Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №43/2000

Я иду на урок

Елена Пильщикова

Путешествие по городу

2-й класс (1–4)

Тема. "Случаи сложения вида 52 + 3, 52 + 30 (закрепление пройденного)".

Цели. Закрепить знания изученных свойств сложения (перестановка слагаемых, замена двух соседних слагаемых их суммой), умение применять их для обоснования вычислительных приемов и рацио-нализации вычислений; уточнить временныRе представления, расширить кругозор.

Оборудование. Циферблат, плакат "Улица" из набора "Веселая математика", рисунки с изображениями автобуса и почтальона, дорожный знак "Место для стоянки автомобилей", опоры для условия и рассуждения, табличка "Супермаркет", товары с ценниками, корзинка, почтовый ящик, карточки с задачами, поздравительные открытки с заданиями, лабиринты.

Статья опубликована при поддержке официального сайта KIA в России. Остановили свой выбор на автомобиле марки KIA? Хотите узнать подробные технические характеристики и особенности представленных в России моделей? А, может, Вас интересует, у каких дилеров продажа kia rio осуществляется на максимально выгодных для клиентов условиях? Тогда заходите на сайт kia.ru и получайте максимально полную информацию о бренде и ответы на интересующие Вас вопросы о KIA. Благодаря порталу kia.ru Вы всегда будете в курсе последних новостей, касающихся производителя, сможете воспользоваться специальными предложениями, предлагаемыми дилерами, узнаете, как оформить кредит на покупку и даже записаться на тест-драйв! Делайте выбор осознанно, и тогда покупка Вас не разочарует!

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Какое сегодня число? Какое число было вчера; будет завтра? Какой сегодня день недели? Какой был вчера; будет завтра? Какое время показывают сейчас часы?

Ответы детей. Запись в тетради числа и слов "Классная работа".

II. Объявление целей урока

У. Сегодня на уроке мы отправимся на прогулку по городу, убедимся, как знания математики помогают нам в жизни. Вспомним приемы сложения двузначного числа и однозначного, двузначного и двузначного.

III. Тема урока

У. Посмотрите, какие красивые дома на этой улице.

Дети рассматривают плакат "Улица" из набора "Веселая математика".

– Назовите номера домов на левой стороне улицы.

Дети. 24, 26, 28, 30.

У. Какую закономерность заметили?

Д. Все числа четные.

У. Кто может продолжить этот ряд чисел?

Д. 32, 34, 36, 38, 40, 42...

У. Прочитайте номера домов на правой стороне.

Д. 23, 27, 29.

У. Номер какого дома пропущен?

Д. Номер 25.

У. Какое из чисел состоит из круглых десятков?

Д. Число 30.

У. Скажите, сколько десятков и единиц в числах 24, 26, 28.

Д. В первом 2 десятка 4 единицы.

– Во втором 2 десятка 6 единиц.

– В третьем 2 десятка 8 единиц.

У. Представьте числа 23, 25, 27, 29 в виде суммы разрядных слагаемых.

Д. 20 + 3, 20 + 5, 20 + 7, 20 + 9.

У. Далее наш путь мы продолжим на автобусе. Сядьте поудобнее. Пассажиры входят и выходят, посчитаем их.

Дети решают цепочки примеров, ответы показывают, пользуясь сигнальными блокнотами.

– Какие действия мы сейчас выполняли?

Д. Сложение и вычитание.

У. Как называются числа при сложении?

Д. Слагаемые, сумма.

У. При вычитании?

Д. Разность, вычитаемое, уменьшаемое.

У. Кто догадался, куда мы попали? Что означает этот дорожный знак?

Учитель показывает знак.

Д. Парковка автомобилей.

У. Внимание! Задача: "На стоянке было 26 автомобилей, приехало еще 3. Сколько автомобилей стало?" Какое действие выберем для решения этой задачи?

Д. Сложение.

У. Почему?

Д. Потому что машины приехали, то есть их стало больше.

У. Запишите только решение. Объясните прием сложения, опираясь на опору.

1. Представлю число ... в виде суммы разрядных слагаемых...
2. Удобнее...
3. Ставлю скобки...
4. Считаю...

Дети записывают.

26 + 3 = 20 + (6 + 3) = 29.

Д. Представлю число 26 в виде суммы разрядных слагаемых и прибавлю 3. Два соседних слагаемых можно заменить суммой. Выполняю действие в скобках, складываю. Получаю ответ.

У. Решите такой пример: 3 + 26.

Д. 3 + 26 = 29. От перестановки слагаемых сумма не меняется.

У. Следующая задача. "На стоянке было 26 автомобилей. К концу дня их число увеличилось на 30. Сколько автомобилей стало?"

Дети записывают решение, объясняют вычислительный прием. 26 + 30 = 20 + 6 + 30 = (20 + 30) + 6 = 56. Объяснение аналогично предыдущему.

– Решите пример: 30 + 26.

Д. Будет 56.

У. Чем отличается первый пример от второго?

Д. В первом примере к единицам прибавляли единицы, во втором – десятки к десяткам.

У. Следующая остановка – "Супермаркет". Что означает это слово?

Ответы детей.

На доске представлены макеты товаров или рисунки с ценниками.

– В нашем супермаркете продается множество товаров. Сможет купить товар тот, кто правильно решит пример.

50 – 40
22 + 2
13 + 6
35 – 3
10 + 28
28 + 10
32 – 30
17 – 7

Ответ примера соответствует цене какого-либо товара. Ученик, решив пример, берет этот товар и кладет в корзинку.

– Остановка "Стадион".

На этой остановке проводится физкультминутка.

– Следующая остановка на нашем пути – "Почта". Здесь нас встречает почтальон, который приготовил для вас задачу. Эта задача будет о том, как почтальон разносил журналы. Какие слова для условия выберем?

Д. Было, разнес, осталось.

Учитель предлагает детям опору для записи условия.

У. Что же у нас получилось?

Д. Почтальон разнес по адресам 8 журналов. Сколько журналов ему осталось разнести, если в его сумке было 18 журналов?

Один ученик решает задачу у доски, остальные – в тетрадях.

18 – 8 = 10.

У. Измените задачу так, чтобы она решалась сложением.

Д. У почтальона было несколько журналов. Когда он разнес по адресам 8 журналов, у него осталось 10 журналов. Сколько журналов было у почтальона?

Дети самостоятельно решают задачу, затем делают проверку.

10 + 8 = 18

У. Почтальон благодарит вас за хорошую работу и каждому посылает поздравительную открытку. Выполните задание почтальона.

– Какие числа вы вставили?

Д. 2,0,0,1.

У. Эти числа записаны и на почтовом ящике. Что они означают?

Д. Следующий год будет 2001-й.

У. Открытки с правильными ответами опустите в почтовый ящик. Найдите в лабиринтах дорогу в школу.

– Наше путешествие подходит к концу. Что успели повторить? Какие главные правила надо помнить, решая примеры?

Ответы детей.

Елена ПИЛЬЩИКОВА,
учитель Некрасовской начальной школы,
Костромской р-н