Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2001

Я иду на урок

Ольга Епифанова

Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся

Учителям начальных классов хорошо известно, что у многих учащихся возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся на письме и в чтении в специфических ошибках разного генеза.

При умело организованном учебном процессе, а именно при создании у первоклассников стойкой мотивации для освоения письма, осознанном овладении ими навыками языкового, слогового, звукового анализа и синтеза, четко разработанной системе графических упражнений в букварном периоде трудности эти успешно преодолеваются.

Если же вовремя не обратить на это внимание, не принять профилактических мер, то специфические ошибки письма станут стойкими и перейдут из разряда трудностей в разряд нарушений письменной речи, а затем в дисграфию и дислексию. А значит, ребенку будет необходима помощь учителя-логопеда и педагога-психолога.

Позволю себе кратко напомнить о наиболее часто встречающихся ошибках на первых этапах обучения письму, свидетельствующих о трудностях в формировании письменной речи:

  • отсутствие границ предложений;
  • слитное написание слов в предложении;
  • пропуски гласных;
  • пропуски согласных в стечениях;
  • ошибки обозначения мягкости согласных на письме;
  • смешение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство;
  • нечеткая дифференциация букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляторным признакам звуки, и др.

Цель приведенных далее упражнений – помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского языка активнее развивать речемыслительную деятельность учащихся, зрительное и слуховое восприятие и внимание, речеслуховую память, костно-мышечные ощущения (кинестезии). И еще одна особенность предлагаемых упражнений: работа ведется на материале слов и предложений – значимых смысловых единицах речи.

Приступая к работе, взрослые должны помнить о том, что каждый ребенок, приходящий в школу, любит и хочет работать в тетради. Надо позволить ему сделать это так, чтобы результаты его радовали. Необходимо хвалить ребенка за самые маленькие достижения, ведь только положительные эмоции будут создавать дальнейшую мотивацию овладения письменной речью.

Слуховой диктант предложений

Начинающему ученику сложно (а при незнании букв и просто невозможно) написать настоящий диктант. А как хочется это сделать!

Найдем компромиссное решение.

  • Запишите предложение цифрами.

Наступила осень. (2)
Часто идут дожди. (3)
Птицы улетают. (2)

Итак: 2, 3, 2.

Такой необычный диктант может быть записан яркими фломастерами. А после выполнения задания следует восстановить "зашифрованную" запись, активизировав тем самым память детей.

Сосчитайте количество пробелов (пропусков) между словами.

Зима пришла. (1)
Выпал пушистый снег. (2)
Замерзли реки. (1)
Какая красивая зима. (2)

Итак: 1, 2, 1, 2.

Такие диктанты могут проводиться в 1-м классе почти на каждом уроке по следам интересных событий, прочитанного. Составлять их могут и сами дети. Задания способствуют развитию речевого творчества детей.

Списывание предложений

Учителя часто обращают внимание на то, что детям с трудом дается списывание с образца. Объясняется это тем, что при данном виде деятельности приходится перераспределять внимание между образцом и собственным написанием в тетради, удерживать в памяти отрезки списываемого, постоянно сличать написанное и образец.

Данное упражнение можно сочетать с творческими заданиями. В этом случае появляется дополнительный мотив "усовершенствовать" написанное – возрастает интерес к заданию.

  • Списывание предложений без пробелов.

Детииграют.
Мамаготовитобед.
Бабушкавяжет.
Папаработает.

Перед ребенком сразу встанет вопрос, как переписывать: правильно или так, как есть. Появится проблема – возникнет необходимость ее решить.

  •  Списывание заведомо неверных по смыслу предложений.

Медведь боится волка.
Папа младше сына.

  • Списывание предложения с одновременным заданием изменить в нем одно слово.

Ребята идут в школу.
(Мальчики идут в школу.
Ребята бегут в школу.
Ребята идут из школы.
Ребята идут в библиотеку.
)

После выполнения задания дети читают и обсуждают получившиеся варианты.

  •  Списывание с сокращениями, где непременным условием является сокращение каждого последующего предложения на одно слово.

Вова ел вкусный суп.
Вова ел суп.
Вова ел.

Выполняя и обсуждая это задание, дети смогут понять значение различных членов предложения, ведь в итоге предложение сокращается до грамматической основы, несущей на себе основную смысловую нагрузку.

  • Списывание предложений с добавлениями. (Может быть подключено на последующих этапах работы.)

Ученики решают.
(Ученики решают задачу.
Ученики решат легкую задачу.
)

Выполняя эти и подобные им задания, мы решаем пропедевтическую задачу распространения предложения, синтаксического разбора, предупреждаем появление аграмматизмов на письме, а также расширяем объем кратковременной памяти учащихся.

  • Списывание предложений с заданием закончить их.

Мышка убегает от...
Яхта плывет по...
Самолет летит над...

Подобные задания исподволь готовят первоклассников к усвоению правила о раздельном написании значимого слова и предлога, подводят к падежным изменениям имен существительных, формируют обобщающую и ситуативную функции слова.

Слуховой диктант слов

Пропуск целого слова – нередкая ошибка в тетрадях учащихся. При овладении слоговым анализом слов может быть использована цифровая запись. Диктант слов разной слоговой структуры станет наиболее продуктивным, количество анализируемых слов увеличится во много раз, если учитель предложит детям цифровую запись, обозначающую:

– количество слогов в слове: мак (1), маки (2), маковка (3);
– номер ударного слога: маки (1), макушка (2).

Пропуски гласных – одна из наиболее часто встречающихся проблем. Это объясняется тем, что основную смысловую нагрузку в словах русского языка несут на себе согласные.

Предложите детям не совсем обычный слуховой диктант – вместо целых слов записать только гласные. Методически оправданной будет следующая последовательность подобных диктантов.

· Диктант слов, начинающихся с ударных гласных первого ряда (соответственно записываются только начальные ударные гласные):

Игры (и), остров (о), отпуск (о), арка (а), астры (а), иглы (и), эхо (э), утка (у), улей (у).

Дети быстро и легко справляются с этим диктантом. Одновременно решаются вопросы дифференциации гласных о и а, о и у, и и э (звуки эти нередко смешиваются учащимися из-за их артикуляционного сходства).

  • Диктант односложных слов, где гласные пишутся так же, как и звучат:

Дом (о), нож (о), рак (а), кит (и), сон (о), сын (ы), сыр (ы), мак (а), дым (ы), бык (ы), лак (а), лось (о), конь (о), сом (о).

  • Диктант двусложных слов несколько труднее. Возникает возможность ошибочной записи безударной гласной. Оправданным будет "орфографическое" проговаривание. Одноврменно учим детей проверять безударные гласные.

Сахар (а-а), мука (у-а), кони (о-и), коза (о-а), грибы (и-ы), дома (о-а), сани (а-и), лиса (и-а).

Постепенно в работу включаются слова с гласными второго ряда.

  • Диктант трехсложных слов выполняется так же. Во втором полугодии 1-го класса и во 2-м классе такие диктанты быстры и эффективны для проверки усвоения словарных слов.

Корова (о-о-а), сорока (о-о-а), ворона (о-о-а).

Пропуски согласных в стечениях и их перестановки часто встречаются в работах учеников. В этом случае предлагается работа с цифровым рядом.

Для диктанта подбираются слова со стечением согласных. Перед учениками на столе цифровые ряды от 1 до 10. (Цифры можно просто записать в каждой тетради.)

Дается задание найти место звука (буквы) в словах и записать его цифрой в тетрадях. Например, найти в словах место р.

Бросить (2), зебра (4), подобрать (6), привезли (2), грачи (2).

Упражнения для усвоения графических навыков

Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это так называемые ошибки по кинетическому сходству.

С переходом на стадию связного письма, с увеличением объема письменных работ, увеличением темпа работы число подобных ошибок значительно возрастает. Смешения букв по кинетическому сходству могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения печатных текстов, так как у детей размываются еще неокрепшие связи между звуком и буквой. Иногда в тетрадях учащихся встречаются смешения оптически сходных букв, свидетельствующие о несформированности оптико-пространственных представлений.

Предлагаемые виды тренировочных упражнений могут быть включены на уроке в "минутки чистописания". Они будут способствовать выработке контроля за ходом двигательного акта письма. Желательно начинать подобные упражнения не с письма отдельных букв и слогов, а с букв в составе слова или целого предложения, значимых в смысловом отношении единиц речи.

· Списывание слов и предложений с одновременной расшифровкой зашифрованных букв. Предлагаем следующие виды "шифровок".


(Дедушка удит рыбу.)


(Бабушка любит собирать грибы.)


(На дубе растут желуди.)

Обратное задание – зашифровать записанные или продиктованные предложения.

В зоопарке были зебры, обезьяны, бегемоты.

Подобным образом строится работа по предупреждению ошибок выбора последующего элемента и в других парах смешиваемых букв.

Предлагаемые "шифровки".


(Паша рисует танк.)

Обратное задание предполагает "шифровку" предложений учащимися.

Петр был на прогулке в парке.

Он принес ветки тополя.

Если в работах учащихся встречаются смешения в других парах букв, различающихся количеством однородных элементов, необходимо провести подобную дифференциацию и в этих парах.

  • Так выглядят "шифровки" лево- и правоориентированных, вверх и вниз направленных оптически сходных букв:

Здесь закрепляется и правило о заглавной букве в именах людей.

  • Списывание слов и предложений с одновременным исправлением ошибок кинетических и оптических смешений.

Известно, что развитие функции контроля несколько опережает развитие функции самоконтроля. Ребенок будет предельно внимателен и быстрее найдет ошибку у другого, чем в своей собственной работе.

Предлагаем списать с доски предложения с ошибочно записанными словами.

Как показала практика, подобная работа очень эффективна и результативна: у ребенка появляется достаточная мотивация к письменной деятельности, улучшается зрительное внимание, формируется кинетический контроль за ходом двигательного акта письма.

Предложенные вашему вниманию упражнения отвечают, на наш взгляд, не только задачам формирования техники письма, его операционной стороны, но и целям формирования письменной речи через влияние учителя на развитие произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно-волевой сферы учащихся.

Ольга ЕПИФАНОВА,
учитель-логопед,
негосударственная частная
общеобразовательная школа "Родник",
г. Волгоград