные слова – в единственном числе.
– Арбуз – 5 звуков, у других по 7 звуков.

У.  Произнесите первое слово.

Дети произносят: [арбус].

–  Прочитайте первое слово.

Дети читают: арбуз.

–  Что заметили?

Д.   Говорится [с], пишется з.
У.   Почему?
Д.   Проверочное слово арбузы.
У.  Звонкие и глухие согласные звуки помогают услышать гласные. Это ваше следующее знание. Примите грушу.

Учитель прикрепляет к вазе грушу.

– Посмотрите на доску.

На доске.

Гора                                   Он, она...
Горный
Горел

– Задайте к словам вопросы.

Д.  Что? гора; какой? горный; что делал? горел.
У.  Что можно делать со словами?
Д.  Задавать к ним подходящие вопросы.

Учитель крепит на вазу яблоко.

У.  Прочитайте первое слово.
Д.  Гора.
У.  
Произнесите его.
Д.  [Гара].
У.  Что заметили?
Д.  Говорится [а], пишется о.
У.  Чтобы правильно написать гласную, нужно позвать на помощь ударение. Это ваше следующее знание.

Учитель прикрепляет на вазу сливу.

– Почему я объединила первое и второе слова?

Д.  Родственные, у них общая часть гор.
У.  Что записано во втором столбике?
Д.  Местоимения.
У.  Какие местоимения вы еще знаете?
Д.  Я, ты, они...
У. 
Соотнесите местоимения со словами из первого столбика.
Д.  Она гора.

– Он горный, я горный, ты горный.
– Я горел, ты горел, он горел.

У.  Дополните словами-предметами.
Д.  Я горный орел...
У.  К предметам, признакам и действиям предметов можно подставить местоимение. За эти знания я положу в вашу вазу ягоды.

VIII. Физкультминутка

IХ. Работа над текстом

На доске.

Детский сад

Кирилл и Ирина ходят в детский сад. Кирилл любит лепить. Ирина любит рисовать цветы. Воспитатели учат ребят дружить.

У. Прочитайте текст про себя.

Дети выполняют задание.

– Как зовут детей в рассказе?

Д.  Кирилл, Ирина.
У.  Прочитайте текст "цепочкой".

Дети выполняют задание.

– Почему я подчеркнула слово Ирина?

Д.  Это полное имя, а сокращенное – Ира.

Далее следует выборочное чтение.

– Что любит Ирина?

Д.  Ирина любит рисовать цветы.
У.  Что любит Кирилл?
Д.  Кирилл любит лепить.
У.  Что бы вы сказали Ирине?
Д.  Ты настоящая художница.
У.  Что бы вы сказали Кириллу?
Д.  Ты молодец. У тебя красиво получается.
У.  Прочитайте, что делают воспитатели.
Д.  Воспитатели учат ребят дружить.
У.  Замените слово ребят другим словом.
Д.  Детей, малышей.
У.  К слову дружить подберите противоположное слово.
Д.  Ругаться, ссориться.
У.  А какое слово "доброе"?
Д.  Дружить.
У. 
Какие знания вы показали в работе над текстом?

Ответы детей.

– Имена бывают полные и сокращенные; слова можно заменять другими, близкими – словами-синонимами; слова бывают и с противоположным значением – это антонимы. Примите за ваши знания сахарный арбуз.

Учитель прикрепляет на вазу арбуз.

Х. Постановка учебной задачи к уроку письма

У.  Откройте пропись и напишите имя мальчика из нашего рассказа.
Д.  Не можем, так как не умеем писать заглавную к.
У.  Этим мы займемся на уроке письма.

ХI. Обобщение

У. Посмотрите, сколько фруктов вы собрали на уроке! О чем они вам напомнили?

Дети вспоминают, о чем говорили на уроке.

– Спасибо за работу. Приятного аппетита.

Ирина ВАРЛАМОВА,
г. Сибай, Башкортостан