Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №47/2000

Я иду на урок

Нина Евтеева

В гостях у дедушки Корнея

Тема. "В гостях у дедушки Корнея".

Цели. Расширять знания детей о писателе К.И. Чуковском; прививать любовь к его творчеству; воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным; на произведениях К.И. Чуков-ского показать, что добро побеждает зло; учить понимать занимательность сюжетов сказок К.И. Чуковского, особенность его языка.

Оборудование. Портрет К.И. Чуков-ского (1882–1969); плакат "Чудо-дерево Корнея Чуковского"; выставка детских рисунков по произведениям Чуковского; выставка детских книг; корзина с "потерянными" вещами из произведений Чуковского; диафильмы "К.И. Чуковский", "Айболит"; грамзапись отрывков из сказок.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Тема урока

Учитель. Я приглашаю вас в гости к писателю, который сочинил чудесные сказки.

Учитель показывает портрет.

– Догадались, кто это?

Дети. Это портрет Корнея Ивановича Чуковского.

У. Доброго звериного доктора...

Д. Айболита.

У. Злого разбойника...

Д. Бармалея.

У. Грозного...

Д. Тараканища.

У. Крохотного, но отважного...

Д. Бибигона, Мойдодыра и Мухи-Цокотухи с позолоченным брюхом.

Показываются сказки с выставки.

У. Со своими любимыми героями вы сегодня встретитесь вновь.

Выступление готовится заранее.

Ученик 1. У Корнея Ивановича была большая и интересная жизнь. Родился он в 1882 году в Петербурге. Рано начал работать маляром, но одновременно занимался самостоятельно: изучал английский язык, много читал, а потом сдал экзамены за курс гимназии и начал работать в газете.

Ученик 2. В 1916 году вышла первая книга-сказка Чуковского для детей "Крокодил". Дети полюбили ее, Чуковский написал для них еще много сказок и стихо-творений.

Ученик 3. Кроме этого Чуковский писал книги и для взрослых, например, о Некрасове, великом русском поэте. Переводил книги зарубежных писателей и т.д.

Дети подводятся к выводу, что у Чуковского был многогранный талант.

К.И. Чуковский сказочник

переводчик

литературовед

Ученик 4. Свои книги Чуковский в основном писал на даче под Москвой, в Переделкине. Об этом вы узнаете из диафильма "К.И. Чуковский".

Вопросы после просмотра отрывков из диафильма.

  • Как относился Чуковский к детям?
  • В чем проявлялась забота о них?

Ученик 5. В нашей библиотеке тоже много книг К.И. Чуковского. Вы видите их на выставке.

Дети подходят к выставке, берут понравившиеся книги, рассматривают, читают отдельные отрывки; идет доверительная беседа.

Стук в дверь. Появляется ученик в форме почтальона и подает пакет учителю.

У. Печальное известие пришло от книги Чуковского. Она попала в руки одного мальчика. Он перемазал ее, вырвал и перепутал страницы. К счастью, среди нас нет таких учеников. Можно ли помочь книге?

Выслушиваются мнения детей.

Далее учитель читает отрывки из сказок, а дети определяют названия сказок.

– Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки по три чашки,
С молоком и крендельком.

Д. "Муха-Цокотуха".

У. Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.

Д. "Мойдодыр".

У. А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
"Ой, ой, ой, ой, ой, ой!
Воротитеся домой".

Д. "Федорино горе".

У. Дорогие гости, помогите,
Паука-злодея зарубите.

Д. "Муха-Цокотуха".

У. А потом как зарычит на меня,
Как ногами застучит на меня.

Д. "Мойдодыр".

У. Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей.

Д. "Краденое солнце".

Отрывки читаются по два сразу, без паузы, а дети стараются определить, из каких они сказок.

У. Давайте откроем книжкину больницу и научимся лечить книжки. Но вот как это делать и с чего начать?

Библиотекарь. Я научу вас лечить книги. Приходите ко мне в кружок "Живи, книга".

Библиотекарь знакомит с расписанием кружка, показывает отремонтированные книги.

У. Вспомните, ребята, как называлась первая книга К.И. Чуковского. (Называют.) Но у Чуковского не один крокодил, а много. И вот случилось так, что все крокодилы заблудились и не могут попасть в свою сказку. Поможем им?

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.

Д. "Мойдодыр".

У. Повернулся, улыбнулся,
Засмеялся Крокодил.
И злодея Бармалея,
Словно муху, проглотил.
Бедный Крокодил
Жабу проглотил.

Д. "Тараканище".

У. А в большой реке Крокодил лежит,
А в зубах его не огонь горит –
Солнце красное, солнце краденое.

Д. "Краденое солнце".

У. А теперь концерт-загадка.

Ребята-шефы подготовили несколько отрывков из сказок "Айболит", "Муха-Цокотуха" и др., в виде пантомимы. Малыши угадывают и получают приз – картинку из сказки.

– Какие силы есть в сказках Чуковского?

Дети подводятся к выводу на основе опорных слов "добрый" – "злой", "смелый" – "трусливый", "аккуратный" – "неряха".

Злые силы: Бармалей из сказки "Айболит" и Крокодил из сказки "Краденое солнце".

– Но добрых героев у Чуковского гораздо больше. Дети в его сказках – смелые фантазеры, обожающие опасность и приключения (Вася Васильчиков и маленький Бибигон).

Животные в сказках Чуковского – тоже настоящие герои: Воробей уничтожает Таракана ("Тараканище"), Комарик спасает от гибели Муху ("Муха-Цокотуха"), медведь побеждает Крокодила ("Краденое солнце"), другой крокодил глотает злого Бармалея. Но кто остается самым любимым героем?

Д. Айболит!

У. За что же мы любим Айболита? Какие черты характера вызывают у нас симпатию?

Д. Доброта и самопожертвование. Стремление прийти на помощь страдающим людям и зверям, невзирая на опасность.

Шефы показывают инсценировку (сценарий прилагается).

В заключение проводится игра "Корзина с потерянными вещами".

Корзину вносит старшеклассник или дежурный учитель. В ней собраны различные предметы, относящиеся к сказкам Чуковского, например: телефон, мыло, щетки, телеграмма, денежка, башмачки, чашки, блюдца, воздушные шарики и т.д.

Предмет считается угаданным, если дети прочитают строки из сказки и назовут ее.

Игра проводится в виде соревнования.

Итог: составить предложение из слов "побеждает", "добро", "зло".

Задание: принести в класс книги Чуковского, о которых сегодня не говорили, и поделиться знаниями с товарищами.

Такой урок проводится как обобщающий в 1-м или 2-м классе при активной помощи шефов, родителей, работников библиотеки.

Если остается время, учитель рассказывает о Государственном литературном музее К.И. Чуковского.

У. В одном из живописнейших мест Подмосковья, в знаменитом поселке писателей Переделкино, отрылся музей Корнея Чуковского.

Это необычный музей: здесь посетителей называют гостями, здесь каждый день смеются дети и звучат стихи не только К.Чуковского, но и А.Блока, С.Маршака, Б.Пастернака.

Побывав в музее, вы снова встретитесь и с давно знакомым Мойдодыром, и с Бармалеем, и с Крокодилом, увидите те самые комнаты, где жил проказник Бибигон.

Возможно, когда-то кому-нибудь из вас повезет и вы сможете посетить этот чудесный уголок.

А сейчас мы можем только сказать: "Прошло более 30 лет, как нет любимца детворы К.И. Чуковского, но мы этого не ощущаем, ведь герои его произведений с нами и долго еще будут с нами и нашими детьми".

Сценарий на спортивную тему по мотивам сказки К.И. Чуковского "Муха-Цокотуха"

Ведущий. Муха, Муха-Цокотуха
С позолоченным шла брюхом.
Если с брюхом ты идешь,
Разве денежку найдешь?

Входит нарядная Муха, а перед ней большая сумка, имитирующая позолоченное брюхо.

Ведущий. Если даже и найдешь,
Ты ее не подберешь.
Брюшко толстое, большое,
Хоть оно и золотое,
Не дает нагнуться ей.

Муха пытается поднять денежку, но брюшко мешает ей это сделать.

Муха. Помогите поскорей!
Ой, мешает мне брюшко,
Так и тянет к подушке.

Выбегают букашки, приносят подушку. Муха кладет на нее голову, букашки вокруг нее хлопочут, жалеют ее, гладят брюшко.

Ведущий. Но зловредные подружки
Зла хотят несчастной мушке.
Муху все они "жалеют",
Брюшко мухино лелеют.

Букашки подносят по очереди пироги, торт, белый хлеб и т.д.

Букашка 1. Кушай, Муха, пирожок.

Букашка 2. Хлеба белого кусок.

Букашка 3. Открывай пошире рот.

Букашка 4. Набивай ты свой живот.

Все складывают в "золотую" сумку. Живот растет все больше и больше, Муха делается жирнее и жирнее, все неповоротливее и неповоротливее.

Ведущий. Приходила к мухе
Тетушка пчела.
Меду и варенья мухе принесла.
Бабочка-красавица ей несет конфет.
Блошки, таракашки
Сладкий чай по чашке,
Сухари, баранки
И цветов букет.
С днем рожденья поздравляют,
Именины отмечают.

Все движения гостей сопровождаются спортивными упражнениями. Гости дарят подарки и уходят, Муха остается одна на подушке.

Ведущий. Вдруг паук здесь выползает,
Муху жирную хватает.

Паук. Стала толстой ты, как бочка.
Покорми моего сыночка.
Мы с ребеночком сейчас
Захотели кушать враз.

Ведущий. Что же делать бедной мухе?
Оказалась гибель в брюхе!

Муха (зовет на помощь).
Где же вы, мои букашечки,
Блошки, таракашечки?
Бедный Мухе помогите,
От злодеев вы меня спасите.

Ведущий. Отказались все "друзья",
Разбежались кто куда.

Выполняя спортивные упражнения, все "друзья" разбегаются.

Ведущий. Но откуда ни возьмись,
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
К пауку он подлетает,
Саблей голову срубает.

Все движения выполняются под музыку со спортивными упражнениями.

Ведущий. Затем Муху убеждает...

Комарик. Будешь много есть и спать,
И о спорте забывать,
Попадешь в беду опять!

Ведущий. Стал он мухе помогать,
Лишний жир с нее сгонять.

Комарик. Обруч надо вам крутить
И по бревнышку ходить,
Отжиматься 40 раз.
Кушать овощи, пить квас.
По режиму ты живи.
На зарядку не проспи!
Вместе с солнышком вставай,
Всю работу выполняй.
Станешь стройная опять,
Тебя будем прославлять.

Ведущий. Муха стройная опять!
С комаром стала летать.

Слова сопровождаются движениями.

Комарик. Я злодея погубил?

Муха. Погубил!

Комарик. От брюшка освободил?

Муха. Освободил!

Комарик. Стала ты краса-девица,
На тебе хочу жениться.

Муха. Жениться?

Комарик обращается к жюри.

Комарик. Дай, жюри, нам всем ответ:
В чем семьи будет секрет?

Жюри. В спорте!

Комарик. Молодцы! Физкультпривет!
Свой секрет я вам открою,
Я его от вас не скрою!
Рано утром вы вставайте,
Настежь окна открывайте.
Вместе пятки, врозь носки!
Приседанья и прыжки
Со скакалкой и мячом –
Будет хворь вам нипочем!

Звучит марш Мендельсона. Комар ведет Муху под руку. Все участники сопровождают их, выполняя спортивные упражнения.

Сценарий по мотивам сказки К.И. Чуковского "Айболит" с музыкальным и художественным оформлением

Лесная поляна, большое дерево с вывеской "Лечебница доктора Айболита".

Запись мелодии "Маленькая страна", под которую танцуют звери (дети в костюмах зверей), пришедшие к Айболиту.

Ведущий. Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.

Ведущий читает текст. На сцене ученики в костюмах: доктор Айболит, около него пес с перевязанной лапой и другие больные звери, доктор им оказывает помощь.

Пантомима

Звучит мелодия песни "Маленькая страна". С двух сторон выходят герои сказки "Айболит", танцуют, создавая эффект занавеса. Звери по окончании танца уходят, "открывается" занавес, на сцене – доктор Айболит.

Ведущий. И пришла к Айболиту лиса.

Лиса. Ой, меня укусила оса!

Айболит имитирует движение удаления жала, обрабатывает рану, радостная лиса уходит под музыку, поблагодарив Айболита.

Ведущий. И пришел к Айболиту Барбос.

Барбос. Гав! Гав! Меня курица клюнула в нос.

Нос завязан, пес показывает на него, жалобно скулит. Айболит гладит бедного Барбоса, мажет ему нос зеленкой. Барбос благодарит, пританцовывая, пристраивается около Айболита.

Ведущий. Прибежала зайчиха
И закричала.

Зайчиха. Ай! Ай!
Мой зайчик попал под трамвайчик!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвайчик!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки.
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой.

Ведущий. И сказал Айболит...

Айболит. Не беда!
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке.

Ученик в костюме зайца сидит за сценой, а доктору передают большого плюшевого зайца (осторожно, из рук в руки) все собравшиеся на сцене звери; звучит тревожная музыка, на ее фоне ведущий читает текст, Айболит имитирует движения пришивания ног большой иглой.

Ведущий. И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого.
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.

Игрушку незаметно убирают, а из-за сцены выскакивает ученик, исполняющий роль зайца, и под веселую музыку исполняет танец, потом вместе с ним танцуют зайчиха и все звери из танцевальной группы.

Ведущий. А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеется она, и кричит...

Зайчиха. Ну, спасибо тебе, Айболит!
У зайчишки ничто не болит.
Может, может зайчишка плясать
И от хитрой лисички удрать.

Зайчиха благодарит Айболита, берет его за руки и вместе с ним танцует в центре сцены.

Музыка стихает. Заяц обращается к Айболиту и всем присутствующим на сцене и в зале.

Зайчишка.

Буду правила я выполнять,
И по рельсам трамвайным
Не буду гулять.
(Обращается к Зайчихе.)
Лучше нам в свой лесок убежать
И историю эту друзьям рассказать.

Зайчишка и зайчиха убегают. В центре сцены остается Айболит. Участники танцевальной группы располагаются с двух сторон от него.

Ведущий. А все вместе хотим мы сказать:
Будем мы много раз повторять...

Группа 1. Ну, спасибо тебе, Айболит!

Становятся на правое колено.

Группа 2. Слава, слава тебе, Айболит!

Поднимают руки, обращенные к Айболиту, в знак признания и благодарности.

Все (хором). И у нас ничего не болит (кланяются Айболиту).

Айболит. Я желаю здоровья всем вам.
Но сейчас я бегу в Занзибар.

Айболит показывает направление своего маршрута на карте или на большом глобусе.

Айболит. Бегемоты объелись, и вот
У них разболелся живот.
Извините, скорей побегу!
Обещаю: я им помогу.

Свои слова Айболит сопровождает показом лекарств и медицинского оборудования, складывая все в сумку с красным крестом.

Айболит. Гоголь-моголь с собой захвачу!
Напою им тигрят, верблюжат,
Бегемотикам дам шоколад
И поставлю всем градусники.
Я желаю здоровья всем вам,
Но сейчас я спешу в Занзибар!

Доктор Айболит убегает, а перед сценой и на сцене вылеченные им звери танцуют под мелодию песни "Маленькая страна" и скандируют.

Все (хором). Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!

Н.Евтеева,
учитель Епифанской школы