Оборудование. Пословицы
"Век живи – век учись", "Корень учения
горек, а плод сладок", "Ученье – свет, а
неученье – тьма", "Азбука – к мудрости
ступенька"; осенний ковер, сделанный из
листьев, приклеенных на пятиметровый лист обоев;
выставка тетрадей по письму; иллюстрации сказок
с изученными буквами; надпись "Лесная школа"
(на дощечке).
Оформление зала. На сцене – березки, на
задней стене сцены – пословицы, на полу – ковер
из осенних листьев, по стенам зала – картинки из
сказок с изученными буквами, надувные шары.
Праздник ведут учащиеся 1-го класса.
Ученик 1. Дорогие ребята!
Уважаемые гости! Сегодня впервые в нашей стране
мы отмечаем праздник, который бывает, к
сожалению, только раз в жизни. Он называется
"Мои самые-самые первые каникулы".
Ученик 2.
Мы сегодня очень рады,
Мы приветствуем гостей:
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых,
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
А знаете ли вы, что означает
слово "каникулы"?
Ученик 3. Это собачки. Да,
да, по-латыни "канис" – собака. Каникулой
именовали древние римляне самую яркую звезду в
созвездии Большого Пса – Сириус. Каникула –
Сириус – ежегодно проявлялась на небосводе в
июле, в самый разгар лета по нашему календарю.
В самое жаркое время учащиеся
и студенты освобождаются от занятий. В честь
звезды эти дни и прозвали каникулярными,
каникулами. Сейчас каникулами называют не только
летний отдых, а вообще перерыв в учении.
Ученик 1. Но чтобы
появились каникулы, должна быть школа с уроками.
Правда, ребята?
Ученик 2. Вот сейчас мы и заглянем в школу,
но только в лесную.
Дети исполняют сценку
"Лесная школа".
Медведь (переваливаясь). Что
это за дощечка? А на ней буквы. Интересно, что тут
написано. Жалко, что читать не умею.
Лиса (виляя хвостом). Здравствуй, Миша!
Медведь. Здравствуй.
Лиса. Что ты здесь делаешь?
Медведь. Читаю.
Лиса. Давай читать вместе.
Медведь. Давай.
Белка (прыгает). Здравствуйте.
Лиса и Медведь. Здравствуй, Белка!
Белка. Что вы здесь делаете?
Лиса и Медведь. Читаем.
Белка. Давайте читать вместе.
Заяц (скачет). Здравствуйте!
Все. Здравствуй, Зайка!
Заяц. А что вы здесь делаете?
Все. Читаем.
Заяц. Давайте читать вместе.
Лягушка. Ква-ква! Здравствуйте.
Все. Здравствуй, Лягушка!
Лягушка. Что вы здесь делаете?
Все. Читаем.
Лягушка. Давайте читать вместе.
Мышка. Пи-пи-пи! Здравствуйте!
Все. Здравствуй, Мышка!
Мышка. А что вы здесь делаете?
Все. Читаем!
Мышка. А что там написано?
Медведь. По-моему, мед!
Лиса. По-моему, курочка!
Заяц. Нет, морковка!
Белка. Что вы, орешки!
Лягушка. Ква-ква, кошмар!
Мышка. Так много написано?
Раздается звонок, входит
учитель – Еж.
Еж. Здравствуйте, звери!
Все. Здравствуйте, учитель Еж.
Мышка. Скажите, учитель, что здесь написано?
Еж. Школа.
Все. Школа?
Заходите, все подряд.
Это школа для зверят.
Учитель. Добрый учитель Еж, можно
я проверю, могут ли эти зверята учиться и в нашей
школе? А им помогут наши ребята.
Составьте, зверята, из букв
слова.
Ребята, на помощь, ведь это игра!
Учитель раздает буквы, из
которых можно сложить слова тетрадка, парта,
ранец, учебник, букварь, ручка, школа.
Затем берется по одной букве из слов (они
подчеркнуты) и добавляется ы, получается
слово каникулы.
Ученик 3. Молодцы, ребята
и зверята!
Действительно, каникулы – это
прекрасно. И они есть, пока существуют школы. А
если б не было школ?
Дети исполняют песню "Если
б не было школ".
Если б не было школ,
До чего человек бы дошел?
До того человек докатился –
В дикаря бы опять превратился.
До того человек докатился –
В дикаря бы опять превратился.
Припев: Если б не
было,
Если б не было,
Если б не было школ,
Если б не было школ.
Если б не было школ,
До чего человек бы дошел?
Ел руками бы мясо сырое
И на первое, и на второе.
Ел руками бы мясо сырое
И на первое, и на второе.
Припев.
Если б не было школ,
До чего человек бы дошел?
Весь лохматый и в шкуре звериной
Он являлся бы в гости с дубиной.
Весь лохматый и в шкуре звериной
Он являлся бы в гости с дубиной.
Припев.
Ученик 4.
Посмотрите на меня,
Вот какой счастливый я!
В первый класс уже хожу,
Форму школьную ношу.
По звонку учусь и ем,
Мало спать приходится,
И пока что для игры
Время не находится.
Ученик 5.
Слово "мир" и слово
"мама"
Напишу уже сама я.
Я вам сказку прочитаю
И до сотни сосчитаю.
Ученик 6.
Раньше Карлсон и Мальвина,
Айболит и Буратино
Приглашали нас играть,
А теперь зовут читать
И писать, и считать.
Мы играем и поем,
Очень весело живем.
Дети хором читают
пословицы, что на стенах зала, затем класс и гости
поют песню из мультфильма про кота Леопольда.
Позабудем все, что было,
Я давно сказать хотел,
Что на драку
Глупо тратить силу!
Нам она нужна
Для добрых дел.
Припев: Ярче солнце
светит,
Щебечет воробей.
Добрым жить на белом свете веселей.
Я не трус,
Скажу вам честно,
Просто я считаю так:
На Земле огромной хватит места
Для мышей, для кошек и собак.
Припев.
В жизни всякое бывает,
Могут вас обидеть вдруг.
Но когда плохое забывают,
То светлей становится вокруг.
Припев.
Ученик 7.
Да, быстро летит время!
Вот уже и лист последний в воздухе кружится
И тихо наземь ковриком ложится.
Вроде бы недавно мы еще ходили
в детский сад, встречались с любимыми игрушками.
А теперь? Попробую взять интервью у
одноклассников: "Что на Земле трудней
всего?" (Обращается к одному из учеников.)
Ученик 8. Трудней всего
учиться в первом классе.
Ученик 7. Да, поверьте и мне: учеба – это
большой труд. Я спрошу еще у кого-нибудь: "Что
трудней всего?"
Ученик 9.
Палочки, крючочки
Писать трудней всего.
А затем и буквы разные:
Гласные, согласные.
Ученик 10.
С первого слова,
С первой страницы
Буквы печатные – очень аккуратные.
Буквы для письма я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг друга за ручки.
Ученик 8.
Всем, кто учится писать,
С первых дней нужна...
Дети (хором). Тетрадь.
Ученики 8 и 10 подходят к
выставке тетрадей и показывают свои тетради и
тетради ребят гостям.
Ученик 11.
А тетрадная строка –
Это труд ученика.
Нам она дает ответ,
Кто старается, кто – нет.
Ученик 12.
Ругают Настеньку
За буквы маленькие.
Ругают – охают,
А буквы крохотные
В ее тетрадке
Играют в прятки.
Ученик 13.
Вот "о" малюсенькое
Так притаилось,
Как будто бусинка
В траву свалилась.
Ученик 14.
Ругают Ниночку
За буквы длинные,
За буквы разные –
Кривые, грязные.
Ученик 15.
А буквы-чертики,
Ну не иначе,
Резинкой тертые,
По строчкам скачут.
Дети исполняют сценку.
Сын. Вот и я думаю: буквы
писать – это потруднее, чем стихи учить. Стихи
учили в детском саду и дома. Когда читаешь их
вслух и забудешь словечко, всегда кто-нибудь
подскажет. А когда пишешь, помощи ждать не от
кого, тут уж приходится рассчитывать только на
себя.
Мама (Увидев плохо написанные буквы в
тетради.) Ой, ой, ой!
Сын. Мама, ну скажи сама, кому нужно это
занятие?
Мама. Какое занятие?
Сын. Ну, письмо.
Мама. Ах, вон оно что! А скажи, кем ты будешь,
если не научишься писать?
Сын. Да, в самом деле. Летчики пишут – сам в
кино видел. И врачи пишут. Да, все пишут. Это же
надо! Неужели нет на свете работы, при которой
можно обойтись без ручки и бумаги?
Мама. А вы как думаете,
ребята?
Ответы детей.
Ученик 16.
Да, буквы писать –
Очень трудное дело!
Другие вон пишут
Легко и красиво.
А я что ни сделаю –
Косо да криво.
Ученик 17.
Заглянешь, бывает,
В чужие тетради –
Слова, как солдаты,
Стоят на параде.
А тут...
Ученик 18.
Словно буря
Прошла по странице.
Пора, эх пора бы
И мне научиться!
Ученик 19.
И я бы не прочь
Постараться, собраться, налечь
И добиться успехов
В науке...
Вот только попасть бы
В хорошие руки.
Ученик 20. Посмотрите,
ребята, на свои руки. Они у вас такие
старательные, трудолюбивые. И вы сейчас докажете
это гостям.
Учитель. Да! Ребята, вы доказали, что каникул
не бывает без школы, без знаний, тетрадей, но и,
конечно же, без портфеля. Кстати, а вы знаете, что
означает слово "портфель"? Это французское
слово и означает "порт" – нести, "фель"
– лист. Значит, в нем носят листы бумаги, книги,
тетради.
Проводится конкурс "Кто
быстрее выберет школьные предметы и положит их в
портфель". Затем загадки для ребят загадывает
учитель.
Учитель.
Черный Ивашка, деревянная
рубашка.
Где носом ведет,
Там заметку кладет.
Дети. Карандаш.
Учитель.
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней.
Дети. Книга.
Учитель.
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, ластик, циркуль, перья,
Что угодно для души.
Дети. Пенал.
Учитель.
То я в клетку,
То в линейку.
Написать по мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
Дети. Тетрадь.
Учитель.
Маленький конек
Из черного озера
Воду берет,
Белое поле поливает.
Дети. Ручка, чернила.
Ученик 21. Да, в школу с
нами пошли не только школьные принадлежности, но
и книги. И вот совсем недавно мне захотелось
вновь, но уже самому встретиться со сказкой, и я
выбрал "Репку".
Дети инсценируют сказку
"Репка".
Ведущий.
Возле дома огород.
Баба с внучкой у ворот.
Жучка – хвост колечком –
Дремлет под крылечком.
На крыльцо выходит дед,
Он в большой тулуп одет.
Из открытого окна деду
Музыка слышна:
"На зарядку,
На зарядку становись!"
Дед. У меня здоровье
крепкое, посажу-ка лучше репку я!
Ведущий.
Лопату берет,
Идет в огород.
Бабка.
И у бабки
Без зарядки,
Славу Богу,
Все в порядке!
Ведущий. Рот разевает
–Сладко зевает.
Внучка.
Клонит бедную ко сну!
Ох, с понедельника начну.
Ведущий.
На лавку садится,
Заплетает косицу.
Жучка. Поиграем лучше в
прятки?
Кошка. Обойдемся без зарядки!
Ведущий. Жучка за кошкой, кошка в окошко.
Выходит мышка в спортивных штанишках, майка на
теле, в лапках гантели.
Мышка.
Раз и два! И три, четыре,
Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать –
Бегемота поднимать!
Ведущий. Бегает, прыгает,
лапками дрыгает.
Дед. Ох... умаялся с утра.
Бабка. Да и мне на печь пора...
Ведущий. Занимается рассвет – на крылечке
снова дед. Видит репку в огороде и себе не верит
вроде... Встал он возле репки – репка выше кепки.
Из открытого окна та же музыка слышна.
Дед. Эх, бульдозер бы сюда, без него – совсем
беда!
Ведущий. Тянет-потянет, вытащить не может.
Бабка. Я сейчас! Ай да репка удалась!
Ведущий. Бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Дед. Как тянуть? С какого боку? Выйди, внучка,
на подмогу.
Ведущий. Внучка за бабку, бабка за дедку,
дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Внучка. Ломит спину, ноют ручки, нет, не
справиться без Жучки.
Ведущий. Жучка за внучку, внучка за бабку,
бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут,
вытянуть не могут.
Жучка. Разбудить придется кошку – пусть
потрудится немножко!
Ведущий. Кошка за Жучку, Жучка за внучку,
внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Бабка. Мышку кликнуть бы на двор.
Кошка. Мышку звать, какой позор! Мы пока и
сами, кажется, с усами!
Ведущий. Тут из норки мышка прыг!
Ухватилась за турник!
Мышка. Чем топтать без толку грядку –
становитесь на зарядку! Чтоб за дело браться,
надо сил набраться!
Ведущий. Все выходят по порядку, дружно
делают зарядку (под музыку).
Дед и Бабка. Влево-вправо, влево-вправо.
Получается на славу!
Мышка. Встали! Выдохнуть, вдохнуть, а теперь
пора тянуть!
Ведущий. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка
за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка
за репку. Тянут-потянут... Вытянули репку.
Учитель. А без чего не бывает уроков?
Дети. Без перемен.
Ученик 22.
Что всего милее
Для тебя, мальчишка?
Ученик 23.
В хлебе – горбушка,
В капусте – кочерыжка,
В варенье – пенка,
А в школе – переменка!
Учитель. И, конечно, каникул
не бывает без домашних заданий! Верно?
Дети исполняют
сценку "Бабушки и внуки".
Ученик 1. Здравствуй, голубушка моя! Гулять
не выйдешь?
Ученик 2. Да что ты, я еще уроки не сделала...
Ученик 1. Какие уроки? Ты что, впала в
детство? Ты ж 100 лет как школу закончила!
Ученик 2. Да? А внуки? Сейчас очень модно
делать уроки за внучат. Вот хочу попробовать,
хотя это ужасно непедагогично.
Ученик 1. Как это непедагогично? Да я всю
жизнь за внуков уроки делаю.
Ученик 2. Правда, это вы их так балуете?
Ученик 1. Я не балую! Я с ними знаешь как
строго? Сделаю уроки, а вот начисто они у меня
сами переписывают...
Ученик 2. О, вы действительно строго!
Ученик 1. А то! Так что, если что, меня
спрашивайте, у меня опыт большой!
Ученик 2. Ну, если не трудно, проверьте, как
я стихотворение выучила. Гм. У лукоморья дуб
зеленый, златая цепь на дубе том...
Ученик 1. Так, хорошо.
Ученик 2. И днем, и ночью пес ученый...
Ученик 1. Какой пес? Какой пес?
Ученик 2. Ну я не знаю, какая у него порода.
Может, доберман-пинчер?
Ученик 1. Да не пес, а кот ученый! Поняла?
Кот!
Ученик 2. А, поняла, поняла. Ну, я тогда
сначала. У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на
дубе том, и днем, и ночью кот ученый...
Ученик 1. Ну?
Ученик 2. С авоськой ходит в гастроном...
Ученик 1. С какой авоськой? В какой
гастроном? Ты где такое видела?
Ученик 2. В цирке. Вы знаете, там клоун,
Куклачев, так у него кошки еще и не такое делают...
Ученик 1. Ой, все, сил моих с тобой нет.
Ученик 2. Ну помоги хотя бы задачу решить.
Вот прочти.
Ученик 1 (берет учебник, читает). Так, с
ванной соединены две трубы. Ты запомни, чтобы
решить задачу, надо хорошенько ее представить.
Представила?
Ученик 2. Да-да, представила.
Ученик 1. Через одну вода вливается, через
другую выливается. Представила?
Ученик 2 (убегая). Ой, представила,
представила!
Ученик 1. Погоди, ты куда бежишь?
Ученик 2. Так вода выливается, может пол
залить...
Ученик 1. Успокойся, на самом деле ничего не
льется! Это в задаче! А ты скажи лучше: когда
наполнится ванна?
Ученик 2. О-о-о! Никогда не наполнится. Меня
не проведешь! Сама ж сказала – ничего не льется.
Ученик 1. Фу, все! С тобой в больницу
попадешь! А у меня самой еще уроки – опыт по
ботанике провести надо, фасоль вырастить.
Ученик 2. А, да-да, я помню. Ты у меня фасоль
брала.
Ученик 1. Да что-то не растет твоя фасоль!
Видно, некачественная!
Ученик 2. Как некачественная?! Ну вот делай
людям добро! Можно сказать, от себя оторвала,
вынула из супа...
Ученик 1. Погоди-погоди, как из супа? Это я,
выходит, вареную фасоль растила? Спасибо,
удружила!
Ученик 2. Ой, ну я же не знала, не обижайтесь!
Ну, может, я тебе тоже помогу? Что твоим внукам
задали?
Ученик 1. Сейчас дневник погляжу. Так,
принести тапочки, это я взяла, завтра за внучку
100-метровку бегу. Вот физика. Честно тебе скажу,
чего не знаю – того не знаю. И задача какая-то –
про давление.
Ученик 2. А для меня физика любимый предмет.
Тем более задачи про давление!
Ученик 1. Я про давление одно знаю: чем
больше с тобой разговариваю, тем у меня давление
выше.
Ученик 2. А между прочим, я уже решила.
Получается 50 ньютонов на квадратный сантиметр.
Ученик 1. Да ты соображаешь?! Откуда может
взяться 50 ньютонов? Ньютон один – великий ученый!
А ты – 50! Ты подумай, ну как они 50 на одном
сантиметре поместятся! Что они, дистрофики, что
ли?
Ученик 2. Ой, да ты все путаешь! Ньютон – это
единица измерения, ну, как килограмм или градус. Я
читала, этой единицей измеряют силу, а назвали ее
в честь великого ученого. Как ты считаешь, если мы
дальше так упорно будем учиться, может быть, и в
нашу честь какую-нибудь единицу назовут?
Ученик 1 (шепотом). Между прочим, ее уже
назвали, такую единицу...
Ученик 2. Да, и как?
Ученик 1. Кол! (Снимает платок, выходит из
образа.) Его ставят тем внукам, за которых
бабушки делают уроки...
Ученик 24. Что-то родители загрустили.
Может, мы мало внимания им уделили? Давайте
загадаем им загадки-шутки. Каким гребнем не
расчешешь голову?
Родители. Гребнем петуха.
Ученик 24. Какие часы показывают верное
время только два раза в сутки?
Родители. Которые остановились.
Ученик 24. Когда черной кошке легче всего
пробраться в дом?
Родители. Когда дверь открыта.
Ученик 24. Что можно увидеть закрытыми
глазами?
Родители. Сон.
Ученик 24. Как можно прочесть слово
"загадки"?
Родители. Слева направо.
Ученик 24. Сидит кошка на окошке, и хвост как
у кошки, а не кошка.
Родители. Кот.
Ученик 24. Из какой посуды нельзя ничего
съесть?
Родители. Из пустой.
Ученик 24. Сколько яиц можно съесть натощак?
Родители. Одно.
Учитель. Как хорошо справились с загадками
родители. Это все потому, что они тоже учились в
школе. Правда? Заканчивается наш праздник. И вот
сегодня, в столь памятный день, я прошу родителей
взять в руку ручку и написать пожелание своим
детям, а ребят – себе и своим одноклассникам в
самые первые школьные каникулы.
Все записки
складываются в ларчик, ставится печать из
сургуча, чтобы не вскрывалось ранее чем через 10
лет.
Звучит приятная музыка, с шариками ребята
и гости выходят из зала.
Людмила ГАЛКИНА,
учитель средней школы № 2,
г. Дзержинск Нижегородской обл.