Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2001

Первая полоса

Елена Матвеева

Почему иногда дети не слушаются?

Очень трудно найти золотую середину грамотного общения с детьми. Особенно с малышами. Все они – разные. И этим все сказано! Что же делать учителю, как собрать в одну связку этих непоседливых человечков, уже умеющих заявить о себе или криком, или взглядом исподлобья, или молчанием. Согласитесь, бывают такие минуты?..

И все... пошло-поехало, руки опускаются, не знаешь, как остановить шум, возню, разговоры. Не слушаются! И все!

Главное, спокойствие, как сказал мудрый, в меру опытный герой любимой детской сказки. Спокойствие помогает принимать правильные решения. Попробуйте вспомнить, что было не так в начале урока. Неверный тон или недобрый взгляд (дети не понимают такого тона или взгляда, если раньше все было хорошо), может быть, у кого-то плохое настроение, а вы не заметили (дети не любят, когда этого не замечают), а может, просто кто-то решил "подурить", устал, сегодня не может учиться (и такое бывает иногда)...

Масса вариантов проносится в голове, никакие педагогические меры воздействия не помогают. Как быть? Можно попробовать договориться. О чем? О том, что делать дальше, ведь урок "пропал". Дайте возможность вашим ученикам проанализировать ситуацию. Скажите, что они подвели вас, а вы им так верили.

Можно попросить всех подойти к окну и посмотреть на улицу вслед убегающим облакам.

Можно наказать. Но, думаю, не стоит этого делать. Умный учитель – всегда гибкий и тонкий стратег. Не слушаются дети сегодня, наверное, что-то не так. Завтра они будут другими!

Елена Матвеева