|
||||||
Проверяем безударные гласные3-й класс (1–4)Тема. "Способы проверки слов с безударной гласной в корне". Цели. Развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне слов; овладевать способами их проверки; корректировать память, произвольное внимание, логическое мышление, двигательную сферу на основе аналитико-синтетической деятельности, зрительное восприятие, узнавание и различение предметов на ощупь. Оборудование. Конверты с карточками, на которых написана тема занятия; карточки с гласными и согласными буквами; таблица букв; пособие со съемными карточками, на которых написаны морфемы частей речи; картинка с изображением животных; карточки со словами (названиями животных); изображение дерева со съемными гласными буквами; листочки деревьев, вырезанные из цветного картона с написанными на них словами; мешок с различными предметами, в названии которых проверяемая безударная гласная в корне; части разрезанной картинки с изображением лисы. Ход урока I. Организационный момент 1. Упражнение мозговой гимнастики "Качания головой". Для снятия напряжения перед занятием, улучшения мыслительной деятельности. Учитель. Дышите ровно, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Продолжайте ровно дышать. Покачивайте головой из стороны в сторону, подбородком "вычерчивая" слегка изогнутую линию на груди. 2. Упражнение на логическое мышление. У. Продолжите дорожку из букв. – Что это за буквы? Дети. Гласные. 3. Психологический настрой. У. А сейчас создадим хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Скажите друг другу добрые слова. II. Сообщение темы и целей урока У. Возьмите из конвертов, которые лежат на партах, карточки со словами. Сложите из слов фразу и определите тему сегодняшнего урока. Если задание выполните правильно, то на обратной стороне карточек сможете прочитать слово. Дети выполняют задание. – Сегодня на занятии будем учиться определять проверяемую безударную гласную в корне слов и проверять ее, чтобы грамотно, без ошибок писать слова. III. Подготовительные упражнения 1. Упражнение на классификацию. К доске выходят два ученика, один выставляет карточки с гласными буквами в первый ряд наборного полотна, другой – с согласными – во второй ряд. У. Посмотрите внимательно на гласные буквы. Какая из них всегда находится в сильной позиции? Д. Гласная у. Учитель берет карточку с гласной буквой у в руки. 2. Упражнение на произвольное внимание. У. Подсчитайте, сколько раз эта буква встречается в таблице. 3. Алгоритм проверки слов с проверяемыми безударными гласными в корне. У. Что можно сказать о безударном положении в слове остальных гласных? На доске те же карточки с гласными, кроме гласной у. Д. Гласные а, о, и, е, я в безударном положении находятся в слабой позиции. У. Вспомните правило проверки слов с безударными гласными в корне. Дети рассказывают правило, используя опорные сигналы:
– Так сколько существует способов проверки безударных гласных в корне слова? Д. Два способа проверки. У. Повторите их еще раз, используя опорные сигналы. IV. Упражнения в распознавании проверяемых безударных гласных в корне и их проверке 1. Конструирование проверочных слов из морфем. У. Сейчас мы отправимся в волшебную страну безударных гласных. Перед нами замок, в котором живут морфемы (части, из которых состоят слова). – Через зал движется лента, похожая на конвейер. На этом конвейере расположено слово. Хором прочитайте его. На конвейере.
Д. Стена. У. Гласная в корне пропущена. Как вы думаете, почему? Что надо сделать, чтобы проверить слово? Д. Заменить окончание так, чтобы этот звук четко слышался. К доске выходит ученик, берет из кармашка пособия окончание -ы и закрывает им карточку с окончанием -а. Дети читают слово стены, протягивая ударный звук. Учитель берет из кармашка пособия карточку с буквой е и вставляет в слово, окончание -ы возвращает на место. Дети снова читают слово стена орфографически. . У. Каким способом проверили безударную гласную в корне? Д. Меняем окончание так, чтобы этот звук четко слышался. У. Это первый способ. Дети записывают слово стена в тетрадь вместе с проверочным. Читают следующее слово, которое учитель помещает на ленту конвейера. – Что надо сделать, чтобы проверить пропущенную гласную? Д. Подобрать однокоренное слово. Один ученик работает у доски: находит карточку с суффиксом прилагательного -н- и окончанием -ый, помещает эти карточки на ленту-конвейер. Дети прочитывают слово выделяя голосом ударный гласный. Учитель берет из пособия карточку с буквой о, вставляет в слово, после чего возвращает на место суффикс -н- и окончание -ый. Слово холод дети читают орфографически и записывают в тетрадь с проверочным словом. У. Каким способом проверили безударную гласную в слове холод? Ответы детей. 2. Упражнение на классификацию. Учитель предлагает детям картинку с изображением животных. У. Скажите одним словом, кого вы видите на картинке. Д. Животных. У. Назовите этих животных. Д. Это лиса, собака, коза, кот, баран. У. Как вы считаете, какое животное здесь "лишнее"? Почему? Д. Лиса. Она живет в лесу. Это дикое животное. Остальные – домашние животные. Учитель убирает картинку с изображением лисы. У. В названии каких оставшихся животных в корне проверяемая безударная гласная? Д. В словах коза, овца. В слове кошка (кот) гласная в корне под ударением. В слове собака в корне непроверяемая безударная гласная, ее надо запомнить. Учитель убирает картинки с изображением кошки и собаки, а под оставшимися картинками помещает карточки с названиями этих животных, в которых пропущены безударные гласные в корне.
У. Снимите с "дерева букв" нужные вам буквы и вставьте в слова, доказывая правильность своего выбора. – Запишите слова в тетрадь вместе с проверочными словами, выделяя безударные гласные в проверяемых словах, ставя ударения в проверочных. Дети выполняют задание. – Каким способом проверяли безударные гласные в корне? Д. Первым способом – изменяли окончания. 3. Игра "Найди проверочное слово!"
У. Каким способом проверяли безударные гласные в корне? Д. Вторым способом – подбирали однокоренные слова. 4. Составление предложения по опорам. Д. На траве блестели (сверкали, искрились, сияли, лежали) капельки росы. У. Есть ли в предложении слова с проверяемой безударной гласной в корне? Дети называют слова, подбирают к ним проверочные, объясняют, каким способом проверяли. Предложение записывают в тетрадь с комментированием. 5. Работа с деформированным текстом загадки. У. А сейчас задание немного сложнее. На листочках деревьев (липы, клена, дуба, березы) записаны слова. Составьте из них предложения. У вас получится загадка.
Д. Летом я летаю. Мед собираю. Но когда меня подразнишь, Тогда я кусаю. У. Кто это? Д. Пчела. Отгадку дети записывают в тетрадь вместе с проверочным словом. 6. Игра "Угадай предмет". В мешочке (можно из-под сменной обуви) лежат различные предметы: карандаш, линейка, медвежонок, слоненок, котенок, тигренок, волчонок, блокнот, часы и т. д. Ученик на ощупь угадывает предмет, затем достает его из мешочка и определяет, есть ли в названии этого предмета проверяемая безударная гласная в корне, подбирает проверочное слово, определяет безударную гласную 7. Составление предмета из осколочных картинок. У. Соберите картинку с изображение лисы из ее частей. Ученики собирают картинку, проверяют безударную гласную в названии этого животного. V. Итог урока У. Чему вы учились сегодня на занятии? Какие задания вам понравились больше? Надежда АНДРЕЕВА,
|